Урок литературы во 2 классе «И в шутку и всерьёз» по УМК «Школа России»

17
2
Материал опубликован 21 July 2018 в группе

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Обобщающий урок по разделу «И в шутку и всерьёз».

ФИО: Уральцева Светлана Владимировна

Место работы: МБОУ СОШ №162 Кировского района, г.о. Самара

Должность: учитель начальных классов

Предмет: литературное чтение

Класс: 2

Тема: Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз».(1)

Базовый учебник: Литературное чтение 2 класс («Школа России»). Л.Ф. Климанова , В.Г. Горецкий, М.:Просвещение (Учебник,2012)

Цель урока: повторить и обобщить знания учащихся по прочитанным произведениям раздела «И в шутку и всерьёз».

Задачи:

- учить составлять вопросы к прочитанному произведению, анализировать, высказывать своё мнение;

- развивать творческие способности детей, память, внимание, мышление;

- воспитывать интерес к урокам чтения, чувства коллективизма и взаимопомощи.

Тип урока: урок обобщения и систематизации ( урок- игра).

Формы работы учащихся: самостоятельная, в парах, в группах.

Необходимое техническое оборудование: магнитофон, демонстрационный материал для индивидуальной или групповой форм работы, разноцветные лепестки, смайлики, листы самооценивания.

Ход урока.

1.Эмоциональное начало урока.

- У нас урок литературного чтения, урок общения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет, сосед!»

- Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…

Дети хором произносят текст:

Привет, сосед!

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил.

- Пусть доброе и солнечное настроение сопровождает нас в течение всего урока и помогает справляться с учебными задачами. Успехов вам!

2.Речевая разминка

На-на-на - во дворе растёт сосна;

Но-но-но - завтра мы пойдём в кино;

Ан-ан-ан - собери свой чемодан;

Ин-ин-ин - вы ходили в магазин?

-Прочитайте чистоговорку шепотом и медленно.

-А теперь прочтите ее громко и быстро.

Соня Зине принесла малину в корзине.

- Прочтите предложение с вопросительной интонацией.

-Теперь прочтите с восклицательной интонацией.

- Поставьте логическое ударение на слове Соня.

3.Целеполагание.

- Какие цели перед собой поставим? В этом нам помогут наши звёздочки-желания.

- Выберите, те действия, которые хотели бы совершать на уроке (смеяться над товарищем, баловаться, разговаривать с товарищем, подсказывать друг другу, играть в умные игры, повторять то, что знаем, советоваться с другом, помогать другу, активно работать на уроке).

4. Актуализация знаний. Определение темы урока.

Игра «Доскажи словечко».

Ложка – это ложка,

Ложкой суп…(едят),

Кошка – это кошка,

У кошки семь...(котят)

Тряпка – это тряпка,

Тряпкой вытру… (пол)

Шапка – это шапка,

Оделся и …(пошёл)

А я придумал слово,

Смешное слово … (плим)

Я повторяю снова:

Плим, плим,…(плим)

Вот прыгает и скачет

Плим, плим…(плим)

И ничего не значит

Плим, плим…(плим).

- Назовите автора и название стихотворения. ( «Плим», Ирина Токмакова)

- А в каком разделе оно нам встречалось?

- Кто догадался почему я опять вернулась к этому произведению?

- Определите тему нашего урока.

- Правильно. Мы закончили раздел «И в шутку и в серьёз». Сегодня ещё раз вспомним произведения из этого раздела.

- А пройдёт наш урок в необычной форме, в виде игры «Цветик – семицветик».

Итак, друзья, начнем программу.

Затей у нас большой запас!

А для кого они?

Для вас.

Я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интереснее,

Чем наши весёлые книги и сказки.

5. Обобщение и систематизация знаний. Творческое использование сформированных умений и навыков.

- Отгадав загадку, определим цвет лепестка с заданием.

У малины и клубники,

Помидора и брусники

Вкус, конечно, очень разный,

Ну а цвет похожий — ... (красный)

Красный. «Угадай рассказ». Работа в группах.

Текст разрезан на части. Дети восстанавливают последовательность событий.

Чтение текстов. Назвать автора и название произведения.

Гулял он себе, гулял и вдруг около большого фруктового сада увидел несколько ящиков с апельсинами. Недолго думая он забрался в один из них и стал завтракать. Он съел целых два апельсина и так объелся, что ему трудно стало передвигаться. Поэтому он прямо на фруктах улегся спать. «Чебурашка» (отрывок)

Каждый день они собирались вместе и придумывали что-нибудь интересное. Или просто разговаривали. Или мартышка пела смешные песенки, а удав, слонёнок и попугай слушали и смеялись. Или слонёнок задавал умные вопросы, а мартышка, попугай и удав отвечали. Или слонёнок и мартышка брали удава и крутили, как скакалку, а попугай прыгал через него. «Зарядка для хвоста» (отрывок)

А она к тому же была очень густая. Если бы она была жидкая, тогда другое дело, я бы зажмурился и выпил её. Тут я взял и долил в чашку кипятку. Всё равно было скользко, липко и противно. Главное, когда я глотаю, у меня горло само сжимается и выталкивает эту кашу обратно. Ужасно обидно! Ведь в Кремль-то хочется! И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти всё можно съесть. Взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли и остановилось дыхание, и я, наверное, потерял сознание, потому что взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу. «Тайное становится явным» (отрывок)


 

Если ищешь этот цвет,

Знай, его в морковке нет.

А вот в репке бы нашел ты

Этот цвет. Какой он? (Желтый)

Желтый. «Найди ошибку» Работа в группах.

Детям предлагаются разрезанные предложения.

