Типовая рабочая программа по музыке
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка________________________________ 3
Введение____________________________________________ 3
Возрастные особенности детей _________________________ 7
2. Содержание рабочей программы
2.1 Формы организации работы музыкального
руководителя _______________________________________9
2.4 Условия реализации программы _______________________10
2.2 Виды музыкальной деятельности дошкольников _________ 9
2.3 Перспективно-тематический план работы с детьми _______11
2.3 Взаимодействие с педагогами ДОУ_____________________11
2.5 Социальное партнёрство с родителями
2.6 Организация работы с одарёнными детьми ______________12
3. Мониторинг достижений детьми планируемых результатов
3.1 Планируемые результаты ____________________________ 16
4. Список литературы __________________________________ 22
5. Приложения
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В рабочей программе сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному развитию детей дошкольного возраста. Программа является внутренним нормативным документом в оценке качества музыкального образовательного процесса.
Рабочая программа разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста от 2-х да 8 лет и основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в МБДОУ «Алёнушка», путём ознакомления с мировыми шедеврами литературы и изобразительного искусства.
Нормативно-правовой базой для разработки рабочей программы являются:
· Конституция Российской федерации;
· Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ
· Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17.10.2013г. №1155 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
· СанПин от 15.05.2012 № 273-АР;
· Лицензия на ведение образовательной деятельности;
· Устав МБДОУ « Аленушка»;
Базой для разработки модифицированной рабочей программы является Основная образовательная программа ДОУ, И.Г.Галянт «Музыкальное развитие детей 2-8лет», а так же ряд парциальных программ: «Ладушки» И.М.Каплунова/И.А.Новоскольцева; «Музыкальные шедевры» О.П.Радынова; «Игровая методика обучения детей пению» О.В.Кацер; «Элементарное музицирование с дошкольниками Т.Э.Тютюнникова; «Музыка здоровья» М.В.Анисимова. Деятельность музыкального руководителя направлена на целостное развитие личности ребёнка, формирование у него ценностного отношения к окружающей действительности средствами музыкального искусства.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Формирование общей культуры детей через развитие музыкальности, музыкально-художественной деятельности, приобщения к музыкальному искусству.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
· Создавать благоприятные условия для развития музыкально-творческого потенциала и способностей каждого ребёнка.
· Заложить основы гармоничного развития личности каждого ребёнка.
· Создавать условия для развития коммуникативных качеств в музыкально-игровой деятельности.
· Научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни.
· Знакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в различных видах искусства.
· Развивать творческое воображение, фантазию, потребность к самовыражению в различных видах музыкальной деятельности.
Ценностно-целевые ориентиры образовательного процесса:
• Сохранение здоровья и эмоционального благополучия, обеспечение культурного развития каждого ребёнка, построенного на принципе личностно-ориентированного взаимодействия
• Создание благожелательной атмосферы для развития самостоятельности, инициативы и творчества;
• Использование различных видов музыкальной деятельности и интеграции в различные виды искусства в целях повышения эффективности образовательного процесса;
• Творческая организация образовательного процесса, вариативность использования образовательного материала;
• Привлечение семьи к участию в культурной жизни группы и детского сада
Интеграция с другими образовательными областями
Физическое развитие
|
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; формирование представлений о здоровом образе жизни; развитие физических качеств в музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности. |
|
|
Речевое развитие |
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки, развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи. |
Познавательное развитие |
Формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве, расширение кругозора детей в области музыки. Формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства и творчества. |
Социально-коммуникативное развитие |
Развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности. |
Художественно-эстетическое развитие |
Для формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, развития детского творчества, усиления эмоционального восприятия музыкальных произведений и закрепления результатов восприятия музыки, приобщать детей к различным видам искусств. |
|
|
|
|
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ
Возрастные группы |
МРД (музыкально-ритмические движения) |
Восприятие (слушание музыки) |
Пение |
Исполнительство (игра на детских музыкальных инструментах) |
Творчество (песенное, танцевальное, инструментальное) |
I Младшая |
Формировать элементарную ритмичность в движениях (ходьба/бег); построение в круг, движение по кругу; освоить основные плясовые движения по одному, парами, в кругу; подпрыгивать, полуприседать, притопывать ногой, повороты кистями рук. |
Воспитывать интерес и отзывчивость на музыку, пение. Различать звуки по высоте и динамике. |
Формировать голосовой аппарат, возникших певческих интонаций и уметь подпевать повторяющиеся фразы. |
Уметь играть на музыкальных инструментах (шумовой оркестр, игра погремушками и на бубне). |
|
II Младшая |
Начинать и заканчивать движение с музыкой; самостоятельно изменять движения в 2-х частной форме, динамике: громко/тихо, регистре: высокий/низкий. Танцевальные движения: кружиться парами, двигаться прямым галоп, притопывать попеременно ногами, двигаться с предметами. Усложнять построения плясок из коллективного движения-к индивидуальному. |
Развивать муз слух, слушать произведение до конца, узнавать знакомые песни, отмечать изменения в звучании музыки: по высоте (октава), динамике (тихо/громко) |
Вести работу над дикцией. Формировать певческое, протяжное звучание и коллективное пение. Чётко слышать вступление, точно интонировать в пределах ре1-ля1
|
В шумовом оркестре начинать игру чётко после вступления и заканчивать с замедлением в конце. Учиться передавать ритм, выбирать инструменты по высоте звучания до1-до2 Познакомить с металлофоном и барабаном. |
Закладывать основы танцевального творчества: умение инсценировать несложные песни с игрушками, импровизировать пляски, передавать образные движения по показу взрослых. |
Средняя |
Самостоятельно изменять движения в 3-х частной форме, осваивать: прямой галоп, носок/пятка, поскоки, подпрыгивать на двух ногах, перестраиваться из круга врассыпную и обратно, уметь находить пару, выполнять движения с предметами. |
Проявлять интерес слушанию, различать малые жанры, выразительные(характер, настроение, интонации) и изобразительные(темп, регистр, динамика) особенности музыки. Оценивать, анализировать и высказывать свои суждения. |
Проявлять устойчивые певческие умения (напевность, слаженность, дирижёрский жест). Понимать, осознавать и использовать в пении средства музыкальной выразительности (медленно/быстро, низко/высоко, динамические оттенки и ритм). Интонировать в диапазоне ре1-си1 |
Обучать приёмам игры на металлофоне. Поддерживать интерес к игре на бубне, колокольчике, ложках, дудочке, учить владеть способами звукоизвлечения на них. |
Уметь выражать свои эмоции в движении. Инсценировать песни, передавать музыкальные образы. Проявлять себя в музыкально-творческих импровизациях. |
Старшая |
В соответствии с 3-х частной формой произведения, самостоятельно менять темп движения: умеренно, быстро, медленно; слышать смену музыкальных фраз и менять движения; выполнять поскоки парами; выбрасывать ногу вперёд в приседании и в прыжке; шаг приставной, дробный и с продвижением вперёд, прямой галоп, ритмические хлопки. |
Определять общую эмоциональную окраску, различать, сравнивать с речевыми интонациями и обобщать средства музыкальной выразительности: регистр, темп, динамика. В произведении различать два музыкальных образа. С помощью карточек моделировать характер и содержание музыкальных произведений. |
Владеть певческими умениями, качественно их применять. Самостоятельно оценивать правильность и неправильность исполнения песни. Продолжать развивать музыкальное мышление и воображение. Самостоятельно импровизировать окончание песни. Диапазон до1-до1 |
Владеть способами звукоизвлечения и игры на ДМИ, знать расположение низких и высоких звуков. Уверенно играть одному и в оркестре на одной-двух пластинах. |
