12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Спиридонова Алла Васильевна98
0

Тематическое направление: духовно- нравственное воспитание Внеклассное мероприятие на тему: «Хлеб – драгоценность, им не сори!»

Тематическое направление: духовно- нравственное воспитание


Внеклассное мероприятие на тему: «Хлеб – драгоценность, им не сори!»


Пояснительная записка


Внеклассное мероприятие на тему: «Хлеб – драгоценность, им не сори!»

Тематическое направление: духовно- нравственное воспитание

Актуальность этой темы состоит в том, что     у     современных детей нет ценностного отношения к труду человека    работающего  на сельскохозяйственном поле. Мы живём в местности, где когда-то был колхоз с развитым животноводством и растениеводством. Сеяли овёс, рожь, пшеницу.

К великому сожалению прошло то время, когда поля были полями, а не зарастали как сейчас кустами и травой.

Но большее разочарование наступает, когда дети думают, что хлеб – это просто товар на прилавке магазина. Хлеб для них является обыденным продуктом. Дети перестали ценить хлеб как главный продукт питания для русского человека. Они не знают, сколько труда, пота, сил, вкладывается в этот продукт питания, пока тот дойдёт до нашего стола. Поэтому и возникла необходимость этого мероприятия.

Целевая аудитория: Учебно-методическое пособие предназначено для 1- 4 классов (7-11 лет). Можно использовать и в среднем звене.

Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя:

планировать и осуществить, с учетом общих задач школы, воспитательный процесс в классе.

Цель: рассказать историю происхождения хлеба, раскрыть его значение для нашего народа, воспи­тывать патриотизм, бережливость, уважение к чужому труду; расширить кругозор обучающихся.

Задачи:

Образовательные:

• сформировать у детей знания о труде хлебороба, комбайнера, тракториста, пекаря, агронома (последовательность выращивания хлебных злаков, процесс приготовления из муки хлеба), представление о том, что хлеб нужен каждому человеку.

Развивающие:

• способствовать речевому общению детей, развитию умения вступать в диалог, выразительности речи;

• развивать основные психические процессы: память, внимание, образное и логическое мышление и эмоциональную сферу ребёнка;

• обогатить кругозор, поддерживая естественный интерес и любознательность детей и совершенствовать системы обследовательских действий;

• развитие интереса к сказкам;

• развитие музыкального слуха, чувства ритма.

Воспитательные:

• воспитать уважение к хлебу, умение бережно относиться к нему, ценить труд человека, творящего хлеб;

• воспитывать умение сотрудничать, планировать индивидуальную и коллективную работу и навыки совместной деятельности;

• воспитывать внимание, терпение, трудолюбие, доводить порученное дело до конца.

Планируемые результаты:

Личностныеформировать чувство гордости за свою Родину, народ и историю, осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках; осознание ответственности человека за общее благополучие.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.  

Познавательные: познакомить детей с тем, как в старину выращивали хлеб, донести до их сознания, что хлеб – это итог большой работы многих людей; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные: учить использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание и владеть диалогической формой речи; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Для реализации поставленных задач на данном занятии выбрана форма: классный час с использованием ИКТ (информационно-компьютерных технологий).

Ресурсы:

плакаты с изображением пшеничного поля и хлебобулочных изделий; на листах А4 - пословицы о хлебе; стихотворение Оболенского К.; высказывание «Хлеб – наше богатство»; вырезанные из бумаги колосья пшеницы; 2 тарелки; горсть земли; красивый носовой платочек; кусочек ржаного хлеба, по размерам приближённый к блокадному хлебу; поднос; расшитый полотенце; каравай; презентация «Хлеб всей жизни голова»; компьютер; мультимедийный проектор.

Аудиозаписи: (Песня «Баллада о хлебе» на музыку Виктора Захарченко, стихи Владимира Балачана),( «Земля хлебами славится». Муз.  Ю.Чичкова, сл. П.Синявского)

Рекомендации: Полезна будет для учителей начальных классов, воспитателей ГПД, классных руководителей в организации внеклассного мероприятия, классного или воспитательного часа, работе с родителями. Одно из основных условий успешного проведения праздника - точность и организованность всей его подготовки. Заранее готовится подробный организационный план. Мероприятие требует большой подготовительной работы. 

Основная часть

Описание подготовки воспитательного мероприятия

Выставка черного и белого хлеба, блюд из черс­твого хлеба. В классе висит плакат с караваем хле​ба, пословицами о хлебе. В центре - высказывание «Хлеб – драгоценность, им не сори!». Класс украшен вырезанными из бумаги колосьями пшеницы. На доске плакаты с пословицами, поговорками, загадками, стихотворе­ния о хлебе.


