Урок литературного чтения во 2 классе по теме «И в шутку и всерьёз»
Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе
Тема: «Обобщение по теме «И в шутку и всерьёз». РС Поэты и писатели Севера»
Цель: обобщить знания детей по изученному разделу
Задачи:
обобщить знания детей по изученному разделу;
учить работать с книгой; словарями;
отрабатывать умения работать с тестом;
развивать разные виды речи;
создавать условия для формирования интереса к урокам литературного чтения
Планируемые результаты:
Личностные:
– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметные:
- выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
- подробно и выборочно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
- размышлять о характере и поступках героя;
- относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную ( авторскую) сказку;
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Оборудование: наглядный материал, магнитные буквы, проектор, маркеры, карточки с заданиями.
Структура урока:
1. Организация начала урока (мотивация учебной деятельности).
2. Актуализация знаний.
3. Физминутка.
4. Целеполагание (постановка проблемы).
5. Обобщение изученного (включение в систему знаний и повторение).
6. Итог урока (рефлексия деятельности).
ХОД УРОКА
1. Организация начала урока (мотивация учебной деятельности).
Вот и прозвенел звонок, начинается урок.
Будем думать, отвечать, произведения читать и отметки получать.
Проверим готовность к уроку.
2. Актуализация знаний.
а) минутка чтения
б) проверка домашнего задания в парах
в) ответы у доски и с места(выразительное чтение или чтение наизусть)
г) оценивание
3. Физминутка.
Утром дети все проснулись, потянулись, улыбнулись.
И пошли все на урок и пришли все дружно в срок.
4. Целеполагание (постановка проблемы).
Прочитайте зашифрованное предложение:
RИW XZВ GШIUУRWQТКLJУ VИX
ZRYВ СLJGЕРSQWЬЁJNVЗFS
Что же вы прочитали? Что это? Значит, что мы будем делать сегодня на уроке?
Сегодня на уроке вспомним произведения и авторов из прочитанного нами раздела «И в шутку, и всерьез». А еще мы узнаем и вспомним произведения писателей и поэтов Севера. Готовы работать? Тогда приступим.
5. Обобщение изученного (включение в систему знаний и повторение).
а) Игра «Угадай произведение»
Учитель готовит для детей карточки с отрывками из прочитанных рассказов этого раздела. Ученики по очереди выходят к доске, выразительно читают отрывок и называют рассказ.
Карточка 1 «Гулял он себе, гулял и вдруг около большого фруктового сада увидел несколько ящиков с апельсинами. Недолго думая он забрался в один из них и стал завтракать. Он съел целых 2 апельсина и так объелся, что ему трудно стало передвигаться. Поэтому он прямо на фруктах улёгся спать» (Э.Успенский «Чебурашка»)
Карточка 2 «Каждый день они собирались вместе и придумывали что-нибудь интересное. Или просто разговаривали. Или мартышка пела смешные песенки, а удав, слоненок и попугай слушали и смеялись. Или слоненок задавал умные вопросы, а мартышка, попугай и удав отвечали. Или слоненок и мартышка брали удава и крутили, как скакалку, а попугай прыгал через него» (Г.Остер «Будем знакомы» из книги «Зарядка для ума»)
Карточка 3 « А она к тому же была очень густая. Если бы она была жидкая, тогда другое дело, я бы зажмурился и выпил её. Тут я взял и долил в чашку кипятку. Всё равно было скользко, липко и противно. Главное, когда я глотаю, у меня горло само сжимается и выталкивает эту кашу обратно. Ужасно обидно! Тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти всё можно съесть. Взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли, и остановилось дыхание, и я, наверное, потерял сознание, потому что взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу»
(В Драгунский «Тайное становится явным»)
б) Игра «Доскажи словечко»
В карточках не дописаны некоторые строчки. Учитель читает отрывок из стихотворения И. Токмаковой «Плим», не дочитывая в двустишии последнее слово, обучающиеся должны правильно отгадать, какое слово пропущено, если у него не получается, то тогда пробует другой ученик.
Ложка - это ложка,
Ложкой суп ... (едят)
Кошка - это кошка,
У кошки семь ... (котят).
Тряпка - это тряпка,
Тряпкой вытру ... (стол).
Шапка - это шапка,
Оделся и … (пошел)
А я придумал слово,
Смешное слово - … (плим)
И повторяю снова -
Плим, плим, … ( плим)
Далее дети продолжают игру,вытягивая по карточке, зачитывают одноклассникам.Если возникают проблемы в ответе, используют помощь учебника.
Карточка 1
Над бумажным над листом
Машет кисточка хвостом.
И не просто машет,
А бумажку мажет.
Красит в разные цвета.
Ух, какая … (крастота) В.Берестов «Кисточка»
Карточка 2
Сегодня вышел я из дома.
Пушистый снег лежит кругом.
Смотрю – навстечу мой знакомый
Бежит по снегу ………… (босиком) В.Берестов «Знакомый»
Карточка 3
Над нашей квартирой
Собака живёт
Лает собака и спать не даёт.
Спать не даёт ……… (нам)
А над собакою кошка живёт
Мяукает кошка и спать не даёт ……. (собаке)
Ну а над кошкою мышка живёт.
Мышка вздыхает и спать не даёт…… (кошке) Э.Успенский «Над нашей квартирой»
Карточка 4
Я не зря себя хвалю,
Всем и сразу говорю,
Что любое предложенье
Прямо сразу …. (повторю)
Ехал Ваня на коне,
Вёл собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на …….. (окне) Э.Успенский «Память»
Карточка 5
Если был бы я девчонкой –
Я бы время не …… терял!
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки …… постирал.
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы комнаты …. подмел,
Перемыл бы чашки, ложки,
Сам почистил бы …… картошки.
Все свои игрушки сам
Я б расставил по …. местам!
Отчего ж я не девчонка?
Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала:
- Молодчина ты, ……. (сынок) Э. Успенский «Если был бы я девчонкой»
в)Найдите ошибки в названиях рассказов и стихотворений. Работа в парах.
«Всё тайное становится ясным» (явным)
«Товарищам взрослым» (детям)
«Если был бы я мальчишкой» (девчонкой)
«С нашей квартирой» (над нашей квартирой)
«В чужой стране» (чудной)
г) Работа с Морянкой.
В.Аушев « У Генки так заведено», Н.Журавлёв «Случай на горке», «Умелые руки».
д) презентация
6. Итог урока (рефлексия деятельности).
Какая была тема урока? Какие задачи мы ставили перед собой на уроке? Достигли мы цели, т.е выполнили её?
Я узнал(а)
Я понял(а)
Было интересно
Было трудно
Хочу похвалить
Как ,вы, думаете, каковы ваши отметки за урок?