Урок экологии «Загрязнение окружающей среды»

1
0
Материал опубликован 19 January 2018 в группе

 

Методическое пособие уроков с видеоматериалами

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.

УУД

Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание не­обходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных со­обществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Изучение нового материала

Загрязнение окружающей среды.

Один из ведущих экологов России Н. Ф. Реймерс определяет загрязнение так:

«...привнесение в среду или возникновение в ней новых, обычно не характерных для нее физических, химических, ин­формационных или биологических факторов или превышение естественного среднего уровня содержания данных факторов в среде, приводящее к негативным последствиям».

Вулканическая деятельность как пример природного загрязнения окружающей среды

Иначе говоря, это все то, что не в том месте, не в то время и не в том количестве, как естественно для природы, что выводит ее из состояния равновесия. Обычно, говоря о загрязнении, име ют в виду загрязнения, вызванные деятельностью человека (антро­погенные), но загрязнение возникает иногда и вследствие естест­венных причин. Ярким примером природного загрязнения может служить деятельность вулканой, когда в атмосферу поступают ты­сячи тонн различных веществ. Основные загрязнители окружаю­щей среды

Основные загрязнители окружающей среды


 

виды

ЗАГРЯЗНИТЕЛЕЙ

ОСНрВНЫЕ

источники

ЗАГРЯЗНЕНИЯ

ВОЗМОЖНОЕ ВЛИЯНИЕ НА СОСТОЯНИЕ АТМОСФЕРЫ

1

2

3

Оксид серы (IV), сернистый газ 8О2

Сжигание топлива, металлургия

Изменение климата, обра­зование «кислотных осад­ков», обострение респира­торных заболеваний у че­ловека, вред растениям, разъедание строительных материалов и некоторых тканей, усиление коррозии металлических конструк­ций

Взвешенные части­цы, содержащие тя­желые металлы

Разработка полезных ископаемых, вспаш­ка почвы, металлур­гия

Изменение климата, со­стояния озонового слоя, увеличение концентрации тяжелых металлов в цепях питания

Озон Оз

Фотохимические ре­акции в атмосфере

Изменение климата, нега­тивное влияние на здоровье человека

Оксиды азота 1ЧОх

Сжигание топлива, транспорт, азотсо­держащие минераль­ные удобрения, авиа­ция

Изменение климата, со­стояния озонового слоя, образование «кислотных осадков», увеличение кон­центрации нитратов (нит­ритов) в пищевых цепях, усиление коррозии, созда­ние смога и др.

Оксид углерода (IV), углекислый газ СОг

Сжигание топлива, транспорт

Изменение климата, «пар­никовый эффект»

Ртуть Н§

Разработка ртутьсо­держащих руд, про­изводство хлора, со­ды, ряда пестици­дов, свалки

Накопление в организмах по пищевым цепям

Свинец РЬ

Транспорт, метал­лургия

Накопление в организмах по пищевым цепям

Кадмий СД, цинк 2п, медь Си и др. тяжелые металлы

Химическая про­мышленность, ме­таллургия

Гибель обитателей водо­емов за счет накопления по пищевым цепям

Оксид углерода (И), угарный газ СО

Сжигание топлива, транспорт

Изменение климата, нару­шение теплового баланса верхней атмосферы

Асбест

Строительные мате­риалы

Влияние на здоровье человека

Нефть

Нефтех имическая промышленность

Нарушение теплообмена гидросферы с атмосферой. Гибель морских организмов

Полициклические

углеводороды

(бензопирен)

Химическая про­мышленность, сжи­гание топлива, тра­нспорт, курение

Изменение климата, со­стояния озонового слоя, негативное влияние на здо­ровье человека

Фосфаты

Химическая про­мышленность, про­изводство фосфор­ных удобрений

Экологическое состояние вод в реках и озерах

Пестициды

Химическая промы­шленность, произ­водство пестицидов

Накопление в организмах по пищевым цепям

Фторхлорпроизвод- ные углеводородов 1фреоны)

Холодильная про­мышленность, про­изводство аэрозоль­ных упаковок

Разрушение озонового слоя Планеты, изменение климата

Радиация

Естественный (в ос­новном, радоновый фон) и искусствен­ный фон (меди­цинское обслужива­ние, испытание ядер­ного горючего, АЭС)

Злокачественные новообра­зования и генетические мутации

 

Человек ежегодно извлекает из недр Земли свыше 100 млрд. т полезных ископаемых (сегодня известно около 250 их видов), вы­плавляет 800 млн. т различных металлов, рассеивает на поля свы­ше 500 млн. т минеральных удобрений. Ежегодно сжигается около 9 млрд. т условного топлива, что приводит к выбросу в окружаю­щую среду более 20 млрд. т углекислого газа и более 700 млн. т других соединений, около 3 млрд. т нефти и нефтепродуктов сжи­гается в качестве моторного топлива и для получения электроэнер­гии. Каменного угля сжигается ежегодно еще большее количесТолько 2% сырья, извлекаемого из недр планеты, превраща­ется в готовую продукцию, а остальные 98% - отходы, загряз­няющие биосферу. А ведь объем добычи полезных ископаемых в мире удваивается каждые 15 лет (объем промышленной продук­ции на планете удваивается каждые 8-10 лет!).

