Урок экологии в 10–11 классе «Загрязнение окружающей среды»

1
0
Материал опубликован 6 February 2018 в группе

Методическое пособие разработки уроков 10-11класс

Тип урока- комбинированный

Методы: личностно-ориентированного подхода, частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный

Цель: формирование у человека системы практико-ориентированных знаний и умений и на их основе развития природосообразного поведения в окружающем мире.

Задачи:

Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.

Развивающие: развитие ключевых компетентностей учащихся на примере содержания экологического образования;развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.

Воспитательные:.формирование экологически грамотного поведения человека в окружающей среде, перевод знаний человека об окружающей среде в стиль его жизни (уклад жизни, образ жизни).

УУД

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.

Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости ;

Планируемые результаты

Предметные

влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

Личностные:

- формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;

-создание таких педагогических условий, которые обеспечат право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое соответствует его психологическому статусу, склонностям, потребностям, интересам, возможностям.

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение

Развития таких ключевых понятий как «качество человека» (ценности, мировоззрение, сознание, мышление), «качество жизни» (уровень жизни, стиль жизни, уклад жизни), «качество окружающей среды» (состояние атмосферы, гидросферы, литосферы (педосферы), животного и растительного мира, вида Homo sapiens sapiens, культуры, образования).

Информация

Загрязнение окружающей среды

По определению одного из ведущих экологов России Н. Ф. Рей- мерса, «загрязнение окружающей среды» - это «привнесение в среду или возникновение в ней новых, обычно не характерных для нее физических, химических, информационных или биологи­ческих факторов, или превышение естественного уровня содер­жания данных факторов в среде, приводящих к негативным по­следствиям». Иначе говоря, это все то, что не в том месте, не в то время и не в том количестве, что естественно для природы, выводит ее из состояния равновесия

Основные загрязнители окружающей среды

виды

ЗАГРЯЗНИТЕЛЕЙ

ОСНОВНЫЕ

ИСТОЧНИКИ

ЗАГРЯЗНЕНИЯ

ВОЗМОЖНОЕ ВЛИЯНИЕ НА СОСТОЯНИЕ АТМОСФЕРЫ

1

2

3

Оксид серы (IV), сернистый газ 8О2

Сжигание топлива, металлургия

Изменение климата, обра­зование «кислотных осад­ков», обострение респира­торных заболеваний у че­ловека, вред растениям, разъедание строительных материалов и некоторых тканей, усиление коррозии металлических конструк­ций

Взвешенные части­цы, содержащие тя­желые металлы

Разработка полезных ископаемых, вспаш­ка почвы, металлур­гия

Изменение климата, со­стояния озонового слоя, увеличение концентрации тяжелых металлов в цепях питания

Озон Оз

Фотохимические ре­акции в атмосфере

Изменение климата, нега­тивное влияние на здоровье человека

Оксиды азота 1ЧОх

Сжигание топлива, транспорт, азотсо­держащие минераль­ные удобрения, авиа­ция

Изменение климата, состоя­ния озонового слоя, образо­вание «кислотных осадков». Увеличение концентрации нитратов (нитритов) в пи­щевых цепях, усиление коррозии, создание смога и др.

Оксид углерода (IV), углекислый газ СОг

Сжигание топлива, транспорт

Изменение климата, «пар­никовый эффект»

Ртуть Н§

Разработка ргутьсо- держащих руд, про­изводство хлора, соды, ряда пестици­дов, свалки

Накопление в организмах по пищевым цепям

Свинец РЬ

Транспорт, метал­лургия

Накопление в организмах по пищевым цепям

Кадмий СД, цинк 2п, медь Си и др. тяжелые металлы

Химическая про­мышленность, ме­таллургия

Гибель обитателей водо­емов за счет накопления по пищевым цепям

Оксид углерода (II), угарный газ СО

Сжигание топлива, транспорт

Изменение климата, нару­шение теплового баланса верхней атмосферы

Асбест

Строительные мате­риалы

Влияние на здоровье чело­века

Нефть

Нефтехимическая

промышленность

Нарушение теплообмена гидросферы с атмосферой, гибель морских организмов

Полициклические

углеводороды

(бензопирен)

Химическая про­мышленность, сжи­гание топлива, транс­порт, курение

Изменение климата, со­стояния озонового слоя, негативное влияние на здо­ровье человека

