Урок экологии в 10–11 классе «Загрязнение окружающей среды»
Методическое пособие разработки уроков 10-11класс
Тип урока- комбинированный
Методы: личностно-ориентированного подхода, частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный
Цель: формирование у человека системы практико-ориентированных знаний и умений и на их основе развития природосообразного поведения в окружающем мире.
Задачи:
Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.
Развивающие: развитие ключевых компетентностей учащихся на примере содержания экологического образования;развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.
Воспитательные:.формирование экологически грамотного поведения человека в окружающей среде, перевод знаний человека об окружающей среде в стиль его жизни (уклад жизни, образ жизни).
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости ;
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
Личностные:
- формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;
-создание таких педагогических условий, которые обеспечат право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое соответствует его психологическому статусу, склонностям, потребностям, интересам, возможностям.
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение
Развития таких ключевых понятий как «качество человека» (ценности, мировоззрение, сознание, мышление), «качество жизни» (уровень жизни, стиль жизни, уклад жизни), «качество окружающей среды» (состояние атмосферы, гидросферы, литосферы (педосферы), животного и растительного мира, вида Homo sapiens sapiens, культуры, образования).
Информация
Загрязнение окружающей среды
По определению одного из ведущих экологов России Н. Ф. Рей- мерса, «загрязнение окружающей среды» - это «привнесение в среду или возникновение в ней новых, обычно не характерных для нее физических, химических, информационных или биологических факторов, или превышение естественного уровня содержания данных факторов в среде, приводящих к негативным последствиям». Иначе говоря, это все то, что не в том месте, не в то время и не в том количестве, что естественно для природы, выводит ее из состояния равновесия
Основные загрязнители окружающей среды
виды ЗАГРЯЗНИТЕЛЕЙ |
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ |
ВОЗМОЖНОЕ ВЛИЯНИЕ НА СОСТОЯНИЕ АТМОСФЕРЫ |
1 |
2 |
3 |
Оксид серы (IV), сернистый газ 8О2 |
Сжигание топлива, металлургия |
Изменение климата, образование «кислотных осадков», обострение респираторных заболеваний у человека, вред растениям, разъедание строительных материалов и некоторых тканей, усиление коррозии металлических конструкций |
Взвешенные частицы, содержащие тяжелые металлы |
Разработка полезных ископаемых, вспашка почвы, металлургия |
Изменение климата, состояния озонового слоя, увеличение концентрации тяжелых металлов в цепях питания |
Озон Оз |
Фотохимические реакции в атмосфере |
Изменение климата, негативное влияние на здоровье человека |
Оксиды азота 1ЧОх |
Сжигание топлива, транспорт, азотсодержащие минеральные удобрения, авиация |
Изменение климата, состояния озонового слоя, образование «кислотных осадков». Увеличение концентрации нитратов (нитритов) в пищевых цепях, усиление коррозии, создание смога и др. |
Оксид углерода (IV), углекислый газ СОг |
Сжигание топлива, транспорт |
Изменение климата, «парниковый эффект» |
Ртуть Н§ |
Разработка ргутьсо- держащих руд, производство хлора, соды, ряда пестицидов, свалки |
Накопление в организмах по пищевым цепям |
Свинец РЬ |
Транспорт, металлургия |
Накопление в организмах по пищевым цепям |
Кадмий СД, цинк 2п, медь Си и др. тяжелые металлы |
Химическая промышленность, металлургия |
Гибель обитателей водоемов за счет накопления по пищевым цепям |
Оксид углерода (II), угарный газ СО |
Сжигание топлива, транспорт |
Изменение климата, нарушение теплового баланса верхней атмосферы |
Асбест |
Строительные материалы |
Влияние на здоровье человека |
Нефть |
Нефтехимическая промышленность |
Нарушение теплообмена гидросферы с атмосферой, гибель морских организмов |
Полициклические углеводороды (бензопирен) |
Химическая промышленность, сжигание топлива, транспорт, курение |
Изменение климата, состояния озонового слоя, негативное влияние на здоровье человека |
Фосфаты |
Химическая промышленность, производство фосфорных удобрений |
Экологическое состояние вод в реках и озерах |
Пестициды |
Химическая промышленность, производство пестицидов |
Накопление в организмах. По пищевым цепям |
Фторхлорпроизвод- ные углеводородов (фреоны) |
Холодильная промышленность, производство аэрозольных упаковок |
Разрушение озонового слоя Планеты, изменение климата |
Радиация |
Естественный (в основном, радоновый фон) и искусственный фон (медицинское обслуживание, испытание ядерного горючего, АЭС) |
Злокачественные новообразования и генетические мутации |
Виды загрязнений многообразны. Это и выбросы вредных веществ в атмосферу, попадание в водную среду производственных и коммунально-бытовых отходов, нефтепродуктов, минеральных солей, тяжелых металлов; засорение ландшафтов мусором и твердыми отходами; широкое применение пестицидов; повышение уровня ионизирующей радиации, накопление тепла в атмосфере и гидросфере; усиление шумовых и электромагнитных воздействий.
