Рабочая программа по химии в 8 классе по УМК О.С. Габриеляна
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Химия » в 8 классе составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов::
1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»(в ред.Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577)
2.Примерная программа по химии в 8-9 классах
3.Основная образовательная программа основного общего образования ФГОС МОУ «Каменноключинская ООШ» на 2018- 2019 учебный год.
Обучение ведется согласно УМК под.ред.Габриеляна О.С. по учебнику:1.. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2019. – 286 с учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян М.:
2.Рабочая тетрадь «Химия -8»под редакцией Габриелян О.С., Сладков С.А.
3.Химия. 8 класс.Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. Габриелян О.С., Купцова А.В.
4. Химия. 8 класс. Диагностические работы. Купцова А.В.
5. Методическое пособие «Химия 8-9 кл.»Габриелян О.С., Купцова А.В.
Общее количество уроков в год в 8 классе составляет 68 часов ,2 часа в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
. 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644)
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения курса химии на уровне основного общего образования отражают:
1) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
2) осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
3) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;
4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
5) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
6) формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф;
7) для слепых и слабовидящих обучающихся: владение правилами записи химических формул с использованием рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля;
(пп. 7 введен Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577)
8) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: владение основными доступными методами научного познания, используемыми в химии.
(пп. 8 введен Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577)
В результате изучения курса химии в основной школе:
Выпускник научится:
· характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
· описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
· раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;
· раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;
· различать химические и физические явления;
· называть химические элементы;
· определять состав веществ по их формулам;
· определять тип химических реакций;
· называть признаки и условия протекания химических реакций;
· выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;
· составлять формулы бинарных соединений;
· составлять уравнения химических реакций;
· соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
· пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
· вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
· вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
· вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;
· характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;
· получать, собирать кислород и водород;
· распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;
· раскрывать смысл закона Авогадро;
· раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;
· характеризовать физические и химические свойства воды;
· раскрывать смысл понятия «раствор»;
· вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
· приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
· называть соединения изученных классов неорганических веществ;
· характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
· определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
· составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
· проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;
· распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;
· характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
· раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
· объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;
· объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
· характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
· составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;
· раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;
· характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;
· определять вид химической связи в неорганических соединениях;
· изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;
· раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;
· определять степень окисления атома элемента в соединении;
· раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;
· составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;
· объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;
· составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;
· определять возможность протекания реакций ионного обмена;
· проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;
· определять окислитель и восстановитель;
· составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
· называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
· классифицировать химические реакции по различным признакам;
· грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни
Выпускник получит возможность научиться:
· выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
· характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
· составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
· прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
· составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;
· выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
· использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
· использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
· объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
· критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
· осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;
· создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.
Содержание учебного предмета
Введение.
Техника безопасности на уроках химии. Правила обращения с опасными веществами в быту. Кислоты, щелочи, ЛВЖ. Предмет химии. Вещества. Простые, сложные вещества. Физические и хим.явления. Краткие сведения об истории развития химии. Истории химии. Химическая реакция. 3наки химических элементов. Химические формулы Знаки, химические формулы Относительные атомные и молекулярные массы. Нахождение относительных атомных и молекулярных масс.
Атомы химических элементов.
Основные сведения о строении атомов. Состав атомных ядер; протоны, нейтроны, электроны. Изотопы. Ионы. Строение электронных оболочек атомов элементов № 1-20. Периодическая система и строение. Периоды, ряды, группы. Формы электронных облаков. Формы вращения электронов. Сравнение свойств атомов металлов и неметаллов. Способность отдавать электроны, принимать электроны. Электроотрицательность элементов. Сравнение элементов. Ионная химическая связь. Ковалентная неполярная связь. Ковалентная полярная связь. Металлическая связь.
Простые вещества.
Простые вещества-металлы, общие физические свойства. Простые вещества неметаллы.
Физические свойства неметаллов – простых веществ. Количество вещества. Моль. Молярная масса вещества и ее вычисление. Молярный объем газообразных веществ. Формула расчета. Постоянная Авогадро. Решение расчетных задач на нахождение объема веществ, массы веществ.
Соединения химических элементов.
