Тема: Выживание главного героя на необитаемом острове в произведении Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо».
Учитель: Ермолаева Любовь Александровна
Класс: 5
Тема: Выживание главного героя на необитаемом острове в произведении Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо».
Автор УМК: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Цель: (на слайде) знакомство с биографией писателя Д. Дефо, с историей создания романа «Приключения Робинзона Крузо» и прототипами героев, совершенствовать навыки анализа текста и характеристику героя, развитие навыков вдумчивого чтения, развивать творческие способности обучающихся.
Планируемый результат
Предметные умения: уметь анализировать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове; доказывать, что роман Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» - гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Формировать УУД | |||
Личностные | Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные |
Осознавать эстетическую ценность русской литературы, проявлять уважительное отношение к русской литературе, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества. | организовать своё рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока; оценивать свои достижения; самостоятельно организовывать собственную деятельность; отработка навыков самоконтроля, взаимоконтроля. | проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; высказывать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, соблюдать правила речевого поведения. | ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике; структурировать материал. |
Основные понятия: приключенческая литература, робинзонада, Робинзон
Межпредметные связи: русский язык, культура речи, ОБЖ
Ресурсы: методическое пособие, наглядный материал, учебник литературы, текст произведения, лист самоконтроля, кроссворд по произведению, синквейн «Робинзон Крузо», портрет Д. Дефо, иллюстрации к произведению «Приключения Робинзона Крузо», музыкальная миниатюра, передающая звуки моря, карточки с заданиями, презентация по теме урока
Организация пространства: фронтальная, групповая, индивидуальная работа
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска(экран)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты |
I. Орг.момент Цель. Включение в деят-ть | Сообщение темы урока, постановка целей и задач. | | Включение в учебный процесс |
II. Мотивация к учебной деятельности Цель – определение содержательных рамок урока | Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания. Прозвенел звонок в срок… Ты готов начать урок? Все ль на месте? Всё в порядке? Учебник Коровиной и тетрадки? Все ли правильно сидят? За учителем следят? Каждый хочет отвечать и оценки получать? Все ли тут хотят учиться? Значит, можно всем садиться. Ребята, посмотрите друг на друга, загляните друг другу в глаза. Как вы почувствовали себя, что вам хочется сделать? (улыбнуться). Почему? (Глаза добрые, ласковые, значит, и люди нас окружают добрые, внимательные). Вот видите, как много зависит от того, кто нас окружает, нам становится тепло на душе. Эмоциональное вхождение в урок (просмотр иллюстраций, прослушивание песни А. Пугачёвой «Робинзон»). Тест о настроении. Выясняю эмоциональный настрой обучающихся, для этого провожу тест о настроении. (в листках эмоционального контроля в любом из трёх столбиков «на начало урока» обучающиеся ставят знак «+», в зависимости от настроения). Создает положительную эмоциональную и целевую установки у обучающихся; Проверяет готовность обучающихся к уроку. Свой урок я хотела бы начать с китайской притчи. Китайская притча гласит: Человек может стать умным тремя путями: путём подражания, путём опыта, путём размышления. Учитель предлагает поразмышлять: Какой же путь самый трудный. Выслушав всех, учитель воспроизводит: Человек может стать умным тремя путями: путём подражания – это самый лёгкий путь, путём опыта – это самый трудный путь, и путём размышления – это самый благородный путь. Посмотрите на иллюстрации, портрет и скажите, какое произведение мы будем рассматривать сегодня на уроке? Мы с вами будем изучать Даниэля Дефо и сегодня на уроке речь пойдет о произведении «Приключения Робинзона Крузо». (слайд 1) Главный герой попадает на необитаемый остров. Какова главная цель героя романа? (выжить) Как вы бы сформулировали тему урока? (выживание главного героя на необитаемом острове в произведении Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо») Над чем нам сегодня необходимо задуматься?
