Тест по теме «Млекопитающие» (Биология, 7 класс)

12
2
Материал опубликован 22 December 2019 в группе

Тест по теме «Млекопитающие»

СПЕЦИФИКАЦИЯ
контрольно- измерительных материалов по  биологии  в  7  классе.


1.Назначение работы – определение уровня подготовки обучающихся 7 классов по  биологии после изучения темы.
2.Цель работы:
1) Выявить наиболее трудные элементы содержания при изучении темы «Класс Млекопитающие».
2) Оценить уровень освоения основных видов деятельности обучающихся при изучении данной темы.

3. Характеристика структуры и содержания работы.
Таблица 1. Распределение заданий по элементам содержания тем


Темы курса биологии

«Животные»


Число заданий


Систематика

1

Внешнее строение

1

Опорно-двигательная система

5

Пищеварительная система

3

Дыхательная система

3

Кровеносная система

4

Выделительная система

1

Нервная система

2

Половая система

2

Многообразие млекопитающих

2

Происхождение млекопитающих

1

Итого:

25


4. Время выполнения работы –  45  минут
Примерное время на выполнение заданий составляет:
1) для заданий базового уровня сложности – от 1 до 2 минут;
2) для заданий повышенной сложности – от 3 до 6 минут
5. Дополнительные материалы и оборудование: не предусмотрены
6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
За верное выполнение задания 1 части обучающийся получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов за ответы на вопросы первой части 20  баллов.
За верное выполнение каждого задания 2 части  обучающийся  получает 2 балла. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. При двух ошибках выставляется 1 балл. Максимальное количество баллов за выполнение заданий второй части 4 балла.
За верное выполнение задания 3 части  работы обучающийся  получает 4 балла. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов за выполнение  заданий третьей части 12 баллов.
Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей работы, — 36 баллов
7.Критерии оценки работы
0-15 баллов отметка «2»
16-23 баллов отметка «3»
24-30 баллов отметка «4»
31-36 балла отметка «5»

Таблица 2. Уровень сложности задания

вопроса

Уровень

Проверяемая тема

Количество баллов

Часть 1

1.

Б

Систематика животных

1

2.

Б

Внешнее строение млекопитающих

1

3.

Б

Опорно-двигательная система

1

4.

Б

Опорно-двигательная система

1

5.

Б

Опорно-двигательная система

1

6.

Б

Опорно-двигательная система

1

7.

Б

Опорно-двигательная система

1

8.

Б

Пищеварительная система млекопитающих

1

9.

Б

Пищеварительная система млекопитающих

1

10.

Б

Пищеварительная система млекопитающих

1

11.

Б

Дыхательная система млекопитающих

1

12.

Б

Дыхательная система млекопитающих

1

13.

Б

Дыхательная система млекопитающих

1

14.

Б

Кровеносная система млекопитающих

1

15.

Б

Кровеносная система млекопитающих

1

16.

Б

Кровеносная система млекопитающих

1

17.

Б

Выделительная система млекопитающих

1

18.

Б

Нервная система млекопитающих

1

19.

Б

Нервная система млекопитающих

1

20.

Б

Половая система млекопитающих

1

Часть 2

21

П

Многообразие млекопитающих

2

22

П

Многообразие млекопитающих


2

Часть 3

23.

С

Половая система. Проверка знания терминологии, умение приводить примеры

4

24.

С

Происхождение млекопитающих. Оценка аргументации ответа

4

25.