Слепень окисления. Бинарные соединения оксиды, хлориды, сульфиды. Оксиды, летучие водородные соединения. Метан, силан, фосфин, галогеноводороды, сероводород. Основания: состав, классификация. Гидроксиды металлов Кислоты: состав, классификация. Гидроксиды неметаллов. Соли – как производные кислот и оснований: состав, классификация. Средние соли, кислые, основные. Генетические ряды металлов и неметаллов. Кристаллические решетки. Аморфное состояние вещества, кристаллическое состояние. Чистые вещества и смеси. Массовая и объемная доля компонентов смеси. Расчеты, связанные с понятием доля.
Изменения, происходящие с веществами.
Физические явления. Способы очистки в-в, основанные на их физических свойствах, очистка питьевой воды, перегонка нефти. Химические реакции. Закон сохранения массы веществ. Признаки химических реакций. Химические уравнения. Реакции разложения. Написание химических уравнений Реакции соединения. Реакции замещения. Реакции обмена. определение реакции нейтрализации, условия течения реакций между растворами кислот, щелочей и солей до конца. Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества. Те же расчеты, но с использованием понятия «доля» ( исходное в-во дано в виде раствора заданной концентрации или содержит определенную долю примесей.).
Простейшие операции с веществом. Химический практикум.
Лабораторное оборудование, приемы обращения с нагревательными приборами. Правила по технике безопасности в химкабинете. Приемы обращения с нагревательными приборами и лабораторным оборудованием. Признаки химических реакций. Наблюдения, происходящие с горящей свечой, их описание. Анализ почвы и воды. Разделение смеси. Получение водорода и изучение его свойств. Получение кислорода и изучение его свойств. Собирать прибор для получения кислорода, вести наблюдение за происходящим, делать выводы. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе.
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.
Растворение. Растворимость. Типы растворов, кристаллогидраты, гидраты, тепловые явления при растворении, зависимость растворимости от температуры, различную растворимость веществ в воде. Электролитическая диссоциация. Электролиты, неэлектролиты, степень ЭДС. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории ЭДС. Катионы, анионы, сильные, слабые электролиты. Ионные уравнения реакций. Условия течения реакций обмена до конца. Кислоты в свете ТЭД, их классификация и свойства. Определение кислот с точки зрения ЭДС. Основания в свете ТЭД, их классификация и свойства. Определения оснований с точки зрения ЭДС. Оксиды. Бинарные соединения. Соли в свете ТЭД, их свойства. Определения солей с точки зрения ЭДС. Генетическая связь между классами неорганических веществ. Генетическая связь и генетические ряды металлов и неметаллов.
Повторение.
Основные сведения о строении атомов. Состав атомных ядер; протоны, нейтроны, электроны. Изотопы. Ионы. Строение электронных оболочек атомов элементов № 1-20. Основные положения теории ЭДС. Катионы, анионы, сильные, слабые электролиты. Ионные уравнения реакций. Условия течения реакций обмена до конца. Кислоты в свете ТЭД, их классификация и свойства. Определение кислот с точки зрения ЭДС. Основания в свете ТЭД, их классификация и свойства. Определения оснований с точки зрения ЭДС. Оксиды. Бинарные соединения. Соли в свете ТЭД, их свойства. Определения солей с точки зрения ЭДС. Генетическая связь между классами неорганических веществ. Генетическая связь и генетические ряды металлов и неметаллов.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Раздел/ подраздел
|
№ урока |
Тема урока |
Количество часов |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Введение. |
1 |
Предмет химии. Вещества. Инструктаж по ТБ в кабинете химии. |
1 |
|
2 |
Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. |
1 |
|
|
3 |
Знаки химических элементов. |
1 |
|
|
4 |
Относительные атомные и молекулярные массы. |
1 |
|
|
Атомы химических элементов. |
5 |
Основные сведения о строении атома.
|
1 |
|
6 |
Изменения в составе атомов. Изотопы. |
1 |
|
|
7 |
Строение электронных оболочек атомов.
