Занятие по литературе в 5 классе: «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная сказка героического содержания
Разработал: Шабельский Дмитрий Валентинович, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ№8
Технологическая карта урока по литературе 5 класс
Тема: «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная сказка героического содержания.
Тип урока: Комбинированный урок
Цели:
научиться анализировать, раскрывать тему и проблематику прочитанной сказки; характеризовать персонажей сказки; оценивать поступки сказочных героев и выражать собственное отношение к ним в развернутой форме;
развивать умения пересказывать, формулировать мораль сказки, находить отраженные в ней народные идеалы.
воспитать чувство патриотизма, высоких нравственных устоев на примере главного героя Ивана – крестьянского сына
Оборудование: учебник, иллюстрации, ноутбук.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент. Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне; формирование умений самоорганизации и самооценки; готовности к предстоящей учебной деятельности. Предметный результат: демонстрирует умение использовать деловой язык Метапредметный результат: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить. | Приветствие. Использует слова М. Горького в качестве подтверждения основных знаний об УНТ. Включение в деловой ритм.
| Приветствие, Подготовка к работе. Самоопределение к деятельности. | Л: самоопределение. Р: волевая саморегуляция для выполнения общей задачи, нацеленность на выполнение действий в соответствии с данной задачей. К: готовность к сотрудничеству |
Актуализация знаний Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. Предметный результат: знать историю создания произведения Метапредметный результат: умение извлекать информацию, перерабатывать и преобразовывать информацию | Воспроизвести знания и способы действия. Учитель предлагает ученикам вспомнить теорию фольклора (инф. на слайде) | Слушают и пытаются дать ответы. | Л: самоопределение. Р: волевая саморегуляция для выполнения заданий. П: анализ объектов с целью выделения признаков, умение строить рассуждение. К: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
Постановка учебной задачи. Цель этапа: выявление места и причины затруднения. Предметный результат: знать основные особенности системы конфликта и специфику философского аспекта драмы Метапредметный результат: перерабатывать и преобразовывать информацию | Учитель предлагает задание: определить к какому виду относится сказка; почему эту сказку называют богатырской и т.д. Ученик выступает с мини- докладом о Калиновом мосте Калинов мост разделяет мир живых и мир мёртвых. охраняется Трёхглавым Змеем. Именно по этому мосту души переходят в царство мёртвых. И именно здесь герои (витязи, богатыри) сдерживают угрожающие добру силы зла (в лице различных змеев). | Отвечают на вопросы учителя. Вступают в диалог, дают рецензию на ответ товарищей, задают вопросы. | Л: самоопределение. Р: способность к целеполаганию, включая постановку новых целей. П: умение строить рассуждения. К: способность высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
Первичная проверка понимания. Первичное закрепление. Цель этапа: проверка первичного умения применять новые знания в типовых условиях. Предметный результат: владеть литературоведческими терминами, умение анализировать информацию Метапредметный результат: преобразовывать информацию из одной формы в другую
| Учитель предлагает для понимания сущности сказки следующий вопрос Какое известие опечалило жителей некоторого государства? - Кто из братьев собирается на защиту земли русской в самом начале сказки? Найдите этот эпизод в сказке - Какая картина представилась братьям в деревне? - Как ведут себя на чужой стороне братья? Какое решение принимают? - Кто оказывается самым организованным? - Можем ли мы говорить о том, что все братья проявили себя здесь как настоящие защитники Родины? - Почему же Иван берет всю ответственность на себя? Индивидуальное задание 1 группа - Прочитайте, как описывается появление чуда о шести, девяти, двенадцати головах? 2 группа - Как ведет себя Иван при каждой встрече с чудищем и после боя? В своем ответе используйте цитаты из текста. 3 группа - Каким предстаёт Иван – крестьянский сын в последних эпизодах сказки? Дополните характеристику Ивана. 4 группа - Чем заканчивается сказка? В чем необычность концовки сказки? Подведение итогов - Какова основная идея или мысль сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»? Чему учит эта сказка? - Какую сказку читали на уроке? Кто автор? - За какое же доброе дело боролся Иван – крестьянский сын? | Совестно с учителем анализируют фрагменты сказки анализируют поступки героев, помощи текста произведения Выражают свою точку зрения | Р: работать по плану, сверяя свои действия с целью, оценка, коррекция. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. П: адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста; Анализировать, сравнивать, делать выводы. |
Рефлексия деятельности. Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке Предметные результаты: подводить итог учебной деятельности Метапредметные результаты: рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка | Если бы вам в реальной жизни пришлось встретиться с Иваном – крестьянским сыном, что бы вы хотели у него спросить, зная о его подвиге? - А чтобы он ответил на этот вопрос? Время выполнения 3-5 минут!!! | Выполняют творческое задание | Р: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. П: строить рассуждения. К: высказывать и обосновывать свою точку зрения; задавать вопросы. |
Информация о домашнем задании | Подготовить сообщение на темы: 1. Мини-сообщение об исторических событиях в Киевской Руси. 2. Что такое Древнерусская литература? Когда она возникла? Основные особенности древнерусской литературы. 3. Жанры древнерусской литературы. Перечислить основные жанры. 4. «Повесть временных лет» как произведение древнерусской литературы (автор повести, история создания). | | |