12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Шишебарова Ольга Александровна96
Россия, Архангельская обл., Удимский

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Удимская №2 средняя общеобразовательная школа»

Котласского района, Архангельской области

 

Согласовано:

Зам. директора по УВР _______ Кудинова И.А.

«_____» ______________ 20__ г.

Утверждаю:

Директор школы _________

Селяков П.Н.

«____» ____________ 20__ г.

 

 

Рассмотрено на МО:

Рук-ль ШМО_______.

«____» _____________ 20__ г.

 

Рабочая программа

по химии для 8 класса

2 часа в неделю, 68 часов в год

составитель: Шишебарова Ольга Александровна, учитель химии, высшая квалификационная категория

2018-19 уч. год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учетом примерной программы основного общего образования по химии. И ориентирована на использование учебника: Габриелян О.С. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2017. Курс химии 8 класса рассчитан на 68 часов учебного времени из расчета 2 часа в неделю и включает в себя практических работ – 7, лабораторных работ – 20, контрольных работ – 4, 10% учебного времени рабочей программы отводится на изучение регионального содержания. В классе есть дети, которым решением ПМПК рекомендовано обучение по 7 виду, поэтому на уроках им будет предлагаться для изучения учебный материал, который определяется требованиями раздела планируемых результатов ООП ООО (основное общее образование) «Выпускник научится». При изучении более сложных тем учащимся с ОВЗ будут предлагаться задания для закрепления и повторения изученных тем на обязательном уровне обучения. Содержание и уровень сложности заданий самостоятельных, проверочных и контрольных работ будет также определяться требованиями раздела ООП ООО «Выпускник научится», будет расширяться в указанных работах базовая часть.

Программа курса построена по концентрической концепции. Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы даёт возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решёток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает следующие разделы:

Пояснительная записка

Планируемые результаты изучения предмета биология.

Содержание учебного предмета биология.

Тематическое планирование.

Список литературы.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ:

В результате изучения химии ученик должен

знать/понимать:

химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь:

называть: химические элементы, соединения изученных классов;

объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами и материалами;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

Деятельность образовательного учреждения общего образо­вания в обучении химии должна быть направлена на достиже­ние обучающимися следующих личностных результатов:

в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордос­ти за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;

в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятель­ностью.

Метапредметными результатами освоения программы по химии являются:

использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирова­ние) для изучения различных сторон окружающей действи­тельности;

использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обоб­щение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

умение генерировать идеи и определять средства, не­обходимые для их реализации;

умение определять цели и задачи деятельности, выби­рать средства реализации цели и применять их на практике;

использование различных источников для получения химической информации.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:

В познавательной сфере:

•давать определения изученных понятий: вещество (хими­ческий элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решет­ка, вещество, простые и сложные вещества, химическая фор­мула, относительная атомная масса, относительная молеку­лярная масса, валентность, оксиды, кислоты, основания, соли, амфотерность, индикатор, периодический закон, пери­одическая система, периодическая таблица, изотопы, хими­ческая связь, электроотрицательность, степень окисления, электролит); химическая реакция (химическое уравнение, генетическая связь, окисление, восстановление, электролити­ческая диссоциация, скорость химической реакции);

•описывать демонстрационные и самостоятельно прове­денные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;

•описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции; •классифицировать изученные объекты и явления; •наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;

•делать выводы и умозаключения из наблюдений, изучен­ных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

•структурировать изученный материал и химическую ин­формацию, полученную из других источников;

моделировать строение атомов элементов первого — третьего периодов (в рамках изученных положений теории Э. Резерфорда), строение простейших молекул.

В ценностно-ориентационной сфере:

•анализировать и оценивать последствия для окружающей

среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.

В трудовой сфере:

•проводить химический эксперимент.

В сфере безопасности жизнедеятельности:

•оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и

других травмах, связанных с веществами и лабораторным обо­рудованием.

Критерии оценивания ответов и письменных работ по химии

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.д. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установлении причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).

Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнений реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона). Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими наблюдений за химическим экспериментом.

Оценка устного ответа

Оценка «5»:

• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

• материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

• ответ самостоятельный.

