12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Ковалева Галина Валентиновна4796
Педагогический стаж работы 33 года. 20 лет работаю учителем географии в МКОУ Нововоронежская СОШ №4.
Россия, Воронежская обл., Нововоронеж
Материал размещён в группе «Тесты по географии ФГОС»

МКОУ Нововоронежская СОШ №4

учитель географии Ковалева Галина Валентиновна

РАЗДЕЛ «БИОСФЕРА – ЖИВАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ»

Перечень умений, характеризующих достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы по предмету «География» в 6 классе

3. РАЗДЕЛ «БИОСФЕРА ЗЕМЛИ»

3.1. Сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек Земли.

Обосновывать проведение границ биосферы.

Описывать сферу распространения живых организмов.

Объяснять причины неравномерного распространения живых организмов в биосфере.

Базовый уровень.

Задание. Отметьте правильный ответ

Русский ученый, создавший учение о биосфере:

В. И. Вернадский

А. И. Воейков

Б. П. Алисов

В. В.Докучаев.

Задание. Отметьте правильный ответ

Верхняя граница биосферы располагается на уровне:

озонового экрана

поверхности Мирового океана

верхней границы тропосферы

Задание. Отметьте правильный ответ

Нижняя граница биосферы располагается на уровне:

нижней границы земной коры

дна Мирового океана

верхней мантии.

Задание. Отметьте правильный ответ

Наибольшая концентрация живого вещества наблюдается:

на стыке атмосферы, гидросферы и литосферы

в нижних слоях гидросферы

в верхних слоях атмосферы

в литосфере на глубине 200 м

Задание. Отметьте правильный ответ

Разнообразие растительного и животного мира увеличивается:

от полюсов к экватору

от экватора к полюсам

не изменяется от экватора к полюсам.

Задание. Отметьте правильный ответ

Соотношение растений и животных на суше в процентном отношении равно:

92 : 8

94 : 6;

71: 29;

75 : 25.

Задание. Отметьте правильный ответ

В биосфере биомасса животных:

во много раз меньше биомассы растений

во много раз превышает биомассу растений

равна биомассе растений

в отдельные периоды превышает биомассу растений, а в другие нет

Повышенный уровень.

Задание. Отметьте правильный ответ

Во вселенной и в живом веществе биосферы в наибольшем количестве присутствуют:

водород, углерод, азот, кислород

водород, углерод, цинк, кальций

углерод, азот, кальций, калий

водород, углерод, кислород, селен

Задание. Отметьте правильный ответ

На распространение растительного и животного мира на Земле наибольшее влияние оказывает:

климат

рельеф

состав атмосферы

почвы

Задание. Установите соответствие

Установите правильную последовательность увеличения разнообразия растительного и животного мира природных зон:

А) арктическая пустыня

Б) смешанные леса

В) влажные вечнозеленые экваториальные леса

Г) лесотундра

Ответ:

1

 

2

 

3

 

4

 

Ответ:

1

А

2

Г

3

Б

4

В

Задание. Установите соответствие.

Установите соответствие между названием живых организмов и их особенностями.

нектон А. организмы, обитающие на дне морей и океанов

планктон Б. организмы, обитающие в верхней толще морей и

бентос океанов и перемещающиеся посредством тока воды

В. организмы, активно плавающие в толще воды

Ответ:

1.

 

2.

 

3.

 

Ответ:

1.

В

2.

Б

3.

А

Задание. Отметьте правильный ответ.

Оболочка земли, полностью заселенная живыми организмами:

гидросфера

литосфера

атмосфера

Задание. Отметьте правильный ответ.

Наиболее благоприятные условия для живых организмов в атмосфере распространяются до высоты:

7-8 км

2-3 км

4-6 км

10-12 км

Задание. Установите соответствие.

Установите соответствие между сферой Земли, взаимодействующей с биосферой, и примером этого взаимодействия:

литосфера А. образование коралловых рифов и островов

гидросфера Б. регулирование газового состава воздуха

атмосфера В. образование осадочных органических горных

пород

Ответ:

1.

