Урок литературы в 6 классе «Волшебник слова. Иван Шмелев и его книга "Лето Господне"»
Тема урока: «Волшебник слова. Иван Шмелев и его книга «Лето Господне»».
Цели и задачи урока.
Образовательные.
Краткое знакомство с биографией И.С.Шмелёва.
Анализ рассказа Шмелёва «Масленица».
Развивающие.
Обратить внимание ребят на мастерство Шмелёва-рассказчика.
Продолжить формирование умений работать с текстом.
Отрабатывать навыки написания сочинения-миниатюры.
Воспитывающие.
Воспитывать познавательный интерес к жизни и творчеству И.С.Шмелёва.
Способствовать формированию понятий о нравственности, красоте.
Способствовать созданию поисково-творческой атмосферы при помощи творческой работы .
Коммуникативные.
Вырабатывать желание высказывать своё мнение, благожелательность в общении с учителем и сверстниками.
Раскрыть особенности изображения русской души в романе с точки зрения И.С. Шмелёва – глубоко православного, подлинно народного писателя-патриота
Тип урока: урок литературного чтения.
Форма урока: урок – «праздник».
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, словарная работа, групповая работа, творческие задания, работа с репродукциями.
Оборудование: презентация жизни И.С. Шмелёва с помощью компьютера, репродукции Б.М. Кустодиева, музыка - Времена года из пьесы П. И. Чайковского «Февраль. Масленица», декорации.
Межпредметные и внутрипредметные связи:
музыка и живопись;
русский язык.
I. Организационный момент. – 2 мин.
1. Начало урока: введение, «разогрев», включающий эмоциональную и интеллектуальную «разминку».
Учитель: - Добрый день! Наш урок мы начинаем с пожеланий друг – другу любви, здоровья и добра. Прикоснитесь к друг –другу ладошками, подарите друг-другу чувство уверенности в том ,что у вас всё получится. Поддержите перед нашей предстоявшей работой. Улыбнитесь друг- другу, опустите ладошки. Улыбнитесь чтобы наш класс наполнился светом и счастьем.
Не жалейте сердца, не таите
Доброты и нежности своей.
Ни своих прозрений, ни открытий
Не держите в тайне от людей.
II. Вызов – 2 мин.
Вступительное слово учителя. Знаете, ребята, есть такое увлекательнейшее занятие – совершать открытия. Столько всего уже открыто на Земле, что кажется, что на долю современного человека ничего и не осталось. Вы, конечно, знаете, что такое открытие, и сейчас подскажете мне, что можно открывать. …
- Интересно, а в вашей жизни случались открытия, пусть маленькие, но очень важные именно для вас? Ответная реакция детей на вопрос
- Поделитесь своими открытиями с нами.
На доске составляем кластер со словом «открытие», дети добавляют к этому слову понятия, связанные с ним. Этот приём позволяет органично подвести детей к теме урока.
как вы думаете, а на уроке можно что-нибудь открывать? Правильно, на уроке мы будем открывать новое знание. тема нашего урока… Дети предлагают свои варианты, сами или с помощью учителя формулируют тему: Открытие мира "Ваней Шмелевым".
Сегодня у нас необычный урок. Необычен он тем, что сегодня мы с вами прикоснемся к творчеству Ивана Сергеевича Шмелева, к его удивительному, поэтическому, наполненному духовным светом произведению “Лето Господне
Хотели бы вы больше узнать об этой книге и о человеке, ее написавшем? Вот это и будет целью сегодняшнего урока. Кроме того, мы будем учиться чувствовать слово, заглянем в творческую лабораторию писателя.
–-А сейчас послушаем удивительно красивый романс на слова И.С.Тургенева “Утро туманное”. (поёт подготовленный ученик.)
– Как вы думаете, почему разговор о творчестве Шмелева мы начали с этого произведения?
(Речь пойдет о чем-то давно прошедшем, о том, что живет только в воспоминаниях, но эти воспоминания сладостны и приятны.)
А сейчас мы с вами совершим небольшое путешествие в Москву двухсотлетней давности. А поможет нам в этом художник Василий Дмитриевич Поленов и репродукция его картины “Московский дворик
Московский дворик. Уютный, чистый, залитый ярким солнечным светом. Справа крупные головки полевых цветов, похожие на играющих тут же белоголовых детей. Слева крышка старого погреба, лопухи, репейник, растущие около покосившегося забора. Сквозь ветви тенистого сада виден фасад белого дома, который одним боком выходит во дворик. Недалеко от дома полуразвалившийся сарай. На его ветхой крыше выросли кусты. Рядом виднеется колодец. Перед сараем гуляют куры. Женщина выносит ведро или собирается кормить их. Недалеко неподвижно стоит лошадь. Она пригрелась на солнышке, её уши спокойно опущены, чувствуется, что она терпеливо ждёт своего хозяина… На верёвке сушится бельё.
На заднем плане мы видим храм, купола которого сияют золотым и серебристым светом. И высокое, голубое бесконечное небо с бегущими по нему лёгкими перистыми облаками. Всё освещено ласковым солнечным светом. Картина излучает радость, дышит тишиной, умиротворённостью, создаёт ощущение тихого праздника, хотя художник изобразил обычный будний день.