Оценка «4»:

• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

• материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3»:

• ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2»:

• при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может испра­вить при наводящих вопросах учителя.

Оценка «1»:

• отсутствие ответа.

Оценка письменных или контрольных работ

Оценка «5»:

•ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Оценка «4»:

•ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3»:

•работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Оценка «2»:

•работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Оценка «1»:

•работа не выполнена.

Оценка практических работ и экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

Оценка «5»:

• работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

• эксперимент осуществлен по плану;

Оценка «4»:

• работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом допущены несущественные ошибки в работе

Оценка «3»:

• работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, которая исправляется по требованию учителя.

Оценка «2»:

• допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка «1»:

• работа не выполнена.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ХИМИИ 8 КЛАССА.

Тема 1. МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ (9 час).

Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.

Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе.

Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.

Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.

Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах.

Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании.

Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы.

Получение газообразных веществ.

Региональный компонент

История химии. Вклад отечественных ученых – химиков, уроженцев Архангельской области, в развитие химической науки. Жизнь и деятельность М.В.Ломоносова в науку химию и развитие русского Севера.

Посещение химической лаборатории аптеки Архангельской области с целью ознакомления с методами химического исследования и химическими приборами.

Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций:

массовой доли химического элемента – полезного компонента – в сложном веществе – природном соединении (минерале, горной породе, полезном ископаемом Архангельской области);

массовой доли растворенного вещества в природном растворе – минеральной воде конкретного минерального источника области.

Демонстрации

Образцы простых и сложных веществ.

Горение магния.

Растворение веществ в различных растворителях.

Лабораторные опыты

Знакомство с образцами простых и сложных веществ.

Разделение смесей.

Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кислотой).

Практические занятия

Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории.

Очистка загрязненной поваренной соли.

Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.

Тема 2. ВЕЩЕСТВО (26 час).

Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава.

Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.

Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.

Качественный и количественный состав вещества. Простые вещества (металлы и неметаллы). Сложные вещества (органические и неорганические). Основные классы неорганических веществ.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.

Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.

Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени окисления. Составление формул соединений по валентности (или степени окисления).

Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).

Региональный компонент:

Распространение химических элементов в природе Архангельской области. Элементарный состав полезных ископаемых Архангельской области.

Примеры природных смесей: минералы и горные породы. Твердые, жидкие и газообразные минералы, горные породы и полезные ископаемые Архангельской области. Природные минералы области как кристаллические и аморфные вещества. Минералы и горные породы Архангельской области (Котласского района). Экскурсия в геологический, краеведческий музей с целью ознакомления с минералами, горными породами. Полезными ископаемыми области как природными веществами и смесями веществ.

Случайные и постоянные компоненты воздуха как смеси. Озон в природе. Значение озонового слоя для планеты Земля. Причины и последствия озоновых дыр, мероприятия по восстановлению озонового слоя.

Растворы в природе. Минеральные источники Архангельской области. Содержание в природной воде Архангельской области примесей, в том числе полезных (минеральные источники), токсичных, радиоактивных, канцерогенных. Снабжение населения области питьевой водой. Запасы питьевой воды в крае. Пермиловское, Архангельское месторождения питьевой воды и проблемы их использования. Связь между качеством питьевой воды в области и состоянием здоровья её жителей.

Оксиды как полезные ископаемые Архангельской области (бокситы, железняки, пески и песчаники области).

Кислоты в природе. Кислотность почв, почвенные кислоты. Определение кислотности почв своей местности. Способы снижения кислотности почв.

Соли как полезные ископаемые области (известняки, доломиты, гипсы, ангидриты).

Радиоактивные изотопы. Естественная и искусственная радиоактивность. Ядерные реакции. Использование ядерной энергии в мирных целях: АЭС, космические исследования. Проблема строительства АЭС в г.Архангельске. Экологические проблемы области в связи с деятельностью военно – промышленного комплекса (предприятия Северодвинска, ракетный полигон в Неноксе, космодром «Плесецк», ядерный полигон на Новой Земле). Радиационное и радионуклидное загрязнение воздуха, водоемов, почв в области, меры обеспечения радиационной безопасности.

