Рабочая программа по предмету «Химия» для 8–9 классов по УМК О.С. Габриеляна
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Замзорская средняя общеобразовательная щкола»
«Рассмотрено» Школьным МО Руководитель ШМО _____/__________________ Протокол№_____от_____2016г |
«Согласовано» Зам. директора по УВР _____________/_________ ФИО От «__»__________2016г |
«Утверждено» Директор МКОУ Замзорской СОШ______/Н.В.Корчагина/ Приказ №___от________2016г |
Рабочая программа
по (предмету) Химия
Класс 8-9
Составлена в соответствии с программой курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. Дрофа,2011.
Учебник: Химия.8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /О.С.Габриелян. Дрофа. 2011.
Учитель:
Фамилия Краснопевцева
Имя Светлана
Отчество Михайловна
Категория 1
Стаж 24 года
п.Замзор
2016 год
Статус документа
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
1.Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по химии, утвержден приказом Минобразования России от 05.03.2004 г № 1089.
2. Закон «Об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ от 29.12.12
3. Учебный план МКОУ «Замзорская СОШ» на 2016 / 2017 учебный год.
4.. Программа по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриелян. Дрофа,2011.
5. Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»
6. Приказ Минобрнауки России от 8 июня 2015 года №576 «О внесении изменений в федеральный перечнь учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредетацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»
Пояснительная записка
Учебный предмет химия входит в предметную область «Естествознание».
Сроки реализации программы -1 год.
Количество часов : 8 класс- 68 часов, 9 класс- 66 часов
Количество часов в неделю-2
Цели и задачи:
Изучение химии на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
формирование обобщённых сведений о свойствах классов веществ - металлов и неметаллов; подробных сведений о свойства щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия и железа, халькогенов и галогенов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Основные задачи учебного курса:
Формирование у учащихся знаний основ науки – важнейших фактов, понятий, законов и теорий, химического языка, доступных обобщений и понятий о принципах химического производства;
Развитие умений работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности, грамотно применять химические знания в общении с природой;
Раскрытие роли химии в решении глобальных проблем человечества;
Развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности
Общая характеристика учебного процесса:
Методы обучения:
-По источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
-По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
-По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
Формы организации обучения: индивидуальная, парная.
Учебно-тематическое планирование 8 класс
№ |
Тема |
Кол-во часов по КТП |
Кол-во часов по программе |
Кол-во практических работ |
1. |
Введение. |
5 |
4 |
2 |
2. |
Атомы химических элементов. |
8 |
10 |
|
3. |
Простые вещества. |
7 |
7 |
|
4. |
Соединения химических элементов. |
15 |
15 |
2 |
5. |
Изменения, происходящие с веществами. |
11 |
10 |
1 |
6. |
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. |
22 |
22 |
4 |
Итого |
68 |
68 |
9 |
Учебно-тематическое планирование 9 класс
№ п/п |
Наименование темы |
Всего часов по КТП |
Всего часов по программе |
Кол-во практических работ |
1. |
Повторение основных вопросов курса 8 класса. |
4 |
6 |
|
2. |
Тема 2. Металлы |
16 |
15 |
3 |
3. |
Тема 3. Неметаллы |
28 |
23 |
3 |
4. |
Тема 4. Органические соединения |
12 |
10 |
|
5. |
Обобщение знаний по химии за курс основной школы |
6 |
6 |
|
6. |
Итого |
66 |
66 |
6 |
Основное содержание программы 8 класса
Введение – 5 часов
Предмет химии. Основные понятия и теории химии. Превращения веществ. Физические и химические явления. Краткие сведения по истории развития химии.
Атомы. Молекулы. Химические элементы. Химические знаки. Система химических элементов Д.И.Менделеева.
Химические формулы. Простые и сложные вещества.
Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля элементов в веществах.
Практическая работа № 1. Правила по технике безопасности в химическом кабинете. Изучение лабораторного оборудования и приемы обращения с ним.
Практическая работа № 2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой.
I. Атомы химических элементов– 8 часов
Строение атома. Состав атомных ядер. Изменение числа протонов и нейтронов в ядре. Изотопы. Состояние электронов в атоме. Периодичность в изменении свойств элементов. Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система в свете теории строения атома. Характеристика химического элемента и его свойств на основе положения в периодической системе и теории строения атома.
Химическая связь. Ионная связь. Ковалентная связь. Электроотрицательность. Полярные и неполярные связи. Металлическая связь.
