12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лукьянчикова Валентина Ивановна48

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №41 им.В.В.Сизова»

города Курска

Примерная ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Юный эколог»

Автор-составитель:

В.И.Лукьянчикова,учитель географии

МБОУ « СОШ № 41 им.В.В.Сизова» города Курска

2012

Пояснительная записка

Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся.

Задачи программы - формировать интерес к изучению природы родного края; воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать экологическое сознание; формировать знание основных правил отношения к природе.

Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.

Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие того , что его окружает.

Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью. В школе дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей обучающихся.

Программа «Юный эколог» учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для обучающихся 5-го класса.

В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, составление памяток, защита проектов и проведение праздников.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров обучающихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Ожидаемые результаты

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

Для оценивания осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от обучающихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.

Вопросы для самоанализа могут быть следующими:

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что________________________________________________________________

Наиболее трудным мне показалось__________________________________________

Я думаю, это потому, что ________________________________________________

Самым интересным было _________________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ________________________________________________________________________

Я бы хотел попросить своего учителя _______________________________________

.

Тематический план

апрель

раз-

дела

за-

нятия

Тема

Теория

Практика

1

 

Введение

1

 
 

1

Что такое экология?

1

 

2

 

Мой дом за окном

6

9

 

2

Мой дом

1

 
 

3

Дом, где мы живём

1

 
 

4

Практическое занятие операция «Чистый двор»

 

1

5

6

Откуда берётся и куда девается мусор?

Творческое дело «Суд над мусором»

1

1

 

7

Экскурсия-прогулка «Краски и звуки весны»

 

1

 

8

Деревья твоего двора

1

 
 

9

Экскурсия по территории школы

 

1

 

10

Птицы нашего двора

1

 
 

11

12

13

Практическое «Изготовление скворечников»

Подготовка к праздника «День птиц»

Проведение праздника

 

3

 

14

15-16

Красная книга области

Экскурсия в краеведческий музей

1

2

3

 

Я и моё окружение

7

5

 

17

Моя квартира

1

 
 

18

Моя семья

1

 
 

19

Соседи-жильцы

1

 
 

20

Мой класс

1

 
 

21

Практическое занятие операция «Уют»

 

1

 

22

«Дом моей мечты» -(изо- фантазии нет предела)

1

 
 

23

Комнатные растения в квартире, классе

1

 
 

24

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»

 

1

 

25

Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике»

 

1

 

26-27

Экскурсия в парк

 

2

 

28

29

Животные в доме

Выставка «Братья наши меньшие»

1

1

4

 

Гигиена моего дома

7

4

 

30

Уход за квартирой

1

 
 

31

Гигиена класса

1

 
 

32

Практическое занятие «Гигиена класса»

 

1

 

33

Бытовые приборы в квартире

1

 
 

34

Экскурсия в кабинет обслуживающего труда

 

1

 

35

Природа в квартире и в классе

1

 
 

36-38

Русская народная одежда

Экскурсия в краеведческий музей

1

2

 

39

Подготовка к экологическому празднику

 

1

 

40

Экологический праздник, посвященный Дню Земли «Большой дом человечества»

 

1

   

Итого: 40 часов

   

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Содержание программы

40 ч

Введение (1 ч)

Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между живой и неживой природой, связь между природой и человеком.

1.Мой дом за окном (15ч)

Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе. Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своём доме. Техника безопасности. Распределение обязанностей по уборке школьного двора. Отчёт о выполнении задания. Наблюдение. Выявляем, откуда берётся и куда девается мусор. Наблюдение в природе. Весенние изменения в живой природе. Музыка природы в весеннее время года. Зелёные насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делаем для здоровья деревьев? Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц. Перелётные птицы. Значение птиц в жизни человека. Птицы нашего двора. Помощь птицам в трудное время. Изготовление кормушек, скворечников. Что вокруг нас может быть опасным? Сигналы светофора. Как обходить автобус, трамвай, троллейбус? Дорожные знаки, их значение. Правила поведения на дороге, в транспорте. Маршрутные листы.

2.Я и моё окружение (12 ч)

Моя квартира. Светлая квартира, цвет обоев, жилая площадь, температура воздуха, покрытие полов, возможности проветривания, природные материалы в квартире, внутреннее убранство, его значение.

Моя семья. Происхождение слова «семья». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».

Соседи – жильцы. Доброжелательные отношения с ними. Все мы – соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа.

Мой класс. Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной комнате? Дежурство по классу. Распределение обязанностей. Отчёт каждой группы о проделанной работе. Проведение уборки класса операция «Уют»

Дом моей мечты. Из чего сделан дом? Что в нём будет? Чего в нём не будет? Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде. Конкурс проектов своего дома.

Комнатные растения в квартире, в классе. Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учётом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещённость, частоту полива. Уход за комнатными растениями. Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей за комнатными растениями. Наблюдение изменений произошедших после произведённых работ. Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха, проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени. Наблюдение за набуханием почек в классе и в природе. Организация экскурсии в парк.

Животные в доме. Знакомство с домашними животными. Кошка и собака – друзья человека. Как ухаживать за собакой и кошкой? Соблюдение требований гигиены и правил безопасности при содержании животных. Клопы, тараканы, моль – меры предупреждения их появления. Чтение рассказов, стихов о домашних животных. Пословицы, поговорки Организация выставки своих домашних питомцев.

3.Гигиена моего дома. (11ч.)

Уход за квартирой. Влажная уборка, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила общения с электрической и газовой трубой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется. Правила безопасности при их эксплуатации.

Гигиена класса. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями.

Наша одежда и обувь. Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические и гигиенические требования, условия содержания, уход. История появления одежды. Знакомство с русской народной одеждой. Изготовление одежды из природного материала. Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щёткой верхнюю одежду? История русского костюма. Моделирование и демонстрация одежды.

Животный мир (общее понятие). Звери, обитающие на территории нашей области. Жизнь зверей зимой. Роль животных в жизни человека. Охрана животных. Красная книга области.


 


 


 


 


 

Список литературы

Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.

Безруков, А. Занимательная география Текст /А. Безруков, Г. Пивоварова. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2001

Времена года. Православный календарь. Текст - Ростов н/Д. АО «Книга», 2011 г.

Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.