Тимбилдинг для педагогов «Связанные одной целью»
Тимбилдинг «Связанные одной целью» для педагогов
Наверное, многие хоть раз слышали это слово, но значения его не знают. Если переводить с английского языка, термин расшифровывается как «построение команды». По-другому – командообразование. Это мероприятия, которые призваны сплотить коллектив, повысить эффективность его работы:
Основные цели тимбилдинга:
Создать у коллектива чувство единства;
Заменить у педагогов чувство конкуренции на чувство сотрудничества;
Обучить людей эффективно взаимодействовать между собой;
Выработать у всех педагогов понимание и доверие друг к другу;
Сплотить команду, вывести «командный дух» на более высокий уровень;
Дать педагогам возможность психологической разгрузки.
Упражнение «Поздороваемся»
Цель: Преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.
Время выполнения: 5 минут
Ход: Предлагаю вам активизироваться и поздороваться друг с другом разными способами. Я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом, и поменять партнера.
- Правая рука к правой руке!
- Спина к спине!
- Носок к носку!
- Живот к животу!
- Лоб ко лбу!
- Бок к боку!
- Колено к колену!
- Мизинец к мизинцу!
- Бедро к бедру!
- Ухо к уху!
- Пятка к пятке!
- Затылок к затылку!
- Локоть к локтю!
- Кулак к кулаку!
Психологический смысл упражнения: активное взаимодействие всех педагогов друг с другом.
Упражнение «Встаньте те кто…»
Цель: развивает наблюдательность, позволяет педагогам лучше узнать друг друга.
Время выполнения: 5 минут
Ход: А сейчас под аплодисменты мы лучше узнаем друг друга. Встаньте те, кто...
любит рисовать
выполняет зарядку с утра
радуется хорошей погоде
любит организовывать праздники
раньше всех приходит на работу
любит готовить
умеет садиться на шпагат
любит играть в разные игры
добрый человек
любит сладости
умеет что то мастерить
любит путешествовать
часто злится
любит общаться с людьми
и др.
Обсуждение: Что нового узнали друг о друге?
Психологический смысл упражнения: педагоги открываются перед коллективом, узнают сильные стороны друг друга.
Упражнение «Зеркало»
Цель: способствовать осознанию собственной ценности и индивидуальности каждого педагога.
Время выполнения: 10 минут
Ход: У меня есть шкатулка, которую вы сейчас по очереди будете открывать. Закройте глаза. В этой шкатулке находится нечто уникальное, чудесное, прекрасное, неповторимое…. (Каждый член группы по очереди получает шкатулку и открывает глаза, заглядывает в нее. Содержимое шкатулки - зеркало).
Обсуждение: Что вы ожидали увидеть в шкатулке? Какие чувства у вас вызвало содержимое шкатулки? Итак, каждый из вас является ценностью для коллектива, каждый уникален и неповторим.
Психологический смысл упражнения: осознание собственной ценности, уникальности каждого педагога.
Упражнение «Школа»
Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения.
Время выполнения: 15 минут.
Ход: Каждый из Вас должен стать частью одного здания – Школы. Каждый человек должен выбрать, кем он будет в Школе– дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или проектором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным зданием! Постройте свою Школу! Можно общаться между собой.
Обсуждение: Как проходило обсуждение? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «школе»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашей «Школы» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным!
Психологический смысл упражнения: Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своей «школе», что способствует сплочению.
Упражнение «На старт, внимание, марш»
Цель: сплочение коллектива, активизация
Время выполнения: 10 минут.
Ход: Участники должны быстро, без слов, построить, следующие фигуры: квадрат; треугольник; ромб; букву; птичий косяк.
Обсуждение: Трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении?
Психологический смысл упражнения: координация совместных действий, распределение ролей в группе.
Упражнение «Зоопарк»
Цель: снятие напряжения, принятие друг друга, поддержка
Время выполнения: 7 минут.
