Интегрированный урок географии и биологии по теме: «Природные зоны. .Растительный и животный мир Казахстана»

0
0
Материал опубликован 22 March 2016

Интегрированный урок географии и биологии по теме: «Природные  зоны. .Растительный и животный мир Казахстана»

С.Ю. Бойкова, учитель географии

Школа№2, город Тараз.

    

Цели урока:

  • Обобщить знания учащихся, реализуя межпредметные связи курсов географии и биологии.
  • Сформировать и углубить знаний учащихся по выявлению особенностей взаимосвязи растительного и животного мира в пределах природных комплексов Казахстана

Задачи:

  • Напомнить учащимся о бережном отношении к окружающей среде, развить способность оценивать степень ответственности, которую они могут взять на себя.
  • Сформировать умения самостоятельно работать с различными источниками информации (энциклопедической дополнительной литературой) в группах, участвовать в обсуждении вопросов, обобщать полученную информацию в виде схем, тестов и т.д.

Оборудование:

  • географическая карта природных зон Казахстана;
  • гербарии растений соответствующих природных зон;
  • справочники;
  • энциклопедии;
  • атласы;
  • Красная книга Казахстана;
  • изображения животных;
  • тестовые задания;
  • наименования специалистов групп.

Ученикам до начала урока на столы раскладываются рисунки животных, гербарных растений соответствующих природных зон.

Структура урока:

  1. Постановка цели урока и мотивации учебного процесса;
  2. Обращение к Человеку “Будь милосерден Человек”, стихотворение И.И. Ландо.
  3. Определение роли животных и растений в жизни человека (массовая работа с классом)
  4. Разделение класса по группам, соответствующим природным зонам:  степи и лесостепи, пустыни и полупустыни. Группа состоит из пяти учеников-специалистов: рефери, географ, зоолог, ботаник, систематик.
  5. Рассказ учеников-специалистов о географическом местоположении природной зоны и ее закономерностях, животном и растительном мире природной зоны, и приспособлении животных и растений к климатическим особенностям природных зон обитания.
  6. Выполнение тестовых заданий.
  7. Подведение итогов урока.
  8. Домашнее задание.

 

ХОД УРОКА

- Учитель биологии: Сегодня заключительный урок по теме: “Растительный и животный мир Казахстана”

Мы совершим увлекательное путешествие в царство природы нашей необъятной, прекрасной Родины.

Ну что ж, ребята, сейчас нам нужно надеяться только на свои знания и взаимную помощь.

Попробуем найти правильный путь движения к финишу?

- Учитель географии: Каждый ответ оценивается цветными фишками: красная – 5 баллов, желтая – 4 балла, зеленая – 3 балла.

Ученик читает стихотворение – эпиграф урока:

БУДЬ МИЛОСЕРДЕН ЧЕЛОВЕК

У всех людей - одна планета:
И ветрам нет на ней границ,
Как нет границ потокам света
И перелетам диких птиц.

И нам беречь планету надо
Для тех, кто будет после нас.
А мы бездумно сыплем яды
И дом свой травим не скупясь.

Уже все тоньше слой озона,
А он - щит жизни на Земле;
Уже растут, как язвы, зоны,
Где смерть таится в дымной мгле;

Текут отравленные воды
По руслам рек и под землей,
Дожди спадают с небосвода
Сернокислотною водой;

Леса свою теряют силу,
Уходит нежный запах лип,
Озера, ставшие могилой,
В себе хоронят стаи рыб. (И.И. Ландо)

- Учитель биологии: Какова роль животных и растений в жизни человека?

Растительный мир дает человеку лекарственные растения и вещества, пищу, дает тепло (дрова) и отдых, используются для обустройства жилища и дает кров.

Животный мир – служит основной белковой пищей животного происхождения человека; используется для украшения дома (одомашненные животные, чучела, декоративная отделка); мех животных используется для пошива одежды (шубы, шапки, унты) издревле спасающие человека от холода; животные дают человеку и лекарственные средства: жир (барсука, медведя), панты, молоко ; используются для перевозки грузов: , лошади, верблюды.

- Учитель географии: Как же решается вопрос об охране окружающей среды? Какие принимаются меры? (географическая карта)

  • создаются национальные парки 
  • заповедники 
  • биосферные заповедники
  • заказники.

- Учитель биологии: Создана Красная книга Казахстана в которую внесены исчезающие представители растительного и животного мира.

В НЕЕ ВНЕСЕНЫ: 16 ВИДОВ РЫБ,3 ВИДА АМФИБИИ, 10 ВИДОВ ЗЕМНОВОДНЫХ, 40 ВИДОВ МЛЕКОПИТАЮЩИХ,

506 ВИДОВ РАСТЕНИЙ

Класс разбит на четыре природные зоны:

лесостепь

пустыни

 

рефери

 

рефери

 

географ

 

географ

 

зоолог

 

зоолог

 

ботаник

 

ботаник

 

о приспособлении растений и животных

 

о приспособлении растений и животных

СТЕПИ

полупустыни

 

рефери

 

рефери

 

географ

 

географ

 

зоолог

 

зоолог

 

ботаник

 

ботаник

 

о приспособлении растений и животных

 

о приспособлении растений и животных

- Учитель географии: Задание 1: покажите на карте зону лесостепи

Рассказ учащегося – зоолога.

- Учитель биологии: ботаник рассказывает о растительном мире лесостепи.

Рассказ учащегося - ботаника.

- Учитель биологии (настраивает учащихся, о чем необходимо рассказать: о приспособленности животных и растений к определенной среде обитания)

Как же приспособились к жизни в лесостепи животные и растения. Об этом нам расскажет систематик.