Ход мероприятия

Учитель:

О, хлеб — круговращенье года,

В тебе, обыденном на вид,

Все то, что сделано народом

И что народу предстоит.

По мнению ученых, открытие хле­ба состоялось 15—16 тыс. лет назад. Именно тогда человек начал собирать и культивировать хлебные злаки. Прав­да, вначале он не ел зерна, так сказать, в натуральном виде. Лишь позднее кулинары каменного века научились растирать и смешивать зерно с водой.

Ученик: Появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Конечно, он ни­сколько не походил на тот, к которому привыкли мы: хлеб был жидким. Такой пищей люди питались до тех пор, пока не научились выпекать из зерновой «каши» пресные лепешки.

Предположительно дело обстояло так. Во время варки жидкая каша вы­лилась из горшка с шипением на рас­каленные камни. Не сразу замеченная, а лучше сказать, своевременно заме­ченная, она превратилась в румяную лепешку. Аппетитная на вид, приятно пахнущая, она удивила человека и вку­сом. С тех пор уже готовилась не каша, а тесто — основа для лепешки.

Ученик: Прошло еще несколько тысячелетий, и египтяне овладели секретом разрыхлять тесто путем его брожения. Используя чудесную силу молочнокислых бактерий, они научились выпекать самые различные сорта хлеба. В скором времени в тайны этого искусства проникли греки и римляне. Однако еще долгое время «кислый» хлеб считался деликатесом и стоил гораздо дороже пресного, поэтому употребляли его люди состо­ятельные. (Слайд)


Ученик: В богатых городах Греции пекари начали появляться в V в. до нашей эры. По всей Европе секрет хлебопечения распространился в IXXI вв., и пека­ри пользовались большим почетом. В Древней Греции хлебопеки занимали самые высокие посты в государстве

Ученик: Хлеб, испеченный шесть тысяч лет назад — в каменном веке, хранится се­годня в музее г. Цюриха. В музее искус­ства г. Нью-Йорка хранится круглый хлебец, выпеченный 3400 лет назад. (Слайд)

Учитель: В древности перед тем как тесто-каравай на лопатке перенести в печь, ставили на нем разные знаки: крестик, розу, знак семьи или рода; на булочных изделиях для детей — петуха с пушис­тым хвостом, белку, котенка, индюка и др.

Египтяне на тесте перед посадкой в печь оставляли отпечатки своих паль­цев, римляне — насечки, китайцы ри­совали круг — иероглиф солнца.

На тесте изображали также боевой лук, зерно и стрелы, чтобы подчерк­нуть, что хлеб защищен от врагов. (Слайд)

Ученик: На Руси с древних времен выпеч­ка хлеба считалась ответственным и почетным занятием. Особого искус­ства требовало производство ржаного хлеба, которое основывалось на при­менении специальных квасов. Секрет их приготовления держался в тайне и передавался из поколения в поколение Кроме ржаного хлеба в монастырских пекарнях выпекали просфоры, кала­чи и сайки из пшеничной муки. Из монастырских пекарен хлеб выходил с надписями: «Хлеб святой», «Хлеб всемогущий», «Хлеб вечный». (Слайд)

Ученик: В XVI в. русские пекари уже подраз­делялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинчи­ков, ситников. В это же время в городах Московского княжества за ценами и качеством продававшегося хлеба был установлен контроль.

Царский указ 1626 г. «О хлебном и калачном весу» утверждал цены на 26 сортов хлеба из ржаной муки и 30 — из пшеничной. В указе были поименова­ны лица, которые подлежали контролю со стороны хлебных приставов.

Ученик: Во все времена отношение к хлебу было особенным. Недаром у многих народов в древности хлеб, как солнце и золото, обозначался одним симво­лом — кругом с точкой посередине. Так же как и к хлебу, испокон веков относился народ и к труду тех, кто его создавал. На Руси пекари пользовались особым почетом, величали их только уважительно.

Учитель:

Хлеб

Издавна на свете повелось так:

Человек, встающий на заре,

Видя в поле тучные колосья,

Ко всему становится добрей.

Если будет полно в закромах —

Значит, будут новые дома,

Значит, будут песни, свадьбы, радость,

И не будет никакой беды,

Потому что хлеб — всегда награда,

Лучшая награда за труды.

Хлеб — он дружит с потом и работой,

С летом и осенней позолотой.

А. Быков

У поэта Николая Пальмина в его «Поэме о хлебе» есть строчки, отра­жающие самоотверженную борьбу за хлеб.

Ученик:

Ехал он дальней дорогой,

Хлеб голодающим вез,

А сам ни крошки не трогал,

Хотя голодал и мерз.

Он о себе не думал,

Он о других привык.

Вот так от голода умер

На хлебных мешках большевик.

