Рабочая программа по химии в 8 классе по УМК О.С. Габриеляна
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Удимская №2 средняя общеобразовательная школа»
Котласского района, Архангельской области
Согласовано:
Зам. директора по УВР _______ Кудинова И.А.
«_____» ______________ 20__ г.
Утверждаю:
Директор школы _________
Селяков П.Н.
«____» ____________ 20__ г.
Рассмотрено на МО:
Рук-ль ШМО_______.
«____» _____________ 20__ г.
Рабочая программа
по химии для 8 класса
2 часа в неделю, 68 часов в год
составитель: Шишебарова Ольга Александровна, учитель химии, высшая квалификационная категория
2018-19 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учетом примерной программы основного общего образования по химии. И ориентирована на использование учебника: Габриелян О.С. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2017. Курс химии 8 класса рассчитан на 68 часов учебного времени из расчета 2 часа в неделю и включает в себя практических работ – 7, лабораторных работ – 20, контрольных работ – 4, 10% учебного времени рабочей программы отводится на изучение регионального содержания. В классе есть дети, которым решением ПМПК рекомендовано обучение по 7 виду, поэтому на уроках им будет предлагаться для изучения учебный материал, который определяется требованиями раздела планируемых результатов ООП ООО (основное общее образование) «Выпускник научится». При изучении более сложных тем учащимся с ОВЗ будут предлагаться задания для закрепления и повторения изученных тем на обязательном уровне обучения. Содержание и уровень сложности заданий самостоятельных, проверочных и контрольных работ будет также определяться требованиями раздела ООП ООО «Выпускник научится», будет расширяться в указанных работах базовая часть.
Программа курса построена по концентрической концепции. Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы даёт возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решёток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает следующие разделы:
Пояснительная записка
Планируемые результаты изучения предмета биология.
Содержание учебного предмета биология.
Тематическое планирование.
Список литературы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ:
В результате изучения химии ученик должен
знать/понимать:
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь:
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении химии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметными результатами освоения программы по химии являются:
использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
использование различных источников для получения химической информации.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:
В познавательной сфере:
•давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность, оксиды, кислоты, основания, соли, амфотерность, индикатор, периодический закон, периодическая система, периодическая таблица, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, электролит); химическая реакция (химическое уравнение, генетическая связь, окисление, восстановление, электролитическая диссоциация, скорость химической реакции);
•описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
•описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции; •классифицировать изученные объекты и явления; •наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
•делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
•структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
моделировать строение атомов элементов первого — третьего периодов (в рамках изученных положений теории Э. Резерфорда), строение простейших молекул.
В ценностно-ориентационной сфере:
•анализировать и оценивать последствия для окружающей
среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
В трудовой сфере:
•проводить химический эксперимент.
В сфере безопасности жизнедеятельности:
•оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и
других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Критерии оценивания ответов и письменных работ по химии
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.д. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установлении причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнений реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона). Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими наблюдений за химическим экспериментом.
Оценка устного ответа
Оценка «5»:
• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
• материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
• ответ самостоятельный.
Оценка «4»:
• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
• материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка «3»:
• ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Оценка «2»:
• при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка «1»:
• отсутствие ответа.
Оценка письменных или контрольных работ
Оценка «5»:
•ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Оценка «4»:
•ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3»:
•работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Оценка «2»:
•работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Оценка «1»:
•работа не выполнена.
Оценка практических работ и экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.
Оценка «5»:
• работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
• эксперимент осуществлен по плану;
Оценка «4»:
• работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом допущены несущественные ошибки в работе
Оценка «3»:
• работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, которая исправляется по требованию учителя.
Оценка «2»:
• допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка «1»:
• работа не выполнена.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ХИМИИ 8 КЛАССА.
Тема 1. МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ (9 час).
Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.
Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе.
Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.
Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.
Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах.
Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании.
Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы.
Получение газообразных веществ.
Региональный компонент
История химии. Вклад отечественных ученых – химиков, уроженцев Архангельской области, в развитие химической науки. Жизнь и деятельность М.В.Ломоносова в науку химию и развитие русского Севера.