II. Простые вещества – 7 часов
Простые вещества металлы и неметаллы. Аллотропия.
Количество вещества. Молярная масса и молярный объем. Относительная плотность. Закон Авогадро.
III. Соединения химических элементов. 15 часов
Степень окисления химических элементов. Определение степени окисления по формулам соединений. Бинарные соединения. Оксиды Составление формул бинарных соединений по степени окисления. Основания. Кислоты. Соли. Классификация неорганических веществ. Аморфное и кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки. Чистые вещества и смеси. Разделение смесей. Очистка веществ. Массовая и объемная доли компонента смеси.
Практическая работа № 3. Анализ почвы и воды.
Практическая работа № 4. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе.
IV. Изменения, происходящие с веществами – 11 часов
Сущность химических реакций и условия их протекания. Тепловой эффект реакции.
Законы сохранения массы и энергии. Химическое уравнение. Расчеты по химическим уравнениям.
Типы химических реакций: разложения, соединения, замещения, обмена.
Вода и ее свойства.
Практическая работа № 5. Признаки химических реакций
V. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. 22 часа
Растворение – физико-химический процесс. Растворимость. Растворы. Гидраты и кристаллогидраты.
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Основные положения ТЭД. Механизм диссоциации. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты
Ионы. Свойства ионов. Классификация ионов. Ионные уравнения реакций.
Практическая работа №6 Ионные уравнения.
Практическая работа № 7. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.
Кислоты, основания, оксиды, соли в свете ТЭД. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Практическая работа № 8. Свойства кислот, оснований, оксидов, солей.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Свойства классов веществ в свете ОВР.
Практическая работа № 9. Решение экспериментальных задач.
В рабочую программу внесены следующие изменения:
1. Увеличено количество часов на изучение тем:
- «Введение» 5 часов вместо 4 часов за счет включения практических работ №1 и №2.
- Тема 3 «Соединения химических элементов» до 15 часов вместо 12 часов за счет включения практических работ №3 и №4.
- Тема 4 «Изменения, происходящие с веществами» 11 часов вместо 10 часов за счет включения практической работы №5.
- Тема 6 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» 21 час вместо 18 часов за счет включения практических работ № 6,7,8.
Таким образом, практические работы, составляющие тему 5 и тему 7, распределены по другим темам курса в соответствии с изучаемым материалом.
2. Уменьшено число часов на изучение темы 11 «Атомы химических элементов» с 10 часов до 8 часов, т.к. понятие об изотопах рассматривается на уроке «Основные сведения о строении атомов»
Основное содержание программы 9 класса
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса – 4 часа
Характеристика элемента по его положению в периодической системе Д.И.Менделеева. Свойства оксидов, оснований, кислот и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления.
Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
I. Химия металлов - 16 часов
Положение элементов – металлов в таблице Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов.
Физические свойства металлов.
Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов.
Металлы в природе. Общие способы получения металлов.
Применение металлов. Сплавы металлов. Коррозия металлов.
Щелочные металлы. Щелочноземельные металлы. Алюминий. Железо.
Практическая работа
Получение соединений металлов и изучение их химических свойств.
II. Химия неметаллов - 28 часов
Общая характеристика элементов-неметаллов
Простые вещества-неметаллы, их состав, строение, общие свойства и получение
Водород.
Водородные и кислородные соединения неметаллов
Галогены.
Общая характеристика элементов подгруппы кислорода и их простых веществ. Биологические функции халькогенов. Кислород. Озон. Круговорот кислорода в природе
Сера. Аллотропия и свойства серы
Сероводород. Сульфиды
Кислородсодержащие соединения серы. Серная кислота Круговорот серы в природе
Общая характеристика элементов подгруппы азота. История открытия элементов подгруппы азота
Азот – простое вещество
Аммиак
Соли аммония
Оксиды азота
Азотная кислота
Нитраты – соли азотной кислоты. Круговорот азота в природе
Фосфор – элемент и простое вещество. Круговорот фосфора в природе
Общая характеристика элементов подгруппы углерода. Углерод – простое вещество. Круговорот углерода в природе
Оксиды углерода. Угольная кислота и ее соли
Кремний и его свойства. Соединения кремния
Лабораторные опыты
Качественная реакция на сульфид-ион
Качественная реакция на сульфат-ион
Качественная реакция на ион аммония
Качественная реакция на нитрат-ион
Качественная реакция на карбонат-ион
Практические работы
Практическая работа «Получение аммиака и изучение его свойств»
Практическая работа «Получение углекислого газа и изучение его свойств»
Практическая работа «Решение экспериментальных задач на распознавание важнейших катионов и анионов»
Практическая работа «Осуществление переходов»
III. Основы органической химии - 12 часов
Возникновение и развитие органической химии. Теория химического строения А.М.Бутлерова
Изомерия.