С

Кровеносная система. Проверка умения анализировать и сравнивать

4

ИТОГО: 36 баллов


Вариант
Часть 1. Выберите один ответ из предложенных.
1.Млекопитающие – это
А) тип
Б) класс
В) отряд
Г) семейство
2.Особенность внешнего строения млекопитающих:
А) наличие четырех конечностей
Б) наличие глаз
В) наличие ноздрей
Г) наличие ушных раковин
3. Скелет млекопитающих:
А) наружный
Б) внутренний
В) хитиновый
Г) кремниевый
4. Количество отделов в позвоночнике млекопитающих:
А) 3
Б) 4
В) 5
Г) 6
5. Выбери лишнее:
А) ключица
Б) лучевая кость
В) плечевая кость
Г) запястье
6. Определите, что пропущено в предложении «Стопа состоит из предплюсны, ..... , фаланг пальцев»
А) запястье,
Б) плюсна
В) пястье
Г) свод
7. В чем отличие конечностей млекопитающих от конечностей рептилий:
А) у млекопитающих в конечностях выделяют другие отделы
Б) у млекопитающих передние конечности развиты лучше задних
В) у млекопитающих конечности расположены по бокам туловища
Г) у млекопитающих конечности расположены под туловищем
8. Отличие пищеварительной системы млекопитающих от пищеварительной системы рептилий:
А) наличие зубов
Б) отсутствует клоака
В) нет тонкого кишечника
Г) нет слюнных желез
9. Зубы млекопитающих делятся на следующие группы:
А) коренные, клыки, резцы
Б) малые коренные, большие коренные
В) резцы, клыки
Г) у млекопитающих нет подразделения на группы
10. Желудок млекопитающих:
А) простой
Б) сложный
В) двухкамерный (железистый и мускульный)
Г) у большинства простой, у жвачных парнокопытных - многокамерный
11. Дыхательная система млекопитающих включает в себя:
А) воздухоносные пути
Б) легкие
В) легкие и воздушные мешки
Г) воздухоносные пути и легкие
12. Газообмен у млекопитающих осуществляется:
А) в альвеолах легких и тканях
Б) в легких и коже
В) в легких и носовой полости
Г) только в альвеолах легких
13.Водные млекопитающие дышат с помощью:
А) жабр
Б) легких
В) кожи
Г) плавательного пузыря
14. Кровеносная система млекопитающих:
А) замкнутая
Б) незамкнутая
В) почти замкнутая
Г) у одних видов замкнутого типа, у других - незамкнутого
15. Сердце млекопитающих:
А) 2-хкамерное
Б) 3-хкамерное
В) 3-хкамерное с неполной перегородкой в желудочке
Г) 4-хкамерное
16.В сердце млекопитающих кровь:
А) только венозная
Б) только артериальная
В) в левой части артериальная, в правой - венозная
Г) в левой части венозная, в правой - артериальная
17. Выделительная система млекопитающих включает в себя:
А) анальное отверстие
Б) протонефридии
В) почки
Г) мальпигиевы сосуды
18. В нервной системе млекопитающих лучше всего развит:
А) продолговатый мозг
Б) большие полушария
В) промежуточный мозг
Г) мозжечок
19. У млекопитающих в отличие от других хордовых есть:
А) безусловные рефлексы
Б) условные рефлексы
В) инстинкты
Г) рассудочная деятельность
20. Половая система млекопитающих имеет следующую особенность:
А) у самок есть матка
Б) у самок только один яичник
В) у самок половые железы - яичники, у самцов половые железы - семенники
Г) у самцов есть семяпроводы, у самок яйцеводы
Часть 2.

21.Установите соответствие между левым и правым столбцами. Ответы занесите в таблицу.
Представители:                                    Отряды:
1.дельфин                                              А) китообразные
2.кашалот                                              Б) ластоногие
3.нерпа
4.касатка
5.морской лев
6.морж

1

2

3

4

5

6








22. Установите соответствие между левым и правым столбцами. Ответы занесите в таблицу.
Особенности пищеварительной системы: Группы животных:
1) желудок может иметь несколько камер    А) хищные животные
2) короткий кишечник                                      Б) травоядные животные
3) нет клыков
4) есть клыки
5) кишечник длинный
6) желудок однокамерный

1

2

3

4

5

6








Часть 3. Дайте развернутый ответ на вопрос.
23. Что такое плацента? Каковы ее функции?
24. От кого произошли млекопитающие? Приведите аргументированные доказательства.
25. Сравните нервную систему млекопитающих и пресмыкающихся (в форме таблицы). Признаки сформулируйте самостоятельно.

Ключ к части 1 и 2

задания

Ответ

1

Б

2

Г

3

Б

4

В

5

А

6

В

7

Г

8

Б

9

А

10

Г

11

Г

12

А

13

Б

14

А

15

Г

16

В

17

В

18

Б

19

Г

20

А

21

ААБАББ

22

БАБАБА



Ответы на задания №23 – 25

23.

1)

Плацента - орган, образующийся во время беременности млекопитающих и обеспечивающий связь плода с организмом матери.

1 балл

2)

Функции:

Кислород из крови матери проникает в кровь плода, в кровь матери от эмбриона поступает углекислый газ.

1 балл

3)

Через плаценту плод получает воду и питательные вещества, также плацента участвует в удалении продуктов распада.

1 балл

4)

Плацента обладает защитными свойствами: пропускает к плоду антитела  матери.

1 балл


Если ответ включает все элементы

4 балла

24.

1)

Ученые считают, что  предками млекопитающих являются пресмыкающиеся, конкретно зверозубые ящеры.

1 балл

2)

У зверозубых ящеров появляются клыки (или дифференцированные зубы) и вибриссы (шерсть).

1 балл

3)

Сходство зверей с рептилиями проявляется в обилии у зверей роговых кожных образований (шерсть, рога, копыта, когти, ногти); в наличии чешуи на хвостах мышей, крыс, бобров, сходной с чешуей (роговыми щитками) пресмыкающихся.

1 балл

4)

Примитивные млекопитающие утконос и ехидна размножаются с помощью яиц.

1 балл


Если ответ включает все элементы

4 балла

25.

Признаки для сравнения

Класс Млекопитающие

Класс Пресмыкающиеся

Строение нервной системы

У животных обоих классов нервная система состоит и ЦНС и ПНС. Т.е. есть головной мозг, спинной мозг, нервы и нервные узлы

Уровень организации нервной системы

Высокий уровень

  Более низкий уровень

Выработка условных рефлексов

Образуются быстро

Образуются медленно

Наличие коры головного мозга

Есть кора больших полушарий

Нет коры больших полушарий


За каждый признак с правильным ответом 1 балл, всего 4 балла





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Ирина Валериевна, за полезный контролирующий материал! Понравились интересные и разнообразные задания для проверки качества усвоения знаний обучающимися.

8 July 2022

Елена Владимировна, большое спасибо за ваш комментарий!

9 July 2022