Тема: Животный мир зоны тундры.
Рабочий лист к уроку "Животный мир тундры"DOCX / 1.02 Мб
/data/files/r1736907613.docx (Рабочий лист к уроку "Животный мир тундры")Конспект урока географии, с раздаточным материалом в 7 классе(ФАООП УО вариант 1)
Тема: Животный мир зоны тундры.
Цель: формирование у учащихся представления о животном мире тундры.
Задачи:
1.образовательные: дать учащимся представление и понятие о животном мире зоны тундры, расширить и уточнить знания учащихся о животных тундры; познакомить с особенностями внешнего вида и образа жизни типичных представителей, закрепить знания учащихся о растительном мире тундры.
2.коррекционно-развивающие: учить устанавливать причинно- следственные зависимости на примерах приспособления животных к среде обитания;
3.воспитательные: воспитывать у учащихся бережное отношение к природе и ее обитателям.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление изученного.
Форма урока: Урок с использованием рабочих листов.
Методы и приёмы: метод «Рабочий лист», словесный (рассказ учителя, беседа); наглядный (компьютерный);- частично-поисковый .
Межпредметные связи - развитие письменной и устной речи (проведение словарной работы), природоведение (животные холодного пояса)
Ресурсы: Информационные: учебники (Лифанова Т.М. География. 7 кл.: учеб.для для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы), приложение к учебнику география 7 класс, рабочие листы .
Технические Средства ТСО: мультимедийный проектор, ноутбук,
Наглядность: карта «Природные зоны России», мультимедийная презентация, записи на доске.
Технологические: используются технологии:-технология критического мышления, интеграция ИКТ с элементами проблемного обучения, здоровьесбережения; игровые технологии.
Продолжительность урока: 40 минут.
План урока
Этапы занятия | Временная реализация |
1.Организационный момент. | 2 минуты |
2.Актуализация знаний. Повторение пройденного материала | 8 мин |
3. Физкультминутка | 2 минут |
4. Изучение нового материала. | 15 минут |
5.Закрепление | 8 минут |
6.Итог урока | 3 минуты |
7. Домашнее задание | 2 минуты |
Ход урока:
I.Организационный момент: проверка готовности к уроку.
Добрый день, ребята. Рада вас видеть сегодня здоровыми и активными. Я надеюсь, что сегодня мы с вами хорошо поработаем на уроке и узнаем много нового и интересного!
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Повторим материал, который мы изучали на прошлых уроках. Поэтому я предлагаю вам ответить на мои вопросы.
1.Какая зона расположена после зоны арктических пустынь? (зона тундры)2.А что такое тундра? (Тундра – это болотистая безлесая природная зона). 3.Каковы природные условия в тундре? ( Многолетняя мерзлота, сильные ветры, прохладное, короткое лето, морозная зима).
4. Логически – поисковое задание. Как приспособились растения к суровому климату тундры? (Низкорослые, с мелкими листьями, прижаты к земле, с короткими корнями).
5. Рассмотри изображения растений. Какие из них встречаются в тундре? Отметь галочкой. (рабочий лист №1 задание 1)
клюква | ковыль | ежевика | ягель |
клубника | черемуха | морошка | черная смородина |
6. (рабочий лист №1 задание 2)Вот для вас игра другая, отгадайте, какие растения тундры затерялись среди букв. У вас даны буквы, выберите нужные буквы и получите названия растений.
Мох мкоух ягель яагмелоь. Запишите на доске ,что у вас получилось.
IV.Изучение нового материала
А какие животные тундры питается данными растениями, мы познакомимся сегодня на нашем уроке.
III.Физкультминутка
Ты по тундре стал шагать (шагаем)
Далеко кругом видать (присели, повороты вправо, влево, взгляд из-под руки)
Перешагивай деревья (шаг с высоким подниманием бедра)
Их, смотри, не растопчи (прыжок)
Если летом оказался, гнус скорее отгони (машем руками)
А зимою – не дрожи (похлопывают себя)
Сядем в нарты, и опять
Дальше будем животных тундры изучать (сели на место)
Откройте тетради, запишите новую тему урока.