В играх и танцах действовать осмысленно по указанию педагога, опираясь на имеющийся опыт, не подражая другим, инсценировать песни, хороводы, музыкально-игровые образы. Передавать музыкальный образ в пластической импровизации или рисунке. |
Подготовительная |
Выразительно и ритмично двигаться в характере музыки. Правильно выполнять танцевальные движения: боковой галоп, переменный, шаг, с притопом, приставной с приседанием, шаг польки. Выполнять движения с предметами (шар, обруч, мяч, палка, цветы, султанчики). |
Иметь представление об образной природе музыки, различать 2-3музыкальных образа, жанры (балет/опера), Различать и сравнивать одно-двух-трёх частную форму музыки, распознавать средства выразительности. Находить общее и различное на одном инструменте и в симфоническом оркестре и различать характер произведения с одинаковым названием. |
Умело владеть богатыми певческими умениями, реализовывать свои творческие возможности в выразительности пения Развивать способность к анализу и синтезу музыкального материала. Различать жанры: танец (полька, вальс, р. н. п), марш, песня и части произведений (вступление, заключение, запев, припев). Уметь обобщать и сравнивать песни по какому-нибудь признаку. |
Знать приёмы звукоизвлечения на различных музыкальных инструментах. Играть по одному и в ансамбле, подбирать на слух несложные мелодии, знать расположение низких и высоких звуков. |
Выразительно передавать игровые образы, движения с предметами, инсценировать игровые песни, самостоятельно придумывать движения в танцах, играх и хороводах |
2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Формирование основ музыкальной культуры, музыкальности и детского музыкального творчества происходит именно в детстве. Поэтому в своей работе я использую различные виды и формы музыкальной деятельности.
2.1. Формы организации музыкального руководителя с детьми
· Музыкальные занятия (фронтальные, индивидуальные, по подгруппам),
· Досуговая деятельность: праздники, концерты, развлечения
· Музыка в повседневной жизни: режимные моменты
· Музыкальное воспитание в семье (вовлечение родителей в музыкально-образовательную деятельность)
· Работа с педагогическим коллективом
2.2 Виды музыкальной деятельности с детьми
· Восприятие музыки (слушание, музыкально-дидактическая игра)
· Детское музыкальное исполнительство (пение, музыкально-ритмические упражнения, игра на детских музыкальных инструментах)
· Детское музыкальное творчество (песенное, танцевальное, музыкально-игровое, импровизация на детских музыкальных инструментах)
· Музыкально-образовательная деятельность (общие занятия, специальные занятия, связанные с каким-либо видом музыкальной деятельности)
Рациональное сочетание и специально подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить смену видов музыкальной деятельности, предупреждает утомляемость и сохраняет активность ребёнка на музыкальных занятиях.
2.3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для реализации программы в ДОУ создана музыкально-развивающая среда, в группах музыкальные уголки. Детский сад располагает эстетически оформленным музыкальным залом, отвечающим требованиям безопасности. Зал полностью технически оснащён: электронное пианино, баян, музыкальный центр, интерактивная доска, проектор, телевизор. Так же имеется сменяющееся сезонное оформление. Музыкальное воспитание осуществляет педагог со специальным музыкальным образованием. . Учебно-методическое обеспечение располагается в папках, выписываются специализированные журналы: «Справочник музыкального руководителя», «Музыкальная палитра», «Музыкальный руководитель», преобретается книжная продукция. Для осуществления дошкольниками музыкальной деятельности, в зале расположены доступные музыкальные зоны, в которых располагаются различные атрибуты, шумовые и музыкальные инструменты, дидактические игры. Использование наглядного материала активизирует детей и вызывает желание принять участие в том или ином виде музыкальной деятельности. С таким оснащением перед детьми открывается возможность сделать непосредственно образовательную деятельность более интересной, разнообразной и эффективной.
2.4 Перспективно-тематический план работы с детьми
Занятия проводятся в музыкальном зале в соответствии с расписанием и учётом возрастных особенностей детей по учебному плану.
Учебный план:
Возрастная группа |
Продолжительность занятий |
Количество занятий в неделю |
Ранний возраст
|
Не более 10 минут |
2 |
Вторая младшая
|
Не более 15 минут |
2 |
Средняя
|
Не более 20 минут |
2 |
Старшая
|
Не более25 минут |
2 |
Подготовительная
|
Не более 30 минут |
2 |
Сетка образовательной деятельности:
День недели |
Время |
Номер гркппы |
Понедельник |
15-45
|
№ 6 I Младшая |
Вторник
|
9-00 9-25 9-45 11-10 |
№ 8 II Младшая № 10 Средняя № 13 Средняя № 11 Подготовительная
|
Среда |
15-45 |
№ 6 I Младшая
|
Четверг |
9-00 9-30 10-00 |
№ 8 II Младшая № 10 Средняя № 11 Подготовительная
|
Пятница |
15-45 |
№ 13 Средняя
|
2.5 Взаимодействие с педагогами ДОУ
В целях повышения эффективности музыкального воспитания дошкольников, развиваю и поддерживаю музыкальную культуру воспитателей и педагогов ДОУ. В решении своих конкретных педагогических задач опираюсь на взаимопонимание, оказание профессиональной помощи и поддержку коллег. Свою работу с педагогами ДОУ выстраиваю по следующим пунктам:
· Совместный анализ результатов мониторинга;
· Планирование совместной работы;
· Консультации по применению музыкального материала в повседневной работе;
· Обсуждение и проведение праздников и развлечений;
· Совместная организация и проведение родительских собраний;
· Советы и рекомендации по оформлению музыкальной среды в
группах
План совместной работы с воспитателями и сотрудниками ДОУ
· Совместный анализ результатов мониторинга;
· Планирование совместной работы;
· Консультации по применению музыкального материала в повседневной работе;
· Обсуждение и проведение праздников и развлечений;
· Совместная организация и проведение родительских собраний;
· Советы и рекомендации по оформлению музыкальной среды в
группах
Приложение 1.
2.6 Социальное партнёрство с родителями
Исходя из современных требований ФГОСТ, роль музыкального руководителя, как наставника и проводника в мир искусства, выходит на новый уровень взаимодействия с семьёй. В создании единого образовательного пространства семьи и ДОУ- основное место отводится повышению родительской компетенции. Работа музыкального руководителя в реализации задач музыкально- эстетического развития ребёнка дополняется новыми формами общения с родителями воспитанников: анкетирование, индивидуальные консультации и беседы с учётом особенностей каждого ребёнка, подбор справочного материала, семинары-практикумы, участие родителей в общих садовских культурных мероприятиях.
План совместной работы с родителями дошкольников Приложение 2.
2.7 Организация работы с одарёнными детьми
Музыкально одарённые дети-это гордость каждого музыкального руководителя, показатель его профессионального и педагогического мастерства, поэтому в своей программе я представляю эту образовательную деятельность, как работу с одарёнными детьми в кружке «Весёлые смайлики».
Основная цель работы кружка: формирование вокальных умений и навыков и развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
§ Формирование у детей интереса к музыке;
§ Накопление музыкально-творческого опыта;
§ Развитие вокально-слуховых способностей;
§ Формирование чувства классической формы, ладового, ритмического и динамического чувства;
§ Реализация личностных предпочтений в музыке.
Работа вокального кружка строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса. Занятия проводятся с учётом требований СанПина и режимных моментов для возрастных групп. Занятия проводятся в музыкальном зале один раз в неделю продолжительностью 30 минут. Руководителем кружка является музыкальный руководитель детского сада.
План организации работы с одарёнными детьми Приложение 3
3. СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЙ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
3.1. Планируемые результаты
Контроль реализации программы осуществляется в форме мониторинга. Для определения уровня развития музыкальности детей, диагностика проводится 2 раза в год по методике О.Радыновой по следующим категориям: музыкально-слуховые представления, ладовое и ритмическое чувство. Оценка уровня развития предусматривает бальную систему: 1 балл-Большинство компонентов недостаточно развиты, 2 балла-развиты отдельные компоненты, 3 балла- высокий уровень освоения программы. Мониторинг проводится на произведениях фольклора и музыкальной классики по трём критериям: развитие музыкальности, творческое мышление, интерес и вкус к музыке.