|
1 |
|
|
8 |
Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атома. |
1 |
|
|
9 |
Ионная химическая связь. |
1 |
|
|
10 |
Ковалентная неполярная химическая связь. |
1 |
|
|
11 |
Ковалентная полярная химическая связь. |
1 |
|
|
12 |
Металлическая химическая связь. |
1 |
|
|
13 |
Повторение по теме «Атомы химических элементов». |
1 |
|
|
14 |
К.р. № 1 по теме «Атомы химических элементов». |
1 |
|
|
Простые вещества. |
15 |
Анализ к.р.№ 1. Простые вещества-металлы. Л. Р. № 1 «Ознакомление с коллекцией металлов» |
1 |
|
16 |
Простые вещества-неметаллы. |
1 |
|
|
17 |
Количество вещества. |
1 |
|
|
18 |
Молярный объем газов. |
1 |
|
|
19 |
Решение расчетных задач на нахождение объема веществ, массы веществ |
1 |
|
|
Соединения химических элементов. |
20 |
Слепень окисления. Бинарные соединения. |
1 |
|
21 |
Составление формул веществ с использованием степеней окисления. |
1 |
|
|
22 |
Оксиды, летучие водородные соединения |
1 |
|
|
23 |
Основания: состав, классификация. Л. р. № 2 «Качественная реакция на углекислый газ» |
1 |
|
|
24 |
Кислоты: состав, классификация. Л. р. № 3 «Определение рН растворов» |
1 |
|
|
25 |
Соли как производные кислот и оснований. |
1 |
|
|
26 |
Соли в нашей жизни.
|
1 |
Проект. |
|
27 |
Основные классы неорганических соединений. Л. р. № 4 «Ознакомление с коллекцией солей» |
1 |
Проект. |
|
28 |
Соли в нашей жизни. Минеральные воды УР. |
1 |
Проект. |
|
29 |
Кристаллические решетки. Чистые вещества и смеси. |
1 |
|
|
30 |
Массовая и объемная доли компонентов в смеси. |
1 |
|
|
31 |
Повторение по теме «Соединения химических элементов. |
1 |
|
|
|
|
|||
|
|
|||
32 |
К.р. №2 по теме «Соединения химических элементов». |
1 |
|
|
Изменения, происходящие с веществами. |
33 |
Анализ к.р. № 2. Химические реакции. Закон сохранения массы веществ. |
1 |
|
34 |
Химические уравнения |
1 |
|
|
35 |
Расчеты по химическим уравнениям. |
1 |
|
|
36 |
Реакции разложения. |
1 |
|
|
37 |
Реакции соединения. Л. р. № 5 «Прокаливание меди в пламени спиртовки» |
1 |
|
|
38 |
Реакции замещения. Л.р № 6 «Взаимодействие металлов с растворами солей». |
1 |
|
|
39 |
Реакции обмена. |
1 |
|
|
40 |
Повторение по теме «Изменения, происходящие с веществами». |
1 |
|
|
41 |
К.р. №3 по теме «Изменения, происходящие с веществами». |
1 |
|
|
Простейшие операции с веществами. Химический практикум. |
42 |
Анализ к.р. № 3. П.р. № 1 «Приемы обращения с лабораторным оборудованием». |
1 |
|
43 |
П.р. № 2 «Наблюдение за изменениями, происходящими с горячей свечой, и их описание». |
1 |
|
|
44 |
П. р № 3 « Анализ почвы и воды с. Вавож». |
1 |
|
|
45 |
П. р. № 4 «Признаки химических реакций». |
1 |
|
|
46 |
П. р. № 4 «Признаки химических реакций». |
1 |
|
|
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. |
47 |
Растворение. Растворимость. Типы растворов. |
1 |
|
48 |
Электролитическая диссоциация. |
1 |
|
|
49 |
Основные положения теории электролитической диссоциации. |
1 |
|
|
50 |
Ионные уравнения реакций. |
1 |
|
|
51 |
Ионные уравнения реакций. Л. р. № 7 «Примеры реакций, идущих до конца». |
1 |
|
|
52 |
Кислоты в свете теории электролитической реакции. |
1 |
|
|
53 |
Кислоты. Л. р. № 8 «Химические свойства кислот». |
1 |
|
|
54 |
Основания. Л. р. № 9 «Химические свойства оснований» |
1 |
|
|
55 |
Оксиды. Л. р. № 10 «Химические свойства оксидов». |
1 |
|
|
56 |
Соли. Л. р. № 11 «Химические свойства солей». |
1 |
|
|
57 |
Генетическая связь между классами неорганических веществ. |
1 |
|
|
58 |
П.р. № 6 «Ионные реакции» |
1 |
|
|
59 |
П. р. № 7 «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца» |
1 |
|
|
60 |
Окислительно-восстановительные реакции. |
1 |
|
|
61 |
Метод электронного баланса. |
1 |
|
|
62 |
Повторение по теме «Реакции ионного обмена, окислительно-восстановительные реакции». |
