Типовая рабочая программа по музыке

2
0
Материал опубликован 10 May 2017

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка________________________________ 3

    Введение____________________________________________ 3

    Возрастные особенности детей _________________________ 7

2. Содержание рабочей программы

2.1 Формы организации работы музыкального

       руководителя _______________________________________9

2.4 Условия реализации программы _______________________10

2.2  Виды музыкальной деятельности дошкольников _________ 9

2.3 Перспективно-тематический план работы с детьми _______11

2.3 Взаимодействие с педагогами ДОУ_____________________11

2.5 Социальное партнёрство с родителями 

2.6 Организация работы с одарёнными детьми ______________12

3.  Мониторинг  достижений детьми планируемых результатов

3.1 Планируемые результаты ____________________________ 16

4. Список литературы __________________________________ 22

5. Приложения

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         В рабочей  программе сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному развитию детей дошкольного возраста. Программа  является внутренним нормативным  документом в оценке качества музыкального образовательного процесса.

Рабочая программа разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста от 2-х да 8 лет  и основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в МБДОУ «Алёнушка», путём ознакомления с мировыми шедеврами литературы и изобразительного искусства.

Нормативно-правовой базой для разработки  рабочей программы являются:

·        Конституция Российской федерации;

·        Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от    29.12.2012 №273- ФЗ

·        Приказ  Министерства образования и науки  Российской           федерации от 17.10.2013г. №1155 « Об утверждении федерального государственного образовательного  стандарта дошкольного образования»;

·        СанПин от 15.05.2012 № 273-АР;

·        Лицензия на ведение образовательной деятельности;

·        Устав МБДОУ « Аленушка»;

Базой для разработки модифицированной  рабочей программы является Основная  образовательная программа  ДОУ,  И.Г.Галянт «Музыкальное развитие детей 2-8лет», а так же ряд парциальных программ: «Ладушки» И.М.Каплунова/И.А.Новоскольцева; «Музыкальные шедевры» О.П.Радынова; «Игровая методика обучения детей  пению» О.В.Кацер; «Элементарное музицирование с дошкольниками Т.Э.Тютюнникова; «Музыка здоровья» М.В.Анисимова. Деятельность музыкального руководителя направлена на целостное развитие личности ребёнка, формирование у него ценностного отношения к окружающей действительности средствами музыкального искусства.

  ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Формирование общей культуры детей через развитие музыкальности, музыкально-художественной деятельности, приобщения к музыкальному искусству.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

·        Создавать благоприятные условия для развития музыкально-творческого потенциала и способностей каждого ребёнка.

·        Заложить основы гармоничного развития личности каждого ребёнка.

·        Создавать условия для  развития коммуникативных качеств в музыкально-игровой деятельности.

·        Научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни.

·        Знакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в различных видах искусства.

·        Развивать творческое воображение, фантазию, потребность к самовыражению в различных видах музыкальной деятельности.

 

Ценностно-целевые ориентиры образовательного процесса:

 

       Сохранение здоровья и эмоционального благополучия, обеспечение культурного  развития каждого ребёнка, построенного  на принципе личностно-ориентированного взаимодействия

       Создание благожелательной атмосферы для развития самостоятельности, инициативы и творчества;

       Использование различных видов музыкальной деятельности и интеграции в различные виды искусства в целях повышения эффективности образовательного процесса;

       Творческая организация образовательного процесса, вариативность использования образовательного материала;

       Привлечение семьи к участию в культурной жизни группы и детского сада

Интеграция с другими образовательными областями

 

Физическое развитие

 

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; формирование представлений о здоровом образе жизни; развитие  физических качеств в  музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности.

 

Речевое развитие

Развитие  свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки, развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Познавательное развитие

Формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве, расширение кругозора детей в области музыки. Формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства и  творчества.

Социально-коммуникативное развитие

 Развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности.

Художественно-эстетическое развитие

Для формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, развития детского творчества, усиления эмоционального восприятия музыкальных произведений и закрепления результатов восприятия музыки, приобщать детей к различным видам искусств.

 

 

 

 

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ

 

Возрастные группы

МРД

(музыкально-ритмические движения)

Восприятие

(слушание музыки)

Пение

Исполнительство

(игра на детских музыкальных инструментах)

Творчество (песенное, танцевальное, инструментальное)

I

Младшая

Формировать элементарную ритмичность в движениях (ходьба/бег); построение в круг, движение по кругу; освоить основные  плясовые движения по одному, парами, в кругу; подпрыгивать, полуприседать,  притопывать ногой, повороты кистями рук.

Воспитывать интерес и отзывчивость на музыку, пение. Различать  звуки по высоте и динамике.

Формировать голосовой аппарат, возникших певческих интонаций и уметь подпевать  повторяющиеся фразы.

Уметь играть на музыкальных инструментах (шумовой оркестр, игра погремушками и на бубне).

 

II

Младшая

Начинать и заканчивать движение с музыкой; самостоятельно изменять движения в 2-х частной форме, динамике: громко/тихо, регистре: высокий/низкий. Танцевальные движения: кружиться  парами, двигаться прямым  галоп, притопывать попеременно ногами, двигаться  с предметами. Усложнять построения плясок из коллективного движения-к индивидуальному.

Развивать муз слух, слушать произведение до конца, узнавать знакомые песни,  отмечать изменения в звучании  музыки: по высоте (октава), динамике (тихо/громко)

Вести  работу над дикцией. Формировать певческое, протяжное  звучание и коллективное пение. Чётко слышать вступление, точно интонировать в пределах ре1-ля1

 

В шумовом оркестре начинать игру чётко после вступления и заканчивать  с замедлением в конце. Учиться  передавать ритм, выбирать инструменты по высоте звучания до1-до2 Познакомить с металлофоном и барабаном.

Закладывать основы  танцевального творчества: умение инсценировать несложные песни с игрушками, импровизировать пляски, передавать образные движения по показу взрослых.

Средняя

Самостоятельно изменять движения в 3-х частной форме, осваивать:  прямой галоп, носок/пятка, поскоки,  подпрыгивать на двух ногах,  перестраиваться  из круга врассыпную и обратно, уметь находить  пару, выполнять движения с предметами.

Проявлять интерес слушанию, различать

малые жанры, выразительные(характер, настроение, интонации) и изобразительные(темп, регистр, динамика) особенности музыки. Оценивать, анализировать  и высказывать свои суждения.

Проявлять устойчивые певческие умения (напевность, слаженность,  дирижёрский жест). Понимать,  осознавать  и использовать  в пении средства музыкальной выразительности (медленно/быстро, низко/высоко, динамические оттенки и ритм). Интонировать  в диапазоне ре1-си1

Обучать  приёмам игры на металлофоне.  Поддерживать интерес к игре на бубне,  колокольчике, ложках, дудочке, учить владеть  способами звукоизвлечения на них.

Уметь выражать  свои эмоции в движении. Инсценировать песни, передавать музыкальные образы. Проявлять себя в музыкально-творческих импровизациях.

Старшая

В соответствии с 3-х  частной формой произведения,  самостоятельно менять темп движения: умеренно, быстро, медленно; слышать смену музыкальных фраз и менять движения; выполнять поскоки парами; выбрасывать ногу вперёд в приседании и  в прыжке;  шаг приставной, дробный и  с продвижением вперёд, прямой галоп, ритмические хлопки.

Определять общую эмоциональную окраску, различать, сравнивать с речевыми интонациями  и обобщать средства музыкальной выразительности: регистр, темп, динамика. В произведении различать два музыкальных образа. С помощью карточек моделировать характер и содержание музыкальных произведений.

Владеть певческими умениями, качественно их применять. Самостоятельно оценивать  правильность и неправильность исполнения песни. Продолжать  развивать музыкальное мышление и воображение. Самостоятельно импровизировать  окончание песни. Диапазон до1-до1

Владеть способами звукоизвлечения и игры  на ДМИ,  знать расположение низких и высоких звуков. Уверенно играть одному  и в оркестре на одной-двух пластинах.