 

2.

 

3.

 

Ответ:

1.

В

2.

А

3.

Б

3.2. Сравнивать приспособительные особенности отдельных групп организмов к среде обитания.

Выявлять причины изменения растительного и животного мира от экватора к полюсам и от подножия гор к вершинам.

Базовый уровень.

Задание. Отметьте правильный ответ

К формам приспособленности у животных не относится:

повышенная влажность

форма тела

приспособительное поведение

покровительственная окраска

Задание. Отметьте правильный ответ

К формам приспособленности у растений не относится:

предостерегающий вид

приспособленность к опылению насекомыми

приспособленность к опылению ветром

приспособленность к повышенной сухости

Задание. Отметьте правильный ответ.

Приспособлением животных к жизни в почве является:

способность существовать в условиях пониженной освещенности

тело покрытое слизью, легкость перемещения в плотной среде

способность дышать растворенным в воде кислородом

быстрый бег

хорошее зрение

Задание.

Повышенный уровень.

  1. Задание. Дополните.

Примерами морфологической адаптации (изменения строения тела) у обитателей гидросферы являются:

Ответ: обтекаемая форма тела, перепонки между пальцами, жабры.

Задание. Дополните.

Сходство в окраске, форме тела незащищенных организмов с защищенными организмами называется:

Ответ: мимикрия.

Задание. Установите соответствие.

Условия обитания, влияющие на форму и размер тела рыб:

1) толща воды;

2) придонные слои;

3) водоросли;

4) поверхность океана.

Рыбы: А) скат; Б) тунец, акула; В) летучая рыба, сарган; Г) морской конек.

Ответ:

1

 

2

 

3

 

4

 

Ответ:

1

Б

2

А

3

Г

4

В

Задание. Отметьте правильный ответ.

Укажите неверное утверждение:

первый (нижний) высотный пояс гор не соответствует природной зоне, в которой находится гора

главная причина высотной поясности - изменение с высотой теплового баланса и степени увлажнения

чем выше поднимаются горы и чем ближе они расположены к экватору, тем большее количество высотных поясов они имеют

температура воздуха снижается по мере роста высоты, при подъеме на 1 км в среднем на 6˚с

Задание. Установите соответствие.

Соотнесите место обитания и способы приспособления растений к жизни в данных условиях:

1. Растения засушливые мест. А) жесткие листья;

2. Растения влажных лесов. Б) широкая крона;

В) ходульная система корней;

Г) длинные и многочисленные корни;

Д) плотоядные растения;

Е) утолщение ствола;

Ж) иглы вместо листьев;

З) растения-паразиты.

Ответ:

1.

 

2.

 

Ответ:

1.

А, Г, Е, Ж.

2.

Б, В, Д, З.

Задание. Установите соответствие.

Соотнесите температурный режим и приспособительные особенности животных к данному режиму.

1. Низкие температуры. А) густая шерсть

2. Высокие температуры. Б) крупные уши

В) толстая жировая ткань

Г) зарывание в норы

Д) ночной образ жизни

Е) маленькие уши

Ж) перемещение бегом или прыжками

Ответ:

1.

 

2.

 

Ответ:

1.

А, В, Г, Е

2.

Б, Г, Д, Ж

3.3. Выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ на основе анализа схемы биологического круговорота.

Составлять (дополнять) схему биологического круговорота веществ.

Обосновывать конкретными примерами участие живых организмов в преобразовании земных оболочек.

Базовый уровень.

  1. Задание. Отметьте правильный ответ.

Биологический круговорот представляет собой циркуляцию веществ между:

почвой, растениями, животными и микроорганизмами

растениями, животными, грибами, микроорганизмами

растениями, животными, бактериями

магматическими отложениями и продуцентами

  1. Задание. Отметьте правильный ответ.

Последовательность правильно показывающая передачу энергии в пищевой цепи:

растения -  листовой опад -  дождевой червь -  землеройка — лисица

лисица — землеройка — дождевой червь — листовой опад — растения

листовой опад - дождевой червь -  растения - землеройка — лисица

растения — землеройка — дождевой червь — листовой опад — лисица

  1. Задание. Отметьте правильный ответ.

Группы особей (бактерии, грибы, растения и животные), связанные друг с другом отношением «пища — потребитель», получили название:

трофическая цепь, пищевая цепь, цепь питания

информационная сеть, сеть информации

биологические ритмы, ритмы природные

пищевое звено

  1. Задание. Отметьте правильный ответ.

Какая группа организмов играет наиболее важную роль в биологическом круговороте веществ:

все одинаково важны

редуценты

продуценты

консументы

Повышенный уровень.

 

1. Задание. Установите соответствие.

Соотнесите группу организмов пищевой цепи и примеры.

1) Редуценты; А) трава;

2) Продуценты; Б) лисица;

3) Консументы первого В) бактерии, черви;

порядка; Г) заяц.

4) Консументы второго

порядка.

1

 

2

 

3

 

4

 

Ответ:

1

В

2

А

3

Г

4

Б

2. Задание. Дополните

Особенность биологического круговорота заключается в течении трех противоположных, но взаимосвязанных процессов связанных с органическим веществом: формирование, разрушение и_______________________________.

Ответ: перераспределение.

Задание. Установите последовательность.

Поставьте номера живых организмов в правильной последовательности, характеризующей цепь питания

Ответ: 2, 1, 4, 3.

3.4. Различать по иллюстрациям и описаниям представителей различных рас.

Анализировать диаграммы с целью получения данных о расовом составе населения мира (региона, страны).

Устанавливать соответствие на основе анализа карт между народами и их расовой принадлежностью, распространением рас и размещение населения на планете.

Объяснять роль биосферы в жизни человека.

Базовый уровень.

Задание. Отметьте правильный ответ.

Такие признаки как светлая или смуглая кожа, прямые или волнистые волосы, хорошо развит волосяной покров на лице у мужчин (борода и усы), узкий выступающий нос, тонкие губы характерны для расы:

европеоидная

негроидная

монголоидная

австралоидная

Задание. Отметьте правильный ответ.

Раса являющаяся самой многочисленной:

европеоидная

негроидная

монголоидная

австралоидная

Задание. Отметьте правильный ответ.

Темный цвет волос, как правило, характерен для представителей рас:

негроидная и монголоидная

монголоидная и европеоидная

европеоидная и негроидная

Задание. Отметьте правильный ответ.

Представители европеоидной расы проживают:

на всех материках

в Европе и Северной Америке

в Европе, Северной Америке и Австралии

только в Европе

Повышенный уровень.

Задание. Установить соответствие.

Соотнесите человеческую расу и соответствующие ей характерные признаки:

европеоидная раса А) желтоватая кожа, темные прямые жесткие

негроидная раса волосы, узкий разрез глаз

монголоидная раса Б) темная кожа, черные курчавые волосы,

крупные черты лица

В) светлая кожа и волосы, широкий разрез глаз

1

 

2

 

3

 

Ответ:

1

В

2

Б

3

А

3.5. Проводить наблюдения за растительностью и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды.

Описывать меры, направленные на охрану биосферы.

Высказывать мнения о воздействии человека на биосферу в своем крае.

Базовый уровень.

Задание. Отметьте правильный ответ.

С чем связано появление в Воронежской области представителей южной фауны:

потепление климата

перенос с ветром и животными

вымирание местной фауны

4. РАЗДЕЛ «ПОЧВА КАК ОСОБОЕ ПРИРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

4.1. Выявлять причины разной степени плодородия используемых человеком почв.

Сравнивать по иллюстрациям (моделям) строение профиля подзолистой почвы и чернозема.

Наблюдать образцы почв своей местности, выявлять их свойства.

Базовый уровень.

Задание. Отметьте правильный ответ.

Почва – это:

верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью

пучки трав, небольшие кусты

слой земли

полусгнившие остатки корешков и листьев растений

Задание. Отметьте правильный ответ.

На плодородие почвы влияет:

наличие в почве перегноя

наличие в почве воды

наличие в почве песка и глины

наличие остатков растений и мелких животных

Задание. Отметьте правильный ответ.

