12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Лукьянчикова Валентина Ивановна48 |
Примерная (типовая) программа «Юный эколог»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №41 им.В.В.Сизова»
города Курска
Примерная ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Юный эколог»
Автор-составитель:
В.И.Лукьянчикова,учитель географии
МБОУ « СОШ № 41 им.В.В.Сизова» города Курска
2012
Пояснительная записка
Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся.
Задачи программы - формировать интерес к изучению природы родного края; воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать экологическое сознание; формировать знание основных правил отношения к природе.
Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие того , что его окружает.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью. В школе дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей обучающихся.
Программа «Юный эколог» учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для обучающихся 5-го класса.
В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, составление памяток, защита проектов и проведение праздников.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров обучающихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Ожидаемые результаты
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
Для оценивания осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от обучающихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.
Вопросы для самоанализа могут быть следующими:
Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что________________________________________________________________
Наиболее трудным мне показалось__________________________________________
Я думаю, это потому, что ________________________________________________
Самым интересным было _________________________________________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ________________________________________________________________________
Я бы хотел попросить своего учителя _______________________________________
.
Тематический план
апрель
№ раз- дела | № за- нятия | Тема | Теория | Практика |
1 | Введение | 1 | ||
1 | Что такое экология? | 1 | ||
2 | Мой дом за окном | 6 | 9 | |
2 | Мой дом | 1 | ||
3 | Дом, где мы живём | 1 | ||
4 | Практическое занятие операция «Чистый двор» | 1 | ||
5 6 | Откуда берётся и куда девается мусор? Творческое дело «Суд над мусором» | 1 | 1 | |
7 | Экскурсия-прогулка «Краски и звуки весны» | 1 | ||
8 | Деревья твоего двора | 1 | ||
9 | Экскурсия по территории школы | 1 | ||
10 | Птицы нашего двора | 1 | ||
11 12 13 | Практическое «Изготовление скворечников» Подготовка к праздника «День птиц» Проведение праздника | 3 | ||
14 15-16 | Красная книга области Экскурсия в краеведческий музей | 1 | 2 | |
3 | Я и моё окружение | 7 | 5 | |
17 | Моя квартира | 1 | ||
18 | Моя семья | 1 | ||
19 | Соседи-жильцы | 1 | ||
20 | Мой класс | 1 | ||
21 | Практическое занятие операция «Уют» | 1 | ||
22 | «Дом моей мечты» -(изо- фантазии нет предела) | 1 | ||
23 | Комнатные растения в квартире, классе | 1 | ||
24 | Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» | 1 | ||
25 | Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике» | 1 | ||
26-27 | Экскурсия в парк | 2 | ||
28 29 | Животные в доме Выставка «Братья наши меньшие» | 1 | 1 | |
4 | Гигиена моего дома | 7 | 4 | |
30 | Уход за квартирой | 1 | ||
31 | Гигиена класса | 1 | ||
32 | Практическое занятие «Гигиена класса» | 1 | ||
33 | Бытовые приборы в квартире | 1 | ||
34 | Экскурсия в кабинет обслуживающего труда | 1 | ||
35 | Природа в квартире и в классе | 1 | ||
36-38 | Русская народная одежда Экскурсия в краеведческий музей | 1 | 2 | |
39 | Подготовка к экологическому празднику | 1 | ||
40 | Экологический праздник, посвященный Дню Земли «Большой дом человечества» | 1 | ||
Итого: 40 часов |
Содержание программы
40 ч
Введение (1 ч)
Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между живой и неживой природой, связь между природой и человеком.
1.Мой дом за окном (15ч)
Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе. Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своём доме. Техника безопасности. Распределение обязанностей по уборке школьного двора. Отчёт о выполнении задания. Наблюдение. Выявляем, откуда берётся и куда девается мусор. Наблюдение в природе. Весенние изменения в живой природе. Музыка природы в весеннее время года. Зелёные насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делаем для здоровья деревьев? Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц. Перелётные птицы. Значение птиц в жизни человека. Птицы нашего двора. Помощь птицам в трудное время. Изготовление кормушек, скворечников. Что вокруг нас может быть опасным? Сигналы светофора. Как обходить автобус, трамвай, троллейбус? Дорожные знаки, их значение. Правила поведения на дороге, в транспорте. Маршрутные листы.
2.Я и моё окружение (12 ч)
Моя квартира. Светлая квартира, цвет обоев, жилая площадь, температура воздуха, покрытие полов, возможности проветривания, природные материалы в квартире, внутреннее убранство, его значение.
Моя семья. Происхождение слова «семья». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».
Соседи – жильцы. Доброжелательные отношения с ними. Все мы – соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа.
Мой класс. Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной комнате? Дежурство по классу. Распределение обязанностей. Отчёт каждой группы о проделанной работе. Проведение уборки класса операция «Уют»
Дом моей мечты. Из чего сделан дом? Что в нём будет? Чего в нём не будет? Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде. Конкурс проектов своего дома.
Комнатные растения в квартире, в классе. Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учётом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещённость, частоту полива. Уход за комнатными растениями. Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей за комнатными растениями. Наблюдение изменений произошедших после произведённых работ. Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха, проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени. Наблюдение за набуханием почек в классе и в природе. Организация экскурсии в парк.
Животные в доме. Знакомство с домашними животными. Кошка и собака – друзья человека. Как ухаживать за собакой и кошкой? Соблюдение требований гигиены и правил безопасности при содержании животных. Клопы, тараканы, моль – меры предупреждения их появления. Чтение рассказов, стихов о домашних животных. Пословицы, поговорки Организация выставки своих домашних питомцев.
3.Гигиена моего дома. (11ч.)
Уход за квартирой. Влажная уборка, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила общения с электрической и газовой трубой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется. Правила безопасности при их эксплуатации.
Гигиена класса. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями.
Наша одежда и обувь. Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические и гигиенические требования, условия содержания, уход. История появления одежды. Знакомство с русской народной одеждой. Изготовление одежды из природного материала. Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щёткой верхнюю одежду? История русского костюма. Моделирование и демонстрация одежды.
Животный мир (общее понятие). Звери, обитающие на территории нашей области. Жизнь зверей зимой. Роль животных в жизни человека. Охрана животных. Красная книга области.
Список литературы
Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
Безруков, А. Занимательная география Текст /А. Безруков, Г. Пивоварова. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2001
Времена года. Православный календарь. Текст - Ростов н/Д. АО «Книга», 2011 г.
Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.