Рабочая программа дополнительного образования на тему «Теория и практика научного исследования: социально-гуманитарные науки (Право)» (8–11 классы)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Теория и практика научного исследования:
социально-гуманитарные науки (Право)»
Программа составлена на основе авторской программы «Основы научных исследований».
Сабитов Р.А. Учебное пособие/ЧелГУ,2002
Цель изучения курса «Теория и практика научного исследования: социально-гуманитарные науки»
Целью изучения дисциплины «Теория и практика научного исследования: социально- гуманитарные науки» является формирование у учащихся знаний и представлений о методологии научного исследования; процедурах подборки методов научного исследования применительно к конкретному процессу или объекту профессиональной сферы; процедурах анализа ситуаций в профессиональной сфере и выявления в проблемного компонента; процедурах формулирования проблемы, темы, гипотезы, цели и задач исследования ситуации, процесса, объекта.
дисциплине рассматриваются: теоретические и методологические основы научно-исследовательской работы в учебной и учебно-производственной студентов высшего учебного заведения, а также особенности исследований в производственной деятельности; даётся представление о структуре и содержании квалификационных, курсовых и реферативных работах как формах отчётности, выполненных по результатам научных исследований; рассматривается нормативно-правовая база организации научных исследований в высшей школе, на производстве в научно-исследовательском подразделении предприятия; обсуждаются методологические требования к содержанию и результату научных исследований; рассматриваются методологические требования к аппарату научного исследования, к актуальности и новизне исследований; даётся представление о способах получения и обработки эмпирических данных; эмпирических методах научного познания, выборе эмпирических методов исследования, об особенностях документирования результатов опытного изучения объекта исследования; рассматривается структура и содержание рукописи отчёта о научно-исследовательской работе, особенностях сбора информации и подготовки информационного обзора по теме научного исследования.
Таким образом, цель курса: оказать методическую поддержку учащимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений (презентаций) на различных научно-практических конференциях, конкурсах школьников.
Продолжительность курса: программа курса рассчитана на 105 часов по 3 часу в течение года обучения. Содержание программы охватывает весь процесс научного исследования и в целях сохранения логики его изучения разделен на пять частей.
Во «Введении» рассматриваются основные виды исследовательских работ.
Вторая часть курса «Методология научного творчества» является исходной теоретической базой для последующей работы. Она включает изучение основных понятий научно-исследовательской работы, общей схемы научного исследования, методов научного познания, способов применения логических законов и правил, методов поиска информации.
В третьей части рассматриваются этапы работы в рамках научного исследования:
• выбор темы;
• составление плана исследовательской деятельности;
• изучение литературы по избранной теме;
• работа с понятийным аппаратом;
• опытно-экспериментальная деятельность.
Четвертая часть курса посвящена оформлению исследовательской работы.
В заключительной части содержатся рекомендации по представлению результатов исследовательской работы в ходе процедуры ее защиты.
Программа предполагает как теоретические, так и практические занятия.
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
· личностно ориентированного подхода (обращение к субъектному опыту обучающегося, то есть к опыту его собственной жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого ученика);
· природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности);
· свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;
· сотрудничества и ответственности;
· сознательного усвоения учащимися учебного материала;
· систематичности, последовательности и наглядности обучения.
В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, деятельностный, эвристический, исследовательский.
Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной, групповой форм работы обучающихся. Фронтальная форма предусматривает подачу материала всему коллективу учеников.
Индивидуальная форма предполагает самостоятельную исследовательскую работу обучающихся. В программе отводится индивидуальной работе приоритетное место. Групповая работа позволяет ориентировать учеников на создание так называемых «творческих» пар или подгрупп с учетом их возраста и опыта исследовательской деятельности.
В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, консультация, дискуссия, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных навыков, самостоятельное исследование, защита исследования.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
· вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
· текущий, проводимый в ходе в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме. Он позволяет обучающимся усвоить последовательность исследовательских операций;
· итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.
Контроль может осуществляться в следующих формах: защита исследовательской работы на школьной научно-практической конференции; выступление на районной научно-практической конференции; на республиканской.
