Тетрадь учителя «Какие образовательные дефициты учителя являются причиной затруднений?»
Тетрадь учителя
Подготовила: студентка 3 курса БФУ имени И. Канта факультета ФКиС Габрелян Надежда Владимировна
Калининград 2022
Работа для конкурса: «Всероссийский конкурс для школьных педагогов на лучшую образовательную статью «Просто о сложном»»
Задание. Профессиональные дефициты молодого учителя.
Какие образовательные дефициты учителя являются причиной затруднений?
Уважаемые учителя, очень прошу вас помочь, т.к. обратиться мне не к кому.
Я молодой учитель, преподаю ( биологию, физическую культуру …). В школе работаю 3 месяца. Работа мне очень нравится, все свое свободное время посвящаю подготовке к урокам. Однако с первого дня моей работы возникла проблема-7 класс (3.5.Использовать знания кризисов развития личности). Класс небольшой, но неуправляемый. как принято в коллективе есть местный "заводила". Он и создает настрой (2.6.Установить четкие правила поведения в классе). Мальчик психически ненормален (2.8.Общаться с детьми, понимать, признавать и уважать их достоинство) . Неадекватен и ведет себя абсолютно развязно (1.5.4. Использовать специальные подходы к обучению всех категорий: дети трудновоспитуемые) . Весь класс ему подыгрывает. Урок вести невозможно (2.4 Регулировать поведение учащихся) .
Я читала много литературы, каждое занятие придумывала что-то интересное, новое. Презентации, игры, фильмы, мини-спектакли и конференции-урок максимально динамичен-не помогает. Писала трактаты в дневники и общалась с родителями-никакого эффекта. Поощрения не действуют (1.3.Формировать мотивацию к обучению) . Помогает администрация школы, но ненадолго. К тому же часто пользоваться их помощью себе не позволяю-понимаю что мой авторитет падает. Другие, более опытные учителя тоже страдают.
Понимаю, что помогло бы унижение, но я не умею этого делать (3.7.2.Использовать психолого-педагогические технологии для работы с: дети с девиациями в поведении) . Более того, большинство учащихся мусульмане и я неоднократно слышу провокации.
Мне очень тяжело и я не знаю что предпринимать. Руки опускаются(3.1.Принимать разных детей, с особенностями здоровья, поведения).
В работе использовалась таблица:
п\п | Требование профессионального стандарта «педагог» |
1.Педагогические обучающие задачи: | |
1.1. | Осуществление проф.деятельности в соответствии с ФГОС |
1.2. | Создание безопасной и комфортной образовательной среды |
1.3. | Формировать мотивацию к обучению |
1.4. | Планирование и проведение учебных занятий |
1.5. | Использовать специальные подходы к обучению всех категорий: |
1.5.1 | с ОВЗ |
1.5.2 | одаренные дети |
1.5.3. | дети-мигранты |
1.5.4 | дети трудновоспитуемые |
1.6. | Объективно оценивать знания учеников |
1.7. | Обучать с применением ИКТ-технологий |
2. Педагогические воспитательные задачи: | |
2.1. | Использовать формы и методы воспитательной работы на уроке |
2.2. | Организовать экскурсии, походы и экспедиции |
2.3. | Использовать методы музейной педагогики |
2.4. | Регулировать поведение учащихся |
2.5. | Управлять классом с целью вовлечения в обучение и воспитание |
2.6. | Установить четкие правила поведения в классе |
2.7. | Поддержка в организации ученических органов самоуправления |
2.8. | Общаться с детьми, понимать, признавать и уважать их достоинство |
2.9. | Обеспечить понимание учащимися ценностей учебного знания |
2.10 | Создать ситуации успеха, культуры переживания и др. эмоции |
2.11 | Реализовать воспитательные возможности спортивной работы |
2.12 | Учитывать культурные, гендерные и индивидуальные особенности |
2.13 | Создавать детско-взрослые общности: ученики-родители-педагоги |
2.14 | Привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка |
2.15 | Сотрудничать со специалистами к решению воспитательных задач |
2.16 | Поддержка в классе дружелюбной атмосферы |
2.17 | Защита, помощь, поддержка детей в конфликтной ситуации |
2.18 | Поддержка традиций школы, вносить положительный вклад |
3. Педагогические развивающие задачи | |
3.1. | Принимать разных детей, с особенностями здоровья, поведения |
3.2. | Наблюдать проблемы детей, связанные с особенностями развития |
3.3. | Создание безопасной и комфортной образовательной среды |
3.4. | Составлять совместно со специалистами программу развития детей |
