Внеклассное мероприятие «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыскороговоришь»
Всех скороговорок не переговоришь, не перевыскороговоришь
(конкурс для детей старшего дошкольного возраста)
В своей практике учителя-логопеды для автоматизации, дифференциации поставленных звуков и совершенствования речи детей очень часто обращаются к скороговоркам. Скороговорка как жанр устного народного творчества появилась ещё в Древней Руси. Интересна эволюция термина «скороговорка» в разных изданиях «Словаря русского языка» С.Ожегова. Если в издании 1978 года даётся следующее определение скороговорки: «Искусственно, ради забавы придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь», то уже в 1990 году внесена важная поправка: «Скороговорка – специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка». В определении исчезли слова «ради забавы придуманная». Это связано, в частности, с тем, что скороговорки взяли на вооружение логопеды и новые тексты разрабатываются не для забавы, а для коррекции и совершенствования речи детей.
Диапазон скороговорок необычайно широк. Они бывают короткие и длинные, рифмованные и нерифмованные, сюжетные и бессюжетные, логичные и абсурдные, с повторами и без повторов, «построенные» на одном звуке и на сочетаниях звуков.
В настоящее время, наряду с народными, фольклорными скороговорками, логопеды используют в своей практике и современные авторские скороговорки.
Работая много лет учителем-логопедом в детском саду, я пришла к выводу, что уже в старшей группе (в конце учебного года), когда у большинства воспитанников поставлены и автоматизированы все звуки, можно провести с детьми конкурс «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыскороговоришь». На конкурс приглашаются родители воспитанников. В состав жюри входят: старший воспитатель, музыкальный руководитель и учитель-логопед другой группы. Предлагаю вниманию коллег сценарий конкурса.
Конкурс «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыскороговоришь»
Цели проведения конкурса:
-совершенствование звуковой стороны речи, улучшение дикции детей;
-формирование выразительности речи;
-развитие слухового внимания и памяти;
-развитие артистических способностей;
-воспитание уважения к великому культурному наследию России;
-формирование умения взаимодействовать со сверстниками в процессе соревнования
Оборудование:
аудиомагнитофон, сюжетные картинки к скороговоркам, предметные картинки, четыре маски-эмоции, карточки с буквами, бубен, мягкая игрушка – говорящий Мишка, костюм бабушки, мольберт, таблички с названиями команд «Говорунишки» и «Болтунишки», два подноса, колокольчики, сладкие призы.
Предварительная работа:
-дети совместно с родителями выполняют домашнее задание – учат наизусть по одной скороговорке, подобранной самостоятельно, и по желанию, делают рисунок к этой скороговорке.
-воспитатель делит детей на две команды «Говорунишки» и «Болтунишки».
Ход конкурса
Организационный момент. Вступительное слово логопеда.
Под музыку «Выйду на улицу, гляну на село…» дети рассаживаются по командам на стулья, стоящие друг напротив друга.
Л о г о п е д. Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня в нашей группе проводится конкурс «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыскороговоришь». Знаете ли вы, что скороговорки появились ещё в Древней Руси, много столетий тому назад. В детских играх, забавах на быстрое произношение скороговорок они становились источником смеха, веселья. Благодаря скороговоркам дети учились быстро, чётко и красиво говорить!
Участвовать в конкурсе будут команды «Болтунишки» и «Говорунишки», по 10 человек в каждой команде. В случае затруднений при выполнении заданий, детям могут помочь их родители. Оценивать все задания конкурса будет уважаемое жюри (учитель-логопед представляет членов жюри). Всего в конкурсе будет 7 заданий. За каждое задание можно получить один или два колокольчика (в зависимости от оценки жюри). В конце конкурса мы посчитаем, сколько колокольчиков заработала каждая из команд.
Задание 1. Скороговорки – «невелички».
Л о г о п е д. Начнём наш конкурс с разминки. Каждый из участников команд должен повторить за мной громко, чётко и быстро скороговорки – «невелички», когда я передам ему в руки бубен – звонкий и громкий народный музыкальный инструмент.
Скороговорки для команды «Болтунишки»
Веня и Иван не виноваты.
В дневнике у Вадима девять двоек.
Филимон был на футболе в футболке.
В Японии все пони в попоне.
Дима даёт Дине дыню.
Дядя Федя дал мёда медведю.
Сынок не носит косынок.
У забияки змея за пазухой.
Наш шпион выше вашего шпиона.
Лев поднял лапу и дал волку по лбу.
Скороговорки для команды «Говорунишки»
Внимание: в водоёме водяной.
У Бобика в будке будильник.
У Пети Потапова папа – капитан.
Попугая не купают, попугая покупают.
Дома один Дима и два Вадима.
Опять Антон пьёт кипяток.
Десять совят на сосне сидят.
Синице гусеница снится.
У швеи в шкафу ковшик и кувшин.
У зелёной ёлки колкие иголки.
Жюри объявляет результаты первого задания.
Задание 2. Бабушкины скороговорки.