Демонстрации

Химические соединения количеством вещества в 1 моль.

Модель молярного объема газов.

Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей.

Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений.

Возгонка йода.

Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.

Образцы типичных металлов и неметаллов.

Расчетные задачи

Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.

Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.

Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

Тема 3. ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ (32 час).

Химическая реакция. Уравнение и схема химической реакции. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.

Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии.

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

Региональный компонент

Реакция горения как пример экзотерической реакции. Сжигание топлива. Виды топлива. Сжигание топлива и загрязнение окружающей среды продуктами горения топлива.

Применение окислительно – восстановительных реакций (электролиз) на предприятиях области.

Демонстрации Реакций, иллюстрирующих основные признаки характерных реакций Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора. Лабораторные опыты

Взаимодействие оксида магния с кислотами.

Взаимодействие углекислого газа с известковой водой.

Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование темы

Всего часов

Из них

Практические работы

Контрольные работы

1.

Тема 1. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии

9

1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием.

2. Наблюдение за горящей свечой.

3. Разделение смесей соли и речного песка.

4. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.

 

2.

Тема 2. Вещество

2.1. Атомы химических элементов.

2.2. «Простые вещества и соединения химических элементов»

26

11

15

-

2

3.

Тема 3. Химическая реакция

3.1. «Изменения, происходящие с веществом»

3.2. «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»

3.3. «Окислительно-восстановительные реакции»

32

11

19

2

5. Признаки химических реакций.

6.Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

7. Решение экспериментальных задач.

2

4.

Галерея ученых

1

-

 
 

ИТОГО

68

7

 

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

ур. в теме Тема урока

Изучаемые вопросы

Эксперимент:

Д.-демонстрационный

Л. - лабораторный

Региональ-ное содержание

Требования к уровню подготовки

   
  • МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ (9 час).

1.

1

Предмет химии. Вещества

Что изучает химия. Простые и сложные вещества. Свойства веществ.

Химический элемент. Формы существования химического элемента.

Д. Коллекции изделий из алюминия и стекла.

 

Знать/понимать.

-химические понятия:

атом, химический элемент, вещество.

Уметь

-определять: - простые и сложные вещества.

2.

2

Превращения веществ. Роль химии в жизни человека.

Химические явления их отличие от физических явлений. Достижения химии и их правильное использование. История возникновения и развития химии. Закон сохранения массы веществ.

Д. 1.Взаимодействие соляной кислоты с мрамором.

2.Помутнение «известковой воды».

ЛР1. Знакомство с образцами веществ

РС. Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова и его роль в развитии химии.

Знать/понимать

-химические понятия: химическая реакция, основные законы химии (закон сохранения массы веществ).

3.

3

Практическая работа №1. Приемы

обращения с лабораторным оборудованием

 

Правила Т.Б. при работе в химической лаборатории. Устройство и использование лабораторного штатива.

Приемы работы со спиртовкой.

   

Уметь

-обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.

4.

4

Практическая работа №2 Наблюдение за горящей свечой.

Строение пламени. Химическая посуда.

   

Уметь

-обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.

5.

5

Чистые вещества и смеси.

Понятие о чистом веществе и смеси, их отличие. Примеры смесей. Способы разделения смесей. Очистка веществ.

Д. Образцы смесей.

ЛР.2. Разделение смеси серы и железа.

Вода. Очистка воды от примесей. Экологические проблемы водоемов Арх. обл.

Уметь.

- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.

6

6

Практическая работа №3. Разделение смесей соли и речного песка

Оформление работы.

   

Уметь

- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.

- использовать приобретенные знания для критической оценки информации о воде.

7-8

7-8

Массовая доля компонентов в смеси.

Понятие о доле компонента в смеси. Вычисление массовой доли компонента в смеси.

   

Уметь

- вычислять: массовую долю вещества в растворе.

9

9

Практическая работа №4. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.

Вычислять массу сахара и объем воды необходимые для приготовления раствора.

   

Уметь

-Использовать приобретенные знания для приготовления растворов заданной концентрации.

