Тестовые задания в формате ЕГЭ по разделу «Основы эволюционного учения»

2
3
Материал опубликован 5 March 2017

Тестовые задания в формате ЕГЭ по разделу «Основы эволюционного учения»

Инструкция по выполнению работы

Тест состоит из двух частей (в формате ЕГЭ 2017), включающих в себя 13 заданий. Часть 1 содержит 10 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 3 задания с развёрнутым ответом.

На выполнение теста отводится 45 минут.

Ответы к заданиям 1-5 записываются в виде последовательности трех цифр (трех верных ответов из шести) которые соответствуют номерам правильного ответа.

Ответы к заданиям 6-10 записываются в виде последовательности цифр (на установление соответствия элементов).

К заданиям 11-13 следует дать развёрнутый ответ.

Ответы записываются на отдельном листочке с указанием фамилией и имени учащегося, номера варианта, номера задания и далее запись ответа.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, складываются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и теста в целом.

За верное выполнение каждого из заданий 1-10 оценивается в 2 балла.

За ответы на задания 1-5 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые правильные цифры, 0 баллов во всех других случаях.

За ответы на задания 6-10 выставляется 1 балл, если на любой одной позиции ответа записана неправильная цифра, 0 баллов во всех других случаях.

Задания 11-13 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.

Задание 11 максимально 2 балла, задания 12-13 максимально 3 балла.

Максимальный балл за правильное выполнение всей работы - 28 баллов.

Основы эволюционного учения

1 вариант

1 часть. Задания с кратким ответом.

1 Примерами ароморфозов являются:

а) внутреннее оплодотворение;

б) четырех камерное сердце;

в) трехслойный зародышевый мешок;

г) разнообразие типов листьев растений;

д) форма клювa вьюрков;

е) малый срок вегетaции растений.

2 Выберите 3 идиоадаптации:

а) легкие, состоящие из альвеол, у млекопитающих;

б) отсутствие густого шерстного покрова у слона;

в) развитие пищеварительной системы у плоских червей;

г) развитие кровеносной системы у кольчатых червей;

д) наличие длинных тычиночных нитей у злаков;

е) развитие колюще-сосущего ротового аппарата у комаров.

3 Результатом эволюции является:

а) появление засухоустойчивых сортов растений;

б) появление новых видов в изменившихся условиях среды;

в) выведение новых пород крупного рогатого скота;

г) развитие новых приспособлений к жизни в изменившихся условиях;

д) сохранение старых видов в стабильных условиях среды;

е) получение высокопродуктивных бройлерных кур.

4 Какие утверждения относят к теории Чарльза Дарвина?

а) внутри вида разделение признаков приводит к видообразованию;

б) вид неоднороден и представлен множеством популяций;

в) естественный отбор это направляющий фактор эволюции;

г) при создании сортов и пород направляющим фактором служит искусственный отбор;

д) стремление организма к совершенству это движущий фактор эволюции;

е) популяция это единица эволюции.

5 Выберите признаки, характеризующие движущую форму естественного отбора

а) обеспечивает появление нового вида;

б) проявляется в изменяющихся условиях среды;

в) улучшается приспособленность особей к исходной среде;

г) уничтожаются особи с отклонением от нормы;

д) возрастает численность особей со средним значением признака;

е) сохраняются особи с новыми признаками.

6 Установите соответствие между признаками большого прудовика и критериями вида, для которых они характерны:

Признаки

Критерии вида

а) органы чувств одна пара щупалец;

б) темный цвет раковины;

в) обитает в пресных водоемах;

г) питается мягкими тканями растений;

д) раковина спирально закрученная.

1) морфологический;

2) экологический.

7 Укажите соответствие между примерами и возможными способами видообразования:

Примеры

Способы видообразования

а) раннецветущие и поздноцветущие популяции погремка на одном лугу;

б) подвиды тигров амурский и бенгальский;

в) популяции форели, различающиеся сроками нереста;

г) возникшие в результате пищевой специализации виды синиц;

д) популяции обыкновенной белки в Центральной России и на Кавказе.

1) географическое;

2) экологическое.

8 Сопоставьте форму естественного отбора и ее характеристики.

Характеристики

Формы отбора

а) действует против особей с крайними значениями признаков;

б) приводит к сужению нормы реакции;

в) действует в постоянных условиях;

г) происходит при изменении условий окружающей среды;

д) изменяет средние значения признака;

е) может привести к появлению новых видов.