Существует много самых разных классификаций загрязнений окружающей среды. Г. В. Стадницкий и А. И. Родионов выделяют следующие виды загрязнений экосистем:
ингредиентное - составная часть соединения или смеси заключается в поступлении чуждых естественным экосистемам веществ, например, отходов различных производств, бытовых стоков и мусора и др.;
параметрическое (параметр - величина, характеризующая свойства процесса, явления) связано с изменением характеристик окружающей среды, например, уровня освещенности, шума, радиационного фона, интенсивности электромагнитного излучения и др.;
биоценотическое заключается в воздействии человеческой деятельности на состав и функционирование популяций живых организмов, например, нерегулируемый отлов, отстрел животных, браконьерство, перепромысел и др.;
стациально-деструктивное состоит в изменении природных ландшафтов и экосистем в процессе природопользования, например, урбанизация, осушение земель, эрозия почв, вырубка лесов, пожары, мелиоративные работы и др.
Уровень загрязнения окружающей среды зависит от очень многих факторов, например, величина загрязненности воздуха золой и сажей зависит главным образом от следующих факторов:
Чем больше выброс в единицу времени, тем больше загрязненность воздуха. Но эта зависимость не прямая, так как влияют и другие факторы. Например, при снижении коэффициента очистки с 99,8 до 99,2% выброс увеличивается в 4 раза в связи с нелинейной зависимостью.
Чем выше скорость ветра, тем в большем объеме будут разбавляться поступающие в воздух загрязнения, тем меньше будет их концентрация.
Разность температур (температурный градиент).
Чем выше разность температур, тем сильнее вертикальные потоки воздуха, больше угол раскрытия дымового факела, имеющего конусообразную форму, больше перемешивание загрязнений с воздухом.
Отмечается прямая зависимость между концентрацией дыма и относительной влажностью воздуха. Частички загрязнений, являясь ядрами конденсации для водяных паров, отягченные водяной оболочкой, опускаются вниз и увеличивают загрязнение воздуха.
Расстояние от источника выброса.
Степень разбавления дыма атмосферным воздухом находится в прямой зависимости от расстояния, которое дым прошел до данной точки.
Чем выше труба, тем меньше концентрация золы и сажи в воздухе у земли: дымовой факел позднее касается земли, и его сечение в месте соприкосновения с землей больше; скорость ветра с высотой увеличивается, а соответственно увеличивается и объем воздуха, с которым перемешиваются эти загрязнения в точке выброса.
Вопросы и задания
1.Что называется загрязнением окружающей среды?
2.Какие виды загрязнения экосистем вы знаете?
3.О чем свидетельствует высота трубы предприятия, с точки зрения уровня загрязнения окружающей среды?
Виды загрязнений окружающей среды
Загрязнение окружающей среды
13 фактов об экологических катастрофах и загрязнении окружающей среды
Ресурсы
Алексеев С. В Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов.
Словарь геоэкологических понятий
http://allrefrs.ru/1-57748.html
Основные понятия экологии человека
https://studfiles.net/preview/5246673/page:3/
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций