Урок «Общая характеристика щелочных металлов» (Химия, 9 класс)
Пояснительная записка к презентации
Тема: «Общая характеристика щелочных металлов»
Класс: 9
Технология: проблемного обучения
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель: изучение общей характеристики щелочных металлов на основании положения в периодической системе и строения атомов;
Задачи:
Регулятивные: продолжить развитие навыков самостоятельно корректировать знания.
Познавательные: продолжить развитие навыков проводить наблюдение, синтез, анализ, выдвигать предположения, строить логическое рассуждение, делать выводы, оценивать себя.
Коммуникативные: продолжить развитие навыков обобщать пройденный материал, формулировать, аргументировать своё мнение.
Ход урока:
Учитель: Сегодня, мы начинаем изучать металлы по группам. И начнем мы с Ia подгруппы. Записываем тему урока.
Мотивация и актуализация знаний
Вопросы:
1. Где расположены металлы в ПСХЭ?
2. Назови химические элементы, которые стоят в Ia подгруппе.
Учитель: Металлы данной группы называют щелочными.
Проблемный вопрос: Почему эти металлы назвали щелочными, твоё мнение?
Ученик: выдвигает предположения.
Учитель: Для того, чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо изучить электронное строение и свойства этих металлов.
Задание на доске: Найди ошибку в электронном строении атомов представленных химических элементов (электронное строение первых 2-3-х химических элементов (литий, натрий, калий) на доске).
Вопрос: Что можно сказать о свойствах этих металлов?
Наводящие вопросы: 1. Почему эти химические элементы объединяют в одну группу?
2. Сколько внешних электронов у металлов Ia?
3. Какими свойствами обладают металлы Ia?
4. Как изменяются металлические свойства (активность) по группе?
Ученик делает вывод, о том, что у всех элементов одинаковое количество электронов на внешнем уровне, и они проявляют одинаковую степень окисления и обладают восстановительными свойствами.
Учитель: Открой лист самооценивания (документ) и заполни первые 2 колонки (Что я знаю о щелочных металлах и Что я хотел бы узнать)
Реализация построенного проекта
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
1) Физические свойства
2) Химические свойства (демонстрация видеоопытов)
Слайд: Демонстрация металлов и таблицы с данными температуры кипения и плавления.
ВИДЕОДЕМОНСТРАЦИЯ (или ДЕМОНСТРАЦИЯ) калия и цезия.
Вопросы:
1. Перед тобой слайд с таблицей температур кипения и плавления щелочных металлов, какой вывод ты можешь сделать из этих данных?
Ученик: температуры кипения и плавления уменьшаются.
2. Какой можно сделать вывод о физических свойствах металлов? (цвет, блеск, твёрдость, температура кипения и плавления)? (слайд с изображением металлов)
Ученик:
1. щелочные металлы все серебристо-белого цвета, кроме цезия-золотисто-жёлтый
2. твёрдые
3. низкие температуры кипения и плавления
4. имеют металлический блеск
Учитель рассказывает о технике безопасности при работе с щелочными металлами): слайд
Учитель: рассказывает о химических свойствах щелочных металлов. Слайд: ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА (видеодемонстрация опыта «Взаимодействие щелочных металлов с водой»)
Учитель: Вернемся к нашему проблемному вопросу: Почему эти металлы назвали щелочными?
Ученик: Потому что эти металлы взаимодействуют с водой, образуя растворимые основания- щёлочи. Отсюда и названия- щелочные металлы.
Включения в систему знаний и повторение
Задание 1: Почему литий хранят под слоем вазелина, натрий и калий хранят в керосине? (слайд Таблица плотности) Видеоответ: Литий хранят в вазелине из-за его малой плотности - он всплывает в керосине.Задание 2: Осуществить цепочку превращений и рассмотрите реакции как ОВР:
Li→Li2O→LiOH→LiNO3
Рефлексия
Учитель: Наш урок подходит к концу. Запиши домашнее задание (слайд).
Вопросы: 1. Какой теме посвятили урок?
2. Что нового ты узнал на уроке?
3. Оцени себя (лист самооценки, заполни графу Что я узнал нового)
Учитель выставляет оценку за урок
Лист самооценивания:
Я знаю о щелочных металлах: |
Хочу узнать |
Что я узнал нового |
Презентация "Общая характеристика щелочных металлов"
PPT / 22.23 Мб