Тезисы по ВКР «Сборник заданий по разделу «И в шутку и всерьёз», направленных на развитие навыков выразительного чтения обучающихся на уроках литературного чтения во 2 классе»

2
0
Материал опубликован 9 December 2021

СБОРНИК ЗАДАНИЙ ПО РАЗДЕЛУ "И В ШУТКУ И ВСЕРЬЁЗ", НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ


Кочнева А.В., студентка

ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», г. Камышлов,

специальность «Преподавание в начальных классах», 4 курс

Красноперова Л.М., преподаватель



Федеральный государственный стандарт начального общего образования и основная образовательная программа начального общего образования в соответствии с предъявляемыми требованиями представляет одной из главных задач начального обучения ‒ овладение младшими школьниками навыками выразительного чтения, которые способствуют воспитанию читательской восприимчивости и нравственных качеств учащихся, развитию речи и творческих способностей обучающихся. Центром развития навыков выразительного чтения является повысить уровень выразительного чтения у младших школьников посредством заданий.

Анализ исследований, посвященных развитию навыков выразительно чтения у младших школьников, показал, что эта проблема в разных аспектах освещалась в психологической и педагогической литературе, в работах большое значение выразительному чтению придавали многие известные педагоги: Л.А. Горбушина, М.А. Рыбникова, К.Д. Ушинский.

На основе сопоставительного анализа нормативных документов, психолого-педагогической, методической литературы и практики современной школы были определены противоречия. Ключевым является противоречие между достаточной теоретической изученностью проблемы развития навыков выразительного чтения на уроках литературного чтения во втором классе и недостаточной степенью выявления возможностей заданий по разделу «И в шутку и всерьёз», направленных на развитие навыков выразительного чтения на уроках литературного чтения во втором классе. Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования: недостаточный уровень методического обеспечения развития навыков выразительного чтения на уроках литературного чтения во втором классе и обосновать актуальность темы: «Сборник заданий по разделу "И в шутку и всерьёз", направленных на развитие навыков выразительного чтения обучающихся на уроках литературного чтения во 2 классе».

По результатам исследования учителя начальных классов МБОУ "СОШ № 45" г. Чебоксары М.Р. Сабировой было выявлено, что просьба прочитать наизусть любимое стихотворение выявило ряд недостатков: при исполнении стихотворения первоклассники были очень не выразительны в своей интонации, делали неверные логические ударения, торопились, «глотали» последние слова произведения [4].

Решение поставленной проблемы осуществилось на основе процесса развития навыков выразительного чтения у младших школьников на уроках литературного чтения, посредством сборника заданий.

На первом этапе были проанализированы результаты исследований, направленных на развитие навыков выразительно чтения у младших школьников посредством заданий.

К числу основных отнесены определения, раскрывающие сущность объектной области исследования. Навык чтения – это и то, чему учат, и одновременно то, посредством чего ученик сам учится (Л. Климанова). Навык чтения – сложное речевое умение, доведенное упражнениями до автоматизма, позволяет читателю воспринимать содержащуюся в текстах информацию, перерабатывать ее (получать новые знания, выявлять причинно-следственные связи, осознавать идею художественного произведения, формировать собственное отношение к прочитанному, использовать полученную информацию с пользой для себя) (В.П. Глухов). Выразительное чтение – это умение использовать основные средства выразительности для отражения в чтении своего понимания, оценки содержания и смысла текста, отношения к нему, стремление с наибольшей полнотой, убедительностью и заразительностью донести все это до слушателя или аудитории (О.В. Кубасова). Выразительное чтение повышает качество усвоения литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстового материала. Анализ понятий позволил прийти к выводу, что процесс развития навыков выразительного чтения включает в себя две стороны: смысловую и техническую [1].

На втором этапе выявлены возможности заданий для развития навыков выразительного чтения у младших школьников; проанализированы имеющийся педагогический опыт использования заданий для развития навыков выразительного чтения у младших школьников; проанализированы примерные программы начального общего образования, учебные пособия. Результаты анализа программных и учебных материалов свидетельствуют о том, что охарактеризованные авторами психолого-педагогические условия, методы и приемы, направленные на развитие навыков выразительного чтения, достаточно разнообразны, но не представлены в форме заданий, которые учитель может встраивать в образовательный процесс. В связи с этим возникает необходимость в подборе и разработке разнообразных заданий, выстроенных в сборнике заданий и направленных на развитие навыков выразительного чтения на уроках литературного чтения во втором классе.

Любая педагогическая деятельность начинается с цели. Целью сборника заданий является развитие навыков выразительного чтения у младших школьников.