Тема урока: «Животный мир тундры» слайд1
Ребята подумайте, а какими признаками должны обладать животные в условиях вечной мерзлоты. (Ответ детей, животные, обитающие в тундре, имеют густой мех, защитную окраску, подкожный слой жира, а птицы, густое оперение с пухом.)
Представителей животного мира по ходу урока мы будем записывать в таблицу, которая находится на рабочем листе №2
«Приспособление животных и птиц к жизни в тундре»
Названия животных и птиц тундры | Приспособления для жизни в тундре | Чем питается |
| | |
Посмотрите слайд №2,на иллюстрации в приложении на стр.10-11 и назовите представителей тундры.(Лемминг, северный олень, песец, заяц – беляк, волк, полярная сова, куропатка, кулик, утка, лебедь, гагарка, гусь)
Проблемный вопрос: чем отличается, животный мир зоны тундры, от зоны арктических пустынь? (Растительный мир тундры по сравнению с растительным миром зоны арктических пустынь богаче, поэтому и животный мир более разнообразен).
Определите, кто из представителей тундры смог прибежать к нам первым и почему?
Слайд 3(изображение северного оленя)
Угадайте это животное.
-Правильно, это северный олень.
-В тундре на первом месте по своему величию находится северный олень. Ребята, на стр. 56 учебника найдите описание оленя. Прочитайте, что написано в учебнике.
У северного оленя особая форма копыт. Они раздвоенные, и два боковых копытца создают надежную опору при беге по болотам и рыхлому снегу, поэтому олени не проваливаются. Зимой ноги не скользят, т.к. между копытами отрастают длинные волосы. У оленя густой мех, морда до самых ноздрей опущена, это позволяет ему доставать ягель из-под снега при сильных морозах. Еще у оленя толстый подкожный слой жира.
-Запишите в таблицу название животного. - Как же северный олень приспособился к жизни в тундре? (Они имеют густой мех и широкие копыта).
А чем же питается северный олень?( правильно, это мох ягель)
В тундре обитает животное, которое приносит убыток оленеводческому хозяйству. Этот свирепый, смышленый и выносливый, почти белый, под стать бескрайним белоснежным полям, хищный зверь.
(Слайд4 тундровый волк) Запишите этого обитателя тундры в таблицу.
-Северные тундровые волки крупнее своих серых собратьев, обитающих в наших лесах. Шерсть у них светлая, теплая, длинная, а хвост опущен вниз. Охотятся они в одиночку или небольшими стаями. Стаю ведет опытный волк-вожак. Тундровые волки преследуют стада северных оленей. Вместе с ними они кочуют, перемещаясь зимой из тундры ближе к тайге. Чаще всего их жертвами становятся больные и старые животные, которые не могут быстро бегать и отстают от стада, тем самым предотвращая распространение болезней среди оленей. Не зря же волка называют санитаром тундры.
Посмотрите в рабочем листе №2 задание 2, здесь зашифровано название следующего животного тундры? Для расшифровки слов вам нужно по порядку расставить цифры, а с ними и буквы. Итак, какое слово получилось? (Лемминг),
Н И М Е Л Г М
6 5 3 2 1 7 4
(Слайд 5). Этот зверёк похож на маленькую мышку или хомячка, длина его составляет 15 см. На мордочке от глаз идут две жёлтые полоски. Всю зиму лемминги живут под снегом. Ведь под снегом скрыты огромные запасы, которыми питается лемминг: ягоды, грибы, лишайники. Поэтому не удивительно, что у лемминга под снегом даже рождается потомство.
- Ребята, подумайте и скажите, как такой маленький зверёк приспособился к жизни в тундре.