1 |
|
|
63 |
П.р. № 8 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей». |
1 |
|
|
64 |
Итоговая к.р.№ 4 по теме «Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции». |
1 |
|
|
65 |
Анализ к.р. № 4. П. р. № 9 «Решение экспериментальных задач» |
1 |
|
|
Повторение |
66 |
Повторение по теме «Расчеты по химическим уравнениям». |
1 |
|
67 |
Повторение по теме «Окислительно-восстановительные реакции». |
1 |
|
|
68 |
Повторение по теме «Генетическая связь между классами соединений». |
1 |
|
Тематический план
№ Раз-дела |
Тема раздела |
Всего часов |
В том числе |
||||
Лаборатор-ные работы |
Практичес-кие работы |
Контроль-ные работы |
Повторе-ние |
Проекты |
|||
1 |
1. Введение |
4 |
|
|
|
|
|
2 |
2. Атомы химических элементов |
10 |
|
|
1 |
1 |
|
3 |
3. Простые вещества. |
5 |
1 |
|
|
|
|
4 |
4. Соединения химических элементов |
13 |
3 |
|
1 |
1 |
1 |
5 |
5. Изменения, происходящие с веществами |
9 |
2 |
|
1 |
1 |
|
6 |
6. Простейшие операции с веществом. Химический практикум |
5 |
|
5 |
|
|
|
7 |
7. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов |
19 |
5 |
4 |
1 |
1 |
|
8 |
8. Повторение |
3 |
|
|
|
3 |
|
|
Итого: |
68 |
11 |
9 |
4 |
7 |
1 |
Контрольно-измерительные материалы
Контрольная работа № 1.
Тема: «Атомы химических элементов. Виды химической связи».
Вариант 1.
Задание 1 (2 балла). Расположите перечисленные элементы в порядке:
а) возрастания неметаллических свойств - P,S, Si.
б) возрастания металлических свойств - Ga, Al, Zn.
Задание 2 (8 баллов). Определите тип химической связи для веществ с формулами: Na, NaCl, Cl2, SCl2.
Запишите схему образования связи для двух любых соединений.
Задание 3(8 баллов). Определите число протонов, электронов, нейтронов для изотопов 35Cl, 37Cl.
Задание 4 (2 балла). Вычислите относительную молекулярную массу для вещества SO3.
Вариант 2.
Задание 1(2 балла). Расположите перечисленные элементы в порядке:
а) возрастания неметаллических свойств- P, Cl, Mg
б) возрастания металлических свойств –Ga, B, Tl.
Задание 2 (8 баллов). Определите тип химической связи для веществ с формулами: Ca, KF, F2, OF2.
Запишите схему образования связи для двух любых соединений.
Задание 3(8 баллов). Определите число протонов, электронов, нейтронов для изотопов 39K, 40K.
Задание 4(2 балла). Вычислите относительную молекулярную массу для вещества CaF2..
Критерии оценивания
В ходе выполнения работы набрано 19-20 баллов (90-100%) – отметка «5».
В ходе выполнения работы набрано 15-18 баллов (70-89%) – отметка «4».
В ходе выполнения работы набрано 10-14 баллов (50-69%) – отметка «3».
Контрольная работа № 2
Тема: «Соединения химических элементов».
Вариант 1.
Задание 1 (14 баллов). Из перечня формул выпишите отдельно формулы оксидов, кислот, оснований, солей и дайте им названия: Ва, СаSО3, Ва О, Ва (OH)2 , S, SО 2, Н2SО3, Ва (NO3)2 , Ва S04
Задание 2 (12 баллов). Укажите заряды ионов и степени окисления атомов химических элементов для веществ с формулами: Ва (OH)2 , Н2SО3. Запишите формулы оксидов, им соответствующих.
Задание 3 (10 баллов) Решите задачу. Найдите объем и число молекул для 66 г углекислого газа.
Вариант 2.
Задание 1 (14 баллов).Из перечня формул выпишите отдельно формулы оксидов, кислот, оснований, солей и дайте им названия: Са, HCl, СаО, Na2С O3, Са(ОН)2, СаСО3, , Mg Cl2, С O2 .
Задание 2 (12 баллов). Укажите заряды ионов и степени окисления атомов химических элементов для веществ с формулами: NaОН, Н2 SО4. Запишите формулы соответствующих им оксидов.
Задание 3 (10 баллов). Решите задачу. Найдите объем и число молекул для 34 г аммиака.
Критерии оценивания.
В ходе выполнения работы набрано 33- 36 баллов (90-100%) – отметка «5».
В ходе выполнения работы набрано 25- 32 балла (70-89%) – отметка «4».
