Методическое пособие уроков с видеоматериалами
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.
УУД
Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание необходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных сообществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Изучение нового материала
Загрязнение окружающей среды.
Один из ведущих экологов России Н. Ф. Реймерс определяет загрязнение так:
«...привнесение в среду или возникновение в ней новых, обычно не характерных для нее физических, химических, информационных или биологических факторов или превышение естественного среднего уровня содержания данных факторов в среде, приводящее к негативным последствиям».
Вулканическая деятельность как пример природного загрязнения окружающей среды
Иначе говоря, это все то, что не в том месте, не в то время и не в том количестве, как естественно для природы, что выводит ее из состояния равновесия. Обычно, говоря о загрязнении, име ют в виду загрязнения, вызванные деятельностью человека (антропогенные), но загрязнение возникает иногда и вследствие естественных причин. Ярким примером природного загрязнения может служить деятельность вулканой, когда в атмосферу поступают тысячи тонн различных веществ. Основные загрязнители окружающей среды
Основные загрязнители окружающей среды
виды ЗАГРЯЗНИТЕЛЕЙ |
ОСНрВНЫЕ источники ЗАГРЯЗНЕНИЯ |
ВОЗМОЖНОЕ ВЛИЯНИЕ НА СОСТОЯНИЕ АТМОСФЕРЫ |
1 |
2 |
3 |
Оксид серы (IV), сернистый газ 8О2 |
Сжигание топлива, металлургия |
Изменение климата, образование «кислотных осадков», обострение респираторных заболеваний у человека, вред растениям, разъедание строительных материалов и некоторых тканей, усиление коррозии металлических конструкций |
Взвешенные частицы, содержащие тяжелые металлы |
Разработка полезных ископаемых, вспашка почвы, металлургия |
Изменение климата, состояния озонового слоя, увеличение концентрации тяжелых металлов в цепях питания |
Озон Оз |
Фотохимические реакции в атмосфере |
Изменение климата, негативное влияние на здоровье человека |
Оксиды азота 1ЧОх |
Сжигание топлива, транспорт, азотсодержащие минеральные удобрения, авиация |
Изменение климата, состояния озонового слоя, образование «кислотных осадков», увеличение концентрации нитратов (нитритов) в пищевых цепях, усиление коррозии, создание смога и др. |
Оксид углерода (IV), углекислый газ СОг |
Сжигание топлива, транспорт |
Изменение климата, «парниковый эффект» |
Ртуть Н§ |
Разработка ртутьсодержащих руд, производство хлора, соды, ряда пестицидов, свалки |
Накопление в организмах по пищевым цепям |
Свинец РЬ |
Транспорт, металлургия |
Накопление в организмах по пищевым цепям |
Кадмий СД, цинк 2п, медь Си и др. тяжелые металлы |
Химическая промышленность, металлургия |
Гибель обитателей водоемов за счет накопления по пищевым цепям |
Оксид углерода (И), угарный газ СО |
Сжигание топлива, транспорт |
Изменение климата, нарушение теплового баланса верхней атмосферы |
Асбест |
Строительные материалы |
Влияние на здоровье человека |
Нефть |
Нефтех имическая промышленность |
Нарушение теплообмена гидросферы с атмосферой. Гибель морских организмов |
Полициклические углеводороды (бензопирен) |
Химическая промышленность, сжигание топлива, транспорт, курение |
Изменение климата, состояния озонового слоя, негативное влияние на здоровье человека |
Фосфаты |
Химическая промышленность, производство фосфорных удобрений |
Экологическое состояние вод в реках и озерах |
Пестициды |
Химическая промышленность, производство пестицидов |
Накопление в организмах по пищевым цепям |
Фторхлорпроизвод- ные углеводородов 1фреоны) |
Холодильная промышленность, производство аэрозольных упаковок |
Разрушение озонового слоя Планеты, изменение климата |
Радиация |
Естественный (в основном, радоновый фон) и искусственный фон (медицинское обслуживание, испытание ядерного горючего, АЭС) |
Злокачественные новообразования и генетические мутации |
Человек ежегодно извлекает из недр Земли свыше 100 млрд. т полезных ископаемых (сегодня известно около 250 их видов), выплавляет 800 млн. т различных металлов, рассеивает на поля свыше 500 млн. т минеральных удобрений. Ежегодно сжигается около 9 млрд. т условного топлива, что приводит к выбросу в окружающую среду более 20 млрд. т углекислого газа и более 700 млн. т других соединений, около 3 млрд. т нефти и нефтепродуктов сжигается в качестве моторного топлива и для получения электроэнергии. Каменного угля сжигается ежегодно еще большее количесТолько 2% сырья, извлекаемого из недр планеты, превращается в готовую продукцию, а остальные 98% - отходы, загрязняющие биосферу. А ведь объем добычи полезных ископаемых в мире удваивается каждые 15 лет (объем промышленной продукции на планете удваивается каждые 8-10 лет!).