- Правильно, его спасает подкожный слой жира. Запишите в таблицу приспособление лемминга к жизни в тундре.
-Интересен тот факт, что лемминг отличается своей храбростью: он самоотверженно защищает свой домик и даже может укусить врага. Поэтому жители севера говорят о бесстрашном человеке «Смел, как лемминг!» Однако такое поведение не спасает их от многочисленных хищных обитателей тундры, для которых лемминги являются одним из основных объектов питания.
-От обилия леммингов зависит напрямую численность этих обитателей тундры. Посмотрите слайд 6. Главный пушной зверь в тундре это песец. Запишите его в таблицу. Песец – это полярная лисица. У нее ценный густой мех белого цвета, короткие лапы, уши не выступают. Чаще всего песцы окрашены в белый цвет, но бывают светло – серые или голубовато – серые. Песцы питаются леммингами, выброшенной на берег рыбой, иногда они подбирают остатки от обеда белого медведя.
Подумайте, почему у песца маленькие ушки?(Не мерзнуть.)
Кроме песцов на леммингов охотятся птицы, обитающие в тундре.
Это - полярная сова. (Слайд 7). Запишите название птицы в таблицу.
Полярная сова или белая сова, как её ещё называют. Одна из самых крупных летающих птиц. В день полярная сова съедает не менее 4-х грызунов, чтобы насытиться. Эта птица летает почти бесшумно, охотиться предпочитает в ранние утренние или вечерние часы. У полярной совы – интересная внешность. Голова круглая, жёлтые глаза, чёрно-белые перья. Густое оперение с пухом, "мохнатые" ноги и белая окраска делают полярную сову хорошо приспособленной к жизни среди вечных льдов и снегов.
Ещё одна обитательница тундры-белая куропатка(слайд 8). Прочитайте о ней на с.57 учебника.
Кроме полярной совы и куропатки, весной в тундру прилетает много других птиц.(слайд 9) Перечислите. (кулики, утки, гуси, лебеди, гагарки.)
Зачем они прилетают в тундру?(потому что в тундре много озер и болот).
А чем же питаются птицы?(Правильно в тундре много насекомых комаров и мошек, птицам не надо искать себе корм, они просто открывают рот навстречу ветру и насекомые сами залетают им в клюв. Этих мошек и комаров так много, в солнечный день, кажется, что наступили сумерки.(слайд 10)
Проблемный вопрос? Ребята, а почему эти птицы не зимуют в тундре?
Посмотрим цепи питания животных (слайд11)
Попробуйте сами составить цепи питания животных(Рабочий лист №3 задание 3)
Для сохранения животного мира тундры в этой природной зоне создано несколько заповедников, самый большой из которых - Таймырский.
IV. Закрепление изученного.
Дидактическая игра. Назовите обобщающее слово:
1. Северный олень, волк, песец – … (животные).
2. Полярная сова, куропатка, гагарка - … (птицы)
3. Комары, мошки - … (насекомые)
На рабочем листе №3 подпишите название животных тундры.
задание №3. Вставьте пропущенные буквы
П…С…Ц, С…В…РНЫЙ …Л…НЬ, С…ВА, К…РОП…ТКА, К…М…Р, Л…М…ИНГ.
V. Рефлексия.
-Что понравилось больше всего на уроке? Ребята все вы сегодня молодцы, активно работали на уроке, и получили хорошие оценки.
VI. Домашнее задание.
Страница 55-57 учебника; читать, рабочий лист №4.(филворд)
Рекомендую посмотреть :
На оленьей тропе. Документальный фильм о животном мире тундры (1973)
Спасибо, ребята, за урок!
Используемая литература:
1.География 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/Т.М.Лифанова,-М.: Просвещение,2022
2.Уроки географии в 7 классе специальных образовательных учреждениях 8 вида:/ Т.А.Бороздина.-М.: Гуманитар. Изд .цент Владос,2014
http://school-collection.edu.ru.