Внеклассное мероприятие «Картофель — второй хлеб»
Технологическая карта
Учитель |
Мартьянова Ю.А. |
Предмет |
Профильный (сельскохозяйственный) труд |
Тип урока |
Внеклассное занятие |
Класс, количество человек |
5 класс, 12 человек |
Тема |
«Картофель -второй хлеб» |
Цель |
Создание условий для совершенствования знаний о картофеле, приобретенных на уроках, в нестандартной обстановке. |
Задачи |
Расширять представление обучающихся о роли картофеля; о его значении в жизни людей в военное время. Корригировать и развивать произвольное внимание, слуховую и зрительную память на основе выполнения заданий. Развивать умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение. Воспитывать положительную мотивацию к изучаемому предмету. Способствовать воспитанию патриотических качеств личности через игровую деятельность. |
Формируемые БУД:
|
1. Личностные результаты БУД: - уметь оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Метапредметные: 2. Регулятивные БУД: - определять и формулировать цель работы, планировать свою деятельность для ее достижения. 3. Познавательные БУД: - отличать новое от уже известного с помощью учителя; - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию. 4. Коммуникативные БУД: - планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга. 5.Предметные БУД: - закрепление технологии посадки картофеля. |
Оборудование |
Мультимедийное оборудование, магнитная доска, макет черного ящика, картофель, раздаточный материал. |
Планируемые результаты |
Знать: роль и значение картофеля. Уметь: применять полученные знания в самостоятельной жизни. |
Этапы занятия
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Вводная часть. Организационный момент. Цель: обеспечить высокий уровень вовлеченности обучающегося в познавательную деятельность.
Постановка цели и темы. Мотивация учебной деятельности обучающихся. Цель: создание условий для мотивации.
|
Добрый день, ребята! Добрый день, уважаемые гости! - Сегодня мы проведем игру «Брейн Ринг» (слайд 1). Принимать участие в игре будут две команды «Умельцы» и «Мастера». (На участниках одеты эмблемы с названиями команд, на капитанах эмблемы капитанов команд. Команды сидят за двумя столами напротив друг друга.) Капитаны команд, представьте, пожалуйста, свои команды. (мы команда-…, капитан команды-…, наш девиз-…). - Спасибо. А из приглашенных гостей предлагаю выбрать жюри.
- Ребята, а чему же будет посвящена наша игра сегодня? Это вы узнаете, когда отгадаете, что спрятано в черном ящике. «Черный ящик» Кругла, рассыпчата, бела, на стол с полей она пришла. Ты подсоли ее немножко, ведь, правда, вкусная ... Что? - Давайте проверим. - Правильно, сегодня пойдет речь о картофеле. Тема нашей игры «Картофель-второй хлеб» (слайд 2). - Пожалуй, нет такого продукта, кроме картофеля, из которого можно было бы приготовить столько вкусных и полезных блюд! Во времена всех войн картофель был основным продуктом питания. Его называли «кормильцем» или «вторым хлебом». Ели картофель в мундире, толченый и печеный. Добавляли к нему разные примеси: крапиву, листья липы и березы. Из крахмала варили кисели. А к весне, когда уже запасов оставалось мало, то ходили на поля, искали и собирали прошлогодний не выкопанный картофель. - А сейчас прослушаем отрывок из стихотворения «Картошка», который подготовили участники нашей игры. …Над городом – бомбежка, А там лежит картошка, - Итак, мы начинаем игру. Готовы? Звучит музыка. |
Слушают учителя.
Определяют тему занятия. Отгадывают загадку: (картошка).
Слушают учителя.
Читают отрывок из стихотворения наизусть. |
Основная часть.
Проведение физминутки. Цель: создание условий для психоэмоцональной разгрузки обучающихся.