В результате производственной деятельности человека в окружающую среду выбрасывается около 100 тыс. наименований химических веществ. Это количество в десятки раз превосходит естественные поступления веществ при выветривании горных пород и вулканической деятельности. Ежегодно производится 60 млн. т неизвестных ранее, новых синтетических материалов, в почвы сельскохозяйственных угодий вносится огромное количество минеральных удобрений и пестицидов
Количество железа, поступающего антропогенным путем в природную среду, составило за последние 150 лет около 6,5 млрд. т, а возможные последствия процесса металлизации биосферы пока полностью не изучены.
Антропогенное воздействие на биосферу (по Ю. И. Скурлатову, Г. Г. Дуке, А. Мизити)
Извлечение из биосферы в год |
Поступление в биосферу в год |
Ископаемые - 100 млрд. т Металлы - 800 млн. т |
Химические вещества - 100 гыс. наименований Синтетические материалы - 60 млн. т Минеральныеудобрения - 500 млн. т Пестициды - 5 млн. т Железо - 50 млн. т Жидкий сток - 500 млрд. м Твердый сток - 17,4 млрд. т СО2 - 20 млрд. т ЗОг - 150 млн. т |
В результате строительства и горных разработок ежегодно перемещается более 4 тыс. км породы, сжигается 7 млрд. т топлива. Для ирригации*, промышленного производства, бытового снабжения отбирается более 13% речного стока и сбрасывается в водоемы ежегодно более 500 млрд, м' промышленных и коммунальных стоков. Их нейтрализация требует 5-10-кратного разбавления природной чистой водой. Не менее чем вдвое в последние годы увеличился твердый сток в океан. Только в водохранилищах накопление продуктов размыва суши составляет 13,4 млрд. т в год.
Говоря о загрязнении окружающей среды, следует сказать несколько слов о явлении ее естественного самоочищения.
Рассмотрим этот процесс на примере самоочищения водоемов. В нормальных условиях (без антропогенного вмешательства) в водоеме устанавливается экологическое равновесие, т. е. такое состояние системы, при котором обеспечивается ее стабильность, способность самовосстановления (гомеостаз) после негативных воздействий. Оно обеспечивается совокупной деятельностью населяющих экосистему организмов: бактерий, водорослей и высших водных организмов, различных беспозвоночных животных. Поэтому одна из важнейших экологических задач состоит в том, чтобы поддерживать эту способность.
Факторы самоочищения водоемов можно разделить на три группы: физические, химические и биологические.
Среди физических факторов можно назвать хорошее перемешивание и снижение концентрации взвешенных частиц загрязнителя. Оседание (седиментация) в воде нерастворимых осадков, а также отстаива ние загрязненных вод способствуют самоочищению водоемов. Невысокая температура воды благоприятствует длительному сохранению попадающих в водоемы бактерий, вирусов. Так, в умеренной зоне самоочистка происходит на участке 200-300 км от места загрязнения, а. на Крайнем Севере - до 2 тыс. км. Важным физическим фактором самоочищения водоемов является ультра фиолетовое излучение Солнца, благодаря которому происходит обеззараживание воды. Ультрафиолетовое излучение может воздействовать не только на обычные бактерии, но и на споровые организмы и вирусы. Из химических факторов следует отметить окисление органических и неорганических веществ. Биологический фактор самоочищения заключается в способности живых организмов (микроорганизмов и др.) к разрушению загрязняющих соединений. Сегодня антропогенная нагрузка на водоемы в большинстве случаев превышает их способности к самоочищению. Поэтому необходимо уделять внимание созданию современных малоотходных технологий и очистке выбросов, чтобы избежать необратимых процессов в природной среде.
Вопросы и задания
1.Дайте определение понятию «загрязнение».
2.Каков современный уровень загрязнения окружающей среды?
3.Какие факторы загрязнения водоемов вы знаете?
Виды загрязнений окружающей среды
Загрязнение окружающей среды. Презентация
Загрязнение природы
Ресурсы:
С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций