Урок «Общая характеристика щелочных металлов» (Химия, 9 класс)

1
0
Материал опубликован 8 November 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Тема: «Общая характеристика щелочных металлов»

Класс: 9

Технология: проблемного обучения

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель: изучение общей характеристики щелочных металлов на основании положения в периодической системе и строения атомов;

Задачи:

Регулятивные: продолжить развитие навыков самостоятельно корректировать знания.

Познавательные: продолжить развитие навыков проводить наблюдение, синтез, анализ, выдвигать предположения, строить логическое рассуждение, делать выводы, оценивать себя.

Коммуникативные: продолжить развитие навыков обобщать пройденный материал, формулировать, аргументировать своё мнение.

Ход урока:

Учитель: Сегодня, мы начинаем изучать металлы по группам. И начнем мы с Ia подгруппы. Записываем тему урока.

Мотивация и актуализация знаний

Вопросы:

1. Где расположены металлы в ПСХЭ?

2. Назови химические элементы, которые стоят в Ia подгруппе.

Учитель: Металлы данной группы называют щелочными.

Проблемный вопрос: Почему эти металлы назвали щелочными, твоё мнение?

Ученик: выдвигает предположения.

Учитель: Для того, чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо изучить электронное строение и свойства этих металлов.

Задание на доске: Найди ошибку в электронном строении атомов представленных химических элементов (электронное строение первых 2-3-х химических элементов (литий, натрий, калий) на доске).

Вопрос: Что можно сказать о свойствах этих металлов?

Наводящие вопросы: 1. Почему эти химические элементы объединяют в одну группу?

2. Сколько внешних электронов у металлов Ia?

3. Какими свойствами обладают металлы Ia?

4. Как изменяются металлические свойства (активность) по группе?

Ученик делает вывод, о том, что у всех элементов одинаковое количество электронов на внешнем уровне, и они проявляют одинаковую степень окисления и обладают восстановительными свойствами.

Учитель: Открой лист самооценивания (документ) и заполни первые 2 колонки (Что я знаю о щелочных металлах и Что я хотел бы узнать)

Реализация построенного проекта

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1) Физические свойства

2) Химические свойства (демонстрация видеоопытов)

Слайд: Демонстрация металлов и таблицы с данными температуры кипения и плавления.

ВИДЕОДЕМОНСТРАЦИЯ (или ДЕМОНСТРАЦИЯ) калия и цезия.

Вопросы:

1. Перед тобой слайд с таблицей температур кипения и плавления щелочных металлов, какой вывод ты можешь сделать из этих данных?

Ученик: температуры кипения и плавления уменьшаются.

2. Какой можно сделать вывод о физических свойствах металлов? (цвет, блеск, твёрдость, температура кипения и плавления)? (слайд с изображением металлов)

Ученик:

1. щелочные металлы все серебристо-белого цвета, кроме цезия-золотисто-жёлтый

2. твёрдые

3. низкие температуры кипения и плавления

4. имеют металлический блеск

Учитель рассказывает о технике безопасности при работе с щелочными металлами): слайд

Учитель: рассказывает о химических свойствах щелочных металлов. Слайд: ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА (видеодемонстрация опыта «Взаимодействие щелочных металлов с водой»)

Учитель: Вернемся к нашему проблемному вопросу: Почему эти металлы назвали щелочными?

Ученик: Потому что эти металлы взаимодействуют с водой, образуя растворимые основания- щёлочи. Отсюда и названия- щелочные металлы.

Включения в систему знаний и повторение

Задание 1: Почему литий хранят под слоем вазелина, натрий и калий хранят в керосине? (слайд Таблица плотности) Видеоответ: Литий хранят в вазелине из-за его малой плотности - он всплывает в керосине.

Задание 2: Осуществить цепочку превращений и рассмотрите реакции как ОВР:

LiLi2O→LiOH→LiNO3

Рефлексия

Учитель: Наш урок подходит к концу. Запиши домашнее задание (слайд).

Вопросы: 1. Какой теме посвятили урок?

2. Что нового ты узнал на уроке?

3. Оцени себя (лист самооценки, заполни графу Что я узнал нового)

Учитель выставляет оценку за урок

Лист самооценивания:

Я знаю о щелочных металлах:

Хочу узнать

Что я узнал нового

     

 

 

 

 


Презентация "Общая характеристика щелочных металлов"
PPT / 22.23 Мб

 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5fa72747-d0e4-807f-8ca3-227c1bdd2908/index.htm

 

 

http://www.myvi.ru/watch/j_vMH6wDfEiHvu1wn58PNQ2

 

Предварительный просмотр презентации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ краевое бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа дистанционного образования» Выполнил: учитель химии Гуськова А.Е. Красноярск 2017

1.Положение щелочных металлов в ПСХЭ 2. Электронное строение 3. Способы получения 4. Физические свойства 5. Химические свойства 7. Задания 6. Применение

Степень окисления +1 Валентность I Число внешних электронов 1

Все щелочные металлы встречаются в природе исключительно в виде соединений, являются сильными восстановителями, и их получение требует высоких энергетических затрат. Литий получают электролизом расплава хлорида лития. Натрий получают электролизом расплава хлорида натрия с добавками хлорида кальция: 2NaCl→ 2Na + Cl2 Калий, рубидий и цезий можно получить электролизом расплава их солей, однако на практике таким способом их не получают из-за их высокой химической активности. KCl + Na → K + NaCl 2RbCl + Ca → 2Rb + CaCl2 Электролиз – это совокупность ОВР, протекающих под действием электрического тока на электродах, погруженных в раствор или расплав электролита.

Лист самооценивания: Я знаю о щелочных металлах: Хочу узнать Узнал новое Положение Электронное строение

Видеодемонстрация калия и цезия Какой можно сделать вывод о физических свойствах металлов? (цвет, блеск, твердость) Литий Натрий Калий Цезий

Какой можно сделать вывод о физических свойствах металлов? (температуре кипения и плавления) Металл Плотность г/см3 Температура плавления Температура кипения Li 0,53 181 0С 1342 0C Na 0,97 98 0С 883 0C K 0,86 64 0С 759 0C Cs 1,88 28 0С 671 0C

Серебристо-белые металлы, цезий имеет золотисто-желтый цвет. Очень мягкие и пластичные ( легко режутся ножом и могут быть раскатаны в фольгу). Низкие температуры плавления и кипения. Все металлы очень активны, поэтому их хранят в запаянных ампулах, под слоем вазелинового масла или керосина.

Все щелочные металлы чрезвычайно активны, во всех химических реакциях проявляют восстановительные свойства. Взаимодействие с неметаллами: С кислородом О2: 4Li + O2 = 2Li2O оксид лития 2Na + O2 = Na2O2 пероксид натрий С галогенами (Cl, Br, I, F): 2Na + Cl2 = 2NaCl  

2. Взаимодействие с водой:   2Mе + 2H2O → 2MеOH + H2 2Na + 2H2O → 2NaOH + H2   2Li + 2H2O → 2LiOH + H2 Почему металлы Ia группы называют щелочными? 3. Взаимодействие с кислотами: 2Na + 2HCl → 2NaCl + H2 Таблица растворимости

Качественная реакция на катионы щелочных металлов - окрашивание пламени в следующие цвета: Li+ – карминово-красный Na+ – желтый K+, Rb+ и Cs+ – фиолетовый

Используя данные плотности щелочных металлов в таблице ниже, ответь на вопрос: Почему литий хранят под слоем вазелина, натрий и калий хранят в керосине? Задания: Вазелин Керосин

Ответ:

2. Осуществите цепочку превращений и рассмотрите реакции как ОВР. : Li→Li2O→LiOH→LiNO3 Задания: Домашнее задание: Параграф 14, пересказ. Стр. 94, 1б, письменно.

Лист самооценивания: Я знаю о щелочных металлах: Хочу узнать Узнал новое Положение Электронное строение

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.