Урок химии в 9 классе на тему «Соединения щелочных металлов»
Урок химии в 9 классе. «____»__________________ 20____ г.
Соединения щелочных металлов.
Цель. Рассмотреть важнейшие соединения элементов главной подгруппы 1 группы и их практическое значение.
Задачи.
Образовательные: охарактеризовать свойства основных соединений щелочных металлов; рассмотреть основные соединения щелочных металлов и их применение.
Развивающие: совершенствовать умения логически мыслить;развить умения обобщать и делать правильные выводы из изученного материала; продолжить развитие умений переносить знания в новые ситуации и устанавливать межпредметные связи
Воспитательные: вырабатывать положительную мотивацию учения, чувства ответственности и уверенности в себе.
Ход урока.
Орг. момент.
Повторение изученного материала.
1. Что общего в строении атомов ЩМ?
2. Почему ЩМ хранят под слоем керосина?
3. Перечислите физические свойства ЩМ, и как они меняются с увеличением порядкового номера элемента (на примере плотности и температуры плавления)?
4. Перечислите основные химические свойства. Как меняется химическая активность ЩМ с увеличением порядкового номера элемента?
Изучение новой темы.
1. Как вы считаете, в каком виде существуют в природе ЩМ – в самородном состоянии или в виде соединений?
ЩМ встречаются в природе только в виде соединений, ввиду своей высокой химической активности.
Заполните таблицу «Соединения ЩМ»
Формула соединения |
Систематическое название |
Техническое |
Класс вещества |
Применение |
NaOH |
||||
KOH |
||||
NaHCO3 |
||||
NaCl |
||||
Na2CO3 ·10H2O |
||||
Na2SO4 ·10H2O |
Получают металлы электролизом расплава.
Рассмотрим основные соединения ЩМ на примере оксидов и гидроксидов ЩМ.
Оксиды ЩМ – твердые вещества. Имеют ярко выраженные основные свойства. Перечислите химические свойства основных оксидов.
Упражнение. С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать оксид натрия: P2O5, O2, H2SO4, H2, H2O,Al2O3?
Гидроксиды ЩМ – твердые белые вещества, очень гигроскопичны, хорошо растворятся в воде с выделением большого количества теплоты. Являются щелочами. Перечислите основные химические свойства щелочей.
Дайте характеристику NaOH:
по растворимости в воде:
по кислотности:
по степени электролитической диссоциаций:
Упражнение. С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать гидроксид калия: H2, SO2, CuCl2, HNO3, Mg(OH)2, Zn(OH)2?
Закрепление.
«3»
Реактив |
Взаимодействие с К2О |
Взаимодействие с NaOH |
CO2 |
||
HCl |
«4»
Составьте уравнения практически осуществимых реакций.
а) K2O + H2O→
б)Na2O + Ba(OH)2→
в) Li2O + HCl→
г)Na2O + SO3→
д) NaOH + ZnO→
е) KOH + BaCl2→
ж)LiOH + H2SO4→
з)NaOH + CaO→
«5»
Восстановите формулы пропущенных веществ. Приведите уравнения реакций, позволяющих осуществить данные превращения: Na→ ?→Na2O→ ?→Na2CO3→NaHCO3.
Na2CO3→ ?→ Na → ?→Na3PO4
Домашнее задание.
стр. 55-58 упр. 1 стр. 58.