Цель: знакомство с биографией писателя Д. Дефо, дать характеристику героя. Цель урока: знакомство с биографией писателя Д. Дефо, с историей создания романа «Приключения Робинзона Крузо» и прототипами героев, совершенствовать навыки анализа текста и характеристику героя, развитие навыков вдумчивого чтения, развивать творческие способности обучающихся. (слайд 2) Гипотеза урока: Произведение«Робинзон Крузо» - гимн неисчерпаемым возможностям человека. (слайд 3) | Подготовка учебных принадлежностей. Дети демонстрируют своё настроение. Заполняют листочки с тестом. Отвечают на поставленный вопрос. Формулируют цель, задачи и тему урока. | Умение подготовить рабочее место для занятий; выбрать координатора в группе. Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества Познавательные УУД: 1. Постановка и формулирование проблемы 2. делать выводы, обобщения формирование умения слушать и слышать, понимать речь других. |
III. Актуализа-ция и углубление изученного Цель –актуализация знаний. Осмысление Знакомство с биографией писателя. (Инсценировка образа писателя) | Вначале мы узнаем об авторе, который создал этот роман. Давайте послушаем самого Даниэля Дефо.(Под звук фонограммы, на “театральной” сцене появляется сам Д. Дефо. На нём одета шкура зверя, оборванные джинсы, соломенная шляпа, корзинка с едой… Он садится в кресло на морском побережье и задумчиво смотрит вдаль вдруг, оторвавшись от своих мыслей, он начинает свой рассказ). О создании романа и прототипах героя познакомят нас историки(рассказ историков) Дополнит информацию эксперт. (рассказ эксперта) Но есть у Робинзона еще один прототип – это сам Дефо. | Слушают, запоминают. | Личностные УУД: приобретают новые знания, совершенствуют имеющиеся. Формирование умения работать индивидуально; развитие умения работать с разными источниками (текстом учебника, дополнительной литературой, слайдами презентации). Познавательные УУД: слушают, запоминают нужную информацию. Регулятивные УУД: осознают полученную информацию. |
Беседа, делимся впечатлениями. | Понравился ли вам роман? Что больше всего запомнилось? Кто является главным героем книги? (Робинзон Крузо). - Кто такой Робинзон? (человек, живущий вдали от людей) В романе Робинзон сам рассказывает историю своей жизни. Как вы думаете, почему Дефо делает рассказчиком Робинзона, а не сам повествует о жизни героя? (так автор добивается большей выразительности повествования, живой, непосредственной формы, простоты и безыскусственности. Дефо подчеркивает безысходность положения героя. В романе, безусловно, видна реалистическая достоверность, искренность). Мы знакомимся с героем задолго до того, как он попадает на остров. О жизни Робинзона Крузо до острова расскажут нам биографы. (рассказ биографов о жизни Робинзона Крузо до острова) Каким показан герой до острова? (дерзкий юноша, жаждущий приключений, слабый, неопытный) | Отвечают, высказывают свою точку зрения. | Познавательные УУД: вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приемы чтения; разграничивать основную и дополнительную информацию; преобразовывать и сохранять информацию. Понимать информацию, представленную в схематичной форме. Личностные УУД: проявляют способность к самооцениванию. Коммуникативные УУД: формирование навыков речевой деятельности; освоение способов совместной деятельности. |
| Физкультминутка. (слайд 5) На острове поднялся ветер. (Ведущий трет ладони). Начинает капать дождь. (Щелканье пальцами) Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди). Начинается настоящий ливень. (Хлопки по ногам). Стихает дождь. (Хлопанье ладонями по груди). Редкие капли падают на землю. (Щелканье пальцами). Солнце! (Руки вверх). | | |