В играх и танцах действовать осмысленно по указанию педагога, опираясь на имеющийся опыт,  не подражая другим, инсценировать песни, хороводы, музыкально-игровые образы. Передавать музыкальный образ  в  пластической импровизации или рисунке.

Подготовительная

Выразительно и ритмично двигаться в характере музыки. Правильно выполнять танцевальные движения: боковой галоп, переменный, шаг,  с притопом, приставной с приседанием, шаг польки. Выполнять движения с предметами (шар, обруч, мяч, палка, цветы, султанчики).

Иметь представление об образной природе музыки, различать 2-3музыкальных образа,  жанры  (балет/опера), Различать  и сравнивать одно-двух-трёх частную форму музыки, распознавать  средства выразительности. Находить  общее и различное на одном инструменте и в симфоническом оркестре и различать характер произведения с одинаковым названием.

Умело владеть  богатыми певческими умениями, реализовывать  свои  творческие возможности в выразительности пения Развивать  способность к анализу и синтезу музыкального материала. Различать жанры: танец (полька, вальс, р. н. п), марш, песня и части произведений (вступление, заключение, запев, припев). Уметь обобщать и сравнивать песни по какому-нибудь признаку.

Знать  приёмы звукоизвлечения на различных музыкальных инструментах. Играть по одному и в ансамбле, подбирать на слух несложные мелодии, знать расположение низких и высоких звуков.

Выразительно передавать игровые образы, движения с предметами, инсценировать  игровые песни, самостоятельно придумывать движения в танцах,  играх и хороводах

2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Формирование  основ музыкальной культуры, музыкальности и   детского музыкального  творчества  происходит именно в детстве. Поэтому в своей работе я использую   различные  виды и формы  музыкальной  деятельности.

2.1. Формы организации музыкального руководителя с детьми

·        Музыкальные занятия (фронтальные, индивидуальные, по подгруппам),

·        Досуговая деятельность: праздники, концерты, развлечения

·        Музыка в повседневной жизни: режимные моменты

·        Музыкальное воспитание в семье (вовлечение родителей  в музыкально-образовательную деятельность)

·        Работа с педагогическим коллективом

2.2    Виды музыкальной деятельности с детьми

 

·        Восприятие музыки  (слушание, музыкально-дидактическая игра)

·        Детское музыкальное исполнительство (пение, музыкально-ритмические упражнения, игра на детских музыкальных инструментах)

·        Детское музыкальное творчество (песенное, танцевальное, музыкально-игровое, импровизация на детских музыкальных инструментах)

·        Музыкально-образовательная деятельность (общие занятия, специальные занятия, связанные с каким-либо видом музыкальной деятельности)

Рациональное сочетание и специально подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить смену видов музыкальной деятельности, предупреждает утомляемость и сохраняет активность ребёнка на музыкальных занятиях.

2.3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

         Для реализации программы в ДОУ создана музыкально-развивающая среда, в  группах музыкальные уголки. Детский сад  располагает эстетически оформленным музыкальным залом, отвечающим  требованиям безопасности.  Зал полностью технически оснащён: электронное пианино, баян, музыкальный центр, интерактивная доска, проектор, телевизор. Так же имеется сменяющееся сезонное оформление.  Музыкальное воспитание осуществляет педагог со специальным музыкальным образованием. . Учебно-методическое обеспечение располагается в  папках, выписываются специализированные журналы: «Справочник музыкального руководителя», «Музыкальная палитра», «Музыкальный руководитель», преобретается книжная продукция.  Для осуществления дошкольниками  музыкальной деятельности,  в зале расположены доступные  музыкальные зоны, в которых располагаются различные атрибуты, шумовые и музыкальные инструменты, дидактические игры. Использование наглядного материала активизирует детей и вызывает желание принять участие в том или ином виде музыкальной  деятельности. С таким оснащением перед детьми открывается возможность сделать непосредственно образовательную деятельность более интересной, разнообразной и эффективной.

2.4  Перспективно-тематический план работы с детьми

Занятия проводятся в музыкальном зале в соответствии с расписанием и  учётом возрастных    особенностей детей по учебному плану.