Ученики географы рассказывают о географическом расположении природной зоны, ее протяженности, закономерностях их размещения.

Рефери подводит итоги и считает баллы.

Аналогично строится выступление учащихся – представителей природных зон.

Учитель географии: А теперь, опираясь на знания полученные на уроках биологии и географии попробуем построить пищевую цепь для природных сообществ заданных природных зон. Перед вами лежат картины, на которых изображен  животный  и растительный мир одной из природных зон. Определите эту природную зону, выделите природное сообщество и составьте пищевую цепь.

Учитель биологии: А теперь давайте представим, какие изменения произойдут в природной зоне если в ней уничтожить, к примеру, всех  хищников?

Сейчас вас ждет еще одно испытание . Закрепим свои знания выполнением тестовых заданий.

 

ТЕСТ № 1  «Найти лишнее»

Ваша задача вычеркнуть растение или животное не соответствующее заданной природной зоне.

ЛЕСОСТЕПЬ:Пихта, береза, саксаул, сосна, черника, ива, полынь, костер, тимофеевка, куропатка, белый лунь, джейран.

СТЕПЬ: Костер, ягель, карликовая береза, жузугун, саксаул. Жень-шень,ковыль, сон-трава, сосна, ель, сурок, суслик, песец, белка.

ПУСТЫНЯ: Дермене, мятлик, окация, ель, тарантул, саксаул, черепаха, суслик, жузгун, ягель, волк, корсак, заяц.

ПОЛУПУСТЫНЯ: Полынь, тысячалистник, ромашка, ель, ягель,базелик, ольха, кедр, пырей, сайгак, джейран, ящерица, суслик.

Учитель географии: В заключении этого теста давайте отметим ,к каким отрицательным последствиям для обитателей животного мира этих зон приводит строительство водохранилищ и каналов.

ТЕСТ № 2

1. Почвы пустынной и полупустынной зоны Казахстана:

     а) черноземы         б) песчаные, супесчаные      в) бурые         г) лесостепные

 

2.Почва лесостепной зоны расположенная на севере Казахстана:

     а) серозем              б) чернозем            в) такыры      г) солонцы

 

3.Процесс разрушения плодородного слоя почвы:

     а) почвенная эрозия    Б) мелиорация почв     в) задержание снега  г) посадка деревьев

 

4. Что повышает плодородие почвы:

    а) почвенная эрозия    б) мелиорация почв     в) выпас скота    г) вспашка земли

 

5. Что понимают под плодородием почвы:

     а) глинистый слой   б)гумусовый горизонт      в) песчаный слой   г) материнская порода

 

6. Для борьбы с эрозией почвы применяют:

     а)лесопосадки     б) безотвальную обработку почв    в) рекультивацию земель

     г) все перечисленные способы.

 

7. Какую часть территории Казахстана занимает лесостепь:

      а)  7%    б) 12 %   в)  4 %    г)  50 %

 

8.В какой природной зоне находится Наурызымский заповедник:

      а) лесостепь  б) степь   в) пустыня   г) полупустыня

 

9.Заповедник, охраняющий водно- болотный ландшафт, гордостью которого является розовый фламинго:

     а) Устюртский    б) Кургальжинский  в) Алматинский  г) Аксу- Жабаглинский

 

10. Территория занимаемая полупустынями:

     а)  23 %   б)  47 %   в)  67 %   г)  4 %

 

11. В какой природной зоне в растительном покрове преобладают злаковые и ковыли:

     а) лесостепь    б) степь   в) полупустыня   г) пустыня

 

12.В результате экологического кризиса в биосфере происходят следующие процессы:

     а) увеличивается биологическое разнообразие           б) ничто не изменяется

     в) уменьшается биологическое разнообразие              г) увеличивается количество хищников

 

13. Сколько национальных парков на территории Казахстана:

      а) 6     б)  5   в) 7    г) 12

 

14. Эндемик Казахстана, из листьев этой травы вырабатываю ценное лекарство- сантонин:

      а) цитварная полынь   б) песчаный типчак    в) терескен   г) мятлик 

 

15.Заповедники пустынной зоны:

      а) Барсакельмес, Устюрт    б) Алматинский, Кургальжинский  

     в)  Устюрт, Маркакольский     г) Алакольский, Кургальжинский

 

16.Заповедники охраняющие высокогорные ландшафты:

       а) Устюрт, Барсакельмес      б) Алматинский, Аксу- Жабаглинский

        в) Маркакольский, Алакольский        г) Наурзумский, Кургальжинский

 Подведение итогов урока.

Сегодня мы обобщили знания по теме: «Природные зоны». Вы приобрели знания которые вам пригодятся в жизни. Почувствуете меру ответственности за состояние среды. Вы – будущие хозяева нашей страны, Земли, от вас будет  зависеть будущее планеты и людей. В результате хозяйственной деятельности человека возникло столько экологических проблем, которые придется решать вам! 

Давайте еще раз отметим эти моменты. Плоды хозяйственной деятельности человека: поселки, города, распаханные земли, высушенные реки, уничтоженные леса, искаверканная карьерами и шахтами литосфера, уничтоженные виды растений и животных. Вы – будущие хозяева нашей страны, Земли, и от вас будет зависеть будущее планеты и людей. Разум стоит на стороне человека ,а не природы и  часть своего разума человек должен расходовать на обслуживание и сохранение природы в целях защиты от собственной вседозволенности, хищничества рецидивов неразумия.

 

Домашнее задание:  На контурной карте Казахстана отметить природные зоны с помощью цветовой гаммы и с помощью условных обозначений растения и животных занесенных в Красную Книгу Казахстана.

Комментарии
Комментариев пока нет.