Для повышения плодородия почв человеком осуществляется

внесение минеральных удобрений

вырубка лесов

заболачивание территорий

осушение водоёмов

Задание. Отметьте правильный ответ.

Виды почв наиболее подверженные распашке:

чернозём

серые лесные

подзолистые

каштановые

Задание. Отметьте правильный ответ.

К нехимическим способам повышения плодородия почв и урожайности культур относится:

севооборот

мелиорация

внесение пестицидов

внесение минеральных удобрений

Задание. Дополните.

Естественным врагом почв и их плодородия является водная и ветровая_________________________.

Ответ: эрозия.

Задание. Отметьте правильный ответ.

Главное свойство почвы – это:

плодородие

содержание влаги в почве

водопроницаемость

способность удерживать влагу

4.2. Составлять карты почв и природных зон, устанавливать соответствие между основными типами почв и природными зонами.

Базовый уровень.

Задание. Отметьте правильный ответ.

Самые плодородные почвы образуются природной зоне:

степь

тайга

тундра

пустыня

Задание. Отметьте правильный ответ.

Наиболее оптимальное сочетание света, тепла  и влаги для формирования плодородных почв складывается в природных зонах:

степь

лесостепь

полупустыни

тайга

Почвы экваториальных лесов имеют красный цвет, потому что

A) содержат перегной.

B) богаты бокситами.

C) много алюминия.

D) богаты соединениями железа.

Е) содержат медь.

5. РАЗДЕЛ «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ»

5.1. Приводить примеры взаимодействия внешних оболочек Земли в пределах географической оболочки и проявлений широтной зональности.

Выявлять на конкретных примерах причинно-следственные связи процессов, протекающих в географической оболочке.

Анализировать тематические карты для доказательства существования широтной зональности в географической оболочке.

Базовый уровень.

  1. Задание. Отметьте правильный ответ.

Смену природных зон при движении от экватора к полюсам называют:

широтная зональность

высотная поясность

континентальность

природно-континентальный комплекс

  1. Задание. Отметьте правильный ответ.

Закономерность, когда природные зоны распределяются в зависимости от величины солнечного тепла и влаги, называется:

широтная зональность

высотная поясность

азональность

океаническая поясность

Повышенный уровень.

Задание. Установить соответствие.

Установите соответствие между явлением и свойством географической оболочки.

Смена времён года

Неравномерное распределение солнечного тепла и света по поверхности Земли

Вымирание влаголюбивых растений в следствии осушения болот

А. целостность

Б. зональность

В. Ритмичность

Ответ:

1.

 

2.

 

3.

 

Ответ:

1.

В

2.

Б

3.

А

Задание. Отметьте правильный ответ.

Широтную зональность характеризует:

смена всех природных компонентов на равнинах в направлении смены угла падения солнечных лучей от экватора к полюсам

смена всех природных компонентов связанная с понижением температуры в связи с увеличением абсолютной высоты

смена всех природных компонентов, происходящая при удалении от океана

Задание. Установить соответствие.

Установите соответствие между понятием и его определением:

Высотная поясность

Географическая оболочка

Природная зона

Широтная зональность

А. самый большой природный комплекс

Б. смена природных зон от экватора к полюсам

В. вертикальная смена природных зон

Г. часть географической оболочки, которая отличается от других сочетанием тепла и влаги

Ответ:

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

Ответ:

1.

В

2.

А

3.

Г

4.

Б

5.2. Выявлять наиболее и наименее измененные человеком территории Земли на основе анализа разных источников географической информации.

2. Биологическим круговоротом называется непрерывное движение веществ между

1) микроорганизмами и грибами

2) растениями и почвой

3) животными, растениями и микроорганизмами

4) растениями, животными, микроорганизмами и почвой

3. Выберите верные утверждения.

1) Количество живых организмов закономерно уменьшается с глубиной океана.

2) В арктическом поясе океанов живых организмов больше, чем в умеренном.

3) По мере удаления от берегов количество живых организмов уменьшатся.