1) движущий;

2) стабилизирующий.

9 Установите соответствие между видами организмов и направлениями эволюции, по которым в настоящее время происходит их развитие:

Виды организмов

Направление эволюции

а) клен ясенелистный;

б) зубр;

в) уссурийский тигр;

г) пырей ползучий;

д) лошадь Пржевальского;

е) одуванчик обыкновенный.

1) биологический прогресс;

2) биологический регресс.

10 Установите соответствие между эволюционными изменениями и главными направлениями эволюции.

Эволюционные изменения

Направления эволюции

а) возникновение семени у растений;

б) появление четырёхкамерного сердца хордовых;

в) выживаемость бактерий при низких температурах;

г) утрата пищеварительной системы у цепней;

д) приспособленность растений к опылению ветром;

е) появление копыт у крупнорогатого скота.

1) ароморфоз;

2) идиоадаптация;

3) общая дегенерация.

2 часть. Задания с развернутым ответом

11 Назовите причину индустриального меланизма у бабочек березовой пяденицы с положений эволюционного учения и определите форму отбора.

12 Какие ароморфозы обеспечили расцвет класса млекопитающих на Земле? Укажите четыре примера ароморфозов.

13 Какие изменения произошли в размножении покрытосеменных растений, по сравнению с папоротникообразными, в процессе эволюции?

Основы эволюционного учения

2 вариант

1 часть. Задания с кратким ответом.

1 К палеонтологическим доказательствам эволюции относят:

а) рудименты и атавизмы;

б) отпечатки растений на пластах каменного угля;

в) окаменевшие остатки папоротника;

г) копчик в скелете человека;

д) рождение людей с густым волосяным покровом на теле;

е) филогенетический ряды животных.

2 Какие из приведенных примеров можно отнести к ароморфозам?

а) развитие семян у голосеменных растений;

б) большое число боковых корней у капусты после окучивания;

в) образование сочной мякоти в плодах огурца;

г) выделение душистым табаком пахучих веществ;

д) двoйное оплодотворение у цветковых растений;

е) появление у растений проводящих тканей.

3 Выберите примеры ароморфозов:

а) возникновение теплокровности;

б) появление цветка и семени;

в) приспособленность некоторых растений к определённым опылителям;

г) потеря зрения у кротов;

д) появление длинных корней у верблюжьей колючки;

е) появление второго круга кровообращения.

4 Стабилизирующая форма естественного отбора проявляется:

а) в постоянных условиях среды;

б) в изменении средней нормы реакции;

в)в сохранении организмов в исходной среде обитания;

г) в уничтожении организмов с отклонением от нормы;

д) в сохранении организмов с мутациями;

е) в сохранении организмов с новыми признаками.

5 Выберите 3 фактора эволюционного процесса, приводящих к видообразованию.

а) изоляция;

б) биологический прогресс;

в) фенотипическая изменчивость;

г) наследственная изменчивость;

д) высокая плодовитость особей;

е) естественный отбор.

6 Установите соответствие между признаками голого слизня и критериями вида, для которых они характерны:

Признаки организма

Критерии вида

а) обитает в садах и огородах;

б) раковина отсутствует;

в) тело мягкое;

г) питается тканями наземных растений;

д) органы чувств две пары щупалец;

е) ведет наземный образ жизни.

1) морфологический;

2) экологический.

7 Установите соответствие между признаками обыкновенной беззубки и критериями вида:

Признаки

Критерии вида

а) личинка развивается в воде;

б) раковина состоит из двух створок;

в) тело покрыто мантией;

г) питается водными организмами;

д) взрослый организм обитает в пресных водоёмах;

е) кровеносная система незамкнутого типа.

1) морфологический;

2) экологический.

8 Установите соответствие между характером действия естественного отбора и его формой:

Характер действия естественного отбора

Формы отбора

а) действует в стабильных условиях среды;

б) сохраняет особей со средним значением признака;

в) действует в изменяющихся условиях среды;

г) вызывает появление новой нормы реакции организма;

д) снижает уровень наследственной изменчивости;

е) отбирает особей с уклоняющимися в одну сторону от среднего значения признаками.

1) движущий;

2) стабилизирующий.

