Тематическое планирование учебного предмета «Химия» для 8 класса по УМК О.С. Габриеляна
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ХИМИЯ
Всего 136 часов, из них 6 часов — резервное время.
2 часа в неделю, всего — 68 часов, 3 часа — резервное время.
№ п/п | Тема/раздел | Количество часов, отводимых на освоение темы (тематического блока) | Основные виды деятельности обучающихся при изучении темы (тематического блока) | Электронные учебно-методические материалы |
темы (тематического блока) | ||||
Раздел 1. Первоначальные химические понятия (20 часов) Форма реализации воспитательного потенциала темы; воспитание трудолюбия, инициативности и настойчивости в преодолении трудностей. Формирование жизненно необходимых качеств; усидчивости, ответственности, исполнительности. Самостоятельности, работоспособности, внимательности через подбор соответствующих задач для решения. Организация информационной среды, в том числе с помощью типовых программных средств, для умения анализировать информацию, делать выводы. Вооружение обучающихся правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности. Личностные результаты освоения темы; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий: экологическое воспитание: готовность и способность к равноправному сотрудничеству, к соблюдению норм и требований школьной жизни. | ||||
1 | Химия — важная область естествознания и практической деятельности человека. Тема урока 1. «Предмет химии. Роль химии в жизни человека.» Тема урока 2. «Понятие о методах познания в химии.» Тема урока 3. «Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей» Тема урока 4. «Практическая работа: № 1. Правила работы в лаборатории и приёмы обращения с лабораторным оборудованием» Тема урока 5. «Практическая работа: № 2. Разделение смесей (на примере очистки поваренной соли)» | 5 | Раскрывать смысл изучаемых понятий. Раскрывать роль химии в природе и жизни человека, её связь с другими науками. Различать чистые вещества и смеси; однородные и неоднородные смеси Различать физические и химические явления. Определять признаки химических реакций и условия их протекания Следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а также правилам обращения с химическими веществами в соответствии с инструкция ми по выполнению практических работ. Планировать и проводить химический эксперимент по изучению и описанию физических свойств веществ, способов разделения смесей веществ. Использовать при выполнении учебных заданий и в процессе исследовательской деятельности научнопопулярную литературу химического содержания, справочные материалы, ресурсы Интернета Выстраивать развёрнутые письменные и устные ответы с опорой на информацию из учебника и справочных материалов, грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса химии | Электронное приложение к учебнику: электронный учебник и задачник, электронная рабочая тетрадь. Сайт издательства БИНОМ https://www.lbz.ru/books/697/ |
2 | Вещества и химические реакции Тема урока 1. «Атомы и молекулы.» Тема урока 2. «Знаки (символы) химических элементов» Тема урока 3. «Простые и сложные вещества.» Тема урока 4. «Атомно-молекулярное учение.» Тема урока 5. «Химическая формула. Валентность атомов химических элементов.» Тема урока 6. «Закон постоянства состава вещества. Относительная атомная масса.» Тему урока 7. «Массовая доля химического элемента в соединении.» Тема урока 8. «Физические и химические явления.» Тема урока 9. «Закон сохранения массы веществ. Относительная молекулярная масса» Тема урока 10. «Химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций.» Тема урока 11. «Химические уравнения. Классификация химических уравнений.» Тема урока 12. «Реакции соединения. Реакции замещения.» Тема урока 13. «Реакции разложения.» Тема урока 14. «Реакции обмена.» Тема урока 15. «Контрольная работа № 1 по теме «Первоначальные химические понятия» | 15 | Применять естественнонаучные методы познания (в том числе наблюдение, моделирование, эксперимент) и основные операции мыслительной деятельности (сравнение, классификация) для изучения веществ и химических реакций Раскрывать смысл изучаемых понятий и законов и применять эти понятия при описании свойств веществ и их превращений. Различать физические и химические явления, объяснять их сущность с точки зрения атомномолекулярного учения. Определять признаки химических реакций, условия их протекания. Классифицировать химические реакции (по числу и составу реагирующих и образующихся веществ). Составлять формулы бинарных веществ по валентности и определять валентность по формулам веществ Расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакций. Следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а также правилам обращения с веществами в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов. Использовать при выполнении учебных заданий и в процессе исследовательской деятельности. Выстраивать развёрнутые письменные и устные ответы с опорой на информацию из учебника и справочных материалов, грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса химии | Электронное приложение к учебнику: электронный учебник и задачник, электронная рабочая тетрадь, заготовки для практических работ |
