12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Третьякова Марина Михайловна889
учитель физики, математики и информатики с 1994 года
Россия, Орловская обл., Старогольское

Интегрированные уроки как метод экологического образования и воспитания учащихся

Важнейшая задача современной школы - воспитание человека, способного жить в гармонии с природой. При этом физика, как одна из наук о природе, должна учить, как использовать законы природы, не нанося ей вреда. В процессе обучения учащиеся должны прочно усвоить, что законы природы познаются не только с целью их применения на благо людей, но и для того, чтобы человек не нарушал гармонии окружающего мира и считал бы преступлением против всего живого нанесение вреда природе.

В содержании курса физики есть ряд тем, на базе которых можно наиболее эффективно провести уроки, интегрирующие знания по предметам естественнонаучного и обществоведческого циклов под знаком экологического образования и воспитания. Такие уроки позволяют сформировать у учащихся целостное представление о взаимосвязи и взаимозависимости природы и человека, необходимости при разработке любого направления научно-технического прогресса, прежде всего, предусматривать все возможные экологические последствия, воспитывать ответственное отношение к окружающей среде. Вместе с тем, интегрированные уроки дают возможность учесть интересы каждого ученика и его наклонности, что способствует максимальному развитию инициативы и творчества ребят. Ведь, интересуясь, скажем физикой, ученик недостаточно силён в истории, литературе или в другом предмете. Готовясь же к интегрированному уроку, он получает возможность проявить свои способности по любимому предмету, использует интересный, нетрадиционный материал, проявляет смекалку и эрудицию.

Интегрированные уроки экологической направленности я провожу по обобщающим темам, например: «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды» в 8 классе, «Радиационное загрязнение и охрана окружающей среды» в 9 классе. Занятия могут проходить и как вводные к новым темам курса (например, урок «Атмосфера Земли» в 7 классе.)

Интегрированный урок по физике и географии

Тема: Тепловые двигатели и охрана окружающей среды

Класс: 8

Цель: развивать экологическое и научное мышления учащихся на основе представлений о тепловых двигателях и охране окружающей среды.

Задачи урока

обучающие:

-обобщить знания учащихся о современных транспортных средствах, привлекая учебный материал физики и географии;

-выяснить роль тепловых двигателей в жизни человека и раскрыть сущность связанных с ними экологических проблем;

развивающие:

-развитие умений выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать собственное мнение;

-развитие речи учащихся через организацию диалогического общения на уроке;

- развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;

воспитательные:

-убедить учащихся в жизненной важности бережного отношения к окружающей природе;

-формирование потребности в овладении информационными технологиями и постоянной работе с ними.

Оборудование: модель ДВС, компьютер и мультимедийный проектор, презентация 1, презентация 2.

 

План урока.

1. Организационный момент.

2. Виды современного транспорта – сообщение учителя географии, сопровождающееся демонстрацией презентации 1.

В ходе просмотра презентации 1 учащиеся в тетрадях заполняют первый столбец таблицы:

Вид транспорта

Вид двигателя

Автомобильный

Поршневой двигатель внутреннего сгорания (карбюраторный, дизельный)

Железнодорожный

Дизельный, электрический

Водный

Двигатель внутреннего сгорания, паровая турбина

воздушный

Поршневой, реактивный, турбореактивный

 

3.Тепловые двигатели и их значение – выступление учителя физики, сопровождающееся презентацией 2.

Учащиеся по модели ДВС повторяют его устройство и принцип работы.

По ходу выступления учащиеся заполняют второй столбик таблицы.

4.Постановка проблемы

Повсеместное использование тепловых двигателей, служащих основой подавляющего большинства современного транспорта, негативно действуют на окружающую среду и наносят огромный вред биосфере Земли.

Сообщения учащихся:

-отрицательное воздействие транспорта на атмосферу Земли;

-негативное влияние транспорта на гидросферу.

Каковы пути решения проблемы?

5. Электромобиль и перспективы его применения - сообщение учащегося.

6. Подведение итогов.

На доске нарисовать весы, на одной чаше которых находится научно- технический прогресс, а на другой - экология.

Что перетянет на весах в ближайшем будущем: технический прогресс или экология? Как добиться равновесия?

Учащиеся высказывают свои мнения.

Учитель физики обобщает и подводит итоги урока.

Опубликовано


Комментарии (2)

Дзюрич Елена Алексеевна, 28.04.16 в 20:13 0Ответить Пожаловаться
Хотелось бы увидеть презентацию.
Сафонова Елена Валерьевна, 23.07.16 в 17:28 0Ответить Пожаловаться
Очень люблю интегрированные уроки и мероприятия, считаю их чрезвычайно полезными: они раздвигают рамки предмета, открывают обширный горизонт, связывают изучаемый материал с жизнью.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.