IV. Работа с текстом Цель -развитие читательских умений. | Беседа с текстом произведения. Беседа с учащимися по предлагаемым вопросам с опорой на текст романа. Как называется литература, в которой произведение насыщено интересными событиями, приключениями? (приключенческая литература) Перечислите приключения Робинзона Крузо (убежал из дома, кораблекрушение, попал на необитаемый остров, спас Пятницу, наблюдал за дикарями-каннибалами, боролся с пиратами) Один-одинешенек жил Робинзон На острове необитаемом (слайд 4) Какие слова ассоциируются со словом «остров»? (необитаемый, страх, одиночество, надежда, выживание, отчаяние и т.д.) Давайте проверим, как вы внимательно прочитали отрывок из произведения «Робинзон Крузо». «Лови ошибку» (самопроверка). Из предложенных высказываний исключите ненужное. Запишите то, что нужно исключить. Робинзон решает добраться до корабля. Строительство корабля. (плота) Герой снаряжает лодку. (плот) Выбор места для жилья и ночлега. Робинзон 15 раз посещает корабль. (12 раз) Построение жилища. (слайд 6) Я предлагаю вам, ребята, побыть в роли знатока ОБЖ (основ безопасности жизнедеятельности). И в этой роли мы вместе с вами проанализируем действия главного героя романа Д. Дефо – Робинзона Крузо. - Как вёл себя Робинзон в первый день, оказавшись на острове? Правильно или нет? (он бегал по берегу, кричал, плакал.) - Какая пословица есть в русском языке, соответствующая этому выражению? (Слезами горю не поможешь) - Как называет свой остров Робинзон? Чтобы вам ответить на этот вопрос, я предлагаю разгадать кроссворд. (слайд 7,8) Робинзон назвал остров – остров Отчаяния. И почему именно так? (Потому, что это была его первая реакция – отчаяние от одиночества, безысходности, растерянности и т.д.) Но, в итоге Робинзон успокоился, стал осмысливать свои действия. В своих бедах и горестях он стал искать и положительные моменты. Для этого он записывал в своём дневнике все перенесённые им горести, а рядом всё, что с ним случилось радостного. Откройте свои учебники (стр. 213) и книги, где указан дневник Робинзона. Я вам буду называть всё то, что Робинзон записывал в дневник как «зло», а вы мне по тексту найдите, что наш герой относил к «добру». Как дневник характеризует героя? «Итак, вняв голосу рассудка, я начинал мириться со своим положением. Прежде я поминутно смотрел на море в надежде, не покажется ли где-нибудь корабль; теперь я уже покончил с напрасными надеждами и все свои помыслы направил на то, чтобы по возможности облегчить свое существование». - Что начал делать Робинзон Крузо, чтобы облегчить своё существование на острове? (переправил на остров всё необходимое, что могло бы ему пригодиться, построил палатку и т.д.) Ответьте, пожалуйста, сколько рейсов совершил Робинзон, чтобы перевезти необходимые ему вещи? (12) Задание: посмотрите на список предметов и вещей на слайде и в каждом из столбиков выберите 5 лишних. (слайд 9) Мы с вами уже знаем, что человек может в любую минуту оказаться в сложной, казалось бы, безвыходной ситуации, но ему выстоять помогают нравственные качества характера. – Какие черты характера Робинзона помогли ему выжить в экстремальных условиях и пригодились бы сегодня каждому современному человеку? (Мужество, трудолюбие, выносливость, упорство, смекалка, изобретательность, оптимизм, смелость, настойчивость). | Выполнение задания, самопроверка. Оценивание. Проверка результатов индивидуальной работы осуществляется в ходе общего обсуждения в классе, при которой знакомятся с результатами своей деятельности. Работают с карточками. Выполняют задание. Самопроверка. Ответ:235 Оценка «5»-3балла Отвечают на вопросы учителя. Разгадывают кроссворд, оценивают в паре. Работа с текстом, отвечают, ищут нужную информацию. Работа с карточками, убирают пять лишних предметов из списка Обобщают, высказывают свою точку зрения, рассуждают. Слушают ответы одноклассников. | Регулятивные УУД: оценивают свою работу, исправляют и объясняют свою точку зрения, адекватно оценивают свои достижения. Познавательные УУД: приобретают умения использовать новые знания и умения в повседневной жизни. Коммуникативные УУД: осуществляют совместную деятельность в парах, учатся задавать вопросы для уточнения последовательности работы. Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, отвечать на вопросы учителя, обобщать, делать выводы, находить нужную информацию в учебнике, структурировать материал Регулятивные УУД: организовать своё рабочее место, овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения, самостоятельно организовывать собственную деятельность |