Учебный план:

Возрастная группа

Продолжительность занятий

Количество занятий в неделю

Ранний возраст

 

        Не более 10 минут

    2

Вторая младшая

 

        Не более 15 минут

    2

Средняя

 

        Не более 20 минут   

    2

Старшая

 

        Не более25 минут

    2

Подготовительная      

 

        Не более 30 минут

    2

 

Сетка образовательной деятельности:

 

День недели

Время

Номер гркппы

 

Понедельник

 

15-45

 

 

 6       I  Младшая

Вторник

 

9-00

9-25

9-45

11-10

№   8      II Младшая

№ 10          Средняя

№ 13          Средняя

№ 11          Подготовительная

 

Среда

15-45

 6        I Младшая

 

Четверг

9-00

9-30

10-00

 8       II Младшая

№ 10          Средняя

№ 11          Подготовительная

 

Пятница

15-45

№ 13          Средняя

 

 

2.5 Взаимодействие с педагогами ДОУ

         В целях повышения эффективности музыкального воспитания дошкольников,  развиваю и поддерживаю музыкальную культуру воспитателей и педагогов ДОУ. В решении своих конкретных педагогических задач опираюсь на взаимопонимание, оказание профессиональной помощи и поддержку коллег.  Свою  работу  с педагогами ДОУ выстраиваю по следующим пунктам:

·        Совместный  анализ результатов мониторинга;

·        Планирование совместной работы;

·        Консультации по применению музыкального материала  в повседневной работе;

·        Обсуждение и проведение праздников и развлечений;

·        Совместная организация и проведение родительских собраний;

·        Советы и рекомендации по оформлению музыкальной среды в

группах

План совместной работы с воспитателями и сотрудниками ДОУ 

·        Совместный  анализ результатов мониторинга;

·        Планирование совместной работы;

·        Консультации по применению музыкального материала  в повседневной работе;

·        Обсуждение и проведение праздников и развлечений;

·        Совместная организация и проведение родительских собраний;

·        Советы и рекомендации по оформлению музыкальной среды в

 

группах 

Приложение 1.

2.6 Социальное партнёрство с родителями

         Исходя из современных требований ФГОСТ, роль музыкального руководителя, как наставника и проводника в мир искусства,  выходит на новый уровень взаимодействия с семьёй. В создании единого образовательного пространства семьи и ДОУ- основное место отводится повышению родительской компетенции. Работа музыкального  руководителя в реализации задач музыкально- эстетического развития ребёнка дополняется новыми формами общения с родителями воспитанников: анкетирование, индивидуальные консультации и беседы с учётом особенностей каждого ребёнка, подбор справочного материала, семинары-практикумы, участие родителей  в общих садовских культурных мероприятиях.

План совместной работы с родителями дошкольников Приложение 2.

 2.7 Организация работы с одарёнными детьми

         Музыкально одарённые дети-это гордость каждого музыкального руководителя, показатель его профессионального и  педагогического  мастерства, поэтому в своей  программе я представляю эту образовательную деятельность, как  работу с одарёнными детьми в кружке «Весёлые смайлики».

Основная цель работы кружка: формирование вокальных умений и навыков и развитие творческих способностей  у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

§  Формирование у детей интереса к музыке;

§  Накопление музыкально-творческого опыта;

§  Развитие вокально-слуховых способностей;

§  Формирование чувства классической формы, ладового, ритмического и динамического чувства;

§  Реализация личностных предпочтений в музыке.

Работа вокального кружка строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса. Занятия проводятся с учётом требований СанПина и режимных моментов для возрастных групп. Занятия проводятся в музыкальном зале один раз в неделю продолжительностью 30 минут. Руководителем  кружка является музыкальный руководитель детского сада.

План организации работы с одарёнными детьми Приложение 3

3. СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЙ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

3.1. Планируемые результаты

Контроль реализации программы осуществляется в форме мониторинга. Для определения  уровня развития  музыкальности детей,  диагностика проводится 2 раза в год по методике О.Радыновой  по следующим категориям: музыкально-слуховые представления, ладовое  и ритмическое  чувство. Оценка уровня развития предусматривает бальную систему: 1 балл-Большинство компонентов недостаточно развиты, 2 балла-развиты отдельные компоненты, 3 балла- высокий уровень освоения программы.  Мониторинг проводится на произведениях фольклора и музыкальной классики по трём критериям: развитие музыкальности, творческое мышление, интерес и вкус к музыке.   