Ученик: Спасая жизнь хлеба, люди нередко жертвовали своей. Тракторист совхоза «Дальний» Целиноградской области Даниил Нестеренко, погибший на своем тракторе за хлеб, был удостоен звания Героя Советского Союза. Ком­сомольцы-герои Анатолий Мерзлов, Михаил Мороз тоже погибли в поле. Константин Ваншенкин в годы войны был свидетелем гибели летчика, не бро­сившего пылающую машину на поле спелой пшеницы. (Слайд)

Прослушивание песни «Баллада о хлебе»

(Песня на музыку Виктора Захарченко, стихи Владимира Балачана)

Ученик: «В семье, в государстве, в целом ли мире, коли есть хлеб на столе, другое как-то прикладывается. Хлеб, как известно, может с успехом соперни­чать с золотым запасом, по которому принято определять, сколь богата или бедна страна, сколь велик ее удельный вес среди других государств. Хлеб — он солдат в дни войны, он искусный пропагандист, политик и дипломат — в дни мира». В этих словах Михаила Алексеева очень точно и образно ха­рактеризуется роль хлеба как главного продукта для каждого человека и для всего человечества.

Ученик:

Запах хлеба

Удивителен запах хлеба!

Этот запах нам с детства знаком.

Пахнет хлеб и степью и небом

И травой и парным молоком.

Пахнет хлеб раскаленным подом,

Талым снегом, и внешней грозой,

И мужицким соленым потом,

А порой и мужицкой слезой.

Ах, как вкусен хлеб!

До чего же

И душист он и пышен, как пух.

Учитель: Хлеб является основной пищей для большинства нашего народа. Хле­бозаводы производят сейчас сотни наименований хлеба: батоны и булки, караваи и буханки, сухари и ковриги. Хлеб ржаной и пшеничный, рижский и орловский, с отрубями, морской ка­пустой, с маком и изюмом...

Совсем недавно наш хлеб был самым дешевым по сравнению с другими стра­нами. Сейчас он стал дороже, но можно увидеть валяющиеся куски хлеба и на свалке, около урны.

Небрежное отношение к хлебу — это надругательство над памятью тех, кто умер от голода. Гнев и боль в сердце, стыд и возмущение возникают в душе каждого сознательного человека при виде брошенного куска хлеба. (Слайд)

Ученик:

Вот строки из стихотворения Петруся Бровки:

Мне больно, когда я, случается, вижу,

Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.

Эй, ты, попирающий корку ногою,

Ты топчешь достоинство наше людское.

Ты мать оскорбил, ты обиду нанес Земле, на которой родился и рос.

Учитель: В прошлом детей наказывали за не­брежное отношение к хлебу. Писатель Владимир Солоухин вспоминает: Запомнил я минуту ту Из детства озорного. Вдруг скучно сделалось во рту От хлеба аржаного. И бросил наземь я кусок От дедушки украдкой, И наступил я на кусок Босой чумазой пяткой. И вдруг, едва лишь наступил, Зарылся носом в пыль я, А раньше дед меня не бил И вообще не били.

Но он снимает поясок, крученую веревку, За мой нестриженый висок Меня хватает ловко. Его трясется борода

И в гневе и в обиде, А в чем обида, я тогда, Признаться, и не видел.

Учитель: А у нас в школе можно увидеть ку­сок хлеба, валяющийся под партами. Ребятам, пренебрегающим хлебом, следовало бы напомнить, как жилось их сверстникам в блокадном Ленинграде: Девчонка руки протянула И головой — на край стола. Сначала думали — уснула, А оказалось — умерла. А эти стихи принадлежат перу Ми­хаила Головенчица:

Мне стало страшно. Словно я ослеп. Я вдруг остановился. Под ногами Лежал в снегу пшеничный серый хлеб И на морозе превращался в камень. Я на дороге той не увидал Того, кто бросил эти пол буханки, Я рассказал ему бы про Урал, Про поезда на темном полустанке. Тянулись ленинградцы на восток, У них от голодухи пухли ноги... И в детском горле застревал комок От лиц их — цвета пыли на дороге. Я вспомнил очередь в ночи, Как замерзал продрогший, полусонный, Слова старух: «Терпи, сынок, молчи». Лязг ножниц, отрезающих талоны. Четыре предрассветные часа, Потом в дверях отчаянную давку И сверстников голодные глаза, Прикованные к пыльному прилавку. Ребята! Вы прослушали много ин­тересного и полезного о хлебе. Мы призываем вас: берегите хлеб — наше богатство!

Ученик: В домашних условиях черствый хлеб выбрасывать не надо. Его можно ос­вежить. Хлеб сбрызгивают водой или накрывают чистой белой тканью и про­гревают в течение нескольких минут до температуры 60-70 градусов.