   

2. ВЕЩЕСТВО (26 час)

   

2.1. «Атомы химических элементов» (11 часов)

10

1

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов

Обозначение химических элементов. Общее знакомство со структурой таблицы Д.И. Менделеева: периоды и группы.

 

РС: Химические элементы в природе Арх.обл.

Уметь

-называть: химические элементы по их символу, периоды большие и малые, группы и подгруппы (главные и побочные).

11

2

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса

Химическая формула, индекс, коэффициент, записи и чтение формул. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. Атомная единица массы.

   

Знать/понимать

-химические понятия: относительная атомная и молекулярная масса, химическая формула

Уметь

-определять:

качественный и количественный состав вещества по химической формуле

-вычислять: относительную молекулярную массу вещества; массовую долю химического элемента по формуле соединения.

12

3

Основные сведения о строении атомов. Состав атомов.

Планетарная модель строения атома.

Состав атома: ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Химический элемент.

Д. Модели атомов химических элементов.

 

Знать/понимать

-химическое понятие:

химический элемент

Уметь

-объяснять: физический смысл порядкового номера химического элемента

-характеризовать: состав атомов

13

4

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

Электронная оболочка атома. Энергетические уровни (завершенный, незавершенный).

Д. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

 

Уметь

-составлять: схемы строения атомов первых 20 элементов в периодической системе

-объяснять: физический смысл номеров группы и периода, к которым принадлежит элемент в ПСХЭ Д.И. Менделеева,

закономерности изменения свойств элементов в пределах

малых периодов и главных подгрупп.

14

5

Строение электронных оболочек атомов.

Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов в периодической системе Д.И. Менделеева. Изменение свойств химических элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп.

15

6

Ионы. Ионная химическая связь.

Ионы положительные и отрицательные. Образование ионов. Ионная химическая связь.

Д. Модели кристаллической решетки хлорида натрия.

 

Знать/понимать

- химическое понятие: ион,

ионная химическая связь

Уметь

-определять ионную связь в химических соединениях.

16

7

Ковалентная связь.

Взаимодействие атомов элементов – неметаллов между собой.

Ковалентная неполярная и ковалентная полярная связь. Электроотрицательность.

Д. Модели кристаллических решеток алмаза и графита.

 

Знать/понимать

-химические понятия: ковалентная неполярная и ковалентная полярная связь

Уметь

-определять ковалентную связь в соединениях.

17

8

Металлическая химическая связь.

Взаимодействие атомов металлов между собой – образование металлической связи. Обобществленные электроны.

   

Знать/понимать

-химическое понятие: металлическая связь

Уметь

-определять: тип химической связи в металлах.

18

9

Аморфные и кристаллические вещества. Кристаллические решетки.

Вещества молекулярного строения. Закон постоянства веществ. Молекулярные, ионные , атомные и металлические кристаллические решетки. Зависимость свойств веществ от типа кристаллической решетки.

Д. Модели кристаллических решеток.

 

Знать/понимать

-закон постоянства состава веществ

Уметь

-характеризовать: связь между составом, строением и свойствами веществ.

19

10

Обобщение и систематизация знаний по теме «Атомы химических элементов»

Решение упражнений

Подготовка к контрольной работе

     

20

11

Контрольная работа №1 по теме «Атомы химических элементов»

     
   

2.2. «Простые вещества и соединения химических элементов» (15 часов)

21

1

Анализ контрольной работы.

Простые вещества

-металлы.

Положение элементов металлов в П.С.Х.Э. Д.И. Менделеева

Строение атомов металлов. Общие физические свойства металлов.

Д. Коллекция металлов.

ЛР 3. Знакомство с образцами простых веществ металлов

РС: Металлы на территории Архангельской области

Уметь:

-характеризовать:

связь между строением и свойствами металлов

-использовать приобретенные знания для критической оценки информации о металлах, используемых в быту

22

2

Простые вещества

-неметаллы.

Положение элементов неметаллов в периодической системе.

Строение атомов неметаллов Ковалентная неполярная связь.

Физические свойства неметаллов. Аллотропия.

Д. Коллекция неметаллов.

ЛР 4. Знакомство с образцами простых веществ металлов

РС: Неметаллы на территории Арх.обл. Сера, уголь их запасы.

Уметь

-характеризовать:

положение неметаллов в периодической системе;

строение атомов неметаллов.

23-24

3-4

Количество вещества

Количество вещества и единицы его измерения: моль, ммоль, кмоль. Постоянная Авогадро. Молярная масса.

Д. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль.

 

Знать/понимать

-химические понятия: моль,

молярная масса

Уметь

- вычислять: молярную массу, количество вещества.

25-26

5-6

Молярный объем газов.

Понятие о молярном объеме газов. Нормальные условия. Следствие закона Авогадро. Выполнение упражнений с использованием понятий: «объем», «моль», «количество вещества», «масса», «молярный объем».

   

Знать/понимать

- химическое понятие: молярный объем

Уметь

- вычислять: по количеству (массе) газообразного вещества его объем, по объему газообразного вещества его количество (массу).

27

7

Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества».

Решение задач и упражнений

Проверочная работа.

     

28

8

Степень окисления

Бинарные соединения.

Понятие о степени окисления. Определение степени окисления в бинарных соединениях. Составление формулы бинарных соединений по степени окисления., общий способ их названия.

Д. Образцы оксидов, хлоридов, сульфидов.

 

Уметь

- называть: бинарные соединения по их химическим формулам

-определять: степень окисления элементов в соединениях.

29

9

Важнейшие классы бинарных соединений.

Оксиды и летучие водородные соединения:

Составление химических формул, их название. Расчеты по формулам оксидов.

Д. Образцы оксидов.

Растворы хлороводорода и аммиака.

ЛР 5. Знакомство с образцами оксидов

РС: Оксиды в природе Арх. обл. (бокситы и железняки, состав, месторождения, использование)

Знать/понимать

химическое понятие: оксиды

Уметь

- называть: оксиды по их формулам

- определять: степень окисления элементов в оксидах

- составлять: формулы оксидов.

30

10

Основания.

Состав и название оснований. Их классификация. Индикаторы.

Д. Образцы щелочей и нерастворимых оснований.

ЛР 6. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

 

Знать/понимать

химические понятия: основания, щелочи.

Уметь

-называть: основания по их формулам

-составлять: химические формулы оснований

- определять: основания по их формулам.

31

11

Кислоты.

Состав и название кислот. Их классификация. Индикаторы.

Д. Образцы кислот.

ЛР 7. Изменение окраски индикаторов в кислой среде.

 

РС: кислоты в природе, кислотные дожди

Знать/понимать

-химические понятие: кислота, щелочь.

Уметь

- называть:

кислоты по их формулам

-составлять: химические формулы кислот

- определять: кислоты по их формулам.

32-33

12-13

Соли.

Состав и номенклатура солей. Составление формул солей.

Д. Образцы солей.

РС: Соли как полезные ископаемые Арх.обл. (известняки, доломи-ты, гипс и т.д.)

Знать/понимать

-химическое понятие: соль

Уметь

- называть: соли по их формулам

-составлять: химические формулы солей

- определять: соли по их формулам.

34

14

Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов»

Классификация веществ. Упражнения в составлении формул веществ по их названиям. Расчеты по химическим формулам.

   

Знать/понимать

- химическое понятие: классификация веществ

Уметь

- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения,

количество вещества,

объем или массу вещества по его количеству.

35

15

Контрольная работа №2 по теме

«Соединения химических элементов»

     
   

3. ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ (32 час)

   

3.1. «Изменения, происходящие с веществом» (11 часов)

36

1

Анализ контрольной работы.

Явления физические и химические.

Физические явления. Понятие о химических явлениях и их отличие от физических явлений.

Д.Горения магния

Возгонка йода

Плавление парафина

ЛР 8. Окисление меди в пламени спиртовки

ЛР 9. Помутнение известковой воды

ЛР 10. Получение углекислого газа.

ЛР 11. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

 

Знать/понимать

-химические понятия:

химическая реакция, классификация реакций (экзотермические и эндотермические реакции).

37

2

Химические реакции.

Химическая реакция. Признаки и условия протекания химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции.

38

3

Химические уравнения.

Закон сохранения массы веществ. Понятие о химическом уравнении. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

   

Знать/понимать

-закон сохранения массы веществ

Уметь

- составлять: уравнения химических реакций.

39-40

4-5

Типы химических реакций.

Сущность реакций разложения, соединения, замещение и обмена. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Составление уравнений реакций указанных типов.

Д. Химические реакции различных типов.

ЛР 12. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге.

 

Знать/понимать

- химическое понятие:

классификация реакций

Уметь

-определять: типы химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.

41

6

Типы химических реакций на примере свойств воды.

Химические свойства воды. Типы химических реакций.

   

Уметь

- характеризовать: химические свойства воды

-составлять: уравнения химических реакций характеризующих химические свойства воды и определять их тип.

42

7

Практическая работа №5. Признаки химических реакций.

     

Уметь

- составлять: уравнения химических реакций

-использовать: приобретенные знания для безопасного обращения с веществами.

43-44

8-9

Расчеты по химическим уравнениям.

Решение расчетных задач.

   

Уметь

- вычислять: количество вещества, массу или объем по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.

45

10

Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществом»

Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе.

     

46

11

Контрольная работа №3 по теме «Изменения, происходящие с веществом»

     
   

3.2. «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» (19 часов)

47

1

Анализ контрольной работы.

Растворение как физико – химический процесс. Типы растворов.

Растворы. Гидраты. Кристаллогидраты. Тепловые явления при растворении. Насыщенные, ненасыщенные и перенасыщенные растворы. Значение растворов.

Д. Растворение безводного сульфата меди (II) в воде.

РС: Экологические проблемы водоемов Арх.обл.

 

48-49

2-3

Электролитическая диссоциация. Основные положения ТЭД

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Диссоциация кислот, оснований и солей.

Д. Испытание веществ и их растворов на электропроводность.

 

Знать/понимать

- химические понятия: электролит и неэлектролит,

электролитическая диссоциация.

50-51

4-5

Ионные уравнения реакций

Сущность реакций ионного обмена и условия их протекания. Составление полных и сокращенных ионных уравнений реакций. Таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде.

Д. Примеры реакции, идущие до конца.

ЛР.13 Реакции идущие до конца

 

Уметь

- объяснять: сущность реакций ионного обмена

- определять: возможность протекания реакций ионного обмена до конца.

-составлять: полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена.

52-53

6-7

Кислоты, их классификация и свойства.

Определение кислот как электролитов. Классификация кислот по различным признакам. Типичные свойства кислот: взаимодействие их с металлами, основными оксидами, основаниями и солями. Ряд напряжения металлов.

ЛР 14. Реакции характерные для растворов кислот (соляной и серной) принадлежность веществ к классу кислот.

 

Уметь

- называть кислоты

- характеризовать: химические свойства кислот.

- определять: возможность протекания типичных реакций кислот.

54-55

6-9

Основания, их классификация и свойства.

Определение оснований как электролитов. Классификация оснований. Типичные свойства оснований; взаимодействие с кислотами (реакция нейтрализации), взаимодействие щелочей с растворами солей и оксидами неметаллов. Разложение нерастворимых оснований.

ЛР.15. реакции характерные для растворов щелочей

ЛР.16. получение и свойства нерастворимого основания.

 

Уметь

- называть основания:

- характеризовать: химические свойства оснований.

- определять: возможность протекания типичных реакций оснований.

56-57

10-11

Оксиды, их классификация и свойства

Состав оксидов, их классификация несолеобразующие и солеобразующие (кислотные и основные). Свойства кислотных и основных оксидов.

ЛР. 17. Реакции характерные для основных оксидов

ЛР. 18. Реакции характерные для кислотных оксидов

 

Уметь

- называть оксиды

- определять: принадлежность веществ к классу оксидов

-характеризовать: химические свойства оксидов.

58-59

12-13

Соли, их свойства.

Определение солей как электролитов. Химические свойства солей, особенности взаимодействия с металлами. Взаимодействие с кислотами, щелочами и солями (работа с таблицей растворимости)

ЛР.19. реакции характерные для растворов солей

ЛР.20 реакции характерные для нерастворимых солей

 

Уметь

- называть соли.