Посещение химической лаборатории аптеки Архангельской области с целью ознакомления с методами химического исследования и химическими приборами.
Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций:
массовой доли химического элемента – полезного компонента – в сложном веществе – природном соединении (минерале, горной породе, полезном ископаемом Архангельской области);
массовой доли растворенного вещества в природном растворе – минеральной воде конкретного минерального источника области.
Демонстрации
Образцы простых и сложных веществ.
Горение магния.
Растворение веществ в различных растворителях.
Лабораторные опытыЗнакомство с образцами простых и сложных веществ.
Разделение смесей.
Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кислотой).
Практические занятияЗнакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории.
Очистка загрязненной поваренной соли.
Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.
Тема 2. ВЕЩЕСТВО (26 час).
Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава.
Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.
Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.
Качественный и количественный состав вещества. Простые вещества (металлы и неметаллы). Сложные вещества (органические и неорганические). Основные классы неорганических веществ.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.
Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.
Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени окисления. Составление формул соединений по валентности (или степени окисления).
Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).
Региональный компонент:
Распространение химических элементов в природе Архангельской области. Элементарный состав полезных ископаемых Архангельской области.
Примеры природных смесей: минералы и горные породы. Твердые, жидкие и газообразные минералы, горные породы и полезные ископаемые Архангельской области. Природные минералы области как кристаллические и аморфные вещества. Минералы и горные породы Архангельской области (Котласского района). Экскурсия в геологический, краеведческий музей с целью ознакомления с минералами, горными породами. Полезными ископаемыми области как природными веществами и смесями веществ.
Случайные и постоянные компоненты воздуха как смеси. Озон в природе. Значение озонового слоя для планеты Земля. Причины и последствия озоновых дыр, мероприятия по восстановлению озонового слоя.
Растворы в природе. Минеральные источники Архангельской области. Содержание в природной воде Архангельской области примесей, в том числе полезных (минеральные источники), токсичных, радиоактивных, канцерогенных. Снабжение населения области питьевой водой. Запасы питьевой воды в крае. Пермиловское, Архангельское месторождения питьевой воды и проблемы их использования. Связь между качеством питьевой воды в области и состоянием здоровья её жителей.
Оксиды как полезные ископаемые Архангельской области (бокситы, железняки, пески и песчаники области).
Кислоты в природе. Кислотность почв, почвенные кислоты. Определение кислотности почв своей местности. Способы снижения кислотности почв.
Соли как полезные ископаемые области (известняки, доломиты, гипсы, ангидриты).
Радиоактивные изотопы. Естественная и искусственная радиоактивность. Ядерные реакции. Использование ядерной энергии в мирных целях: АЭС, космические исследования. Проблема строительства АЭС в г.Архангельске. Экологические проблемы области в связи с деятельностью военно – промышленного комплекса (предприятия Северодвинска, ракетный полигон в Неноксе, космодром «Плесецк», ядерный полигон на Новой Земле). Радиационное и радионуклидное загрязнение воздуха, водоемов, почв в области, меры обеспечения радиационной безопасности.
Демонстрации
Химические соединения количеством вещества в 1 моль.
Модель молярного объема газов.
Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей.Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений.
Возгонка йода.
Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.
Образцы типичных металлов и неметаллов.
Расчетные задачи
Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.
Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.
Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
Тема 3. ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ (32 час).
Химическая реакция. Уравнение и схема химической реакции. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.
Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии.
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.
Региональный компонент
Реакция горения как пример экзотерической реакции. Сжигание топлива. Виды топлива. Сжигание топлива и загрязнение окружающей среды продуктами горения топлива.
Применение окислительно – восстановительных реакций (электролиз) на предприятиях области.
Демонстрации Реакций, иллюстрирующих основные признаки характерных реакций Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора. Лабораторные опытыВзаимодействие оксида магния с кислотами.
Взаимодействие углекислого газа с известковой водой.
Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Наименование темы |
Всего часов |
Из них |
|
Практические работы |
Контрольные работы |
|||
1. |
Тема 1. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии |
9 |
№1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием. №2. Наблюдение за горящей свечой. №3. Разделение смесей соли и речного песка. №4. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества. |
|
2. |
Тема 2. Вещество 2.1. Атомы химических элементов. 2.2. «Простые вещества и соединения химических элементов» |
26 11 15 |
- |
2 |
3. |
Тема 3. Химическая реакция 3.1. «Изменения, происходящие с веществом» 3.2. «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» 3.3. «Окислительно-восстановительные реакции» |
32 11 19 2 |
№5. Признаки химических реакций. №6.Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. №7. Решение экспериментальных задач. |
2 |
4. |
Галерея ученых |
1 |
- |
|
ИТОГО |
68 |
7 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
№ ур. в теме | Тема урока |
Изучаемые вопросы |
Эксперимент: Д.-демонстрационный Л. - лабораторный |
Региональ-ное содержание |
Требования к уровню подготовки |
|
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ (9 час). |
|||||||
1. |
1 |
Предмет химии. Вещества |
Что изучает химия. Простые и сложные вещества. Свойства веществ. Химический элемент. Формы существования химического элемента. |
Д. Коллекции изделий из алюминия и стекла. |
Знать/понимать. -химические понятия: атом, химический элемент, вещество. Уметь-определять: - простые и сложные вещества. |
||
2. |
2 |
Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. |
Химические явления их отличие от физических явлений. Достижения химии и их правильное использование. История возникновения и развития химии. Закон сохранения массы веществ. |
Д. 1.Взаимодействие соляной кислоты с мрамором. 2.Помутнение «известковой воды». ЛР1. Знакомство с образцами веществ |
РС. Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова и его роль в развитии химии. |
Знать/понимать -химические понятия: химическая реакция, основные законы химии (закон сохранения массы веществ). |
|
3. |
3 |
Практическая работа №1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием
|
Правила Т.Б. при работе в химической лаборатории. Устройство и использование лабораторного штатива. Приемы работы со спиртовкой. |
Уметь -обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. |
|||
4. |
4 |
Практическая работа №2 Наблюдение за горящей свечой. |
Строение пламени. Химическая посуда. |
Уметь -обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. |
|||
5. |
5 |
Чистые вещества и смеси. |
Понятие о чистом веществе и смеси, их отличие. Примеры смесей. Способы разделения смесей. Очистка веществ. |
Д. Образцы смесей. ЛР.2. Разделение смеси серы и железа. |
Вода. Очистка воды от примесей. Экологические проблемы водоемов Арх. обл. |
Уметь. - обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. |
|
6 |
6 |
Практическая работа №3. Разделение смесей соли и речного песка |
Оформление работы. |
Уметь - обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. - использовать приобретенные знания для критической оценки информации о воде. |
|||
7-8 |
7-8 |
Массовая доля компонентов в смеси. |
Понятие о доле компонента в смеси. Вычисление массовой доли компонента в смеси. |
Уметь - вычислять: массовую долю вещества в растворе. |
|||
9 |
9 |
Практическая работа №4. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества. |
Вычислять массу сахара и объем воды необходимые для приготовления раствора. |
Уметь -Использовать приобретенные знания для приготовления растворов заданной концентрации. |
|||
2. ВЕЩЕСТВО (26 час) |
|||||||
2.1. «Атомы химических элементов» (11 часов) |
|||||||
10 |
1 |
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов |
Обозначение химических элементов. Общее знакомство со структурой таблицы Д.И. Менделеева: периоды и группы. |
РС: Химические элементы в природе Арх.обл. |
Уметь -называть: химические элементы по их символу, периоды большие и малые, группы и подгруппы (главные и побочные). |
||
11 |
2 |
Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса |
Химическая формула, индекс, коэффициент, записи и чтение формул. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. Атомная единица массы. |