Навыки выразительного чтения относиться к познавательным и коммуникативным универсальным учебным действия, которые можно формировать у младших школьников на каждом уроке литературного чтения в начальных классах. Учебный предмет «Литературное чтение» направлен на развитие навыка чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Успехи в этом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. Поэтому сборник заданий ориентирован на реализацию в рамках учебного курса «Литературное чтение». Структура сборника заданий построена на основе рабочей программы «Литературное чтение» М.В. Бойкина, Л.Ф. Климанова, предметной линии учебников системы «Школа России» и учебнику по предмету «Литературное чтение» для 2 класса [3]. Поэтому в структуру сборника заданий включено 2 части: 1 часть. Структурные компоненты технической стороны чтения: 1) задания на выделение пауз; 2) задания на развитие восприятия речевого темпа и на совершенствование чувства ритма; 3) задания на развитие восприятия мелодики; 4) задания на развитие интонационной выразительности речи; 5) задания на постанову логического ударения. 2 часть. Структурные компоненты смысловой стороны чтения: 1) задания на определение смысла текста; 2) задания на определение настроения; 3) задания на анализ героев произведения.

Задания выстроены с учётом особенностей развития навыков выразительного чтения во втором классе. В начале учебного года включены задания, направленные на отработку и закрепления навыков на техническую сторону чтения, плавно переходя на смысловую сторону чтения, в некоторых зданиях соединены 2 стороны чтения, что показывает неразрывность двух сторон чтения.

В сборнике задания представлены в двух разделах из двух сторон чтения и объединены общими целями. Цели заданий: совершенствование навыка чтения: работа над правильностью, беглостью, сознательностью и выразительностью чтения; формирование читательских умений при рабате с текстом; умений думать над произведением до чтения, во время чтения и после завершения чтения, что и способствует быстрому освоению текста; развитие речи, мышления и воображения детей; формирование умения выразительно читать поэтические произведения, учитывая критерии выразительного чтения: паузы, темп, логические и фразовые ударения, повышение и понижение голоса (мелодика), интонация [2]. Цикличность сборника заключается в периодическом применении критериальных и алгоритмических методов для полноценного развития навыков выразительного чтения на уроках литературного чтения во втором классе по двум сторонам чтения. Смысловая сторона чтения включает в себя задания, направленные на развитие умения проникать в эмоциональный настрой произведения; развитие оперативной памяти и внимания к слову. Техническая сторона чтения включает в себя задания и упражнения, направленные на развитие интонационной выразительности, умения распределять высоту голоса, гибкости голоса, повышать и понижать голос, развитие четкого произношения. Сборник по разделу «И в шутку и всерьез» адресован учителю и является объектом для организации деятельности учащихся.

Для оценки отслеживание динамики развития во втором классе навыков выразительного чтения, а, следовательно, и действенности сборника заданий по разделу «И в шутку и всерьез» были разработаны карты наблюдения, листы экспертной оценки, подобраны дополнительные диагностики: тест на оценку сформированности навыков чтения из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения» (Л.А. Ясюкова); диагностика интонационной стороны речи по методике О. И. Лазаренко; диагностика смыслового чтения у учащихся начальных классов (Г. Г. Граник).

Учитывая, что разнообразные методы педагогической диагностики имеют свои плюсы и минусы, планируется их применение в комплексе. Это будет способствовать получению достоверных результатов, валидных и надежных данных, на основе которых можно делать вывод о степени сформированности навыков выразительного чтения на уроках литературного чтения во втором классе.

Таким образом, практическая значимость проекта заключается в том, что сборник заданий по разделу «И в шутку и всерьез», направленных на развитие навыков выразительного чтения на уроках литературного чтения во втором классе, могут быть использована учителями начальных классов как одно из условий успешного формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.


Список литературы:

Ефимец О.Д. Статья «Совершенствование навыков чтения» / 26.08.2019 Url:/ https://www.art-talant.org/publikacii/15063-statyya-sovershenstvovanie-navykov-chteniya (дата обращения: 17.11.21)

Иванова М.А. Статья «Методика формирования навыка чтения» / 28.09.2020 Url:/ https://pedsovet.su/load/239-1-0-56235 (дата обращения: 17.11.21)

Климанова, Горецкий. Литературное чтение 4 класс 2 часть, Школа России. Url:/ https://znayka.cc/uchebniki/4-klass/literaturnoe-chtenie-4-klass-2-chast-klimanova-goretskij-shkola-rossii/ (дата обращения: 17.11.2021г.)

Сабирова М.Р. Статья «Работа над выразительным чтением в начальных классах» / 05.01.2017 Url:/ https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=11593 (дата обращения: 17.11.21)




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.