Интегрированный урок по физике и географии. Тема: Тепловые двигатели и охрана окружающей среды
Интегрированные уроки как метод экологического образования и воспитания учащихся
Важнейшая задача современной школы - воспитание человека, способного жить в гармонии с природой. При этом физика, как одна из наук о природе, должна учить, как использовать законы природы, не нанося ей вреда. В процессе обучения учащиеся должны прочно усвоить, что законы природы познаются не только с целью их применения на благо людей, но и для того, чтобы человек не нарушал гармонии окружающего мира и считал бы преступлением против всего живого нанесение вреда природе.
В содержании курса физики есть ряд тем, на базе которых можно наиболее эффективно провести уроки, интегрирующие знания по предметам естественнонаучного и обществоведческого циклов под знаком экологического образования и воспитания. Такие уроки позволяют сформировать у учащихся целостное представление о взаимосвязи и взаимозависимости природы и человека, необходимости при разработке любого направления научно-технического прогресса, прежде всего, предусматривать все возможные экологические последствия, воспитывать ответственное отношение к окружающей среде. Вместе с тем, интегрированные уроки дают возможность учесть интересы каждого ученика и его наклонности, что способствует максимальному развитию инициативы и творчества ребят. Ведь, интересуясь, скажем физикой, ученик недостаточно силён в истории, литературе или в другом предмете. Готовясь же к интегрированному уроку, он получает возможность проявить свои способности по любимому предмету, использует интересный, нетрадиционный материал, проявляет смекалку и эрудицию.
Интегрированные уроки экологической направленности я провожу по обобщающим темам, например: «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды» в 8 классе, «Радиационное загрязнение и охрана окружающей среды» в 9 классе. Занятия могут проходить и как вводные к новым темам курса (например, урок «Атмосфера Земли» в 7 классе.)
Интегрированный урок по физике и географии
Тема: Тепловые двигатели и охрана окружающей среды
Класс: 8
Цель: развивать экологическое и научное мышления учащихся на основе представлений о тепловых двигателях и охране окружающей среды.
Задачи урока
обучающие:
-обобщить знания учащихся о современных транспортных средствах, привлекая учебный материал физики и географии;
-выяснить роль тепловых двигателей в жизни человека и раскрыть сущность связанных с ними экологических проблем;
развивающие:
-развитие умений выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать собственное мнение;
-развитие речи учащихся через организацию диалогического общения на уроке;
- развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;
воспитательные:
-убедить учащихся в жизненной важности бережного отношения к окружающей природе;
-формирование потребности в овладении информационными технологиями и постоянной работе с ними.
Оборудование: модель ДВС, компьютер и мультимедийный проектор, презентация 1, презентация 2.
План урока.
1. Организационный момент.
2. Виды современного транспорта – сообщение учителя географии, сопровождающееся демонстрацией презентации 1.
В ходе просмотра презентации 1 учащиеся в тетрадях заполняют первый столбец таблицы:
Вид транспорта |
Вид двигателя |
Автомобильный |
Поршневой двигатель внутреннего сгорания (карбюраторный, дизельный) |
Железнодорожный |
Дизельный, электрический |
Водный |
Двигатель внутреннего сгорания, паровая турбина |
воздушный |
Поршневой, реактивный, турбореактивный |
3.Тепловые двигатели и их значение – выступление учителя физики, сопровождающееся презентацией 2.
Учащиеся по модели ДВС повторяют его устройство и принцип работы.
По ходу выступления учащиеся заполняют второй столбик таблицы.
4.Постановка проблемы
Повсеместное использование тепловых двигателей, служащих основой подавляющего большинства современного транспорта, негативно действуют на окружающую среду и наносят огромный вред биосфере Земли.
Сообщения учащихся:
-отрицательное воздействие транспорта на атмосферу Земли;
-негативное влияние транспорта на гидросферу.
Каковы пути решения проблемы?
5. Электромобиль и перспективы его применения - сообщение учащегося.
6. Подведение итогов.
На доске нарисовать весы, на одной чаше которых находится научно- технический прогресс, а на другой - экология.
Что перетянет на весах в ближайшем будущем: технический прогресс или экология? Как добиться равновесия?
Учащиеся высказывают свои мнения.
Учитель физики обобщает и подводит итоги урока.
Дзюрич Елена Алексеевна
Сафонова Елена Валерьевна