- определять:

принадлежность веществ к классу солей

- характеризовать:

химические свойства солей.

60

14

Контрольная работа за курс химии 8 класса (промежуточная аттестация)

 

61

15

Практическая работа №6. Свойства кислот оснований, оксидов и солей.

     

Уметь.

- обращаться с химической посудой и реактивами

- распознавать опытным. путем растворы кислот и щелочей.

- определять: возможность протекания реакций ионного обмена до конца.

6263

16-17

Генетическая связь между классами неорганических соединений

Понятие о генетической связи и генетических рядах металлов и неметаллов.

   

Уметь

- характеризовать: химические свойства основных классов неорганических веществ

- составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства неорганических веществ.

64

18

Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач.

     

Уметь

- характеризовать: химические свойства основных классов неорганических веществ

- составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства неорганических веществ.

65

19

Обобщение и систематизация знаний по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»

Выполнение упражнений на генетическую связь. Решение расчетных задач на вычисление по уравнениям реакций.

     
   

3.3. «Окислительно-восстановительные реакции» (2 часа)

66-67

20-21

Анализ контрольной работы.

Окислительно-восстановительные реакции.

Понятие окисление и восстановление, окислители и восстановители, определение степени окисления элементов. Окислительно-восстановительные реакции.

   

Знать/понимать

- химические понятия:

окислитель и восстановитель,

окисление и восстановление.

- определять: степень окисления элемента в соединении, тип химической реакции по изменению степени окисления химических элементов.

68

1

Портретная галерея великих химиков.

Повторение материала 8 класса – основных понятий, законов и теорий через знакомство с жизнью и деятельностью ученых, осуществивших эти открытия.

   

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

и программных средств

Программа: О.С.Габриелян. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2012.

Учебник: Габриелян О.С. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2017.

Книга для учителя: А.А.Дроздов Поурочное планирование по химии к учебнику О.С. Габриеляна «ХИМИЯ 8 класс» М.: Экзамен, 2016

О.Р.Гуревич Тематическое и поурочные планирование по химии к учебнику О.С. Габриеляна «ХИМИЯ 8 кл.» М.: Экзамен, 2006

Компьютерные программы на CD:

1С: ХИМИЯ базовый курс 8-9 класс

1С: Химия для всех XXI. Химические опыты со взрывами и без

НОВЫЙ ДИСК: Виртуальная химическая лаборатория 8 класс

Русссобит-М: ХИМИЯ. Полный мультимедийный курс химии + все опыты неорганики (3CD)

Уроки ХИМИИ Кирилла и Мефодия 8-9классы

Дополнительная литература для учителя и учащихся:

Аликбеков Л.Ю., Хабарова Е.И. Задачи по химии с экологическим содержанием. – М.: Ценнтрхимпресс, 2001

Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. «Химия для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке». – Ярославль: Академия развития, 2000

Журин А.А. «Сборник упражнений и задач по химии. Решение и анализ» - М.: Аквариум, 1997

И.Г.Хомченко «Сборник задач и упражнений по химии для средней школы». – М.: «Издательство Новая Волна», 1997

М.Пак «Алгоритмы в обучении химии» книга для учителя. – М..: «Просвещение» 1993

Назарова Т.С., Лаврова В.Н. Использование учебного оборудования на практических занятиях по химии. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000

Оржековский П.А., Давыдов В.Н., Титов Н.А. Экспериментальные творческие задания и задачи по неорганической химии: Книга для учащихся. – М.: АРКТИ, 1999

Рунов Н.Н., Щенев А.В. Кроссворды для школьников. Химия. – Ярославль: «Академия развития», 1998

Штремплер Г.И. Тесты, вопросы и ответы по химии: книга для учащихся 8-11 кл. ОУ. – М.: Просвещение, 2001

Региональный компонент. Региональный компонент общего образования Архангельской области (химия, физика) Архангельск 2006 г. (автор-составитель Таскаева Л.Г. 8-9 классы, Левандовская Т.В., Евдокимова В.П., Нестерова Л.Н. – профильный уровень)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.