3.5. | Использовать знания кризисов развития личности |
3.6. | Развивать образцы и ценности социального поведения |
3.7. | Использовать психолого-педагогические технологии для работы с: |
3.7.1 | детьми- с СДВГ |
3.7.2 | дети с девиациями в поведении |
3.7.3 | дети с зависимостью |
Задание. Выявить конфликтность правовой защищенности участников образовательных отношений
Рейтинг наиболее конфликтных прав и обязанностей педагогов
Тестируемый (ответчик): Екатерина Андреевна (учитель физической культуры)
Образовательное учреждение: МАОУ СОШ № 24
Права | Обязанности | Степень конфликтности*i | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
Из книги «Школа и право. Педагоги» | |||||||
свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность | осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой | 3 | 1 | ||||
свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; | соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики | 2 | 1 | ||||
право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) | уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений | 1 | 2 | ||||
право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании | развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни | 4 | 2 | ||||
право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, 16 дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ | применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания. Применение педагогически обоснованных форм, методов обучения и воспитания означает использование при осуществлении педагогической деятельности таких форм и методов, которые способствуют достижению целей педагогической деятельности | 4 | 1 | ||||
право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций | учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями | 3 | 1 | ||||
право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность | систематически повышать свой профессиональный уровень | 1 | 1 | ||||
право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством РФ или локальными нормативными актами | проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании | 3 | 1 | ||||
право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации | проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя | 5 | 1 | ||||
право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации | проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда | 1 | 3 | ||||
право на объединение в общественные профессиональные организации | соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка | 5 | 1 | ||||
право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений | | 5 | |||||
право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников | | 4 | |||||
Из устава МАОУ СОШ № 24 | |||||||
свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники в соответствии с утверждёнными федеральными перечнями учебников и учебных пособий, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждений, а также, методов оценки знаний обучающихся; | соблюдать Устав, правила внутреннего трудового распорядка; условия трудового договора; | 4 | 1 | ||||
повышать свою квалификацию; | сотрудничать с семьями по вопросам обучения и воспитания, содействовать удовлетворению спроса родителей на образовательные услуги; | 1 | 1 | ||||
аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить её в случае успешного прохождения аттестации; | проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в соответствии с законодательством. | 1 | 2 | ||||
на сокращённую рабочую неделю; | нести ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации. | 4 | 1 | ||||
на удлинённый оплачиваемый отпуск; | | 4 | |||||
на льготное пенсионное обеспечение | | - | |||||
на социальные гарантии и меры социальной поддержки, установленные законодательством; |
| 5 | |||||
на длительный, сроком до одного года, отпуск не реже чем каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы. | | | |||||
другие права, предусмотренные законодательством РФ, коллективным договором и трудовым договором. | | 3 |
i * где:
1- не нарушается
5- высшая степень конфликтности
Задание "Комплексная безопасность образовательной среды". Изучить пособие "Безопасная школа" и составить методику "Матрица безопасности школы".