9 Установите соответствие между направлениями эволюции систематических групп:

Характеристика

Направление эволюции

а) многообразие видов;

б) сужение ареала;

в) малое число видов;

г) высокая приспособляемость организмов;

д) расширение ареала;

е) уменьшение числа популяций.

1) биологический прогресс;

2) биологический регресс.

10 Установите соответствие между примерами дивергенции и конвергенции:

Примеры

Процесс

а) разнообразие пород кур;

б) сходство функций крыла бабочки и летучей мыши;

в) строение глаза осьминога и человека;

г) зависимость формы клюва вьюрков от способа добывания пищи;

д) сходство в форме и функциях конечностей кенгуру и кузнечика.

1) дивергенция;

2) конвергенция.

2 часть. Задания с развернутым ответом

11 Пчеловидные мухи, не имеющие жалящего аппарата, по внешнему виду сходны с пчелами. Объясните возникновение этого вида приспособления.

12 Назовите и сравните виды борьбы за существование и их значение в жизни организмов.

13 У позвоночных животных в связи с выходом на сушу возникла необходимость изменить кровеносную и дыхательную системы. Перечислите, какие ароморфозы в строении кровеносной и дыхательной систем позволили животным улучшать усвоение и транспорт кислорода при переходе к каждому следующему классу.


 

Правильные ответы


 

1 вариант

1) а,б,в;

2) б,д,е;

3) б,г,д;

4) а,в,г;

5) а,б,е;

6) 1,1,2,2,1;

7) 2,1,2,2,1;

8) 2,2,2,1,1,1;

9) 1,2,2,1,2,1;

10) 1,1,2,3,2,2;

11 Возможный вариант ответа:

1) причина изменения направления естественного отбора в пользу темноокрашенных бабочек загрязнение стволов берез копотью в промышленных районах, что дает преимущество в маскировке темноокрашенным бабочкам;

2) появление движущей формы естественного отбора.

12 Возможный вариант ответа:

1) возникновение и развитие шёрстного покрова;

2) живорождение и забота о потомстве;

3) развитие коры головного мозга;

4) дифференцировка зубов.

Могут быть перечислены другие ароморфозы: альвеолярные лёгкие, совершенная терморегуляция, вскармливание детёнышей молоком, плацентарное развитие плода.


 

13. Возможный вариант ответа:

1) у покрытосеменных растений появился цветок специализированный орган полового размножения;

2) двойное оплодотворение покрытосеменных;

3) семена находятся в плодах.


 

2 вариант

1) б,в,е;

2) а,в,е;

3) а,б,е;

4) а,в,г;

5) а,г,е;

6) 2,1,1,2,1,2;

7) 2,1,1,2,2,1;

8) 2,2,1,1,2,1;

9) 1,2,2,1,1,2;

10) 1,2,2,1,2;

11 Возможный вариант ответа:

1) вид приспособленности, когда незащищенные виды становятся похожими на защищенные виды, называется мимикрия;

2) особи, получают преимущество в выживании и распространяются в популяции.

12 Возможный вариант ответа:

1) внутривидовая наиболее острая форма борьбы за существование, потому что идет борьба за одни и те же ресурсы;

2) межвидовая борьба конкуренция разных видов в одной экологической нише за свет, пищу, воду и так далее может привести к замещению одного вида другим.

3) борьба с неблагоприятными условиями среды усиливает конкуренцию, как внутривидовую, так и межвидовую.

13 Возможный вариант ответа:

1) у земноводных впервые сформировались легкие, и появился второй круг кровообращения;

2) у рептилий в лёгких появились складки, увеличившие площадь поверхности лёгких, а в желудочке сердца появилась перегородка;

3) птицы имеют воздушные мешки, что позволяет увеличить эффективность газообмена в лёгких. Кроме того, у птиц полностью разделены желудочки сердца и круги кровообращения

4) у млекопитающих в связи с альвеолярным строением лёгких ещё больше увеличилась эффективность газообмена. При этом, так же как и у птиц, у млекопитающих полностью разделены круги кровообращения, что также обеспечило развить теплокровность в ходе эволюции.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Тестовые задания продуманные, соответствуют учебной программе.

8 March 2017

Спасибо) я еще только начинающий педагог) Поэтому ваши слова имеют для меня огромное значение

4 April 2017

Успехов Вам в работе!

4 April 2017