Заключительная часть.
|
- А сейчас я озвучу правила игры. - Игра состоит из 6 раундов. Каждому раунду соответствуют свои правила, которые будут оглашены. - Оценочная система игры - баллы. - Во время ответа одной команды на вопрос другие команды должны соблюдать тишину, т.е. не должны перебивать. - Жюри озвучивает результаты. Первый раунд «Разминка» (слайд 3). - Я буду задавать вопросы, а командам необходимо дать ответ, какие блюда можно приготовить из картофеля? Правила этого раунда. Время для размышления 1 минута. По сигналу ведущего время “включается” и обсуждение начинается. Команда, у которой готов ответ, может прервать время для дачи ответа, подав сигнал (стукнуть в бубен). По команде ведущего “время” останавливается. За правильный ответ -3 балла. Если ответ неправильный, то ответить может команда соперников, которые за правильный ответ зарабатывают 2 балла. 1.Мучные изделия с картофелем (Пирожки). 2. Запеченное кушанье из картофеля (Запеканка). 3. Сваренный в кожуре картофель имеет … (Мундир). 4. Тонкие ломтики картофеля, обжаренных в масле (Чипсы). 5. Протертая и обжаренная масса из вареного картофеля (Дранники). 6. Картофель, жаренный в большом количестве масла (Фри).
- В годы Великой Отечественной войны колхозникам приходилось сдавать большую часть урожая государству для отправки на фронт. Для тыловиков оставалось очень мало продуктов, а семьи в то время были большие, и что бы избежать голода людям приходилось сажать ее как можно больше. Целые клубни старались не использовать, а сажали кожуру и ростки. Для этого доставали из погреба картофель и перебирали. Самый мелкий сажали. Длинные ростки обдирали, делали из них клубок и тоже сажали. Кожуру готовили заранее, когда чистили картофель на еду, то срезали тонкий слой кожуры с глазками, немного подсушивали и складывали ее в мешочки. Когда приходило время посевов, доставали эту кожуру и сажали.
Второй раунд «Собери части картофеля» (слайд 4). Из предложенных картинок команды должны выбрать нужные части растения и собрать растение картофеля правильно. На этот конкурс отводится 2 минуты. Чья команда быстро и правильно выполнит задание, получает 2 балла. Раздаются конверты с частями растения. Время пошло. Играет музыка, обучающиеся выполняют задание (клубень, росток, столуны, стебель, лист, плод, цветок, цветок розы, лист свеклы).
- А сейчас предлагаю командам проверить, кто из вас больше знает о картофеле? И я объявляю третий раунд, который называется «Все о картофеле» (слайд 5). Внимание, правила этого раунда. Я буду задавать вопросы каждой команде по очереди. Вам необходимо выбрать из трех вариантов ответов верный. На обсуждение дается 30 секунд. За правильный ответ - 2 балла. Если ответ неверный, то ответить может команда соперников, которые за правильный ответ зарабатывают 1 балл. (Вопросы представлены на слайдах) В какое время года сажают картофель? (Слайд 6). Осенью, зимой, весной. В какое время года убирают картофель? (Слайд 7). Осенью, зимой, весной. На чем у картофеля образуются клубни? (Слайд 8). На листьях, на плодах, на столунах. Как называется насекомое – вредитель, поедающее ботву картофеля? (Слайд 9). Бабочка белокрылка, колорадский жук, комар. Как называются углубления на поверхности клубней картофеля? (Слайд 10). Глазки, основание, ростки. Какое главное питательное вещество содержат клубни картофеля? (Слайд 11). Солонин, крахмал, сахар. Приспособление для чистки картофеля. (Слайд 12). Картофелечистка, картофелекопалка, плуг. Как в старину называли картофель? (Слайд 13). Земляные яблоки, кислые яблоки, ядовитые яблоки. - Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
- А сейчас предлагаю командам немного отдохнуть и объявляю танцевальную минутку (слайд 14). (Звучит музыка, выполняем упражнения.)
-Ребята, а знаете ли вы чем сажают картофель в настоящее время (слайд 15)? Правильно, а во время Великой Отечественной войны техники не хватало и картофель сажали конными плугом. (слайд 16) - Впереди шла лошадь и тянула за собой плуг, а управлял лошадью человек, идущий за лошадью. - Итак, я объявляю четвертый раунд: «Посади картофель» (слайд 17). Слушаем правила раунда. Вам нужно составить правильную последовательность действий (алгоритм) посадки картофеля и наклеить его на плакат. За правильно выполненный алгоритм присваивается 2 балла. На выполнение задания дается 2 минуты. (Каждый пункт распечатан на отдельной карточке.) 1. Одеть спец одежду. 2. Выбрать необходимый инвентарь. 3. Выкопать ямку. 4. Положить картофель в лунку. 5. Убрать инвентарь. 6. Снять спецодежду. 7. Вымыть руки. - Молодцы, вы очень хорошо справились с заданием.
