Тест по теме «Млекопитающие» (Биология, 7 класс)
Тест по теме «Млекопитающие»
СПЕЦИФИКАЦИЯ
контрольно- измерительных материалов по биологии в 7 классе.
1.Назначение работы – определение уровня подготовки обучающихся 7 классов по биологии после изучения темы.
2.Цель работы:
1) Выявить наиболее трудные элементы содержания при изучении темы «Класс Млекопитающие».
2) Оценить уровень освоения основных видов деятельности обучающихся при изучении данной темы.
3. Характеристика структуры и содержания работы.
Таблица 1. Распределение заданий по элементам содержания тем
Темы курса биологии «Животные» | Число заданий |
Систематика | 1 |
Внешнее строение | 1 |
Опорно-двигательная система | 5 |
Пищеварительная система | 3 |
Дыхательная система | 3 |
Кровеносная система | 4 |
Выделительная система | 1 |
Нервная система | 2 |
Половая система | 2 |
Многообразие млекопитающих | 2 |
Происхождение млекопитающих | 1 |
Итого: | 25 |
4. Время выполнения работы – 45 минут
Примерное время на выполнение заданий составляет:
1) для заданий базового уровня сложности – от 1 до 2 минут;
2) для заданий повышенной сложности – от 3 до 6 минут
5. Дополнительные материалы и оборудование: не предусмотрены
6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
За верное выполнение задания 1 части обучающийся получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов за ответы на вопросы первой части 20 баллов.
За верное выполнение каждого задания 2 части обучающийся получает 2 балла. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. При двух ошибках выставляется 1 балл. Максимальное количество баллов за выполнение заданий второй части 4 балла.
За верное выполнение задания 3 части работы обучающийся получает 4 балла. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов за выполнение заданий третьей части 12 баллов.
Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей работы, — 36 баллов
7.Критерии оценки работы
0-15 баллов отметка «2»
16-23 баллов отметка «3»
24-30 баллов отметка «4»
31-36 балла отметка «5»
Таблица 2. Уровень сложности задания
№ вопроса | Уровень | Проверяемая тема | Количество баллов |
Часть 1 | |||
1. | Б | Систематика животных | 1 |
2. | Б | Внешнее строение млекопитающих | 1 |
3. | Б | Опорно-двигательная система | 1 |
4. | Б | Опорно-двигательная система | 1 |
5. | Б | Опорно-двигательная система | 1 |
6. | Б | Опорно-двигательная система | 1 |
7. | Б | Опорно-двигательная система | 1 |
8. | Б | Пищеварительная система млекопитающих | 1 |
9. | Б | Пищеварительная система млекопитающих | 1 |
10. | Б | Пищеварительная система млекопитающих | 1 |
11. | Б | Дыхательная система млекопитающих | 1 |
12. | Б | Дыхательная система млекопитающих | 1 |
13. | Б | Дыхательная система млекопитающих | 1 |
14. | Б | Кровеносная система млекопитающих | 1 |
15. | Б | Кровеносная система млекопитающих | 1 |
16. | Б | Кровеносная система млекопитающих | 1 |
17. | Б | Выделительная система млекопитающих | 1 |
18. | Б | Нервная система млекопитающих | 1 |
19. | Б | Нервная система млекопитающих | 1 |
20. | Б | Половая система млекопитающих | 1 |
Часть 2 | |||
21 | П | Многообразие млекопитающих | 2 |
22 | П | Многообразие млекопитающих | 2 |
Часть 3 | |||
23. | С | Половая система. Проверка знания терминологии, умение приводить примеры | 4 |
24. | С | Происхождение млекопитающих. Оценка аргументации ответа | 4 |
25. | С | Кровеносная система. Проверка умения анализировать и сравнивать | 4 |
ИТОГО: 36 баллов |
Вариант
Часть 1. Выберите один ответ из предложенных.