Углеводороды. Классификация углеводородов. Номенклатура углеводородов.
Природные источники углеводородов. Применение углеводородов. Причины многообразия углеводородов
Спирты.
Карбоновые кислоты
Жиры
Углеводы
Аминокислоты и белки.
Лабораторные опыты
Окисление спирта в альдегид
Изучение свойств карбоновых кислот
Изучение свойств жиров
Изучение свойств глюкозы
Качественные реакции на белки
Изготовление моделей углеводородов
Итоговое повторение курса химии основной школы -8 часов
В авторскую программу О.С.Габриеляна внесены следующие изменения:
1.Увеличено число часов на изучение тем:
-тема 1 «Металлы» вместо 15 часов – 16 часов;
-тема 2 «Неметаллы» вместо 23 часов – 28 часов;
-тема 5 «Органические соединения» вместо 10 часов - 12часов, так как эти темы содержат наиболее важные вопросы курса химии основной школы.
2.Сокращено число часов
- на повторение « Основных вопросов курса химии 8 класса и введение в курс 9 класса» на 2 часа за счет исключения темы «Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете ТЭД и процессов окисления и восстановления», т. к. этот материал частично включен в тему «Генетические ряды металла и неметалла» и повторяется при дальнейшем изучении курса химии 9 класса.
3. Практические работы из практикумов №1 и №2 перенесены в соответствующие темы курса.
4. В тему «Неметаллы» включен урок «Кислород», т.к. этот материал входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ.
Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса
В результате изучения химии ученик должен
знать / понимать:
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь:
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класса
Требования к результатам усвоения учебного материала по неорганической химии
В результате изучения курса ученик должен:
Знать/понимать:
- положение металлов и неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева;
- общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения;
- основные свойства применения важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов; алюминия;
- качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.
Уметь:
а) давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;
б) характеризовать свойства классов химических элементов (щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов) и важнейших химических элементов (алюминия, железа, серы, азота, фосфора, углерода, кремния) в свете изученных теорий;
в) распознавать важнейшие катионы и анионы;
г) решать расчётные задачи с использованием изученных химических понятий.
Требования к решению расчётных задач.
Должны уметь вычислять массу, объём или количество вещества по известным данным об исходных веществах, одно из которых дано в избытке, массовую долю продукта реакции по известной массе или объёму одного из исходных веществ, содержащего примеси.
Требования к результатам усвоения учебного материала по органической химии.
Обучающиеся должны знать:
а) причины многообразия углеводородных соединений (изомерию); виды связей (одинарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ;
б) строение, свойства и практическое применение метана, этилена, ацетилена, одноатомных и многоатомных спиртов, уксусного альдегида и уксусной кислоты.
в) понятия об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах; реакциях этерификации, полимеризации и поликонденсации.
Обучающиеся должны уметь:
а) разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;
б) составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;
в) выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознавать важнейшие органические вещества.
Формы и вопросы контроля
В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д., результатов выполнения заданий учебного пособия или рабочей тетради.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания.
Система оценки достижений обучающихся
1. Оценка устного ответа.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «З»:
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
2.Оценка экспериментальных умений.
- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;
- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
3. Оценка умений решать расчетные задачи.
Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;
Отметка «4»:
- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
- отсутствие ответа на задание.
4.Оценка письменных контрольных работ.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
- работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работ учитываются требования единого орфографического режима.