Раздел 2. Важнейшие представители неорганических веществ (30 часов) Форма реализации воспитательного потенциала темы: воспитание трудолюбия, инициативности и настойчивости в преодолении трудностей. Раскрытие основных достижений и перспектив науки и техники. Формирование таких черт личности, как: общее умственное развитие учащихся, развитие их мышления и творческих способностей, формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией. Вооружение учащихся правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности, подготовка обучающихся к последующей профессиональной деятельности, т.е. к разным видам деятельности, связанным с обработкой информации. Первичные навыки анализа и критической оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов еѐ использования. Личностные результаты освоения темы; осознание своих трудностей и стремление к их преодолению: проявление способности к самооценке своих действий, поступков. Основ социально-практического мышления: готовность к равноправному сотруднечеству: уважение личности и ее достоинства: формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. | ||||
3 | Воздух. Кислород. Понятие об оксидах Тема урока 1. «Воздух-смесь газов. Состав воздуха.» Тема урока 2. «Кислород-элемент и простое вещество.» Тема урока 3. «Понятие об оксидах.» Тема урока 4. «Практическая работа: № 3. Получение и собирание кислорода, изучение его свойств.» Тема урока 5. «Тепловой эффект химической реакции.» | 5 | Раскрывать смысл изучаемых понятий и применять эти понятия при описании свойств веществ и их превращений Характеризовать (описывать) состав воздуха, физические и химические свойства кислорода, способы его получения, применение и значение в природе и жизни человека. Сравнивать реакции горения и медленного окисления Собирать приборы для получения кислорода (вытеснением воды и воздуха) Распознавать опытным путём кислород. Использовать химическую символику для составления формул веществ, молекулярных уравнений химических реакций с участием кислорода. Объяснять сущность экологических проблем, связанных с загрязнением воздуха. Следовать правилам безопасной работы в лаборатории при использовании химической посуды и оборудования, а также правилам обращения с горючими веществами в быту. Планировать и осуществлять на практике химические эксперименты, проводить наблюдения, делать выводы по результатам эксперимента. Использовать при выполнении учебных заданий и в процессе исследовательской деятельности научнопопулярную литературу химического содержания, справочные материалы, ресурсы Интернета. Выстраивать развёрнутые письменные и устные ответы с опорой на информацию из учебника и справочных материалов, грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса химии | Электронное приложение к учебнику: электронный учебник и задачник, электронная рабочая тетрадь |
4 | Водород. Понятие о кислотах Тему урока 1. «Водород-элемент и простое вещество.» Тема урока 2. «Физические и химические свойства, применение. Получение водорода.» Тема урока 3. «Практическая работа: № 4. Получение и собирание водорода, изучение его свойств.» Тема урока 4. «Кислоты.» Тема урока 5. «Соли.» | 5 | Раскрывать смысл изучаемых понятий и применять эти понятия, а также изученные законы и теории для решения расчётных задач. Вычислять молярную массу веществ; количество вещества, объём газа, массу вещества; Проводить расчёты по уравнениям химических реакций: количества, объёма, массы вещества по известному количеству, объёму, массе реагентов или продуктов реакции Выстраивать развёрнутые письменные и устные ответы с опорой на информацию из учебника и справочных материалов, грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса химии | Электронное приложение к учебнику: электронный учебник и задачник, электронная рабочая тетрадь |
5 | Количественные отношения в химии. Тема урока 1. «Количество вещества. Моль. Молярная масса.» Тема урока 2. «Закон Авогадро.» Тема урока 3. «Молярный объём газов.» Тема урока 4. «Расчеты по химическим уравнениям.» | 4 | Раскрывать смысл изучаемых понятий и применять эти понятия, а также изученные законы и теории для решения расчётных задач. Вычислять молярную массу веществ; количество вещества, объём газа, массу вещества; Проводить расчёты по уравнениям химических реакций: количества, объёма, массы вещества по известному количеству, объёму, массе реагентов или продуктов реакции. Выстраивать развёрнутые письменные и устные ответы с опорой на ин формацию из учебника и справочных материалов, грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса химии | |