«Измерение и оценка безопасности образовательной среды»
Тестируемый (ответчик): Виктория, 7 класс. Гимназия № 22
РЕЙТИНГ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ УЧАЩИМСЯ
Защищенность | Оценка | |||||
Личностная защищенность | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ОУ определяет в документах (перечислить документы: устав) в чем заключаются права детей на личную жизнь, оставляет закрытой информацию о ситуации в семье, о результатах медицинских осмотров, психологического тестирования. | | | | | | + |
ОУ определяет вопросы, по которым должно систематически изучаться мнение детей, при решении которых оно обязательно должно учитываться | | | | | + | |
Доступность информации о получении психологической, социально-педагогической помощи в школе, районе, о кризисных службах, в том числе и по проблеме употребления психоактивных веществ | | | | | + | |
ОУ создает условия, гарантирующие невозможность продажи наркотиков, курения, распития спиртных и слабоалкогольных напитков, распространения порнографической продукции, литературы, пропагандирующей насилие, расовую и национальную дискриминацию | | | + | | | |
Социально-психологическая умелость | ||||||
ОУ предоставляет помощь в решении значимых для детей проблем, включая помощь в разрешении конфликтов в самом образовательном учреждении и в семье | | | | + | | |
В ОУ создана система профилактики употребления ПАВ (есть документальные подтверждения: программы, отчеты и др.) | | | + | | | |
Профориентационное консультирование доступно всем выпускникам основной и средней школы (программы, отчеты и др.) | | + | | | | |
Учет возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей учащихся | ||||||
а) Наличие результатов диагностики школьной адаптации… | ||||||
десятиклассников | | | | | + | |
учащихся предпрофильных и профильных классов | | | | | + | |
пятиклассников, восьмиклассников | | | | + | | |
первоклассников | | + | | | | |
детей-инвалидов, часто болеющих детей, опекаемых детей | | + | | | | |
б) Наличие социально-педагогической диагностики, коррекции | ||||||
по проблемам девиантного поведения | | | + | | | |
по логопедическим и дефектологическим проблемам | | + | | | | |
по проблемам учебных затруднений учащихся | | + | | | | |
Учет медицинских показаний при формировании групп для занятий физической культурой (основная, подготовительная, специальная медицинская) | + | | | | | |
Оценка безопасности здания и помещений ОУ | ||||||
ОУ осуществляет меры, предупреждающие травматизм детей | | | + | | | |
ОУ создает условия, гарантирующие сохранность личных вещей детей | | + | | | | |
ОУ имеет охрану (принимает меры), исключающие возможность проникновения посторонних | + | | | | | |
Комфортность | ||||||
Создание развивающей среды | ||||||
Спектр возможностей для самореализации в сфере дополнительного образования для учащихся всех возрастных групп | | + | | | | |
Наличие в библиотеке достаточного количества справочной, энциклопедической, психологической, художественной литературы для всех возрастных групп учащихся | + | | | | | |
Удовлетворенность … | ||||||
Отношениями с педагогами | | | | + | | |
Отношениями с одноклассниками | | + | | | | |
Организацией внеурочной деятельности классного и школьного коллектива | + | | | | | |
Здание школы (объемно-планировочное, пластическое, цветовое решение) | ||||||
Помещения школы поддерживают чувство свободы (не подавляют) | | | | | | + |
В ОУ есть условия для уединенного отдыха учащихся, спокойных игр на переменах (шахматы и др.) | | | | | + | |
Помещения начальной школы создают ощущение заботы, теплоты и приветливости | + | | | | | |
В ОУ есть зоны для активного отдыха учащихся начальной и основной школы на переменах и после уроков (игровые рекреации, внутренний дворик, оборудованная спортплощадка, игровая площадка) | + | | | | | |
0 - безопасно
5 - высшая степень опасности
Самая опасная сфера: Личностная защищенность
Самая безопасная сфера: Создание развивающей среды
Вывод: В этом образовательном учреждении регулирование поведения учащихся для поддержания безопасности образовательной среды и возможности самого учреждения в плане комфортности обстановки находятся на весьма высоком (в хорошем смысле) уровне. Средний балл составляет 1,96 балла от общей оценочной характеристики, а из этого следует, что среда данного образовательного заведения соответствует проблемной среде, то есть самой безопасной из возможных. Однако необходимо все же перепроверить некоторые компоненты устройства безопасности атмосферы для учащихся, так как в некоторых моментах дети, так или иначе, чувствуют давление или ущемление своей воли.
Задание. «Самопрезентация. Тактика установления контакта. Доверие. Интерес. Уникальность».
Всем здравствуйте, меня зовут Габрелян Надежда Владимировна. Я учусь в БФУ имени И. Канта, на факультете ФКиС. Сейчас я расскажу немного о себе, своем характере, хобби и планах на будущее.