1.Млекопитающие – это
А) тип
Б) класс
В) отряд
Г) семейство
2.Особенность внешнего строения млекопитающих:
А) наличие четырех конечностей
Б) наличие глаз
В) наличие ноздрей
Г) наличие ушных раковин
3. Скелет млекопитающих:
А) наружный
Б) внутренний
В) хитиновый
Г) кремниевый
4. Количество отделов в позвоночнике млекопитающих:
А) 3
Б) 4
В) 5
Г) 6
5. Выбери лишнее:
А) ключица
Б) лучевая кость
В) плечевая кость
Г) запястье
6. Определите, что пропущено в предложении «Стопа состоит из предплюсны, ..... , фаланг пальцев»
А) запястье,
Б) плюсна
В) пястье
Г) свод
7. В чем отличие конечностей млекопитающих от конечностей рептилий:
А) у млекопитающих в конечностях выделяют другие отделы
Б) у млекопитающих передние конечности развиты лучше задних
В) у млекопитающих конечности расположены по бокам туловища
Г) у млекопитающих конечности расположены под туловищем
8. Отличие пищеварительной системы млекопитающих от пищеварительной системы рептилий:
А) наличие зубов
Б) отсутствует клоака
В) нет тонкого кишечника
Г) нет слюнных желез
9. Зубы млекопитающих делятся на следующие группы:
А) коренные, клыки, резцы
Б) малые коренные, большие коренные
В) резцы, клыки
Г) у млекопитающих нет подразделения на группы
10. Желудок млекопитающих:
А) простой
Б) сложный
В) двухкамерный (железистый и мускульный)
Г) у большинства простой, у жвачных парнокопытных - многокамерный
11. Дыхательная система млекопитающих включает в себя:
А) воздухоносные пути
Б) легкие
В) легкие и воздушные мешки
Г) воздухоносные пути и легкие
12. Газообмен у млекопитающих осуществляется:
А) в альвеолах легких и тканях
Б) в легких и коже
В) в легких и носовой полости
Г) только в альвеолах легких
13.Водные млекопитающие дышат с помощью:
А) жабр
Б) легких
В) кожи
Г) плавательного пузыря
14. Кровеносная система млекопитающих:
А) замкнутая
Б) незамкнутая
В) почти замкнутая
Г) у одних видов замкнутого типа, у других - незамкнутого
15. Сердце млекопитающих:
А) 2-хкамерное
Б) 3-хкамерное
В) 3-хкамерное с неполной перегородкой в желудочке
Г) 4-хкамерное
16.В сердце млекопитающих кровь:
А) только венозная
Б) только артериальная
В) в левой части артериальная, в правой - венозная
Г) в левой части венозная, в правой - артериальная
17. Выделительная система млекопитающих включает в себя:
А) анальное отверстие
Б) протонефридии
В) почки
Г) мальпигиевы сосуды
18. В нервной системе млекопитающих лучше всего развит:
А) продолговатый мозг
Б) большие полушария
В) промежуточный мозг
Г) мозжечок
19. У млекопитающих в отличие от других хордовых есть:
А) безусловные рефлексы
Б) условные рефлексы
В) инстинкты
Г) рассудочная деятельность
20. Половая система млекопитающих имеет следующую особенность:
А) у самок есть матка
Б) у самок только один яичник
В) у самок половые железы - яичники, у самцов половые железы - семенники
Г) у самцов есть семяпроводы, у самок яйцеводы
Часть 2.
21.Установите соответствие между левым и правым столбцами. Ответы занесите в таблицу.
Представители: Отряды:
1.дельфин А) китообразные
2.кашалот Б) ластоногие
3.нерпа
4.касатка
5.морской лев
6.морж
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | | | | |
22. Установите соответствие между левым и правым столбцами. Ответы занесите в таблицу.
Особенности пищеварительной системы: Группы животных:
1) желудок может иметь несколько камер А) хищные животные
2) короткий кишечник Б) травоядные животные
3) нет клыков
4) есть клыки
5) кишечник длинный
6) желудок однокамерный
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | | | | |
Часть 3. Дайте развернутый ответ на вопрос.
23. Что такое плацента? Каковы ее функции?
24. От кого произошли млекопитающие? Приведите аргументированные доказательства.
25. Сравните нервную систему млекопитающих и пресмыкающихся (в форме таблицы). Признаки сформулируйте самостоятельно.
Ключ к части 1 и 2
№ задания | Ответ |
1 | Б |
2 | Г |
3 | Б |
4 | В |
5 | А |
6 | В |
7 | Г |
8 | Б |
9 | А |
10 | Г |
11 | Г |
12 | А |
13 | Б |
14 | А |
15 | Г |
16 | В |
17 | В |
18 | Б |
19 | Г |
20 | А |
21 | ААБАББ |
22 | БАБАБА |
Ответы на задания №23 – 25
23.
1) | Плацента - орган, образующийся во время беременности млекопитающих и обеспечивающий связь плода с организмом матери. | 1 балл |
2) | Функции: Кислород из крови матери проникает в кровь плода, в кровь матери от эмбриона поступает углекислый газ. | 1 балл |
3) | Через плаценту плод получает воду и питательные вещества, также плацента участвует в удалении продуктов распада. | 1 балл |
4) | Плацента обладает защитными свойствами: пропускает к плоду антитела матери. | 1 балл |
| Если ответ включает все элементы | 4 балла |
24.
1) | Ученые считают, что предками млекопитающих являются пресмыкающиеся, конкретно зверозубые ящеры. | 1 балл |
2) | У зверозубых ящеров появляются клыки (или дифференцированные зубы) и вибриссы (шерсть). | 1 балл |
3) | Сходство зверей с рептилиями проявляется в обилии у зверей роговых кожных образований (шерсть, рога, копыта, когти, ногти); в наличии чешуи на хвостах мышей, крыс, бобров, сходной с чешуей (роговыми щитками) пресмыкающихся. | 1 балл |
4) | Примитивные млекопитающие утконос и ехидна размножаются с помощью яиц. | 1 балл |
| Если ответ включает все элементы | 4 балла |
25.
Признаки для сравнения | Класс Млекопитающие | Класс Пресмыкающиеся |
Строение нервной системы | У животных обоих классов нервная система состоит и ЦНС и ПНС. Т.е. есть головной мозг, спинной мозг, нервы и нервные узлы | |
Уровень организации нервной системы | Высокий уровень | Более низкий уровень |
Выработка условных рефлексов | Образуются быстро | Образуются медленно |
Наличие коры головного мозга | Есть кора больших полушарий | Нет коры больших полушарий |
За каждый признак с правильным ответом 1 балл, всего 4 балла
Колышкина Елена Владимировна
Фалина Ирина Валериевна