6 | Вода. Растворы. Понятие об основаниях. Тема урока 1. «Вода. Физические и химические свойства воды.» Тема урока 2. «Вода как растворитель. Растворы.» Тема урока 3. «Химические свойства воды. Основания.» Тема урока 4. «Массовая доля вещества в растворе.» Тема урока 5. «Практическая работа: № 5. Приготовление растворов с определённой массовой долей рас творённого вещества.» | 5 | Раскрывать смысл изучаемых понятий и применять эти понятия при описании свойств веществ и их превращений. Характеризовать физические и химические свойства воды, её роль как растворителя в природных процессах. Составлять уравнения химических реакций с участием воды. Объяснять сущность экологических проблем, связанных с загрязнением природных вод, способы очистки воды от примесей, меры по охране вод от загрязнения. Планировать и осуществлять на практике химические эксперименты, проводить наблюдения, делать выводы по результатам эксперимента. Следовать правилам безопасной работы в лаборатории при использовании химической посуды и оборудования. Проводить вычисления с применением понятия «массовая доля вещества в растворе». Использовать при выполнении учебных заданий и в процессе исследовательской деятельности научнопопулярную литературу химического содержания, справочные материалы, ресурсы Интернета Выстраивать развёрнутые письменные и устные ответы с опорой на информацию из учебника и справочных материалов, грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса химии | |
7 | Основные классы неорганических соединений. Тема урока 1. «Классификация неорганических соединений. Оксиды: состав, классификация (основные, кислотные, амфотерные, несолеобразующие), номенклатура.» Тема урока 2. «Физические и химические свойства оксидов. Получение оксидов.» Тема урока 3. «Основания: классификация, номенклатура (международная и тривиальная).» Тема урока 4. «Физические и химические свойства оснований. Получение оснований.» Тема урока 5. «Кислоты: классификация, номенклатура (международная и тривиальная), Получение кислот.» Тема урока 6. «Физические и химические свойства кислот. Ряд активности металлов.» Тема урока 7. «Соли (средние): номенклатура (международная и тривиальная), способы получения.» Тема урока 8. «Физические и химические свойства солей.» Тема урока 9. «Практическая работа: № 6. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений» Тема урока 10. «Генетическая связь между классами неорганических соединений.» Тема урока 11. «Контрольная работа № 2 по теме «Важнейшие представители неорганических веществ». | 11 | Классифицировать изучаемые вещества по составу и свойствам. Составлять формулы оксидов, кислот, оснований, солей и называть их по международной номенклатуре. Прогнозировать свойства веществ на основе общих химических свойств изученных классов/групп веществ, к которым они относятся. Составлять молекулярные уравнения реакций, иллюстрирующих химические свойства и способы получения веществ изученных классов/групп, а также подтверждающих генетическую взаимосвязь между ними. Производить вычисления по уравнениям химических реакций. Планировать и осуществлять на практике химические эксперименты, проводить наблюдения, делать выводы по результатам эксперимента. Следовать правилам безопасной работы в лаборатории при использовании химической посуды и оборудования. Использовать при выполнении учебных заданий и в процессе исследовательской деятельности научнопопулярную литературу химического содержания, справочные материалы, ресурсы Интернета. Выстраивать развёрнутые письменные и устные ответы с опорой на информацию из учебника и справочных материалов, грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса химии | |
Раздел 3. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атомов. Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции (15 часов) Форма реализации воспитательного потенциала темы: Включение в урок игровых процедур для поддержания мотивации обучающихся к получению знаний. Приобретение опыта использования электронных средств в учебной и практической деятельности, усовершенствование навыков работы на компьютере. Применение работы в парах, которая учит обучающихся взаимодействию с другими обучающимися. Воспитание умений анализировать, сопоставлять, оценивать, делать умозаключения, подготовка обучающихся к последующей профессиональной деятельности, т.е. к разным видам деятельности, связанным с обработкой информации. Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией: умение грамотно пользоваться источниками информации, оценить достоверность информации, соотнести информацию и знания, умение правильно организовывать информационный процесс и т. д.; подготовка обучающихся к последующей профессиональной деятельности, т.е. к разным видам деятельности, связанным с обработкой информации. Развитие эстетического восприятия окружающего мира. Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией: умение грамотно пользоваться источниками информации, оценить достоверность информации, соотнести информацию и знания, умение правильно организовывать информационный процесс и т. д. | ||||