5.Оценка тестовых работ.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля. При оценивании используется следующая шкала:
для теста из пяти вопросов
• нет ошибок — оценка «5»;
• одна ошибка - оценка «4»;
• две ошибки — оценка «З»;
• три ошибки — оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;
• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;
• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;
• меньше 12 правильных ответов — оценка «2»
Учебники и учебно-методические пособия 8-9 классы:
1. О.С.Габриелян, Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.- М.: ДРОФА, 2011
2. О.С.Габриелян, Химия. 8 класс.- М.: ДРОФА, 2011
3. О.С.Габриелян, Химия. 9 класс.- М.: ДРОФА, 2011
4. О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова, А.В.Яшукова. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс.: Методическое пособие. – М.:ДРОФА, 2003
4. Химия. 8 класс.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна, Химия. 8 / О.С.Габриелян, П.Н.Березкин, А.А.Ушакова и др. – М.:ДРОФА, 2006
5. О.С.Габриелян, Т.В.Смирнова. Изучаем химию в 8 классе.: Дидактические материалы.- М.: Блик плюс, 2006
6. О.С.Габриелян, А.В.Яшукова. Рабочая тетрадь 8 кл. К учебнику О.С.Габриеляна, Химия. 8. – М.:ДРОФА, 2012
7. О.С.Габриелян, А.В.Яшукова. Тетрадь для лабораторных и практических работ 8 кл. К учебнику О.С.Габриеляна, Химия. 8. – М.:ДРОФА, 2012
8. 8. О.С.Габриелян, А.В.Яшукова. Химия. Методическое пособие. 8-9 классы.- М.:ДРОФА, 2004
Оснащение учебного процесса
Натуральные объекты:
Коллекции минералов и горных пород;
Коллекции металлов и сплавов;
Химические реактивы и материалы:
Наиболее часто используемые :
1)Простые вещества: медь, натрий ,кальций, магний, железо, цинк;
2)оксиды: меди(||),кальция, железа(|||),магния; цинка;
3)кислоты: серная, соляная, азотная;
4)основания - гидроксиды: натрия, кальция, калия, 25%-ный водный раствор аммиака;
5)соли: хлориды натрия, меди(||),алюминия, железа(|||);нитраты калия, натрия, серебра; сульфаты меди(||),железа(||),железа(|||),аммония; иодид калия, бромид натрия;
6)органические соединения: этанол, уксусная кислота, метиловый оранжевый, фенолфталеин, лакмус.
Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы:
1)Приборы для работы с газами;
2)аппараты и приборы для опытов с твердыми, жидкими веществами;
3)измерительные приборы и приспособления для выполнения опытов;
4)стеклянная и пластмассовая посуда и приспособления для проведения опытов.
Модели:
Наборы моделей атомов для составления шаростержневых моделей молекул;
Кристаллические решетки солей.
Учебные пособия на печатной основе:
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;
Таблица растворимости кислот, оснований солей;
Электрохимический ряд напряжений металлов;
Алгоритмы по характеристике химических элементов, химических реакций, решению задач;
Дидактические материалы: рабочие тетради на печатной основе, инструкции, карточки с заданиями, таблицы.
ТСО:
Компьютер;
Медиаресурсы:
Химия. Просвещение «Органическая химия»,. 9 класс. (на 2-х дисках)
Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория (учебное электронное издание)
Календарно- тематическое планирование
по химии
Класс: 8
Учитель: Краснопевцева С.М.
Количество часов
Всего 68 часов; в неделю-2 часа
Количество контрольных работ за год – 6
Количество практических работ за год – 9
Планирование составлено на основе программы по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриелян. Дрофа,2011.
Учебник О.С. Габриелян «Химия. 8 класс». Дрофа, 2011г.
№ п/п/№ урока |
Наименование темы урока |
Кол- во часов |
Дата |
Корректировка даты |
Введение |
5 |
|||
1 |
Предмет химии. Вещества. Превращение веществ. Роль химии в нашей жизни. |
1 |
||
2 |
Знаки химических элементов. |
1 |
||
3 |
Практическая работа №1. Правила ТБ при работе в химическом кабинете. правила обращения с лабораторным оборудованием Практическая работа №2 Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой и их описание. |
1 |
||
4 |
Периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева. |
1 |
||
5 |
Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. |
1 |
||
Тема №1. «Атомы химических элементов» |
8 |
|||
6 |
Основные сведения о строении атомов. Состав атомов. Изменение числа протонов в ядре – образование новых химических элементов. Изотопы. |
1 |
||
7 |
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева |
1 |
||
8 |