Из черствого хлеба можно приго­товить не один десяток блюд. Это и супы, и запеканки, и пудинги, и блины, и клецки, и гренки, и многое другое. Мы приготовили несколько блюд из черствого хлеба, которые вы можете ви- деть на нашей выставке. Они готовятся легко и быстро.

Учащиеся делятся рецептами

Блюда из черствого хлеба

Бабка из ржаного хлеба с рисом

Ржаной хлеб нарезать ломтиками и слегка смочить водой. В отварной рис положить сливочное масло и су­хофрукты. На смазанную сковородку выложить слой хлеба, на него рисовую массу, залить яйцом и запекать 40 мин. На 200 г хлеба взять два яйца, 20 г риса, 5 г чернослива.

Кекс с изюмом

Черствый хлеб без корки истереть на терке, положить в кастрюлю, за­лить молоком и дать постоять 30-40 мин. Затем размешать до однородной массы.

Желтки яиц растереть с сахаром, а белки взбить, перемешать с хлебной массой, добавить столовую ложку растопленного сливочного масла или маргарина и полстакана изюма. Вы­ложить в подготовленные формочки и выпекать.

На 400 г белого хлеба взять 0,5 л молока, столовую ложку сливочного масла, 3-4 яйца, 0,5 стакана изюма.

Оладьи из сухарей

Пшеничные сухари разломать и за­лить горячим молоком, добавить соль, сахар, яйца, дрожжи и поставить для брожения на 2-3 часа. Из готового тес­та испечь оладьи. Подавать с маслом, сметаной или медом. В тесто можно добавить изюм.

На 200 г сухарей — 300 г молока, 2 столовые ложки сахарного песка, 1 яйцо.

Сырные хлебцы

Ломтики белого хлеба обжарить с одной стороны в масле, перевернуть, на поджаренную сторону положить по кусочку твердого сыра, закрыть сково­родку крышкой и слегка поджарить


Учитель: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о хлебе. Давайте их вспомним.

Не будет хлеба – не будет и обеда.

Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.

Хлебушко ржаной – батюшка родной.

Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

Без печки холодно – без хлеба голодно.

Хочешь калачи, так и не сиди на печи.

Хлеб всему голова.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Ученик: Что хлеб наш насущный – святые слова

Так говорили и деды и прадеды

Он в нашей жизни  всему голова –

Сила великая хлебушку дадена

Хлеб как святыня для всех был всегда.

Есть он – исполнилось счастье народное,

Не было – голод душил города

И вымирали деревни голодные.

Нынче ж, когда у нас вдоволь  его,

Полки изделием хлебным завалены,

То ли от сытости, толь от чего

Хлеб совершенно ценить перестали мы.

Мы не бедны: на столе, в закромах

Досыта хватит всем хлеба душистого

На необъятных колхозных полях

Колос наполнит зерно золотистое

Чтобы в России люди могли

Жить в благоденствии долгие годы,

Надо беречь хлеб – щедрость земли,

Силу Руси, дар великой природы. (Слайд)

(Звучит песня «Земля хлебами славится». Муз.  Ю.Чичкова, сл. П.Синявского).

Учитель: Ребята, давайте мы с вами проведём небольшую викторину.

Посмотрите на стол. Вы видите разные сорта хлеба: белый и чёрный. Почему один хлеб – чёрный, а другой – белый? (Белый хлеб пекут из пшеничной муки, а чёрный – из ржаной).

В чём разница между озимой и яровой пшеницей? (Яровую сеют весной, озимую – осенью, в зиму).

Кто трудится на полях, чтобы посеять и собрать урожай (Трактористы, комбайнёры, шофёры).

Сколько зёрен нужно для выпечки одного батона? (Из одного зёрнышка получают около 20 мг. муки, для выпечки одного батона надо вырастить 10 тысяч зёрен).

Куда зерно везут после уборки? (На элеватор – особое хранилищ для зерна).

Где зерно превращают в муку (на мельнице).

Как лесные насаждения помогают хлеборобам? (они сохраняют влагу в почве).

Знаете ли вы что такое квашня? (Деревянная кадка для теста, а также заправленная дрожжами забродившее тесто).

Учитель: Ребята, наше мероприятие подошло к концу. Мы надеемся, что после нашего серьёзного разговора, ваше отношение к хлебу изменится.

 Я от всей души хочу всем пожелать мира в ваших домах, тепла, уюта. И пусть в каждом доме, на каждом столе всегда пахнет свежим ароматным хлебом. (Слайд)

Зерна наших дней, светитесь,

Говорим мы: берегите,

Берегите хлеб родной

Не мечтаем мы о чуде, -

К нам полей живая речь.

Берегите хлеб, вы - люди,

Научитесь хлеб беречь!

 



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.