Технологическая карта урока по литературному чтению «Обобщение по теме "И в шутку и всерьез"»
Технологическая карта урока
по литературному чтению
Тема урока :Обобщение по теме «И в шутку и всерьёз»
Цель деятельности педагога: обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу «И в шутку и всерьёз».
Тип урока: обобщение и систематизация изученного.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение делить текст на части и подбирать заголовки к частям рассказа; определять опорные слова для пересказа текста произведения.
Личностные: внимание к красоте окружающего мира и внимательное отношение к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умение использовать учебную литературу для поиска необходимой информации в процессе выполнения учебных заданий; понимать знаки, символы.
Регулятивные: умение сохранять учебную задачу; сравнивать свои результаты выполнения учебных заданий с результатами одноклассников; вносить коррективы в действие после его завершения с учётом характера ошибок.
Коммуникативные: умение адекватно использовать речевые средства в процессе анализа и пересказа содержания произведения, при составлении описательных рассказов.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; непродуктивный.
Образовательные ресурсы: таблица слогов для чтения; иллюстрации к произведениям; карточки с названиями произведений и карточки с фамилиями авторов этих произведений; ребусы; карточки с пословицами.
Сценарий урока
I. Актуализация знаний.
1. Пересказ рассказа М. Пляцковского по опорным словам.
2. Составьте из двух половинок пословицы о труде:
Любишь кататься всё перетрут
Труд человека кормит по осени считают
Терпенье и труд люби и саночки возить
Цыплят а лень портит
– Объясните смысл этих пословиц.
II. Постановка цели урока.
– С произведениями какого раздела мы познакомились на последних уроках?
– Прочтите слова и назовите те, которые подходят к разделу «И в шутку и всерьёз».
– Сегодня на уроке мы ответим на вопрос, зачем писатели и поэты пишут весёлые, шуточные стихи и рассказы.
III. Закрепление и обобщение материала.
1. Речевая минутка.
– Прочтите скороговорку:
Крот и кролик крышу крыли,
Карп и краб дрова рубили,
Дрозд хорьку кроил сюртук,
Крыса прыгала вокруг.
Тряпки курица тащила,
Кенгуру харчо варила,
Дрозд в корыте фрак стирал,
Бобр бруснику собирал.
Норка громко грызла корку.
Я твердил скороговорку.
– Что необычного в этой скороговорке?
– Какое настроение у вас возникло при её чтении?
2. Отработка навыка чтения.
– Прочтите быстро и четко слоги в столбиках таблицы:
мыш га шаш ко
миш ка шап ку
мош да шуб ка
кош та пуш кы
кеп ба пеш кэ
реп па каш ке
щеп ва кас кя
– Какой слог поможет составить 13 слов? Прочтите слова с таким слогом.
– Проверьте себя. Читайте, думайте, какие слова вы не составляли?
Например:
мошка, мишка, мышка, кошка, кепка, репка;
щепка, щетка, шашка, шапка, шубка, трубка;
пушка, пешка, кашка, ромашка.
– Попробуйте составить рифмованные строки.
Например: Под деревом мишка,
В норе мышка,
Скачет мышка,
Ревёт мишка.
Продолжите сами.
3. Перечитывание произведений раздела.
– Любите ли вы играть в весёлые игры?
– В каком произведении описывается весёлая игра? Как называется это стихотворение? Кто его автор?
– Как вы думаете, для чего придумала поэтесса такое стихотворение?
– Прочтите наизусть стихотворение «Мы играли в хохотушки» так, чтобы все услышали детский смех.
– Всегда ли можно смеяться над другими людьми?
– Можно ли дразнить и обижать других людей?
– Назовите произведения, которые учат нас общаться друг с другом. Кто их автор?
– Какие истории можно назвать поучительными?
– Прочтите стихотворение «Федотка» К. Чуковского, показав голосом, что мальчик не прав.
– Чему учит это произведение?
– Вспомните какой-нибудь смешной случай из своей жизни. Расскажите его так, чтобы нам стало очень весело.
– Можно ли назвать смешными моменты, когда дети обижают и дразнят друг друга?
– Какое произведение учит вас не дразнить других?
– Назовите героев рассказа Н. Артюховой «Саша-дразнилка».
– Расскажите, как вы общаетесь со своими друзьями.
– Бываете ли вы похожи на Сашу-дразнилку?
Физкультминутка
Вдоль по речке, по реке Парень тут же прыгнул в воду,
Едет парень на бревне. Сунул руку под колоду.
Видит парень: в глубине Под колодою нора…
Старый дуб лежит на дне. Выходить тебе пора.
IV. Итог урока. Рефлексия.
– Назовите понравившееся вам произведение раздела «И в шутку и всерьёз».
– Зачем писатели и поэты пишут весёлые и шуточные произведения? Выберите ответ:
• развеселить слушателя;
• подшутить над кем-нибудь;
• помочь увидеть поступки, поразмышлять над недостатками;
• развивать фантазию и воображение;
• выяснить, понимает ли читатель юмор.
– Разложите карточки парами: название произведения и рядом фамилия автора.
– Разгадайте ребусы. К каким произведениям относятся эти слова?
а) б)
(Шутка.) (Улыбка.)
Литература:
1. Диск УМК Школа России, издательство "Учитель", www.uchitel-izd.ru
Радченкова Тамара Ивановна
Нигириш Светлана Владимировна