- Восстановите и найдите ошибки в названиях рассказов и стихотворений.

Всё тайное становится ясным (явным)

Товарищам взрослым (детям)

Если был бы я мальчишкой (девчонкой)

С нашей квартирой (над)

В чуждой стране (чудной)

Зарядка для ума (хвоста)

Спрятан этот цвет в листочках

И в гороховых стручочках.

Даже огурец соленый

Тоже летом был... (зеленый)

Зелёный. Динамическая пауза. Выполнение упражнений под музыку.

Незабудок цвет чудесный —

Светлый, радостный, небесный.

Угадаем мы с тобой

Этот цвет. Он — ...(голубой)

Голубой. «Доскажи словечко».

На карточках напечатаны отрывки из стихотворений. Дети читают по

очереди. Назовите автора.

Карточка 1

Над бумажным над листом

Машет кисточка хвостом.

И не просто машет,

А бумагу мажет.

Красит в разные цвета.

Ух, какая… (красота).

Карточка 2

Сегодня вышел я из дома.

Пушистый снег лежит кругом.

Смотрю - навстречу мой знакомый

Бежит по снегу… (босиком).

Карточка 3

Возьмем с собой сушеных груш

И двинемся в лесную глушь

Одни - в далёкий ……(путь).

Я у Старкова за спиной,

Спешит Красильников за мной –

Назад не ….(повернуть).

Взлетают палки наши в лад,

И наши лыжи в лад скрипят.

Всё дальше, дальше ….(дом).

Но мы – мужчины, и к тому ж

У нас запас сушеных груш,

И мы не ….(пропадём).

Карточка 4

Над нашей квартирой

Собака живет.

Лает собака

И спать не даёт ….(нам).

А над собакою

Кошка живёт.

Мяукает кошка

И спать не даёт …(собаке).

Ну, а над кошкою

Мышка живёт.

Мышка вздыхает

И спать не даёт ….(кошке).

Карточка 5

Я не зря себя хвалю,

Всем и всюду говорю,

Что любое предложенье

Прямо сразу ….(повторю).

Ехал Ваня на коне,

Вёл собачку на ремне,

А старушка в это время

Мыла кактус на …(окне).

Каждый апельсин им полон,
Веселей с ним даже клоун,
Он повсюду на лисе
И на белке в колесе. (оранжевый)

Оранжевый. «Две группы». Работа в парах.

- Разделите на две группы эти слова и запишите их в два столбика, дайте название каждой группе.

- Придумайте и задайте вопрос по произведению своему товарищу.

МАМА ПОПУГАЙ МИЛИЦИОНЕР МАРТЫШКА

СЛОНЁНОК ДЕНИС ДЯДЕНЬКА УДАВ

Им треть флага занята,
Он в название кита,
И в букете васильковом,
И на ящике почтовом. (синий)

5. Обобщение усвоенного.

Синий. Проверочная работа.

Тест

- Выберите правильный ответ.

1.Где Чебурашка жил?

А) в степи;

Б) в тайге;

В) в тропическом лесу;

2.Чебурашка забрался в ящик с чем?

А) с яблоками;

Б) с мандаринами;

В) с апельсинами;

3.Сколько апельсинов на завтрак съел Чебурашка?

А) два;

Б) три;

В) один;

4.Кто назвал его Чебурашкой?

А) директор зоопарка;

Б) директор музея;

В) директор магазина;

5. В рассказе «Тайное становится явным» сколько всего персонажей?

А) 3

Б) 4

В) 5

6. Что сначала съел Дениска?

А) яйцо;

Б) творог;

В) булочку;

7. Какая была каша?

А) пшенная;

Б) рисовая;

В) манная;

8. Куда обещала мама пойти с сыном?

А) в зоопарк;

Б) в цирк;

В) в Кремль

Взаимопроверка. Проверяют с записью на доске.

В, В, А, В, Б, А, В, В.

Летом это цвет черники,

Спелых слив и ежевики.

И сирени куст садовый

Как расцвел, то стал... (лиловый) фиолетовый.

Фиолетовый. «Подумай».

- Найдите к каждому фразеологизму в левой колонке противоположное в правой. Объясните любое из них.

Держать ухо востро. Ворон считать.

Сидеть сложа руки. Воды в рот набрать.

Во всю ивановскую (кричать). Не покладая рук.

5.Рефлексия деятельности.

- Посмотрите на наши звёздочки-желания.

- Каких желаний на ваш взгляд нам не удалось достичь?

- Возьмите лист самооценивания. Отметьте тот смайлик который соответствует вашему настроению. Поставьте оценку себе и учителю по 10 бальной системе.

6. Итог занятия.

-Как называется раздел, который мы с вами закончили изучать?

- Какое произведение особенно запомнилось? Стало любимым?

В конце урока также дети отмечают своё настроение на «дереве настроения».

7. Домашнее задание.

Учащиеся сами для себя выбирают домашнее задание.

На «5» - составить кроссворд по прочитанным произведениям;

На «4» - нарисовать иллюстрацию к любимому произведению;

На «3» - подготовить выразительное чтение понравившегося произведения;

Этап урока

Название технологии

Время

(в мин.)

1.

Обобщение и систематизация знаний.

Учебная ситуация (История рассказанная по очереди).

7-10

2.

Обобщение и систематизация знаний.

Учебная ситуация (Поклейка).

3

3.

Обобщение и систематизация знаний.

Учебная ситуация (Герои заблудились).

3

4.

Домашнее задание

Уровневая дифференциация

2

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень интересный урок!!Все этапы продуманы

21 July 2018

ПОЗДРАВЛЯЮ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

17 August 2018