Урок «Фразеология» (Руссктий язык, 6 класс)
6 класс _____________________________________________________________
Тема урока: Фразеология.
Цель урока: 1.Образовательная.
Используя разные методы, прививать учащимся любовь к Родине, к родному краю, к природе.
2.Развивающая.
Развивать творческую и познавательную активность учащихся.
3.Воспитательная.
Воспитывать у учащихся чувства гуманизма, патриотизма, бережного отношения к природе, а также чувства коллективизма, взаимоподдержки и взаимовыручки.
Методы: интерактивный
Тип урока: комбинированный
Оборудование: таблицы
Ход урока:
1.Организационный момент.
Перекличка.
2.Опрос. Повторение.
3.Новая тема. Фразеология.
Фразеология – от греч.
фразис (phrases) – выражение логос (logos) – учение.
Фразеология – это раздел науки о языке, в
котором изучаются устойчивые словосочетания,
цельные по своему значению.
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания
слов, равные по значению либо одному слову, либо
целому предложению.
Значение фразеологизмов разъясняется во
фразеологических словарях русского языка.
Наиболее употребительные фразеологизмы
разъясняются в толковых словарях. Фразеологиз-
мы в толковых словарях обозначаются знаком
Фразеологизмы чаще всего используются в
разговорной речи и в художественных произведе-
ниях. Они придают речи выразительность.
ЗАДАНИЕ 1.
Выпишите в начале фразеологизмы со значением «без-
дельничать», затем со значением «обманывать» и, нако-
нец, со значением «быстро».
Сломя голову; сидеть сложа руки; втирать очки;
заправлять арапа; во все лопатки; лодыря корчить;
бить баклуши; водить за нос; во весь дух; собак го-
нять; вводить в заблуждение; высунув' язык; со всех
ног.
ЗАДАНИЕ 2.
Найдите и запишите объяснение каждому фразеологиче-
скому обороту.
Клевать носом; идти в ногу; вставлять палки в
колеса; бесструнная балалайка; заячья душа; играть
первую скрипку; заблудиться в трех соснах.
Для справок: трусливый человек; дремать;
мешать; робкий человек; быть самым главным; дей-
ствовать согласованно; не суметь разобраться в
чём-то простом.
ЗАДАНИЕ 3.
Запишите вначале фразеологические обороты со словами-
антонимами, затем – с синонимами.
Нет худа без добра; ум за разум заходит; из огня
да в полымя; всеми правдами и неправдами; вопрос
жизни и смерти; и стар и млад; ни сыт ни голоден;
переливать из пустого в порожнее; черным по бело-
му; с больной головы да на здоровую; ни конца ни
краю; вокруг да около; цел и невредим; от мала до
велика.
ЗАДАНИЕ 4.
Как возникли данные фразеологизмы? Подготовьте не-
большое сообщение об одном из них.
Заячья душа – робкий человек.
Заблудиться в трёх соснах – не суметь разобраться
в чём-то простом.
Валится из рук – не клеится, не работается.
● Подготовьте сообщение, где вы можете использовать дан-
ные фразеологизмы в своей жизни. Опишите случаи об
увиденном, порассуждайте.
4.Словарная работа.
Найдите в «Толковом словаре» два фразеологизма и со-
ставьте с ними предложения.
Обьясните значения этих слов.
5.Закрепление.
Придумайте предложения с любыми из фразеологизмов.
6.Задание на дом.
Подготовьте сообщение, где вы можете использовать дан-
ные фразеологизмы в своей жизни. Опишите случаи об
увиденном, порассуждайте.
7.Итог урока.