Звучит музыка для конкурса капитанов. Пятый раунд для капитанов «Составь слово» (слайд 18). - Я попрошу выйти капитанов. Вам нужно из слова КАРТОШКА составить за 2 минуты новые слова (слайд 19). Повторение слов запрещено. За каждое слово команда зарабатывает 1 балл. (Ток, рот, каша, карта, кот, рак, каток, шот, арка, корт, кошка, акр, кок, кара, кора, тор, шок, аорта). Участники команд тоже составляют слова и при необходимости помогают капитанам заработать дополнительный балл.
Шестой раунд «Собери пословицу» (слайд 20). Командам необходимо собрать пословицы, каждой команде дается по 3 пословицы. За каждую правильно собранную пословицу присваивается 1 балл. На выполнение задания дается 2 минуты. Пословицы: «Картошку сажать – не руками махать». «Проголодаешься – картофель посадить догадаешься». «Картофель – второй хлеб». «Ешь картофель досыта, а сажай до пота». «Раз картошка не родилась, значит, много ты ленилась». «Картошка да каша — еда наша». Давайте проверим (слайды 21-22).
- Итак, все раунды завершены, мы просим жюри подвести итоги. Жюри подводят итоги.
- В народе говорят: «Картофель помог победить Гитлера». И это правильно. Ведь если бы не картофель, то миллионы людей погибли бы от голода. Не кому было бы стоять у станков, работать на полях. Наши солдаты остались бы голодными, без вооружения. Картофель внес огромный вклад в победу над фашизмом. - И в завершении, я хочу прочитать отрывок из стихотворения Александра Сергеевича Комарова «Баллада о картошке». Звучит музыкальное сопровождение (слайд 23). …В Москве по утрам обложные туманы, Ушли, отцвели, как цветы, сарафаны. В Москве на прилавках опавшие листья, В Москве на прилавках заморские страны, В Москве продают золотые бананы. А было? Вы помните?.. Было другое, С моим поколением было, Со мною. Сейчас нам под сорок. А было? Вы помните? Карточки в сумках, Крапивные щи, где крупицы пол-ложки, И где там бананы — хотелось картошки, Картошки без мяса, горячей, в мундире, С ней было теплее в холодной квартире. Но было её до обидного мало, Ах, как нам картошки тогда не хватало! |
Слушают правила игры.
Отвечают на вопросы.
Слушают учителя.
Собирают картинку растения картофель.
Выбирают и называют правильный ответ.
Выполняют движения под музыку.
(Картофелесажалками).
Слушают учителя.
Составляют правильную последовательность действий посадки картофеля.
Составляют слова.
Собирают пословицы.
Слушают учителя.
|
Подведение итогов.
Рефлексия. Цель: организация оценивания обучающихся собственной деятельности во время игры.
|
- Слово для оглашения итогов, предоставляется жюри…. Объявляются результаты, проводится награждение команд. Команде победителю, занявшей 1 место, вручается диплом. Вручить капитану команды. Каждому участнику вручается диплом и сладкий приз. Команде, занявшей 2 место, так же вручается грамота. Каждому участнику грамота участников игры и сладкие призы.
«Лестница успеха» (слайд 24). - Уважаемые участники игры! Игра завершена, и хотелось бы узнать ваше мнение о ней, о вашем настроении, о ваших чувствах. На какую ступень «лестницы успеха» вы себя бы поставили? 3 ступень: я доволен своей работой. 2 ступень: я работал не плохо. 1 ступень: мне было трудно. А сейчас, ребята, попробуйте оценить свою работу на занятии. Общее фото Всем спасибо! (Слайд 25). |
Вручение призов.
Оценивают свою деятельность (работу на занятии).
Фотографируются с дипломами.
|
Интернет ресурсы:
https://infourok.ru/breynring-po-istorii-velikaya-otechestvennaya-voyna-1137083.html
https://multiurok.ru/files/a-vse-o-toi-voine-metodicheskaia-razrabotka-brein.html
https://school-science.ru/6/1/36415
https://proza.ru/2020/05/17/1716
https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/meropriyatia/vneklassnoe_meropriiatie_kartoshka_kormilitsa
Юлия
Надежда Алексеевна Паршукова
Юлия