Фосфаты

Химическая про­мышленность, про­изводство фосфор­ных удобрений

Экологическое состояние вод в реках и озерах

Пестициды

Химическая про­мышленность, произ­водство пестицидов

Накопление в организмах. По пищевым цепям

Фторхлорпроизвод- ные углеводородов (фреоны)

Холодильная про­мышленность, про­изводство аэрозоль­ных упаковок

Разрушение озонового слоя Планеты, изменение климата

Радиация

Естественный (в ос­новном, радоновый фон) и искусст­венный фон (меди­цинское обслужива­ние, испытание ядерного горючего, АЭС)

Злокачественные новообра­зования и генетические мутации

Виды загрязнений многообразны. Это и выбросы вредных ве­ществ в атмосферу, попадание в водную среду производственных и коммунально-бытовых отходов, нефтепродуктов, минеральных солей, тяжелых металлов; засорение ландшафтов мусором и твердыми от­ходами; широкое применение пестицидов; повышение уровня иони­зирующей радиации, накопление тепла в атмосфере и гидросфере; усиление шумовых и электромагнитных воздействий.

Существует много самых разных классификаций загрязнений окружающей среды. Г. В. Стадницкий и А. И. Родионов выделя­ют следующие виды загрязнений экосистем:

ингредиентное - составная часть со­единения или смеси заключается в поступлении чуждых естест­венным экосистемам веществ, например, отходов различных про­изводств, бытовых стоков и мусора и др.;

параметрическое (параметр - величина, характеризую­щая свойства процесса, явления) связано с изменением характе­ристик окружающей среды, например, уровня освещенности, шума, радиационного фона, интенсивности электромагнитного излучения и др.;

биоценотическое заключается в воздействии человеческой дея­тельности на состав и функционирование популяций живых ор­ганизмов, например, нерегулируемый отлов, отстрел животных, браконьерство, перепромысел и др.;

стациально-деструктивное состоит в изменении природных ландшафтов и экосистем в процессе природопользования, напри­мер, урбанизация, осушение земель, эрозия почв, вырубка лесов, пожары, мелиоративные работы и др.

Уровень загрязнения окружающей среды зависит от очень многих факторов, например, величина загрязненности воздуха золой и сажей зависит главным образом от следующих факторов:

Величина выброса.

Чем больше выброс в единицу времени, тем больше загряз­ненность воздуха. Но эта зависимость не прямая, так как влияют и другие факторы. Например, при снижении коэффициента очи­стки с 99,8 до 99,2% выброс увеличивается в 4 раза в связи с не­линейной зависимостью.

Направление и скорость ветра.

Чем выше скорость ветра, тем в большем объеме будут раз­бавляться поступающие в воздух загрязнения, тем меньше будет их концентрация.

Разность температур (температурный градиент).

Чем выше разность температур, тем сильнее вертикальные потоки воздуха, больше угол раскрытия дымового факела, имею­щего конусообразную форму, больше перемешивание загрязнений с воздухом.

Влажность воздуха.

Отмечается прямая зависимость между концентрацией дыма и относительной влажностью воздуха. Частички загрязнений, яв­ляясь ядрами конденсации для водяных паров, отягченные водя­ной оболочкой, опускаются вниз и увеличивают загрязнение воз­духа.

Расстояние от источника выброса.

Степень разбавления дыма атмосферным воздухом находится в прямой зависимости от расстояния, которое дым прошел до данной точки.

Высота выброса.

Чем выше труба, тем меньше концентрация золы и сажи в воздухе у земли: дымовой факел позднее касается земли, и его сечение в месте соприкосновения с землей больше; скорость вет­ра с высотой увеличивается, а соответственно увеличивается и объем воздуха, с которым перемешиваются эти загрязнения в точке выброса.

Вопросы и задания

1.Что называется загрязнением окружающей среды?

2.Какие виды загрязнения экосистем вы знаете?

3.О чем свидетельствует высота трубы предприятия, с точки зрения уровня загрязнения окружающей среды?

Виды загрязнений окружающей среды

 

 

 

Загрязнение окружающей среды

 

 

 

13 фактов об экологических катастрофах и загрязнении окружающей среды

 

 

Ресурсы

Алексеев С. В Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов.

Словарь геоэкологических понятий

http://allrefrs.ru/1-57748.html

Основные понятия экологии человека

https://studfiles.net/preview/5246673/page:3/

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.