12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Олифирова Ольга Владимировна2077
В школе работаю девятнадцатый год. Преподаю химию и биологию. Увлекаюсь комнатными растениями. Нравится осваивать различные творческие технологии и обучать данными технологиями детей. Сейчас осваиваем модульное оригами.
Россия, Забайкальский край, Чита

Урок химии в 9 классе. «____»__________________ 20 ___ г.

Соединения щелочноземельных металлов.

Цель. Рассмотреть важнейшие соединения щелочноземельных металлов.

Задачи.

Образовательные: определить свойства оксидов и гидроксидов щелочноземельных металлов; усвоение учащимися представлений о природных соединениях щелочноземельных металлов, их значении в природе и использовании человеком.
Развивающие: развивать химический язык, записывать уравнения химических реакций и рассматривать их с точки зрения ТЭД и ОВР;

Воспитательные: воспитывать культуру учебного труда.

Ход урока.

1. Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос:

Где в ПСХЭ находятся щелочноземельные металлы? (2 группа главная подгруппа)

Какие элементы относятся к щелочноземельным металлам? (Ca, Sr, Ba, Ra)

Назовите общую особенность в строении атомов элементов II группы главной подгруппы (на внешнем энергетическом уровне по 2 электрона)

Как строение атомов IIА определяет их химические свойства? (они будут проявлять восстановительные свойства, т.е. отдавать электроны)

Карточка с заданиями:

1. Запишите химические символы щелочноземельных металлов в порядке увеличения их относительной атомной массы – …

Са, Sr,Ba

2. Запишите уравнение реакции образования нитрида кальция

3Са+N2=Са3N2

3. Какой металл II группы главной подгруппы периодической системы, не реагирующий с водой – …

Ве

4. Запишите пару щелочноземельных металлов, используемых в пирометаллургии

Мg и Са

5. Какой из щелочноземельных металлов наиболее энергично реагирует с водой?

Ba

3. Изучение новой темы.

Работа с учебником.

1) Составьте формулу оксида кальция, определите его характер.

2) Определите химические свойства оксида кальция.

3) Даны вещества:K2O, H2O, Cu(OH)2, CO2, BaSO4, HNO3, CaCO3. Составьте уравнения реакций веществ, которые будут взаимодействовать с оксидом кальция.

4) Составьте формулу гидроксида кальция, определите его характер.

5) Дайте характеристику гидроксида кальция:

а) по растворимости в воде _______________________________________

б) по кислотности _______________________________________________

в) по степени электролитической диссоциации ______________________

6) Заполните таблицу « Природные соединения кальция и магния»

Формула соединения

Название

Применение

     

7) Закончите схемы реакций.

CaO + H2O→

Mg + H2SO4→

CaCO3→

BaO + H2O→

N2 + Mg→

Ca + P→

Ca(OH)2 + H2SO4→

TiO2 + Mg→

MgO + HCl→

H2SO4+ BaCl2→

Mg(OH)2 →

Для реакций 5 и 6 составьте электронный баланс. Для реакций 7 и 10 составьте полные и сокращенные ионные реакции.

4. Закрепление.

1. Щелочноземельные металлы хранят под слоем керосина, как и щелочные металлы.
2. Бериллий входит в состав «бериллиевой бронзы» - упругого и долговременного материала для изготовления подшипников, рессор, амортизаторов. В каждом современном самолете около 1000 деталей из такой бронзы.
3. Основные компоненты зубной пасты – мел и гипс.
4. Гипс, мел, мрамор – это СаСО3.
5. В коровьем молоке содержится много кальция и магния.
6. Кальций – самый «живой» металл, т.к. в организме человека его содержится больше 1,5 кг; 
7. Негашёная известь – это гидроксид кальция Са(ОН)2
8. Кальций реагирует с водой, образуя известковое молоко.
9. Недостаток магния вызывает размягчение костей.
10. Горькая соль (глауберова соль) – это хлорид магния, из-за него морская вода горькая.
11. Магнезию используют спортсмены, натирая ладони перед выступлением на брусьях или кольцах.
12. МgСО3 называют содой и используют для изготовления мыла и стекла.
13. ВаSO4 в смеси с водой дают больному, чтобы сделать рентгеновский снимок желудка.

14. Соли Са, Мg, Sr, Ba используют для производства фейерверков и салютов.

5. Домашнее задание.

стр. 62-66, упр. 5 стр. 67

 Задания для учащихся.

Карточка с заданиями:

1. Запишите химические символы щелочноземельных металлов в порядке увеличения их относительной атомной массы – …

 

2. Запишите уравнение реакции образования нитрида кальция

 

3. Какой металл II группы главной подгруппы периодической системы, не реагирующий с водой – …

 

4. Запишите пару щелочноземельных металлов, используемых в пирометаллургии

 

5. Какой из щелочноземельных металлов наиболее энергично реагирует с водой?

 


 

Работа с учебником.

Составьте формулу оксида кальция, определите его характер.

Определите химические свойства оксида кальция.

Даны вещества:K2O, H2O, Cu(OH)2, CO2, BaSO4, HNO3, CaCO3.Составьте уравнения реакций веществ, которые будут взаимодействовать с оксидом кальция.

Составьте формулу гидроксида кальция, определите его характер.

Дайте характеристику гидроксида кальция:

а) по растворимости в воде _______________________________________

б) по кислотности _______________________________________________

в) по степени электролитической диссоциации ______________________

6) Заполните таблицу « Природные соединения кальция и магния»

Формула соединения

Название

Применение

     

1. Щелочноземельные металлы хранят под слоем керосина, как и щелочные металлы.
2. Бериллий входит в состав «бериллиевой бронзы» - упругого и долговременного материала для изготовления подшипников, рессор, амортизаторов. В каждом современном самолете около 1000 деталей из такой бронзы.
3. Основные компоненты зубной пасты – мел и гипс.
4. Гипс, мел, мрамор – это СаСО3.
5. В коровьем молоке содержится много кальция и магния.
6. Кальций – самый «живой» металл, т.к. в организме человека его содержится больше 1,5 кг; 
7. Негашёная известь – это гидроксид кальция Са(ОН)2
8. Кальций реагирует с водой, образуя известковое молоко.
9. Недостаток магния вызывает размягчение костей.
10. Горькая соль (глауберова соль) – это хлорид магния, из-за него морская вода горькая.
11. Магнезию используют спортсмены, натирая ладони перед выступлением на брусьях или кольцах.
12. МgСО3 называют содой и используют для изготовления мыла и стекла.
13. ВаSO4 в смеси с водой дают больному, чтобы сделать рентгеновский снимок желудка.

14. Соли Са, Мg, Sr, Ba используют для производства фейерверков и салютов.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.