Знать/понимать -химические понятия: относительная атомная и молекулярная масса, химическая формула Уметь -определять: качественный и количественный состав вещества по химической формуле -вычислять: относительную молекулярную массу вещества; массовую долю химического элемента по формуле соединения. |
|||
12 |
3 |
Основные сведения о строении атомов. Состав атомов. |
Планетарная модель строения атома. Состав атома: ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Химический элемент. |
Д. Модели атомов химических элементов. |
Знать/понимать -химическое понятие: химический элемент Уметь -объяснять: физический смысл порядкового номера химического элемента -характеризовать: состав атомов |
||
13 |
4 |
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева |
Электронная оболочка атома. Энергетические уровни (завершенный, незавершенный). |
Д. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева |
Уметь -составлять: схемы строения атомов первых 20 элементов в периодической системе -объяснять: физический смысл номеров группы и периода, к которым принадлежит элемент в ПСХЭ Д.И. Менделеева, закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп. |
||
14 |
5 |
Строение электронных оболочек атомов. |
Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов в периодической системе Д.И. Менделеева. Изменение свойств химических элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп. |
||||
15 |
6 |
Ионы. Ионная химическая связь. |
Ионы положительные и отрицательные. Образование ионов. Ионная химическая связь. |
Д. Модели кристаллической решетки хлорида натрия. |
Знать/понимать - химическое понятие: ион, ионная химическая связь Уметь -определять ионную связь в химических соединениях. |
||
16 |
7 |
Ковалентная связь. |
Взаимодействие атомов элементов – неметаллов между собой. Ковалентная неполярная и ковалентная полярная связь. Электроотрицательность. |
Д. Модели кристаллических решеток алмаза и графита. |
Знать/понимать -химические понятия: ковалентная неполярная и ковалентная полярная связь Уметь -определять ковалентную связь в соединениях. |
||
17 |
8 |
Металлическая химическая связь. |
Взаимодействие атомов металлов между собой – образование металлической связи. Обобществленные электроны. |
Знать/понимать -химическое понятие: металлическая связь Уметь -определять: тип химической связи в металлах. |
|||
18 |
9 |
Аморфные и кристаллические вещества. Кристаллические решетки. |
Вещества молекулярного строения. Закон постоянства веществ. Молекулярные, ионные , атомные и металлические кристаллические решетки. Зависимость свойств веществ от типа кристаллической решетки. |
Д. Модели кристаллических решеток. |
Знать/понимать -закон постоянства состава веществ Уметь -характеризовать: связь между составом, строением и свойствами веществ. |
||
19 |
10 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Атомы химических элементов» |
Решение упражнений Подготовка к контрольной работе |
||||
20 |
11 |
Контрольная работа №1 по теме «Атомы химических элементов» |
|||||
2.2. «Простые вещества и соединения химических элементов» (15 часов) |
|||||||
21 |
1 |
Анализ контрольной работы. Простые вещества -металлы. |
Положение элементов металлов в П.С.Х.Э. Д.И. Менделеева Строение атомов металлов. Общие физические свойства металлов. |
Д. Коллекция металлов. ЛР 3. Знакомство с образцами простых веществ металлов |
РС: Металлы на территории Архангельской области |
Уметь: -характеризовать: связь между строением и свойствами металлов -использовать приобретенные знания для критической оценки информации о металлах, используемых в быту |
|
22 |
2 |
Простые вещества -неметаллы. |
Положение элементов неметаллов в периодической системе. Строение атомов неметаллов Ковалентная неполярная связь. Физические свойства неметаллов. Аллотропия. |
Д. Коллекция неметаллов. ЛР 4. Знакомство с образцами простых веществ металлов |
РС: Неметаллы на территории Арх.обл. Сера, уголь их запасы. |
Уметь -характеризовать: положение неметаллов в периодической системе; строение атомов неметаллов. |
|
23-24 |
3-4 |
Количество вещества |
Количество вещества и единицы его измерения: моль, ммоль, кмоль. Постоянная Авогадро. Молярная масса. |