8 | Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома. Тема урока 1. «Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов (щелочные и щелочноземельные металлы, галогены, инертные газы)» Тема урока 2. «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д .И. Менделеева. Периоды и группы.» Тема урока 3. «Строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы.» Тема урока 4. «Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов.» Тема урока 5. «Характеристика химического элемента по его положению в Периодической системе Д.И. Менделеева.» Тема урока 6. «Закономерности изменения радиуса атомов химических элементов, металлических и неметаллических свойств по группам и периодам.» Тема урока 7. «Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов для развития науки и практики.» | 7 | Раскрывать смысл периодического закона. Понимать существование периодической зависимости свойств химических элементов (изменение радиусов атомов и электроотрицательности) и их соединений от положения в периодической системе и строения атома. Устанавливать связь между положением элемента в периодической системе и строением его атома (состав и заряд ядра, общее число электронов и распределение их по электронным слоям). Прогнозировать характер изменения свойств элементов и их соединений по группам и периодам Периодической системы. Характеризовать кальция по их положению в Периодической системе Д. И. Менделеева. Следовать правилам безопасной работы в лаборатории при использовании химической посуды и оборудования. Выстраивать развёрнутые письменные и устные ответы с опорой на информацию из учебника и справочных материалов, грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса химии. Использовать при выполнении учебных заданий тексты учебника, справочные материалы (Периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева, таблицу раствори мости кислот, оснований и солей в воде, электрохимический ряд напряжений металлов).Использовать при выполнении учебных заданий и в процессе исследовательской деятельности научнопопулярную литературу химического содержания, справочные материалы, ресурсы Интернета химические элементы первых трёх периодов, калия, кальция по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева. Следовать правилам безопасной работы в лаборатории при использовании химической посуды и оборудования. Выстраивать развёрнутые письменные и устные ответы с опорой на информацию из учебника и справочных материалов, грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса химии. Использовать при выполнении учебных заданий тексты учебника, справочные материалы (Периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева, таблицу раствори мости кислот, оснований и солей в воде, электрохимический ряд напряжений металлов). Использовать при выполнении учебных заданий и в процессе исследовательской деятельности научнопопулярную литературу химического содержания, справочные материалы, ресурсы Интернета | Электронное приложение к учебнику: электронный учебник и задачник, электронная рабочая тетрадь, заготовки для практических работ. |
9 | Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции. Тема урока 1. «Электроотрицательность атомов химических элементов.» Тема урока 2. «Химическая связь ковалентная полярная и ковалентная неполярная.» Тема урока 3. «Химическая связь ионная.» Тема урока 4. «Степень окисления.» Тема урока 5. «Окислительновосстановительные реакции (ОВР)» Тема урока 6. «Процессы окисления и восстановления.» Тема урока 7. «Окислители и восстановители.» Тема урока 8. «Контрольная работа № 3 по теме «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» | 8 | Раскрывать смысл изучаемых понятий. Определять вид химической связи в соединении Определять степень окисления химического элемента по формуле его соединения. Определять элемент (вещество) — окислитель и элемент (вещество) — восстановитель. Объяснять сущность процессов окисления и восстановления. Составлять электронный баланс с учётом числа отданных и принятых электронов. Составлять уравнение окислитель новосстановительной реакции. Использовать при выполнении учебных заданий тексты учебника, справочные материалы (периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева, таблицу раствори мости кислот, оснований и солей в воде, электрохимический ряд напряжений металлов) | Электронное приложение к учебнику: электронный учебник и задачник, электронная рабочая тетрадь, заготовки для практических работ. Всероссийский образовательный проект «Урок Цифры» |
Резервное время 3 часа – ВПР, административные контрольные работы . |
9 класс
2 часа в неделю, всего — 68 часов, 4 часа — резервное время.