Урок «Соединения щелочноземельных металлов» (Химия, 9 класс)
Урок химии в 9 классе. «____»__________________ 20 ___ г.
Соединения щелочноземельных металлов.
Цель. Рассмотреть важнейшие соединения щелочноземельных металлов.
Задачи.
Образовательные: определить свойства оксидов и гидроксидов щелочноземельных металлов; усвоение учащимися представлений о природных соединениях щелочноземельных металлов, их значении в природе и использовании человеком.
Развивающие: развивать химический язык, записывать уравнения химических реакций и рассматривать их с точки зрения ТЭД и ОВР;
Воспитательные: воспитывать культуру учебного труда.
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос:
Где в ПСХЭ находятся щелочноземельные металлы? (2 группа главная подгруппа)
Какие элементы относятся к щелочноземельным металлам? (Ca, Sr, Ba, Ra)
Назовите общую особенность в строении атомов элементов II группы главной подгруппы (на внешнем энергетическом уровне по 2 электрона)
Как строение атомов IIА определяет их химические свойства? (они будут проявлять восстановительные свойства, т.е. отдавать электроны)
Карточка с заданиями:
1. Запишите химические символы щелочноземельных металлов в порядке увеличения их относительной атомной массы – … |
Са, Sr,Ba |
2. Запишите уравнение реакции образования нитрида кальция |
3Са+N2=Са3N2 |
3. Какой металл II группы главной подгруппы периодической системы, не реагирующий с водой – … |
Ве |
4. Запишите пару щелочноземельных металлов, используемых в пирометаллургии |
Мg и Са |
5. Какой из щелочноземельных металлов наиболее энергично реагирует с водой? |
Ba |
3. Изучение новой темы.
Работа с учебником.
1) Составьте формулу оксида кальция, определите его характер.
2) Определите химические свойства оксида кальция.
3) Даны вещества:K2O, H2O, Cu(OH)2, CO2, BaSO4, HNO3, CaCO3. Составьте уравнения реакций веществ, которые будут взаимодействовать с оксидом кальция.
4) Составьте формулу гидроксида кальция, определите его характер.
5) Дайте характеристику гидроксида кальция:
а) по растворимости в воде _______________________________________
б) по кислотности _______________________________________________
в) по степени электролитической диссоциации ______________________
6) Заполните таблицу « Природные соединения кальция и магния»
Формула соединения |
Название |
Применение |
7) Закончите схемы реакций.
CaO + H2O→
Mg + H2SO4→
CaCO3→
BaO + H2O→
N2 + Mg→
Ca + P→
Ca(OH)2 + H2SO4→
TiO2 + Mg→
MgO + HCl→
H2SO4+ BaCl2→
Mg(OH)2 →
Для реакций 5 и 6 составьте электронный баланс. Для реакций 7 и 10 составьте полные и сокращенные ионные реакции.
4. Закрепление.
1. Щелочноземельные металлы хранят под слоем керосина, как и щелочные металлы.
2. Бериллий входит в состав «бериллиевой бронзы» - упругого и долговременного материала для изготовления подшипников, рессор, амортизаторов. В каждом современном самолете около 1000 деталей из такой бронзы.
3. Основные компоненты зубной пасты – мел и гипс.
4. Гипс, мел, мрамор – это СаСО3.
5. В коровьем молоке содержится много кальция и магния.
6. Кальций – самый «живой» металл, т.к. в организме человека его содержится больше 1,5 кг;
7. Негашёная известь – это гидроксид кальция Са(ОН)2
8. Кальций реагирует с водой, образуя известковое молоко.
9. Недостаток магния вызывает размягчение костей.
10. Горькая соль (глауберова соль) – это хлорид магния, из-за него морская вода горькая.
11. Магнезию используют спортсмены, натирая ладони перед выступлением на брусьях или кольцах.
12. МgСО3 называют содой и используют для изготовления мыла и стекла.
13. ВаSO4 в смеси с водой дают больному, чтобы сделать рентгеновский снимок желудка.
14. Соли Са, Мg, Sr, Ba используют для производства фейерверков и салютов.
5. Домашнее задание.
стр. 62-66, упр. 5 стр. 67
Задания для учащихся.
Карточка с заданиями:
1. Запишите химические символы щелочноземельных металлов в порядке увеличения их относительной атомной массы – … |
|
2. Запишите уравнение реакции образования нитрида кальция |
|
3. Какой металл II группы главной подгруппы периодической системы, не реагирующий с водой – … |
|
4. Запишите пару щелочноземельных металлов, используемых в пирометаллургии |
|
5. Какой из щелочноземельных металлов наиболее энергично реагирует с водой? |
Работа с учебником.
Составьте формулу оксида кальция, определите его характер.
Определите химические свойства оксида кальция.
Даны вещества:K2O, H2O, Cu(OH)2, CO2, BaSO4, HNO3, CaCO3.Составьте уравнения реакций веществ, которые будут взаимодействовать с оксидом кальция.
Составьте формулу гидроксида кальция, определите его характер.
Дайте характеристику гидроксида кальция:
а) по растворимости в воде _______________________________________
б) по кислотности _______________________________________________
в) по степени электролитической диссоциации ______________________
6) Заполните таблицу « Природные соединения кальция и магния»
Формула соединения |
Название |
Применение |
1. Щелочноземельные металлы хранят под слоем керосина, как и щелочные металлы.
2. Бериллий входит в состав «бериллиевой бронзы» - упругого и долговременного материала для изготовления подшипников, рессор, амортизаторов. В каждом современном самолете около 1000 деталей из такой бронзы.
3. Основные компоненты зубной пасты – мел и гипс.
4. Гипс, мел, мрамор – это СаСО3.
5. В коровьем молоке содержится много кальция и магния.
6. Кальций – самый «живой» металл, т.к. в организме человека его содержится больше 1,5 кг;
7. Негашёная известь – это гидроксид кальция Са(ОН)2
8. Кальций реагирует с водой, образуя известковое молоко.
9. Недостаток магния вызывает размягчение костей.
10. Горькая соль (глауберова соль) – это хлорид магния, из-за него морская вода горькая.
11. Магнезию используют спортсмены, натирая ладони перед выступлением на брусьях или кольцах.
12. МgСО3 называют содой и используют для изготовления мыла и стекла.
13. ВаSO4 в смеси с водой дают больному, чтобы сделать рентгеновский снимок желудка.
14. Соли Са, Мg, Sr, Ba используют для производства фейерверков и салютов.