Тест к уроку литературы в 8–9 классе «Средства художественной выразительности»
Тест
«Средства художественной выразительности»
Предмет: литература.
Аудитория: учащиеся 8-9 классов.
Цели:
Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Средства художественной выразительности».
Измерить уровень усвоения ключевых литературоведческих понятий.
Измерить уровень практического владения базовой литературоведческой информацией.
Степень сложности: средняя.
В данном материале использованы задания разного типа и уровня сложности: от простых заданий с выбором ответа до заданий с дополнением ответа и творческих заданий.
Инструкция по выполнению:
№ задания | Время выполнения (мин.) | Инструкция к заданию | Количество баллов |
1. | 1 | Записать термины в столбцах таблицы. | 1 |
2. | 1 | Выделить один правильный ответ их предложенных вариантов. | 1 |
3. | 1 | Выделить один правильный ответ их предложенных вариантов. | 1 |
4. | 1 | Записать термин в поле для ответа. | 1 |
5. | 1 | Записать термин словами в поле для ответа. | 1 |
6. | 2 | Восстановить соответствие между средствами художественной выразительности и примерами их употребления. В ответе записать букву, соответствующую каждому номеру предложения. | 2 (без ошибок) 1 (допущена 1 ошибка) |
7. | 2 | Записать ответ в виде последовательности цифр в поле для ответа. | 1 |
8. | 1 | Записать термин в поле для ответа. | 1 |
9. | 1 | Записать термин в поле для ответа. | 1 |
10. | 1 | Выделить один правильный ответ их предложенных вариантов. | 1 |
11. | 1 | Записать словами в поле для ответа. | 1 |
12. | 2 | Восстановить соответствие между средствами художественной выразительности и примерами их употребления. В ответе записать букву, соответствующую каждому номеру предложения | 2 (без ошибок) 1 (допущена 1 ошибка) |
13. | 2 | Записать термин в поле для ответа. | 2 |
14. | 2 | Записать ответ в виде последовательности цифр в поле для ответа. | 1 |
15. | 1 | Записать термин в поле для ответа. | 1 |
16. | 4 | Записать словами в нужной форме в поле для ответа. | За каждый правильный ответ – 1 балл. |
Время для выполнения работы: примерно 25 мин. |
Тест по литературе для учащихся 8-9-х классов
Средства художественной выразительности
Литературоведы делят средства художественной выразительности на две группы. Какие? Укажите названия групп в столбцах таблицы.
________________ | ________________ |
Эпитет, метафора, олицетворение, литота и др. | Инверсия, антитеза, анафора, риторический вопрос и др. |
Какое средство художественной выразительности использовано в предложении? Выделите правильный вариант ответа.
Ночь была свежая и неподвижно-светлая. (Л. Толстой)
А) Инверсия; Б) аллегория; В) эпитет; Г) анафора.
Какое средство художественной выразительности использовано в предложении? Выделите правильный вариант ответа.
Пусть светит месяц – ночь темна. (А. Блок)
А) Антитеза; Б) гипербола; В) аллитерация; Г) олицетворение.
Определите, какое средство художественной выразительности используется
в предложении, и укажите его название.
Село коптит в стылое ясное небо серым дымом – люди согреваются.
(В. Шукшин)
Ответ: ____________________
5. Определите, какое средство художественной выразительности используется в предложении, и укажите его название.
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка. (А. Грибоедов)
Ответ:_______________________
6. Восстановите соответствие между средствами художественной выразительности и примерами их употребления.
1. Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных. (С. Есенин) | А) инверсия |
2. Парадом развернув моих страниц войска. (В. Маяковский) | Б) метафора |
3. Сегодня у берега нашего бросил свой якорь досель неизвестный корабль. (Н. Гумилёв) | В) олицетворение |
4. Вот опять вдруг зарыдали разливные бубенцы. (С. Есенин) | Г) эпитет |
Ответ: 1 - _____, 2 - _____, 3 - _____, 4 - _____.
7. Выпишите номера тех предложений, где используются эпитеты.
1) Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду.(С. Есенин)
2) Деятельность господина Лаевского развёрнута перед вами, как длинная китайская грамота, и вы можете читать её от начала до конца. (А. Чехов)
3) Я пробегаю жадным взглядом
Вестей горючих письмена. (М. Волошин)
4) Сквозь волнистые туманы пробирается луна. (А. Пушкин)
5) О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! (И. Тургенев)
Ответ:_______________________
8. Определите название средства художественной выразительности по значению слова в словаре литературоведческих терминов.
______________________ - конкретное изображение предмета или явления действительности, заменяющее абстрактное понятие или мысль.
9. Определите название средства художественной выразительности по значению слова в словаре литературоведческих терминов.
______________________ - предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер.
10. Какое средство художественной выразительности использовано в предложении? Выделите правильный вариант ответа.
Алмаз шлифуется алмазом,
Строка шлифуется строкой.
(С. Поделков)
А) Аллегория; Б) антитеза; В) оксюморон; Г) синтаксический параллелизм.
11. М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Смерть поэта» ни разу не упомянул имя А.С. Пушкина, использовав перифразу. Выпишите пример перифразы из фрагмента стихотворения.
Погиб поэт! – невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой.
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!
Ответ: _________________________________________
12. Восстановите соответствие между средствами художественной выразительности и примерами их употребления.
1. Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину? (Н. Гоголь) | А) окюморон |
2. Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник – Пройдёт, уйдёт и вновь оставит дом. (С. Есенин) | Б) анафора |
3.Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг. (М. Лермонтов) | В) синекдоха |
4. Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь. Сенокос некошеный, Лес да монастырь. (С. Есенин) | Г) риторический вопрос |
Ответ: 1 - _____, 2 - _____, 3 - _____, 4 - _____.
13. Рассмотрите изображение. Определите, какое средство художественной выразительности оно иллюстрирует.
Ответ:_______________________
14. Выпишите номера тех предложений, где используется метонимия.
1) … Не то на серебре, на золоте едал. (А. Грибоедов)
2) … И сосна до звезды достаёт. (О. Мандельштам)
3) С кем мне поделиться той грустной радостью, что я остался жив? (С. Есенин)
4) Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин)
5) Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – просто везде. (Ф. Тютчев)
Ответ:_______________________
15. Определите, какое средство художественной выразительности использует Н.В. Гоголь в данном фрагменте повести. Напишите его название.
Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
Ответ: _______________________
16. Дополните фрагменты стихотворений сравнениями, которые иллюстрируют изображения.
1) Лес, точно ______________________________,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной. (И. Бунин)
2) И царица над ребёнком,
Как _____________________________________. (А. Пушкин)
3) Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как __________________________________,
Брала их в руки и бросала. (Ф. Тютчев)
4) _______________________ мчится по земле
Лёгкая позёмка. (С. Маршак)
Ответы
№ задания | Правильный ответ |
1. | Тропы. Фигуры. |
2. | В. |
3. | А. |
4. | Метонимия. |
5. | Литота. |
6. | 1Г2Б3А4В. |
7. | 1345. |
8. | Аллегория. |
9. | Гротеск. |
10. | Г. |
11. | Невольник чести. |
12. | 1В2Г3А4Б. |
13. | Гипербола. |
14. | 145. |
15. | Эпифора. |
16. | 1) Терем расписной. 2) Орлица над орлёнком. 3) Остывшую золу. 4) Змейкой. |
Использованные материалы
Словарь литературоведческих терминов.
http://litena.ru/literaturovedenie/
Примеры из художественных произведений.
https://russkiiyazyk.ru/category/leksika
Гиппенрейтер Ю.Б. Метафоры: Развитие образного мышления. – АСТ. - 2016.
8
Кияйкина Наталья Федоровна
Шевцова Марина Юрьевна