Развитие музыкальности:
Категории музыкальности |
2-3 года |
3-4 года |
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7 лет |
Музыкально-слуховые представления |
Проявляет интерес к звучащим предметам |
Узнаёт мелодию, подпевает, с интересом слушает музыку |
Слушает музыку увлечённо, эмоционально |
Увлечённо слушает музыку, имеет свои собственные предпочтения |
Точно интонирует, выразительно исполняет песни, аргументированно анализирует музыкальное произведение, подбирает мелодию из 4-5 звуков |
Ладовое чувство |
Различает и реагирует на ладовую окраску в музыке движениями |
Узнаёт знакомые произведения, реагирует на смену характера музыки |
Определяет окончание мелодии, различает 2-х частную форму. Характер музыки |
Слышит окончание фраз в произведении, понимает и различает 3-х частную форму, точно интонирует |
Определяет интонацию у себя и у детей, в оркестре подбирает тембры для оркестровки |
Чувство ритма |
Слышит начало и окончание музыки |
Двигается ритмично, передаёт характер музыки |
Выразительно передаёт движения, ритмичен |
Движения выразительные, ритмичные |
Различает темп, динамику, регистр. В движениях трактует собственный музыкальный образ |
Творческое мышление
Категории креативности |
2-3 года |
3-4 года |
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7 лет |
Восприятие |
|
Различает контрастную музыку, осознаёт тематизм и её изобразительность. Понимает средства музыкальной выразительности (темп и динамику) |
Может охарактеризовать произведение 3-5 словами, отмечает изобразительность музыки, различает регистр, тембр (флейта, скрипка), осваеивает понятия песня, танец, марш |
Различает настроения, изобразительные моменты музыки, определяет жанр, средства музыкальной выразительности, инструменты симфонического оркестра (струнные, ударные, духовые) |
Понимает смысл произведения, характеризует красоту мелодии, изобразительность пьеса, осознаёт выразительные интонации (вопрос/ответ, просьба/плач). Связывает музыку с другими видами искусства |
Исполнительство |
В игре на погремушках, бубне различает начало и окончание музыкальной пьесы |
Овладевает элементами выразительности. Различает тембры музыкальных инструментов и игрушек |
Проявляются признаки выразительности в пении, движении, ритмопластике. Осознание звуковысотности в игре на металлофоне |
Владеет исполнительской культурой, выразительно поёт, танцует, играет на инструментах |
Чётко различает средства музыкальной выразительности и передаёт их в в различных видах музыкальной деятельности |
Творчество |
|
С помощью педагога сыграть на инструменте, в движении показать как падает листик, капельки |
Выражение своих впечатлений в импровизациях, владеет навыками игры на ДМИ и проявляет культуру игры на них. Исполняет роли с помощью педагога в музыкальных сказках |
Проявляет выразительность и оригинальность в различных видах деятельности: движение, драматизация, пение, оркестровка |
Яркие оригинальные самостоятельные творческие проявления в сочинении попевок, мелодий, движений. |
Оценочное отношение к музыке
Категории отношения к музыке |
2-3 года |
3-4 года |
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7 лет |
Интерес |
Проявляется в эмоциональном отклике на произведение |
Удовольствие от занятий музыкой, внимание на занятии, стараются подражать взрослым во всех видах музыкальной деятельности |
Желание к музицированию в музыкальном уголке в группе, внимание на занятиях, эмоциональный отклик |
Самостоятельно вводят музыкальный материал в игровые моменты в игре, режимных моментах, есть любимые музыкальные инструменты |
Осознание своей компетентности в общении с педагогом в области музыка, проявляет интерес к другим жанрам и культурам, |
Вкус |
|
|
|
Применяют любимые музыкальные произведения в разных видах музыкальной деятельности |
Знают и называют свои любимые произведения из пройденных тем. Называют композитора, высказывают суждения и оценки о красоте музыки |
|
|
|
|
|
|
1. 1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты.
2. 2 балла - отдельные компоненты не развиты.
3. 3 высокий уровень усвоения программы.
Таблицы проведения мониторинга Приложение 4