Я считаю себя довольно эрудированным и ответственным человеком, в спектр моих способностей входят: умение урегулировать небольшой конфликт и привести стороны к компромиссу, объединение и распределение людей по качествам, необходимым для достижения поставленной цели, обучение людей разных возрастов навыкам, которыми владею и объяснение различных тем, в которых разбираюсь. Так же я сама быстро обучаюсь новому и вливаюсь в коллектив.
Мой характер, по мнению личностей, которые меня окружают, покладистый, мягкий и уравновешенный, но на деле это не всегда так. Со мной, без сомнений, легко общаться, я умею «слушать» и поддерживать, это значит, что уровень моей эмпатии довольно высок. Но я не потерплю несправедливости в любом ее исполнении, и если столкнусь с ней, моя реакция не заставит себя ждать. Умею справляться с трудностями, в нестандартной ситуации сохраняю спокойствие и быстро подстраиваюсь, уровень моей работоспособности высок, так как я умею заниматься несколькими делами одновременно, не снижая качества работы, так же я обладаю такой чертой характера, как перфекционизм и не смогу завершить работу пока она не будет удовлетворять все требования.
Мое любимое хобби это танцы, благодаря им, я могу отдохнуть и восполнить утраченные на работе силы и эмоции. Мне очень бы хотелось поделиться этим чувством с моими подопечными, таким образом я планирую открыть секцию по танцам для детей и подростов. Так же я люблю вязать, шить, готовить новые блюда и смотреть фильмы в жанре детектив и мультипликацию. Не люблю военные фильмы и мелодрамы. Я могу научиться любому делу, и очень этим горжусь. В копилку моих увлечений так же входят: игра на фортепиано, составление цветочных композиций и изучение иностранных языков и психологии. Но стоит отметить, что я довольно неуклюжая и довольно часто что-то ломаю или травмируюсь.
Именно по этой причине, я собираюсь связать свою жизнь не с физическими аспектами спортивной деятельности, а с психологией спорта. В моих планах заниматься психическим здоровьем юных спортсменов, и помогать им справляться с сильными эмоциональными переживаниями.
Задание. Воспитательные методики формирования дисциплинированности/дружелюбия в классном коллективе
Методика формирования дружелюбия в классном коллективе
(по материала книги Прутцман «Дружный класс как маленькая планета».
Глава 8. Давайте создадим коллектив» и др. Главы по выбору.)
Задание: ознакомьтесь с содержанием материала, выберите педагогические средства, обратите внимание на описание их возможностей в формировании умений и опыта, внесите выбранный материал в таблицу. Объем – 1 страница.
Глава 7
Этап | Педагогические средства |
1.Диагностический. Какие образовательные дефициты выявляются? Дети, впервые попавшие в группу, иногда чувствуют себя неуверенно, потому что не знают, чего им ожидать. Таким образом, образовательные дефициты состоят из не умеющих коммуницировать между собой детей, чувствующих стеснение. | Какими средствами измеряется? Измеряется наблюдением педагога и оценкой деятельности ребенка |
2. Формирующий. Какие умения и опыт формируются? Формируются навыки устраняющие скованность, так как игры снимают напряжение и помогают детям вести себя весело и непринужденно. Так же повышается энергетический потенциал группы и концентрация внимания детей на том, что с ними реально происходит. | Какими средствами формируются умения и опыт? Умения и опыт формируются играми (Игра От Одного до Десяти, Пантомима Вызов и т.д.) |
3. Результативный. Что измеряется и оценивается? Результативно измеряется умение детей создавать общение, то есть умение слушать, говорить и сотрудничать, А так же общее умение класса формировать коллектив. | Какими средствами измеряется? Чем характеризуется овладение опытом? Измеряется способностью вливаться в коллектив и находить общий язык с другими детьми |
Задание. Способы педагогической поддержки.
Анкетирование
Поддержка педагогом учащегося-подростка в конфликтной ситуации
Уважаемые школьники, примите участие в опросе о способах защиты и поддержки педагогами учащихся, которые участвуют в конфликтах.