 Развитие музыкальности:     

Категории музыкальности

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Музыкально-слуховые представления

Проявляет интерес к звучащим предметам

Узнаёт мелодию,  подпевает, с интересом  слушает музыку

Слушает музыку увлечённо, эмоционально

Увлечённо слушает музыку, имеет свои собственные предпочтения

Точно интонирует, выразительно исполняет песни, аргументированно анализирует музыкальное произведение, подбирает мелодию из 4-5 звуков

Ладовое чувство

Различает и реагирует на ладовую окраску в музыке движениями

Узнаёт знакомые произведения, реагирует на смену характера музыки

Определяет окончание мелодии, различает 2-х частную форму. Характер музыки

Слышит окончание фраз в произведении, понимает и различает 3-х частную  форму, точно интонирует

Определяет интонацию у себя и у детей, в оркестре подбирает тембры для оркестровки

Чувство ритма

Слышит начало и окончание музыки

Двигается ритмично, передаёт характер музыки

Выразительно передаёт движения, ритмичен

Движения выразительные, ритмичные

Различает темп, динамику, регистр. В движениях трактует собственный музыкальный образ

                                                                            

Творческое мышление

Категории креативности

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Восприятие

 

Различает контрастную музыку, осознаёт тематизм и её  изобразительность. Понимает средства музыкальной выразительности (темп и динамику)

Может охарактеризовать произведение 3-5 словами, отмечает изобразительность музыки, различает  регистр, тембр (флейта, скрипка), осваеивает понятия песня, танец, марш

Различает настроения, изобразительные моменты музыки, определяет жанр, средства музыкальной выразительности, инструменты симфонического оркестра (струнные, ударные, духовые)

Понимает смысл произведения, характеризует красоту мелодии, изобразительность пьеса, осознаёт выразительные интонации (вопрос/ответ, просьба/плач). Связывает музыку с другими видами искусства

Исполнительство

В игре  на погремушках, бубне различает начало и окончание музыкальной пьесы

 Овладевает элементами выразительности. Различает тембры музыкальных инструментов и  игрушек

Проявляются признаки выразительности в пении, движении, ритмопластике. Осознание звуковысотности в игре на металлофоне

Владеет исполнительской культурой, выразительно поёт, танцует, играет на инструментах

Чётко различает средства музыкальной выразительности и передаёт их в в различных видах музыкальной деятельности

Творчество

 

С помощью педагога сыграть на инструменте, в движении показать как падает листик, капельки

Выражение своих впечатлений в импровизациях, владеет навыками игры на ДМИ и  проявляет культуру игры на них. Исполняет роли с помощью педагога в музыкальных сказках

Проявляет выразительность и оригинальность в различных видах деятельности: движение, драматизация, пение, оркестровка

Яркие оригинальные самостоятельные творческие проявления в сочинении попевок, мелодий, движений.

 

 

 

Оценочное отношение к музыке

Категории отношения к музыке 

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Интерес

Проявляется в эмоциональном отклике на произведение

Удовольствие от занятий музыкой, внимание на занятии, стараются подражать взрослым во всех видах музыкальной деятельности

 Желание к музицированию в музыкальном уголке в группе, внимание на занятиях, эмоциональный отклик

Самостоятельно вводят музыкальный материал в игровые моменты в игре, режимных моментах, есть любимые музыкальные инструменты

Осознание своей компетентности в общении с педагогом  в области музыка, проявляет интерес к другим жанрам и культурам, 

Вкус

 

 

 

Применяют  любимые музыкальные произведения в разных видах музыкальной деятельности

Знают и называют свои любимые произведения из пройденных тем.  Называют композитора, высказывают суждения и оценки о красоте музыки

 

 

 

 

 

 

1.  1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты.

2.  2 балла - отдельные компоненты не развиты.

3.  3 высокий уровень усвоения программы.

Таблицы проведения мониторинга  Приложение 4

Комментарии
Комментариев пока нет.