Данная программа предназначена для учащихся 8-11-х классов, способных заниматься исследовательской деятельностью. Границы возраста объясняются трудоемкостью выполнения исследовательских работ, а также необходимостью начальной теоретической подготовки. Границы возраста могут варьироваться с учетом индивидуальных особенностей детей.
Тематическое планирование курса
№ п/п |
Раздел, тема |
Кол-во часов |
Лекции/семинары |
Практические занятия(дистант) |
Формы занятий |
1 |
Введение. Понятие исследовательской работы Виды исследовательских работ Основные всероссийские и региональные научно-практические конференции школьников Работа в Интернете
|
14 |
8 |
6 |
Лекция,семинар, самостоятельная работа |
2 |
Методология научного творчества 1.Основные понятия научно-исследовательской работы 2.Общая схема научного исследования 3.Методы научного познания 4.Способы применения логических законов и правил 5.Методы поиска информации 6.Работа в библиотеке, Интернет-библиотеках |
20 |
14 |
6 |
Лекция,семинар, самостоятельная работа |
3 |
Этапы работы в рамках научного исследования Анализ потребностей Выбор темы Составление плана исследовательской деятельности Защита составленного плана Изучение литературы по избранной теме Работа в библиотеке, Интернет- библиотеках Работа с понятийным аппаратом Опытно-экспериментальная деятельность |
20 |
10 |
10 |
Лекция,семинар, самостоятельная работа |
4. |
Оформление исследовательской работы 1.Структура содержания исследовательской работы 2.Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы 3.Черновик исследования |
12 |
6 |
6 |
Лекция,семинар, самостоятельная работа |
5. |
Представление результатов научно-исследовательской работы 1.Ошибки в исследованиях 2.Психологический аспект готовности к выступлению 3.Требования к докладу. 4.Культура выступления и ведения дискуссии |
12 |
8 |
4 |
Лекция,семинар, самостоятельная работа |
6. |
Защита исследований перед аудиторией |
8 |
8 |
|
Семинар |
7 |
Подготовка и участие в лицейской научно-практической конференции, районной научно-практической конференции |
6 |
2 |
4 |
Лекция,семинар, самостоятельная работа |
|
Анализ работ |
6 |
|
|
Семинар, самостоятельная работа |
|
Корректировка работ к научным конференциям следующего года |
8 |
|
|
Семинар, самостоятельная работа |
Содержание курса
I. Введение
Цели, задачи и содержание курса обучения.
Виды исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, научный отчет, реферат, проект.
Основные всероссийские и региональные научно-практические конференции и конкурсы школьников.
II. Методология научного творчества
Основные понятия научно-исследовательской работы: аспект, гипотеза, дедукция, идея, индукция, категория, концепция, ключевое слово, метод исследования, методология научного познания, научная дисциплина, научная тема, научная теория, научное исследование, научное познание, научный факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение.
Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и конкретных задач исследования, определение объекта и предмета исследования, выбор методов и методики проведения исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез; исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному.
Применение логических законов и правил: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания; правила построения логических определений.
Поиск информации: виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная), методы поиска информации.
III. Этапы работы в рамках научного исследования
1. Выбор темы.
2. Составление плана научно-исследовательской работы.
3. Работа с научной литературой.
4. Работа с понятийным аппаратом.
5. Опытно-экспериментальная работа.
IV. Оформление исследовательской работы
Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников.
Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы: формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения.
V. Представление результатов научно-исследовательской работы
Психологический аспект готовности к выступлению.
Требования к докладу. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Обучающиеся должны развить следующие исследовательские умения и навыки:
• выявления и постановки проблемы;
• уточнения неясных вопросов;
• формулирования гипотезы;
• планирования и разработки исследовательских действий;
• сбора данных (накопления фактов, наблюдений, доказательств);
• анализа и синтеза собранных данных;
• сопоставления данных и умозаключений;
• подготовки и написания сообщений;
• выступления с подготовленным сообщением;
• переосмысления результатов в ходе ответов на вопросы;
• проверки гипотез;
• построения обобщений и выводов;
• разработки проекта;
• защиты проекта.