Д. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. |
Знать/понимать -химические понятия: моль, молярная масса Уметь - вычислять: молярную массу, количество вещества. |
||
25-26 |
5-6 |
Молярный объем газов. |
Понятие о молярном объеме газов. Нормальные условия. Следствие закона Авогадро. Выполнение упражнений с использованием понятий: «объем», «моль», «количество вещества», «масса», «молярный объем». |
Знать/понимать - химическое понятие: молярный объем Уметь - вычислять: по количеству (массе) газообразного вещества его объем, по объему газообразного вещества его количество (массу). |
|||
27 |
7 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества». |
Решение задач и упражнений Проверочная работа. |
||||
28 |
8 |
Степень окисления |
Бинарные соединения. Понятие о степени окисления. Определение степени окисления в бинарных соединениях. Составление формулы бинарных соединений по степени окисления., общий способ их названия. |
Д. Образцы оксидов, хлоридов, сульфидов. |
Уметь - называть: бинарные соединения по их химическим формулам -определять: степень окисления элементов в соединениях. |
||
29 |
9 |
Важнейшие классы бинарных соединений. |
Оксиды и летучие водородные соединения: Составление химических формул, их название. Расчеты по формулам оксидов. |
Д. Образцы оксидов. Растворы хлороводорода и аммиака. ЛР 5. Знакомство с образцами оксидов |
РС: Оксиды в природе Арх. обл. (бокситы и железняки, состав, месторождения, использование) |
Знать/понимать химическое понятие: оксиды Уметь - называть: оксиды по их формулам - определять: степень окисления элементов в оксидах - составлять: формулы оксидов. |
|
30 |
10 |
Основания. |
Состав и название оснований. Их классификация. Индикаторы. |
Д. Образцы щелочей и нерастворимых оснований. ЛР 6. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. |
Знать/понимать –химические понятия: основания, щелочи. Уметь -называть: основания по их формулам -составлять: химические формулы оснований - определять: основания по их формулам. |
||
31 |
11 |
Кислоты. |
Состав и название кислот. Их классификация. Индикаторы. |
Д. Образцы кислот. ЛР 7. Изменение окраски индикаторов в кислой среде.
|
РС: кислоты в природе, кислотные дожди |
Знать/понимать -химические понятие: кислота, щелочь. Уметь - называть: кислоты по их формулам -составлять: химические формулы кислот - определять: кислоты по их формулам. |
|
32-33 |
12-13 |
Соли. |
Состав и номенклатура солей. Составление формул солей. |
Д. Образцы солей. |
РС: Соли как полезные ископаемые Арх.обл. (известняки, доломи-ты, гипс и т.д.) |
Знать/понимать -химическое понятие: соль Уметь - называть: соли по их формулам -составлять: химические формулы солей - определять: соли по их формулам. |
|
34 |
14 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов» |
Классификация веществ. Упражнения в составлении формул веществ по их названиям. Расчеты по химическим формулам. |
Знать/понимать - химическое понятие: классификация веществ Уметь - вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения, количество вещества, объем или массу вещества по его количеству. |
|||
35 |
15 |
Контрольная работа №2 по теме «Соединения химических элементов» |
|||||
3. ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ (32 час) |
|||||||
3.1. «Изменения, происходящие с веществом» (11 часов) |
|||||||
36 |
1 |
Анализ контрольной работы. Явления физические и химические. |
Физические явления. Понятие о химических явлениях и их отличие от физических явлений. |
Д.Горения магния Возгонка йода Плавление парафина ЛР 8. Окисление меди в пламени спиртовки ЛР 9. Помутнение известковой воды ЛР 10. Получение углекислого газа. ЛР 11. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом. |
Знать/понимать -химические понятия: химическая реакция, классификация реакций (экзотермические и эндотермические реакции). |
||
37 |
2 |
Химические реакции. |
Химическая реакция. Признаки и условия протекания химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции. |
||||
38 |
3 |
Химические уравнения. |
Закон сохранения массы веществ. Понятие о химическом уравнении. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций. |
Знать/понимать -закон сохранения массы веществ Уметь - составлять: уравнения химических реакций. |
|||
39-40 |
4-5 |