4. Основная масса растений сосредоточена

1) во влажных экваториальных лесах

2) в смешанных лесах Северного полушария

3) в тайге

4) в жестколиственных лесах.

5. Верно ли утверждение, что живые организмы распределяются равномерно в биосфере?

1) да 2) нет.

Определите верные утверждения.

1) В саваннах большое количество растительной пищи влияет широкое распространение травоядных животных.

2) Большое количество хищников в саванне объясняется наличием большого количества травоядных животных.

3) В арктических пустынях Северного полушария встречаются не только белые медведи, но и бурые.

Запишите не менее семи значений биосферы.

Значение биосферы:

1. сохраняет неизменным состав солей в океане;

2. обеспечивает человека продуктами питания;

3. придает разноообразие окружающей среде;

4. обеспечивает самоочищение водоемов;

5. поддерживает газовый состав атмосферы;

6. создает осадочные горные породы и полезные ископаемые;

7. осуществляет биологическое выветривание горных пород.

Жизнь на Земле невозможна без круговорота веществ, в котором растения выполняют роль

1) разрушителей органических веществ 3) производителей органических веществ

2) источника минеральных веществ 4) потребителей органических веществ

10. Верхняя граница биосферы находится на высоте 20 км от поверхности Земли, так как там

1) отсутствует кислород 3) очень низкая температура

2) отсутствует свет 4) размещается озоновый слой

11. В какой части Мирового океана больше всего живых организмов:

1. на материковом склоне 2. в шельфе 3. на ложе океана 4. в желобах

Раздел «БИОСФЕРА ЗЕМЛИ»

Установите соответствие:

Природный комплекс растительность

А) степь; 1) пихта;

Б) хвойный лес. 2) ковыль;

3) полынь;

4) сосна;

5) лиственница;

6) ель.

Разнообразие растительного и животного мира увеличивается:

А) от экватора к полюсам;

Б) от полюсов к экватору;

В) не изменяется от экватора к полюсам.

Количество растительной массы минимально в:

А) степях;

Б) арктических пустынях;

В) тропических пустынях;

Г) тундре;

Д) тайге.

Зимой реки нашей местности замерзают. Это пример связи:

А) атмосфера – гидросфера; Б) гидросфера – атмосфера

В) гидросфера – литосфера.

В Азии в основном проживают представители расы:

А) негроидной; Б) монголоидной;

В) европеоидной.

Если река формирует речную долину, то это пример связи:

А) литосфера – гидросфера; Б) гидросфера – литосфера.

В Африке в основном проживают представители расы:

А) монголоидной; Б) негроидной;

В) европеоидной.

Что произойдет, если провести кампанию по борьбе с хищниками- лисицами и коршунами?

А) в реках и прудах вырастет улов рыбы;

Б) грызуны уничтожат большую часть урожая на полях;

В) быстро увеличится число других хищников;

Г) произойдет сильное заболачивание местности.

9. Главный источник загрязнения почвенного покрова:

А) промышленные отходы;

Б) городские мусорные свалки;

В) удобрения, ядохимикаты, радиоактивные вещества;

Г) Строительство.

10. Плодородный слой Земли, возникающий в результате взаимодействия живой и неживой природы:

A) Перегной.

B) Чернозем.

C) Гумус.

D) Почва.

E) Серозем

11. Какая почва является самой плодородной?

A) Перегной.

B) Чернозем.

C) Серозем.

D) Подзолистая.

E) Горная.

12. В результате распада органических остатков в почве обра­зуется:

A) Зола.

B) Углекислый газ.

C) Перегной.

D) Бактерии.

E) Воздух.

13. Самый большой природный комплекс:

A) Горы и равнины.

B) Географическая оболочка.

C) Моря и океаны.

D) Горы и океаны.

E) Ложе Мирового океана.

14. Какая природная зона наиболее изменена человеком?

A) Тундра.

B) Экваториальные леса.

C) Луга.

D) Степи.

E) Вырубленный лес.

Опубликовано в группе «Тесты по географии ФГОС»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.