Тест по химии в 9 классе «Щелочные и щелочноземельные металлы»
Тест « Щелочные и щелочноземельные металлы»
(контрольный срез знаний)
Цель: проверить знания и умения учащихся то теме «Щелочные и щелочноземельные металлы»
Умения:
определять положение металлов в периодической системе Д.И. Менделеева;
определять строение атома;
определять степень окисления;
составлять полные и сокращенные ионные уравнения
определять продукты реакции;
решать цепочки уравнений;
определять окислитель и восстановитель, писать электронный баланс;
расставлять коэффициенты;
определять молярную массу и молярный объем;
составлять пропорцию.
Знания:
тривиальные названия соединений;
химические свойства металлов, оксидов и гидроксидов;
качественные реакции;
историю открытия металлов.
Предлагаемые тестовые задания содержат теоретические и практические вопросы, соответствующие требованиям государственного стандарта химического образования: основные понятия, законы химии, строение, свойства, получение важнейших классов веществ, изучаемых в 8 классе и 9 классе (I и II четверть)
Количество вариантов: 2
На решение варианта, состоящего из 15 заданий, отводится 40 минут. Тесты состоят из части А (13 заданий )– с выбором правильного ответа из предложенных, и части В (2 задания – цепочка превращений и задача) - ответы учащиеся должны предложить сами.
Оценивание заданий:
Часть А – 1 балл
Часть Б:
Цепочка превращений:
- получение оксида – 1 балл;
- получение гидроксида – 1 балл;
- получение соли – 1 балл;
- метод электронного баланса – 2 балла;
- ионные уравнения – 1 балл.
Задача:
- составление уравнения – 1 балл;
- определение молярной массы – 1 балл;
- определение молярного объема – 1 балл;
- составление пропорции – 1 балл;
- ответ – 1 балл;
- оформление задачи – 1 балл.
Критерии для оценивания тематического теста:
«2» - менее 12 баллов
«3» - 12 - 17 баллов
«4» - 18 - 23 баллов
«5» - 24 - 25 баллов
Тест «Щелочные и щелочноземельные металлы»
Вариант I
Ученик (ца)_____________________________________________________________
Класс ___________________
Дата ____________________
ФИО учителя ___________________________________________________________
№ п/п |
Задание |
Ответ |
Блок А (1 балл) Выберите правильный вариант ответа |
||
1 |
Щелочноземельные металлы находятся в: 1) I A группе; 2) II А группе; 3) IV А группе 4) VIII А группе |
2 |
2 |
Какой из указанных металлов является щелочным: 1) Mg; 2) Zn; 3) Ba; 4) K |
4 |
3 |
Степень окисления щелочных металлов: 1) +1; 2) +2; 3) -2; 4) +3 |
1 |
4 |
Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме магния: 1) 2,8,2; 2) 2,8,1; 3) 2,8,8,1; 4) 1,8,8,1 |
1 |
5 |
Щелочноземельные металлы: А. Серебристо – белые. Б. Легко режутся ножом. В. Неактивные металлы. 1) Все утверждения не верны; 2) Верны А и Б; 3) Верны А и С |
2 |
6 |
При взаимодействии с кислородом натрий образует: 1) оксид; 2) пероксид; 3) натрий не реагирует с кислородом. |
2 |
7 |
Каустическая сода: 1) NaOH; 2) KOH; 3) Mg (OH)2; 4) NaCl |
1 |
8 |
С каким из следующих веществ реагирует кальций? 1) Na2O; 2) NaCl; 3) Cu; 4) H2O |
4 |
9 |
С каким из следующих веществ реагирует гидроксид калия? 1) СO2; 2) NaCl; 3) KNO3; 4) Ba(OH)2 |
1 |
10 |
Какой осадок образуется при взаимодействии растворов солей Na3PO4 и Ca(NO3)2 1) NaNO3; 2) Ca (OH)2; 3) Ca3(PO4)2; 4) NaOH |
3 |
11 |
Какая из следующих реакций относится к реакциям ионного обмена? 1) CaO + H2O → Ca (OH)2 2) Ba (NO3)2 + Na2SO4 → BaSO4 + 2 NaNO3 3) 2 Mg + TiO2 → 2 MgO + Ti 4) 3 Ba + N2 → Ba3N2 |
2 |
12 |
Соли калия окрашивают пламя в: 1) зеленый цвет; 2) красный цвет; 3) желтый цвет; 4) фиолетовый цвет |
4 |
13 |
Английский химик впервые получивший магний в 1808г.: 1) Г.Дэви; 2) У. Гилберт; 3) Й. Берцелиус; 4) А.Арфведсон |
1 |
Блок Б
1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения (6 баллов):
Ba → BaO → Ba(OH)2 → BaSO4
В первом уравнении определите окислитель и восстановитель (метод электронного баланса), третье уравнение напишите в ионном виде
1) 2 Ba0 + O02 → 2 Ba+2O-2
Ba0 – 2e → Ba+2 2 (восстановитель/окисление)
4
O2 + 4e → 2O-2 1 (окислитель/восстановление)
2) BaO + H2O → Ba(OH)2
3) Ba(OH)2 + H2SO4 → BaSO4 + 2 H2O
Ba2+ + 2OH- + 2H+ + SO42- → BaSO4 + 2 H2O
2. Решите задачу (6 баллов). При взаимодействии натрия массой 10 г с водой выделился водород. Определите объём водорода (н.у.).
Дано |
Решение |
m(Na) = 10г |
0.43 моль х моль 2Na + 2 H2O → 2NaOH + H2 2 моль 1 моль 1) 2) х = 0,215 (моль) 3) Ответ: V(H2) = 4.816 (л) |
Найти: V(H2) - ? |
Тест «Щелочные и щелочноземельные металлы»
Вариант II
Ученик (ца)_____________________________________________________________
Класс ___________________
Дата ____________________
ФИО учителя ___________________________________________________________
№ п/п |
Задание |
Ответ |
Блок А (1 балл) Выберите правильный вариант ответа |
||
1 |
Щелочные металлы находятся в: 1) I A группе; 2) III А группе; 3) VII Б группе 4) VI А группе |
1 |
2 |
Какой из указанных металлов является щелочноземельным: 1) Sr; 2) Cs; 3) Na; 4) Al |
1 |
3 |
Степень окисления щелочноземельных металлов: 1) +2; 2) +4; 3) +3; 4) -1 |
1 |
4 |
Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме калия: 1) 2,8,7,2; 2) 2,8,8,1; 3) 2,8,1; 4) 1,8,8,2 |
2 |
5 |
Щелочные металлы: А. Серебристо – белые. Б. Легко режутся ножом. В. Неактивные металлы. 1) Все утверждения верны; 2) Верны А и Б; 3) Верны А и В |
2 |
6 |
Реакция сжигания магния сопровождается: 1) взрывом; 2) вспышкой; 3) нет ярко выраженных признаков химической реакции. |
2 |
7 |
Английская соль: 1) CaSO4; 2) Ca (OH)2; 3) MgSO4; 4) CaCO3 |
3 |
8 |
С каким из перечисленных веществ реагирует калий? 1) Na2O; 2) H2O; 3) Ca (OH)2; 4) Mg |
2 |
9 |
С каким веществом реагирует гидроксид кальция? 1) NaOH; 2) Na2O; 3) HCl; 4) H2O |
1 |
10 |
Какой осадок образуется при взаимодействии растворов солей Ba (NO3)2 и Na2SO4 1) NaNO3; 2)BaSO4; 3)NaHSO4; 4) Ba (OH)2 |
2 |
11 |
Какая из следующих реакций выражается сокращенным ионным уравнением H + + OH - → H2O 1) 2 HCl + Cu (OH)2 → CuCl2 + 2 H2O 2) HBr + KOH → KBr + H2O 3) H2SO3 + 2 RbOH → Rb2SO3 + 2 H2O |
2 |
12 |
Соли натрия окрашивают пламя в: 1) зеленый цвет; 2) красный цвет; 3) желтый цвет; 4) фиолетовый цвет |
3 |
13 |
Шведский химик, открывший литий в 1817г: 1) Г.Дэви; 2) У. Гилберт; 3) Й. Берцелиус; 4) А.Арфведсон |
4 |
Блок Б
1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения (6 баллов):
Li → Li2O→ LiOH → Li3PO4
В первом уравнении определите окислитель и восстановитель (метод электронного баланса), третье уравнение напишите в ионном виде.
1) 4 Li0 + O02 → 2 Li+2O-2
Li0 – 1e → Li+ 4 (восстановитель/окисление)
4
O2 + 4e → 2O-2 1 (окислитель/восстановление)
2) Li2O + H2O → 2 LiOH
3) 3LiOH + H3PO4 → Li3PO4 + 3 H2O
3 Li+ + 3OH- + 3H+ + PO43- → Li3PO4 + 3 H2O
2. Решите задачу (6 баллов). При взаимодействии магния с хлором объемом 11,2 л (н.у.), образуется хлорид магния. Определите массу хлорида магния.
Дано |
Решение |
V(Cl2) = 11.2 л |
0.5 моль х моль 2Mg + Cl2 → MgCl2 1 моль 1 моль 1) 2) х = 0,5 (моль) 3) Ответ: m(MgCl2) = 45.5 (г) |
Найти: m(MgCl2) - ? |