Звучит музыка «Выйду на улицу…»
Л о г о п е д. Ребята, к нам в гости приехала бабушка Аграфена Дормидонтовна (её роль исполняет воспитатель группы).
А г р а ф е н а Д о р м и д о н т о в н а. Здравствуйте, ребятки дорогие. Для начала попробуйте поздороваться со мной и правильно произнести моё имя (дети хором произносят: «Здравствуйте, Аграфена Дормидонтовна!»).
А г р а ф е н а Д о р м и д о н т о в н а. Слыхала я, что вы скороговорки шибко хорошо умеете говорить. Так то, наверное, современные, а вы попробуйте мои старинные повторить. Выходите ко мне из каждой команды молодец и девица. На картинки мои посмотрите и скороговорки чётко и быстро повторите.
Иллюстрированные скороговорки для команды «Болтунишки»
Бык тупогуб, тупогубенький бычок.
Хохлатые хохотушки хохотали, хохотали, похохатывали.
Иллюстрированные скороговорки для команды «Говорунишки»
Стоит воз овса, возле воза овца.
Течёт речка, печёт печка, печёт печка, течёт речка.
Аграфена Дормидонтовна хвалит детей и, прощаясь, уходит. Жюри оценивает выполненное задание.
Задание 3. Артистичные скороговорки.
Л о г о п е д. Скороговорки нужно уметь произносить не только чётко и быстро, но и выразительно. Я приглашаю по одному самому артистичному участнику из каждой команды. Перед вами иллюстрированная скороговорка:
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да всё с творогом!
Участникам выдаются по две маски (из четырёх: веселье, грусть, испуг, злость). Нужно произнести скороговорку с соответствующей эмоцией, при этом не забывая о быстром темпе произношения.
Жюри подводит итоги задания.
Задание 4. Звуко-буквенные скороговорки.
Л о г о п е д. Для выполнения этого задания я приглашаю по одному участнику от команды, хорошо знающему буквы. Они должны будут прослушать скороговорки, повторить их и определить, какие звуки встречаются в них чаще всего и показать на мольберте соответствующие буквы (на мольберте представлены уже изученные гласные и согласные буквы: А, У, И, О, Э, П, Т, К).
Скороговорка для команды «Болтунишки»
Катя лопаткой копала канавку (звук и буква «К»)
Скороговорка для команды «Говорунишки»
В пенале у Полины паук плетёт паутину (звук и буква «П»)
Жюри оценивает задание.
Динамическая пауза.
Логопед предлагает детям немного отдохнуть, свободно потанцевать под народную музыку «Выйду на улицу…». Взрослый показывает движения, характерные для русских народных танцев и дети повторяют за ним, танцуют.
Задание 5. Творческие скороговорки.
Л о г о п е д. Скороговорки для этого задания вы должны сначала сами придумать, а потом чётко и быстро произнести. Сочинить скороговорки вам помогут картинки. Приглашаются по одному человеку от команды. Одна команда получает картинки: «роза», «берёза», «гриб». Другая команда получает картинки: «кошка», «матрёшка», «машина». Примерные варианты скороговорок:
Гриб и роза росли под берёзой
В машине по дорожке едут матрешка и кошка
Жюри оценивает задание.
Задание 6. Домашние скороговорки.
Л о г о п е д. Ребята, к сегодняшнему конкурсу вам предлагалось совместно с родителями приготовить домашнее задание – выучить скороговорку и нарисовать к ней рисунок.
Участники команд произносят скороговорки, демонстрируют иллюстрации к ним.
Жюри оценивает задание.
*Некоторые родители к выполнению домашнего задания подошли творчески и сами придумали интересные скороговорки, например:
Арнольд Шварценеггер был терминатор, а стал Калифорнии губернатор.
Фермер Фрол вырастил в парнике кольраби и брокколи в феврале.
Большой плот медленно плыл по ласковым тёплым волнам и маленькая лодка его обогнала.
Эти скороговорки я теперь использую в своей практике.
Задание 7. Мишкина скороговорка.
Л о г о п е д. Ребята, наш конкурс подходит к концу. И последнее задание вам предлагает выполнить наш гость говорящий Мишка (мягкая игрушка, которая при нажимании на неё «произносит» текст скороговорки). Послушайте Мишку внимательно и попробуйте повторить за ним скороговорку громко, чётко, выразительно и быстро (приглашаются по несколько человек от команд).
Мишкина скороговорка
Чтобы лучше говорить, ты сумей-ка повторить:
«Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и ежонком
Чиж с чижихой и чижонком
Стриж с стрижихой и стрижонком
Испугались медвежонка…»
А ну-ка повтори!
Жюри оценивает задание.
Подведение итогов.
Л о г о п е д. Конкурс «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыскороговоришь» завершился. Я предоставляю слово жюри (подсчитывается количество заработанных колокольчиков у обеих команд и объявляется команда-победитель).
Ребята, вы все старались говорить сегодня правильно и выразительно. Для того, чтобы ваша речь стала ещё лучше, больше учите с родителями скороговорок, пословиц и поговорок, загадок и стихотворений. А сейчас «Болтунишки» и «Говорунишки» награждаются сладкими призами.