Типы химических реакций. |
Сущность реакций разложения, соединения, замещение и обмена. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Составление уравнений реакций указанных типов. |
Д. Химические реакции различных типов. ЛР 12. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. |
Знать/понимать - химическое понятие: классификация реакций Уметь -определять: типы химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ. |
||
41 |
6 |
Типы химических реакций на примере свойств воды. |
Химические свойства воды. Типы химических реакций. |
Уметь - характеризовать: химические свойства воды -составлять: уравнения химических реакций характеризующих химические свойства воды и определять их тип. |
|||
42 |
7 |
Практическая работа №5. Признаки химических реакций. |
Уметь - составлять: уравнения химических реакций -использовать: приобретенные знания для безопасного обращения с веществами. |
||||
43-44 |
8-9 |
Расчеты по химическим уравнениям. |
Решение расчетных задач. |
Уметь - вычислять: количество вещества, массу или объем по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции. |
|||
45 |
10 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществом» |
Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе. |
||||
46 |
11 |
Контрольная работа №3 по теме «Изменения, происходящие с веществом» |
|||||
3.2. «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» (19 часов) |
|||||||
47 |
1 |
Анализ контрольной работы. Растворение как физико – химический процесс. Типы растворов. |
Растворы. Гидраты. Кристаллогидраты. Тепловые явления при растворении. Насыщенные, ненасыщенные и перенасыщенные растворы. Значение растворов. |
Д. Растворение безводного сульфата меди (II) в воде. |
РС: Экологические проблемы водоемов Арх.обл. |
||
48-49 |
2-3 |
Электролитическая диссоциация. Основные положения ТЭД |
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Диссоциация кислот, оснований и солей. |
Д. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. |
Знать/понимать - химические понятия: электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация. |
||
50-51 |
4-5 |
Ионные уравнения реакций |
Сущность реакций ионного обмена и условия их протекания. Составление полных и сокращенных ионных уравнений реакций. Таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде. |
Д. Примеры реакции, идущие до конца. ЛР.13 Реакции идущие до конца |
Уметь - объяснять: сущность реакций ионного обмена - определять: возможность протекания реакций ионного обмена до конца. -составлять: полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена. |
||
52-53 |
6-7 |
Кислоты, их классификация и свойства. |
Определение кислот как электролитов. Классификация кислот по различным признакам. Типичные свойства кислот: взаимодействие их с металлами, основными оксидами, основаниями и солями. Ряд напряжения металлов. |
ЛР 14. Реакции характерные для растворов кислот (соляной и серной) принадлежность веществ к классу кислот. |
Уметь - называть кислоты - характеризовать: химические свойства кислот. - определять: возможность протекания типичных реакций кислот. |
||
54-55 |
6-9 |
Основания, их классификация и свойства. |
Определение оснований как электролитов. Классификация оснований. Типичные свойства оснований; взаимодействие с кислотами (реакция нейтрализации), взаимодействие щелочей с растворами солей и оксидами неметаллов. Разложение нерастворимых оснований. |
ЛР.15. реакции характерные для растворов щелочей ЛР.16. получение и свойства нерастворимого основания. |
Уметь - называть основания: - характеризовать: химические свойства оснований. - определять: возможность протекания типичных реакций оснований. |
||
56-57 |
10-11 |
Оксиды, их классификация и свойства |
Состав оксидов, их классификация несолеобразующие и солеобразующие (кислотные и основные). Свойства кислотных и основных оксидов. |
ЛР. 17. Реакции характерные для основных оксидов ЛР. 18. Реакции характерные для кислотных оксидов |
Уметь - называть оксиды - определять: принадлежность веществ к классу оксидов -характеризовать: химические свойства оксидов. |
||
58-59 |
12-13 |
Соли, их свойства. |
Определение солей как электролитов. Химические свойства солей, особенности взаимодействия с металлами. Взаимодействие с кислотами, щелочами и солями (работа с таблицей растворимости) |