Строение электронных оболочек атомов. |
1 |
||
9 |
Ионы. Ионная химическая связь. |
1 |
||
10 |
Ковалентная связь. |
1 |
||
11 |
Металлическая химическая связь. |
1 |
||
12 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Атомы химических элементов» |
1 |
||
13 |
Контрольная работа №1 по теме «Атомы химических элементов» |
|||
Тема №2. «Простые вещества» |
7 |
|||
14 |
Простые вещества – металлы. Общие физические свойства металлов. |
1 |
||
15 |
Простые вещества – неметаллы. Физические свойства неметаллов – простых веществ. Аллотропия. |
1 |
||
16 |
Количество вещества. Молярная масса вещества |
1 |
||
17 |
Молярный объем газообразных веществ. |
1 |
||
18 |
Урок – упражнение. |
1 |
||
19 |
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Простые вещества». |
1 |
||
20 |
Контрольная работа №2 по теме: «Простые вещества». |
1 |
||
Тема №3. «Соединения химических элементов» |
15 |
|||
21 |
Степень окисления. |
1 |
||
22 |
Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и пр. |
1 |
||
23 |
Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды, летучие водородные соединения. |
1 |
||
24 |
Основание. |
1 |
||
25 |
Кислоты. |
1 |
||
26 |
Соли |
1 |
||
27 |
Урок-упражнение «Классификация сложных веществ» |
1 |
||
28 |
Аморфные и кристаллические вещества. |
1 |
||
29 |
Чистые вещества и смеси. |
1 |
||
30 |
Массовая доля компонентов смеси. |
1 |
||
31 |
Расчеты, связанные с понятием «ДОЛЯ» |
1 |
||
32 |
ТБ. Практическая работа №3 «Анализ почвы и воды» |
1 |
||
33 |
ТБ. Практическая работа №4 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе» |
1 |
||
34 |
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Соединения химических элементов». |
1 |
||
35 |
Контрольная работа №3 по теме: «Соединения химических элементов». |
1 |
||
Тема №4. «Изменения, происходящие с веществами». |
11 |
|||
36 |
Физические явления. |
1 |
||
37 |
Химические явления. Закон сохранения массы веществ. |
1 |
||
38 |
Химические уравнения. Реакции разложения |
1 |
||
39 |
Реакции соединения. |
1 |
||
40 |
Реакции замещения |
1 |
||
41 |
Реакции обмена |
1 |
||
42 |
Расчеты по химическим уравнениям. |
1 |
||
43 |
Вода и ее свойства |
1 |
||
44 |
ТБ. Практическая работа №5 «Признаки химических реакций» |
1 |
||
45 |
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Изменения, происходящие с веществами». |
1 |
||
46 |
Контрольная работа №4 по теме: «Изменения, происходящие с веществами». |
1 |
||
Тема №6. «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» |
22 |
|||
47 |
Растворение как физико – химический процесс. |
1 |
||
48 |
Растворимость. Типы растворов. |
1 |
||
49 |
Электролитическая диссоциация. Основные положения теории электролитической диссоциации (ТЭД) |
1 |
||
50 |
Ионные уравнения реакций. Практическая работа №6 Ионные уравнения. |
1 |
||
51 |
ТБ. Практическая работа № 7. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца. |
1 |
||
52 |
Кислоты в свете ТЭД, их классификация и свойства. |
1 |
||
53 |
Кислоты в свете ТЭД, их классификация и свойства. |
1 |
||
54 |
Основания в свете ТЭД, их классификация и свойства. |
1 |
||
55 |
Оксиды. |
1 |
||
56 |
Соли в свете ТЭД, их свойства. |
1 |
||
57 |
Генетическая связь между классами неорганических веществ. |
1 |
||
58 |
Обобщение и систематизация знаний по теме. |
1 |
||
59 |
ТБ. Практическая работа №8. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. |
1 |
||
60 |
Контрольная работа №5 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов». |
1 |
||
61 |
Классификация химических реакций |
1 |
||
62 |
Окислительно- восстановительные реакции. |
1 |
||
63 |
Упражнения в составлении окислительно- восстановительных реакций. |
1 |
||
64 |
Свойства изученных классов веществ в свете окислительно- восстановительных реакций. |
1 |
||
65 |
ТБ. Практическая работа № 9. Решение экспериментальных задач |
1 |
||
66 |
Портретная галерея великих химиков |
1 |
||
67 |
Повторение изученного материала |
1 |
||
68 |
Итоговая контрольная работа №6 за 8 класс |
1 |
||
Итого |
68 часов |
Календарно- тематическое планирование
по химии
Класс: 9
Учитель: Краснопевцева С.М.
Количество часов
Всего 66 часов; в неделю-2 часа
Количество контрольных работ за год – 4
Количество практических работ за год – 6
Планирование составлено на основе программы по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриелян. Дрофа,2011.
Учебник О.С. Габриелян «Химия 9класс». Дрофа, 2011г.