В ходе выполнения работы набрано 13 – 24 балла (50-69%) – отметка «3».
Контрольная работа № 3
«Изменения, происходящие с веществами»
Вариант 1
Задание 1 (18 баллов). Закончите уравнение реакции, уравняйте и укажите тип химической реакции.
А) Цинк + серная кислота = водород +…
Б) соляная кислота + гидроксид натрия = … +…
В) кислород + кальций = оксид кальция
Задание 2 (8 баллов). Решите задачу. Какой объем водорода выделится при взаимодействии цинка с раствором соляной кислоты массой 100 г?
Задание 3 (9 баллов). Напишите уравнения химических реакций для переходов, если это необходимо, уравняйте; укажите тип химической реакции: Са → СаО → Са(ОН)2 → СаСО3.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Контрольная работа № 3
«Изменения, происходящие с веществами»
Вариант 2
Задание 1 (18 баллов). Закончите уравнение реакции, уравняйте и укажите тип химической реакции.
А) Магний + серная кислота = водород +…
Б) соляная кислота + гидроксид кальция = … +…
В) кислород + литий = оксид лития.
Задание 2 (8 баллов). Решите задачу. Какой объем водорода выделится при взаимодействии магния с раствором серной кислоты массой 450 г?
Задание 3 (9 баллов). Напишите уравнения реакций для переходов; если необходимо, уравняйте, укажите тип химической реакции: S → SО 2 →Н2SО3 → СаSО3.
Критерии оценивания.
В ходе выполнения работы набрано 31- 35 баллов (90-100%) – отметка «5».
В ходе выполнения работы набрано 24- 30 балла (70-89%) – отметка «4».
В ходе выполнения работы набрано 13 – 23 балла (50-69%) – отметка «3».
Итоговая контрольная работа
Вариант 1.
Часть А. Выберите правильный ответ
Задание 1. Практически не диссоциирует на ионы вещество:
А) Хлорид кальция. Б). Фосфат кальция. В). Серная кислота.
Задание 2. Катионом является:
А). Нитрат-ион. Б). Ион кальция. В). Хлорид-ион.
Задание 3. Формула сильного электролита:
А). H2CO3. Б)CaCO3 В)NaOH.
Задание 4. Формула вещества, образующего при электролитической диссоциации фосфат-ионы:
А)Ca3P2. Б) Ca3(PO4)2 В)K3PO4.
Задание 5. Взаимодействие растворов хлорида бария и серной кислоты отображается сокращенным ионным уравнением:
А) H++OH- =H2O.
Б) Ba2++SO42- = BaSO4.
В) Ag++Cl- =AgCl.
Задание 6. Окраска фенолфталеина в растворе, полученном при взаимодействии оксида бария с водой:
А) Бесцветная. Б). Малиновая. В). Фиолетовая.
Задание 7. С разбавленной серной кислотой не взаимодействует:
А). Магний. Б). Никель. В). Платина.
Задание 8. С раствором гидроксида калия взаимодействует вещество, формула которого:
А) FeO. Б) CaO. В) CO2.
Задание 9. Формула оксида, реагирующего с водой:
А) MnO2. Б) SiO2. В) CO2.
Задание 10. Веществом Х в представленной схеме является: CиSO4→Cи(OH)2→ Х является: А) Cu2O. Б) CuO. В) CuOH. Г) Cu(OH)2.
Задание 11. Соотносите формулу оксида с формулой гидроксида:
Формула оксида: 1. CO2. 2. ZnO. 3. SO2. 4. CaO.
Формула гидроксида: А..Ca(OH)2. Б. H2SO3. В. Zn(OH)2 Г. H2CO3.
Часть Б. Задания со свободным ответом.
12. (4 балла). Составьте генетический ряд углерода, используя схему: неметалл→ кислотный оксид → кислота →соль.
13. (5 баллов). Закончите уравнение реакции обмена: FeCl3+ NaOH→…
Составьте ионные уравнения.
14. (10 баллов). Запишите взаимодействие цинка с раствором серной кислотой, разберите уравнение как окислительно-восстановительное. Укажите процессы окисления, восстановления. Назовите окислитель, восстановитель.
Итоговая контрольная работа
Вариант 2.
Часть А. Выберите правильный ответ (за каждый правильный ответ – 1 балл).
Задание 1. Диссоциирует в водном растворе на ионы вещество:
А) Хлорид калия. Б). Карбонат кальция. В). Гидроксид меди(11).