Ход: Коллеги, встаньте в круг друг за другом. А сейчас мы с вами посетим зоопарк.
В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки
(при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево).
Затем он открывает ворота зоопарка
(ребрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника).
Приходят первые посетители
(при помощи кончиков пальцев «сбегать» вниз по спине).
Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают
(короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест).
Рядом загон со львами. Сейчас раздают корм, и львы с жадностью едят мясо
(двумя руками мять шею и лопатки).
Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду
(медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику).
Рядом находится вольер со слонами
(медленно и сильно нажимать кулаками на спину).
А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку
(делать ладонями движения, похожие на змеиные).
А здесь колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее
(запустить пальцы в волосы и слегка подергать их).
Сейчас посетители идут к выходу и садятся на скамейку
(кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи; почувствовать дыхание партнера, затем убрать руки и поменяться местами).
Обсуждение: Какие чувства вы испытывали, когда были в зоопарке?
Психологический смысл упражнения: расслабиться, довериться коллегам.
Песня «об учителях» (На мотив песни «Чему учат в школе»)
Цель: показать важность работы педагога в коллективе, поднятие настроения
Время выполнения: 5 минут.
Ход: для поднятия общекомандного духа, предлагаю всем вместе спеть песню.
Буквы разные читать,
Цифры, палочки писать,
Рисовать, лепить и строить без подмоги.
День за днём, в жару, метель
Учат наших малышей
Их вторые мамы – наши педагоги.
Как квадрат нарисовать,
Синус, тангенс посчитать,
Уравнение решить нам с переменной?
Что Пифагоровы штаны
Во все стороны равны –
Вам покажет математик непременно.
Про Герасима с Муму,
И про мир, и про войну
Литераторы расскажут без запинки.
И обломовский диван,
И Наташин первый бал
Вдруг возникнут пред тобой, как на картинке.
Где пассат, а где муссон,
Где баран, а где бизон,
Где пешком идут, где плавают на лодке?
Наш географ-краевед
Вам покажет белый свет
Вдоль по карте от Парижа до Находки.
Где и как растёт кокос,
Как поймать лису за хвост,
Как из синего раствора сделать красный
И как вырастить большой
Без нитратов урожай –
Это химику, биологу подвластно.
Без труда открыл Ньютон
Притяжения закон,
Рассказал о том нам физик-теоретик.
Но под яблоней сидеть
Тоже надобно уметь
А иначе позабудешь всё на свете.
Отличить подъём и спад,
Феодалов от солдат,
Распознать, кто снова метит в президенты,
Войн причины раскрывать
И в политике смекать-
Разъяснит историк важные моменты.
Перелезть через забор,
Хулигану дать отпор
Вам помогут ОБЖ и физкультура.
А учитель-трудовик
Вас научит мастерить
Так, чтоб вещь была как вещь, а не халтура.
Уан, ту, фри, хеллоу, гуд бай,
Громко песни распевай.
Полюби Серова, Шишкина, Ван Гога
И тогда твоя душа
Будет дивно хороша-
Утверждают это наши педагоги.
Рефлексия
Цель: самоанализ своей деятельности, своего самочувствия
Время выполнения: 3 минуты.
И в заключение, мне бы хотелось узнать ваше мнение о сегодняшнем тимбилдинге. Какое эмоциональное состояние у вас сейчас преобладает? Что понравилось, а что нет?
В заключении, хотелось бы отметить, что проведение психологического тимбилдинга является интересной и продуктивной формой работы с педагогическим коллективом образовательной организации. Он позволяет раскрыть каждого педагога, повысить уровень сплоченности в коллективе, научить способам решения проблемных ситуаций, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса, а также снять нервное напряжение путем вовлечения участников в игру. Тимбилдинг – это возможность для педагогов отвлечься от работы и расслабиться, пофантазировать, и открыто выразить свои эмоции.
Всем спасибо за активное участие.