Выводы в результате работы | А теперь ответим на вопрос: Как вы думаете, пригодится лично вам эта книга? Почему? – Только упорство, настойчивость, смелость помогли главному герою выдержать все испытания с честью. Любовь и жажда жизни давали Робинзону надежду на возвращение домой. К концу повествования перед нами предстаёт умный, гуманный, милосердный человек. Сейчас у нас много трудностей. Ваши родители за труд получают не очень много денег, в мире царит много зла и несправедливости, но, несмотря на это, мы должны с вами быть гуманными и милосердными друг к другу, заботиться друг о друге, помогать друг другу. Помните всегда, что Робинзон жил один (до появления Пятницы) на острове, ему некому было помочь, не с кем поговорить, поделиться горем или радостью, ему было тоже нелегко, и всё же, он не озлобился, остался добрым человеком и даже к врагам своим проявил милосердие. Нам нужно учиться этому у Робинзона. И тем более важно, что именно обычный человек, подобный нам, сумел выжить, выстоять, остаться Человеком. Наша жизнь богата на неожиданности и часто испытывает людей на прочность – мы ежедневно узнаём об этом из “Новостей”. И хотя Робинзон жил почти триста лет назад, он может научить нас многому. Он может помочь нам оставаться людьми – чтобы с нами ни произошло. | Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение. | Коммуникативные УУД: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, высказывать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, соблюдает правила речевого поведения. Личностные УУД: осознавать эстетическую ценность русской литературы, проявлять уважительное отношение к русской литературе, осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. |
V. Закрепление Цель – зафиксировать новые знания | В любой ситуации, в том числе и в экстремальной, человеку необходимо такое важное качество как внимательность. А теперь я проверю вашу внимательность по прочтении книги. Ответьте мне на вопросы: Где провёл свою первую ночь на острове Р. Крузо? (На дереве) Каких животных взял с корабля Р. Крузо? (Двух кошек и собаку) Как Р. Крузо перевёз продукты и вещи с корабля на берег? (На плоту) Где выбрал Робинзон место для жилища и почему? (На склоне холма) Почему Р. Крузо решил покинуть своё первое место стоянки? (Место болотистое, низменное у самого моря, не было близко пресной воды). Как отмечал Р. Крузо дни пребывания на острове? (Делал зарубки на столбе) Какие зерновые культуры посеял Робинзон на своём острове? (Рис, ячмень) Какой предмет Робинзон ценил меньше всего? (Деньги) Какую первую вещь своими руками изготовил Р. Крузо? (Плот) Какая находка на корабле оказалась для него дороже «корабля с золотом»? (Ящик плотника) Какие животные водились на острове Р. Крузо? (Козы, черепахи, птицы) Какие съедобные плоды росли на острове? (Дыни, виноград, лимоны) Кого из первых животных на острове приручил Робинзон Крузо? (Козу) Сколько времени пробыл Робинзон на острове? (28 лет, 2 месяца, 19 дней) Что сделал Робинзон, чтобы отпугивать птиц, наносящих вред его урожаю? (Повесил подстреленных птиц на высоком столбе) Где Р. Крузо хранил свои запасы? (В пещере) Из чего сделал лопату Р. Крузо? (Из железного дерева) Когда Робинзон испёк себе первые лепёшки из зерна? (На 4-й год жизни на острове) Какой посудой пользовался Р. Крузо? (Глиняной) | Отвечают на вопросы, накапливая дублоны. | Личностные результаты: 1. формирование уважительного отношения к русскому народу, к труду, искусству; Коммуникативные УУД: 1.Формирование навыков речевой деятельности Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы; |
VI. Итог урока. Рефлексия Цель: определить, что усвоено учащимися, что вызвало затруднения, что привлекло внимание детей. Анализ своей работы на уроке. | Заканчивают предложение и выставляют оценку за работу на уроке. Участвуют в подведении итогов. Отвечают на вопросы учителя. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. (слайд 10) | Урок Своей работой на уроке я: | Освоение интеллектуальных умений (сравнивать, анализировать, делать выводы); отработка навыков самоконтроля, взаимоконтроля аргументировано оценивать свою работу и работу в паре, критически осмысливать своё поведение. Формировать умение обобщить полученную информацию, анализировать процесс изучения материала, собственного отношения к изучаемому материалу. |
VIII. Домашнее задание. | Домашнее задание: (слайд 11) Составить кроссворд из вещей и предметов, которые Робинзон переправил с корабля на остров. У Робинзона на изготовление одной доски уходил примерно один месяц. Придумайте более простой способ изготовления полок для хранения различных предметов в его пещере. | Запись домашнего задания в дневник. | |