Тестируемый (ответчик): Виктория класс __7_
Образовательная организация: Гимназия №22
Конфликты в классе, школе | да | нет |
я был (а) участником | | + |
я был (а) свидетелем | + | |
с учителем | | + |
с учащимися | + | |
с родителями | | + |
Рейтинг ожидаемых действий поддержки педагога учеником
Оцените по 5-бальной школе, где 5 - ожидаю больше всего, 0 - не ожидаю
Способы защиты и поддержки | Ожидаю |
Какие действия в конфликте вы ожидаете от учителя для вашей защиты и поддержки? | |
открыто вмешивается и останавливает конфликт | 5 |
беседует о причинах конфликта | 5 |
помогает справиться с отрицательными эмоциями (гнев, обида, страх) | 5 |
вырабатывает правила, защищающие права и достоинство детей | 5 |
свой вариант Помощь пострадавшему ученику | 5 |
справедливо устанавливает виновников конфликта | 4 |
учит согласовывать интересы всех учащихся в классе | 4 |
учит терпимо относиться к разногласиям | 4 |
организует коллективное обсуждение конфликта в классе | 3 |
организует родительское собрание для обсуждения конфликта | 3 |
направляет в школьную службу медиации | 2 |
Вывод: Виктория была свидетелем конфликта 2 учащихся и в последующем действий учителя. В конфликтной ситуации педагог сработал оперативно и разнял участников конфликтной ситуации, провел воспитательную беседу и сообщил родителям дерущихся учеников. Виктория уделяет особое внимание тому, что учитель обрабатывал ссадины и ушибы учеников во время беседы о причине конфликта. Однако, тестируемый, как и сами участники конфликта желали бы оставить данный инцидент в рамках школьных отношений и не сообщать о нем родителям и опекунам. Учащийся ставит на первое место активные действия педагога и динамическое решение конфликта, следовательно, ему важна уверенность в своем учителе, в том, что он первый придет на помощь. Так же учащийся не желает всеобщего обсуждения конфликтов, то есть ожидает воспитательную работу только в узком кругу или целенаправленно на конфликтного ученика. О службе медиации не осведомлен.
Возможности образовательного потенциала семьи в преодолении личностных дефицитов подростка
Задание: обобщите образовательный потенциал своей семьи, составьте программу преодоления личностных дефицитов подростков-новичков в классе (на материале ранее выполненных заданий).
Компонент программы | Реализация образовательного потенциала семьи |
Моя семья | В этом городе, моя семья состоит из моей мамы и меня. Так же у меня есть сестра и ее муж, племянник (их сын), бабушка, дядя и тетя и мои брат и сестра (их дети). Сейчас мы с мамой одни, поэтому поддерживаем и учим пройденному опыту друг друга. |
Образование моей семьи: профессиональное, дополнительное, хобби | Моя сестра окончила экономический факультет (бакалавриат). Хобби - бьюти процедуры (подрабатывает мастером). Ее муж IT-менеджер. Занимается футболом Племянник еще ходит в детский сад. Любит собирать «лего». У моей мамы нет образования, но она быстро обучается всему, чтобы не встало на ее пути. Наше с мамой хобби и работа это цветы (цветочные салоны), составление цветочных композиций и букетов. Бабушка бывшая работник цеха, в дальнейшем медсестра. Выращивает все что можно. Дядя военный ВДВ. Делает ремонты соседям и знакомым. Тетя воспитательница в детском садике. Интересуется скапбукингом Двоюродные сестра и брат ходят в школу. Одна занимается оригами, второй любит роботов. |
Преодоление личностных дефицитов средствами образовательного потенциала семьи | Для создания условий для моей с сестрой счастливой жизни, мама работала на нескольких работах и в итоге повредила здоровье. Сейчас я забочусь о ней, слежу за здоровьем и ограничиваю от перенапряжения и излишней трудолюбивости. Мое раскрытие и развитие как личности, началось в 14 лет, в этот сложный период мама не ограничивала меня, поэтому у меня сформирована собственная мотивация к саморазвитию, самопознанию и самообразованию. Моя сестра, ее муж и мой дядя имеют очень прямолинейный характер, поэтому, благодаря им, я могу свободно общаться с людьми с такой же чертой, отстаивать свое мнение и не обращать внимания на обидчиков. Бабушка и тетя очень добрые и отзывчивые, именно они научили меня эмпатии и справедливости. Их объятия всегда были теплыми и успокаивающими. |
Программа преодоления личностных дефицитов подростков-новичков в классе
У каждого ребенка имеются свои школьные и социальные проблемы и трудности, но подростков объединяет то, что в этом возрасте на первый план выходят проблемы общения и самопознания. Общение в жизни детей играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды. В работе с подростками мы отдаем предпочтение групповой форме проведения психологических занятий. Подростковый возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы. Общение со сверстниками воспринимается ими как нечто очень важное и личностное, однако известно, что у ребят существует потребность в благоприятном, доверительном общении со взрослыми. А особые трудности в общении испытывают дети, которым не хватает родительского внимания и тепла. Чаще всего социально-эмоциональные нарушения возникают вследствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций, нарушений межличностных отношений со взрослыми и сверстниками, закрепление отрицательного опыта, это в свою очередь ведет к повышению неуверенности в себе и формированию личностной тревожности.