В результате производственной деятельности человека в ок­ружающую среду выбрасывается около 100 тыс. наименований химических веществ. Это количество в десятки раз превосходит естественные поступления веществ при выветривании горных по­род и вулканической деятельности. Ежегодно производится 60 млн. т неизвестных ранее, новых синтетических материалов, в почвы сельскохозяйственных угодий вносится огромное количество минеральных удобрений и пестицидов

Количество железа, поступающего антропогенным путем в природную среду, составило за последние 150 лет около 6,5 млрд. т, а возможные последствия процесса металлизации биосферы пока полностью не изучены.

Антропогенное воздействие на биосферу (по Ю. И. Скурлатову, Г. Г. Дуке, А. Мизити)

 

Извлечение из биосферы в год

Поступление в биосферу в год

Ископаемые - 100 млрд. т Металлы - 800 млн. т

Химические вещества - 100 гыс. наименований

Синтетические материалы - 60 млн. т Минеральныеудобрения - 500 млн. т Пестициды - 5 млн. т Железо - 50 млн. т Жидкий сток - 500 млрд. м Твердый сток - 17,4 млрд. т СО2 - 20 млрд. т ЗОг - 150 млн. т

В результате строительства и горных разработок ежегодно перемещается более 4 тыс. км породы, сжигается 7 млрд. т топ­лива. Для ирригации*, промышленного производства, бытового снабжения отбирается более 13% речного стока и сбрасывается в водоемы ежегодно более 500 млрд, м' промышленных и комму­нальных стоков. Их нейтрализация требует 5-10-кратного разбав­ления природной чистой водой. Не менее чем вдвое в последние годы увеличился твердый сток в океан. Только в водохранилищах накопление продуктов размыва суши составляет 13,4 млрд. т в год.

Говоря о загрязнении окружающей среды, следует сказать не­сколько слов о явлении ее естественного самоочищения.

Рас­смотрим этот процесс на примере самоочищения водоемов. В нормальных условиях (без антропогенного вмешательства) в во­доеме устанавливается экологическое равновесие, т. е. такое со­стояние системы, при котором обеспечивается ее стабильность, способность самовосстановления (гомеостаз) после негативных воздействий. Оно обеспечивается совокупной деятельностью на­селяющих экосистему организмов: бактерий, водорослей и выс­ших водных организмов, различных беспозвоночных животных. Поэтому одна из важнейших экологических задач состоит в том, чтобы поддерживать эту способность.

Факторы самоочищения водоемов можно разделить на три группы: физические, химические и биологические.

Среди физи­ческих факторов можно назвать хорошее перемешивание и сни­жение концентрации взвешенных частиц загрязнителя. Оседание (седиментация) в воде нерастворимых осадков, а также отстаива ние загрязненных вод способствуют самоочищению водоемов. Невысокая температура воды благоприятствует длительному со­хранению попадающих в водоемы бактерий, вирусов. Так, в уме­ренной зоне самоочистка происходит на участке 200-300 км от места загрязнения, а. на Крайнем Севере - до 2 тыс. км. Важным физическим фактором самоочищения водоемов является ультра фиолетовое излучение Солнца, благодаря которому происходит обеззараживание воды. Ультрафиолетовое излучение может воз­действовать не только на обычные бактерии, но и на споровые организмы и вирусы. Из химических факторов следует отметить окисление органических и неорганических веществ. Биологиче­ский фактор самоочищения заключается в способности живых организмов (микроорганизмов и др.) к разрушению загрязняющих соединений. Сегодня антропогенная нагрузка на водоемы в боль­шинстве случаев превышает их способности к самоочищению. Поэтому необходимо уделять внимание созданию современных малоотходных технологий и очистке выбросов, чтобы избежать необратимых процессов в природной среде.

Вопросы и задания

1.Дайте определение понятию «загрязнение».

2.Каков современный уровень загрязнения окружающей среды?

3.Какие факторы загрязнения водоемов вы знаете?

Виды загрязнений окружающей среды

 

 

 

 

 

Загрязнение окружающей среды. Презентация

 

 

Загрязнение природы

 

 

 

 

Ресурсы:

С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.