№ п/п/№ урока |
Наименование темы урока |
Кол- во часов |
Дата |
Корректировка даты |
Повторение основных вопросов курса 8 класса |
4 |
|||
1 |
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. |
1 |
||
2 |
Характеристика элемента металла по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. |
1 |
||
3 |
Характеристика элемента неметалла по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. |
1 |
||
4 |
Переходные элементы |
1 |
||
Металлы |
16 |
|||
5 |
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, строение их атомов и физические свойства. |
1 |
||
6 |
Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. |
1 |
||
7 |
Металлы в природе. Способы получения металлов. |
1 |
||
8 |
Коррозия металлов. |
1 |
||
9 |
Сплавы |
1 |
||
10 |
Общая характеристика щелочных металлов |
1 |
||
11 |
Соединения щелочных металлов |
1 |
||
12 |
Общая характеристика щелочноземельных металлов |
1 |
||
13 |
Соединения щелочноземельных металов |
1 |
||
14 |
Алюминий, его физические и химические свойства |
1 |
||
15 |
Соединения алюминия |
1 |
||
16 |
Железо, его физические и химические свойства |
1 |
||
17 |
Генетические ряды железа (II) и железа (III) |
1 |
||
18 |
ТБ Практическая работа «Получение амфотерного гидрокида и изучение его свойств» |
1 |
||
19 |
Обобщение по теме «Металлы» |
1 |
||
20 |
Контрольная работа по теме «Металлы» |
1 |
||
Неметаллы |
28 |
|||
21 |
Общая характеристика неметаллов. |
1 |
||
22 |
Водород, его физические и химические свойства. |
1 |
||
23 |
Общая характеристика галогенов. |
1 |
||
24 |
Соединения галогенов. |
1 |
||
25 |
Халькогены. Кислород, его физические и химические свойства. |
1 |
||
26 |
Сера, её физические и химические свойства. |
1 |
||
27 |
Оксиды серы (IV) и (VI) |
1 |
||
28 |
Серная кислота и её соли. |
1 |
||
29 |
Контрольное тестирование по теме «Галогены и Халькогены» |
1 |
||
30 |
Азот, его физические и химические свойства |
1 |
||
31 |
Аммиак и его свойства. |
1 |
||
32 |
Соли аммония |
1 |
||
33 |
Оксиды азота (II) и (IV). |
1 |
11.01 |
|
34 |
Азотная кислота и её свойства. |
1 |
||
35 |
Соли азотной кислоты. |
1 |
||
36 |
ТБ Практическая работа «Получение аммиака и изучение его свойств» |
1 |
||
37 |
Фосфор, его физические и химические свойства. |
1 |
||
38 |
Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и её соли |
1 |
||
39 |
Углерод, его физические и химические свойства. |
1 |
||
40 |
Оксиды углерода (II) и (IV). |
1 |
||
41 |
Угольная кислота и её соли. |
1 |
||
42 |
Кремний |
1 |
||
43 |
Соединения кремния. Силикаты. Силикатная промышленность |
1 |
||
44 |
ТБ Практическая работа «Получение углекислого газа и изучение его свойств» |
1 |
||
45 |
ТБ Практическая работа «Решение экспериментальных задач на распознавание важнейших катионов и анионов» |
1 |
||
46 |
ТБ Практическая работа «Осуществление переходов» |
1 |
||
47 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы». |
1 |
||
48 |
Контрольная работа по теме «Неметаллы».
|
1 |
||
Органические вещества |
12 |
|||
49 |
Предмет органической химии. Строение атома углерода. |
1 |
||
50 |
Теория химического строения органических соединений А.М.Бутлерова. |
1 |
||
51 |
Алканы |
1 |
||
52 |
Алкены |
1 |
||
53 |
Спирты |
1 |
||
54 |
Предельные одноосновные карбоновые кислоты |
1 |
||
55 |
Сложные эфиры. Жиры |
1 |
||
56 |
Аминокислоты и белки. |
1 |
||
57 |
Углеводы |
1 |
||
58 |
Полимеры |
1 |
||
59 |
ТБ Практическая работа « Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ с использованием качественных реакций на многоатомные спирты, карбоновые кислоты, углеводы» |
1 |
||
60 |
Тестирование по теме «Органические вещества» |
1 |
||
Обобщение знаний за курс основной школы |
8 |
|||
61 |
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома |
1/1 |
||
62 |
Строение веществ. |
1 |
||
63 |
Классификация химических реакций. |
1 |
||
64 |
Классификация химических реакций. |
1 |
||
65 |
Классификация веществ. |
1 |
||
66 |
Итоговая контрольная работа за курс основной щколы |
1 |
||
ИТОГО |
66 часов |