Для разрешения личностных трудностей подростков-новичков, необходимо, что бы он влился в коллектив и нашел «родственную душу» среди сверстников, которой мог бы выражать свои переживания. Так же со стороны педагога, следует внимательно наблюдать за поведением ребенка, аккуратно подталкивать его в правильном направлении жизненных ориентиров и оказывать положительное влияние на самооценку подростка. В семье каждого ребенка в подростковый период не должно быть тотального контроля за его деятельностью, он должен чувствовать свободу и в то же врем защищенность находясь дома. Родители могут наказывать ребенка за проступки (прим. девиантное поведение), но ошибки детей должны восприниматься опекунами иначе, как жизненный опыт, пройденная ступень, невнимательность и т.п. Таким образом, психо-эмоциональное состояние подростка полностью зависит от его коммуникации со сверстниками и взрослыми. Его отношение к миру формируется из показанных ему видов взаимосвязей в отношениях между людьми, другими словами в наших руках будущее наших детей.
Задание. Восстановительные технологии. Определите адекватную восстановительную программу
Пример конфликта:
19. Один из мальчиков вашего класса, в других отношениях довольно приличный, постоянно бьет девочек по непонятной причине. Он просто не может видеть девочку и не ударить ее. Родители возмущены, девочки плачут. Угрозы, наказания не действуют, от этого становится только хуже.
Как быть?
Модель конфликта:
совместная деятельность участников образовательных отношений, требующая согласования действий и решений;
сложная/проблемная коммуникация в классе/группе;
ситуации с причинением вреда, квалифицируемые как общественно опасные деяния несовершеннолетних;
Главная цель: Понять причину девиантного поведения учащегося и создать условия в отношении него для самостоятельного восстановления нарушенных отношений и загладить причиненный девочкам ущерб.
Восстановительная программа: Восстановительная медиация и семейный совет.
Последовательность применения техник восстановительной программы:
техника активного слушания
восстановительная беседа
техника работы с интересами
техника работы с чувствами
техника задавания вопросов
семейная конференция
Изначально необходимо выслушать обе стороны конфликта и направить мальчика к школьному психологу для разбора его психо-эмоционального состояния и причин подобного поведения. Позже отправить девочек на консультацию с психологом и оценить уровень причиненного им вреда.
За тем в целях реализации восстановительного подхода рекомендуется вовлечь/создавать Школьные службы примирения, так как в данном случае совершенно общественно опасное деяния, которое может иметь последствия в комиссии по делам несовершеннолетних: защите прав побитых девочек и административная или уголовная ответственность мальчика.
Далее нужно подготовить стороны конфликта к совместной встрече и создать наилучшие условия для реализации в ней ценностей примирения. Помочь мальчику принять ответственность перед жертвами и загладить причиненный вред насколько это возможно. Помочь девочкам выйти из состояния жертвы за счет заглаживания обидчиком причиненного им вреда и предоставить возможность обидчику ответить на вопросы жертв и родителей в комфортных для него условиях. Спланировать со сторонами конфликта их конкретные действия, что позволит избежать повторения подобных ситуаций в дальнейшем. Направить родителей или опекунов мальчика на поддержку ими позитивных изменений в мальчике и заключить между сторонами примирительный договор.