ЛР.19. реакции характерные для растворов солей ЛР.20 реакции характерные для нерастворимых солей |
Уметь - называть соли. - определять: принадлежность веществ к классу солей - характеризовать: химические свойства солей. |
||
60 |
14 |
Контрольная работа за курс химии 8 класса (промежуточная аттестация) |
|||||
61 |
15 |
Практическая работа №6. Свойства кислот оснований, оксидов и солей. |
Уметь. - обращаться с химической посудой и реактивами - распознавать опытным. путем растворы кислот и щелочей. - определять: возможность протекания реакций ионного обмена до конца. |
||||
6263 |
16-17 |
Генетическая связь между классами неорганических соединений |
Понятие о генетической связи и генетических рядах металлов и неметаллов. |
Уметь - характеризовать: химические свойства основных классов неорганических веществ - составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства неорганических веществ. |
|||
64 |
18 |
Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач. |
Уметь - характеризовать: химические свойства основных классов неорганических веществ - составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства неорганических веществ. |
||||
65 |
19 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» |
Выполнение упражнений на генетическую связь. Решение расчетных задач на вычисление по уравнениям реакций. |
||||
3.3. «Окислительно-восстановительные реакции» (2 часа) |
|||||||
66-67 |
20-21 |
Анализ контрольной работы. Окислительно-восстановительные реакции. |
Понятие окисление и восстановление, окислители и восстановители, определение степени окисления элементов. Окислительно-восстановительные реакции. |
Знать/понимать - химические понятия: окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. - определять: степень окисления элемента в соединении, тип химической реакции по изменению степени окисления химических элементов. |
|||
68 |
1 |
Портретная галерея великих химиков. |
Повторение материала 8 класса – основных понятий, законов и теорий через знакомство с жизнью и деятельностью ученых, осуществивших эти открытия. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
и программных средств
Программа: О.С.Габриелян. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2012.
Учебник: Габриелян О.С. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2017.
Книга для учителя: А.А.Дроздов Поурочное планирование по химии к учебнику О.С. Габриеляна «ХИМИЯ 8 класс» М.: Экзамен, 2016
О.Р.Гуревич Тематическое и поурочные планирование по химии к учебнику О.С. Габриеляна «ХИМИЯ 8 кл.» М.: Экзамен, 2006
Компьютерные программы на CD:
1С: ХИМИЯ базовый курс 8-9 класс
1С: Химия для всех XXI. Химические опыты со взрывами и без
НОВЫЙ ДИСК: Виртуальная химическая лаборатория 8 класс
Русссобит-М: ХИМИЯ. Полный мультимедийный курс химии + все опыты неорганики (3CD)
Уроки ХИМИИ Кирилла и Мефодия 8-9классы
Дополнительная литература для учителя и учащихся:
Аликбеков Л.Ю., Хабарова Е.И. Задачи по химии с экологическим содержанием. – М.: Ценнтрхимпресс, 2001
Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. «Химия для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке». – Ярославль: Академия развития, 2000
Журин А.А. «Сборник упражнений и задач по химии. Решение и анализ» - М.: Аквариум, 1997
И.Г.Хомченко «Сборник задач и упражнений по химии для средней школы». – М.: «Издательство Новая Волна», 1997
М.Пак «Алгоритмы в обучении химии» книга для учителя. – М..: «Просвещение» 1993
Назарова Т.С., Лаврова В.Н. Использование учебного оборудования на практических занятиях по химии. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000
Оржековский П.А., Давыдов В.Н., Титов Н.А. Экспериментальные творческие задания и задачи по неорганической химии: Книга для учащихся. – М.: АРКТИ, 1999
Рунов Н.Н., Щенев А.В. Кроссворды для школьников. Химия. – Ярославль: «Академия развития», 1998
Штремплер Г.И. Тесты, вопросы и ответы по химии: книга для учащихся 8-11 кл. ОУ. – М.: Просвещение, 2001
Региональный компонент. Региональный компонент общего образования Архангельской области (химия, физика) Архангельск 2006 г. (автор-составитель Таскаева Л.Г. 8-9 классы, Левандовская Т.В., Евдокимова В.П., Нестерова Л.Н. – профильный уровень)