Задание 2. Катионом является:
А). Фосфат-ион. Б). Ион натрия. В). Атом цинка.
Задание 3. Формула сильного электролита:
А) Fe(OH)2. Б) HNO3. В) H2SO3
Задание 4. Формула вещества, образующего при электролитической диссоциации гидроксид-ионы:
А) KCl. Б) KOH. В) Fe(OH)3.
Задание 5. Взаимодействие соляной кислоты с нитратом серебра в водном растворе отображается сокращенным ионным уравнением:
А) H++OH- =H2O.
Б) 3Ag++PO43- = Ag3.PO4
В) Ag++Cl- =AgCl.
Задание 6. Окраска лакмуса в растворе, полученном при взаимодействии высшего оксида серы с водой:
А) Синяя. Б) Красная. В). Фиолетовая.
Задание 7. С разбавленной соляной кислотой взаимодействует:
А). Железо. Б). Медь. В). Серебро.
Задание 8. С раствором серной кислоты взаимодействует вещество, формула которого:
А). MgO. Б) P2O5. В).CO2.
Задание 9. Формула оксида, реагирующего с водой:
А) BaO. Б) FeO. В)SiO2.
Задание 10. Веществом Х в уравнении реакции X + 2HCl=CuCl2 + 2H2O является:
А) Cu. Б) CuO. В) Cu(OH)2..
Задание 11. Соотносите формулу оксида с формулой гидроксида:
Формула оксида: 1. P2O5 2. CuO. 3. K2O. 4. Cu2O.
Формула гидроксида: А. Cu(OH)2. Б. CuOH. В. H3PO4. Г. KOH.
Часть Б. Задания со свободным ответом.
12 (4 балла). Составьте генетический ряд кальция, используя схему: металл→ основной оксид → основание →соль.
13. (5 баллов)Закончите уравнение реакции обмена: NaOH + CuCl2→…
Составьте ионные уравнения.
14. (10 баллов). Запишите взаимодействие магния с соляной кислотой, разберите уравнение как окислительно-восстановительное. Укажите процессы окисления, восстановления. Назовите окислитель, восстановитель.
Критерии оценивания.
В ходе выполнения работы набрано 30- 33 баллов (90-100%) – отметка «5».
В ходе выполнения работы набрано 22- 29 балла (70-89%) – отметка «4».
В ходе выполнения работы набрано 16 – 21 балла (50-69%) – отметка «3».
Приложение 2
Темы проектов:
1. Соли в нашей жизни.
2. Оксиды.
3. Кислоты.
4. Известь.
Темы сообщений:
1. Вода.
2. Круговорот воды в природе.
3. Очистка воды.
Лабораторные работы
№ урока в календарно-тематическом планировании |
№ и наименование лабораторной работы |
15 |
Л. р. № 1 « Ознакомление с коллекцией металлов» |
23 |
Л. р. № 2 «Качественная реакция на углекислый газ» |
24 |
Л. р. № 3 «Определение рН растворов» |
27 |
Л. р. № 4 «Ознакомление с коллекцией солей» |
37 |
Л. р. № 5 «Прокаливание меди в пламени спиртовки» |
38 |
Л.р. № 6 «Взаимодействие металлов с растворами солей». |
51 |
Л. р. № 7 «Примеры реакций, идущих до конца». |
53 |
Л. р. № 8 «Химические свойства кислот». |
54 |
Л. р. № 9 «Химические свойства оснований» |
55 |
Л. р. № 10 «Химические свойства оксидов». |
56 |
Л. р. № 11 «Химические свойства солей». |
Практические работы
№ урока в календарно-тематическом планировании |
№ и наименование практической работы |
Нахождение в учебнике |
42 |
П.р. № 1 «Приемы обращения с лабораторным оборудованием». |
С. 198 - 204 |
43 |
П.р. № 2 «Наблюдение за изменениями, происходящими с горячей свечой, и их описание». |
С. 204 - 205 |
44 |
П. р № 3 « Анализ почвы и воды с. Вавож». |
С. 205 - 207 |
45 |
П. р. № 4 «Признаки химических реакций». |
С. 207 - 208 |
46 |
П. р. № 5 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе». |
С. 209 |
58 |
П.р. № 6 «Ионные реакции» |
С. 270 - 272 |
59 |
П. р. № 7 «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца» |
С. 273 |
63 |
П.р. № 8 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей». |
С. 274 |
65 |
П. р. № 9 «Решение экспериментальных задач» |
С. 275 - 276 |