В одном из таких московских двориков около Москвы-реки, недалеко от Кремля, где открывалась широкая луговая низина – Замоскворечье – в религиозной патриархальной семье в сентябре 1873 года и родился Иван Шмелев. Там же он учился в шестой Московской гимназии. Затем поступил в университет на юридический факультет. Излюбленным занятием юноши было чтение. А кумиром был Пушкин. Шмелев великолепно знал свой родной город и любил его. Посреди огромного города «супротив Кремля», в окружении мастеровых и работников, купцов и духовенства протекает жизнь маленького Вани, будущего русского писателя. Самые ранние впечатления детства — это мартовская капель, Масленица, Вербная неделя, стояние в церкви. Эти детские впечатления и составили лучшую книгу писателя «Лето Господне».
Вы спросите, откуда это непонятное название?
А какое чувство владело им, когда он жил за границей и писал свои книги? (Любовь к родине, тоска по ней).
Действительно, и этой любовью к отечеству проникнута книга «Лето Господне». Что значит здесь слово «лето»? Мы ведь спрашиваем «сколько вам лет?» (Это год).
Верно, а почему «Господне»? (праздники церковные отмечают смену времени). И получился у Шмелева настоящий чудесный календарь.
А от чьего лица ведется повествование? (От лица 6-летнего ребенка).
Что вас поразило, когда вы читали те главы, которые я вам предложила?
(Он помнит все мелочи, так подробно описывает запахи, звуки;он всему радуется, видит добро везде).
Из какой семьи этот ребенок? (Из верующей, православных христиан).
Да, ребята, мы видим мир старой Москвы и даже России глазами верующего ребенка. Россия – страна православная, это наша история, наши традиции. Многие из вас были в церквях, в семьях ваших каким-то образом отмечают христианские праздники. И в книге много церковных слов, особое внимание к праздникам, важным для христианина. А с чем они тесно сплетаются в сознании маленького Вани, что его радует, что он замечает? (Обряды, явления природы).
– А теперь давайте заглянем в творческую лабораторию писателя. Из чего же плетется волшебное кружево шмелевской речи? Но прежде немного отдохнём
3.Физминутка
Герой рассказа Шмелёва говорил: « Чтобы увидеть весну, надо закрыть глаза и через узенькую щёлку глядеть на небо… и вот так смотреть и слушать…»
Давайте и мы с вами попробуем. Закройте глаза. Представьте солнечный весенний день…… Что нарисовало ваше воображение? Какие цвета, звуки, запахи? ( яркое солнце, капель, чирикающие воробьи…)- - Прослушивание пьесы П. И. Чайковского «Февраль. Масленица» из симфонической сюиты «Времена года».
Учитель: “Лето господне” делится на три части: “Праздники”, “Радости”, “Скорби”. Отрывок “Масленица” - из первой части.
- Рассмотрим репродукцию картины Кустодиева «Масленица».
Учитель. Первая глава книги называется «Праздник». Христианские праздники были постоянными спутниками русского народа. Они помогали в труде, сближали людей, не давали прерваться традициям поколений. Один из рассказов этой главы посвящен Масленице: «Масленица… Я и теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны – вызывает оно во мне; пылающие печи, синеватые волны чада…, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньи. Или с детства осталось во мне чудесное, непохожее ни на что другое, в ярких цветах и позолоте, что весело называлось – «масляница»?»
-4. Работа с текстом.
1) Первыми признаками приближения масленицы является яркое солнце, веселые капели, оттепели. Приведите примеры описания этих природных явлений у Шмелева. (Ребята зачитывают наизусть).
Оттепели все чаще, снег маслится. С солнечной стороны висят стеклянной бахромой сосульки, плавятся, звякают о льдинки. Прыгаешь на одном коньке и чувствуешь, как мягко режет, словно по толстой коже. Прощай, зима!”“Это и по галкам видно, как они кружат “свадьбой”, и цокающий их гомон куда-то манит. Болтаешь коньком на лавочке и долго следишь за черной их кашей в небе. Куда-то скрылись”.
“И вот проступают звезды. Ветерок сыроватый, мягкий, пахнет печеным хлебом, вкусным дымком березовым, блинами. Капает в темноте – масленица идет”
“Масленица в развале. Такое солнце, что разогрело лужи. Сараи блестят сосульками. Идут парни с веселыми связками шаров, гудят шарманки”
2) Этот праздник олицетворял пробуждение природы от зимней спячки, означал начало работ, предшествующих севу. Масленица и по сей день живет как проявление надежды на сытый год, поэтому она была и остается обильной и очень сытной. А как об этом пишет Шмелев?
“Стол огромный. Чего только нет на нем ! Рыбы, рыбы….икорницы в хрустале, во льду, сиги в петрушке, красная семга, лососина, белорыбица-жемчужница, с зелеными глазками огурцы, глыбы паюсной, глыбы сыра, хрящ осетровый в уксусе, фарфоровые вазы со сметаной, в которой торчали ложки, розовые масленки с золотистым кипящим маслом”
3) Ну а королем на масленичном столе являлся блин. Ох уж эти блины на Масленицу! Пышны, румяны, пухлы, вкусны, масляны. Еще с языческих времен блин был символом солнца. Не обошел вниманием блины в своем повествовании и Иван Шмелев.
“Украшением праздничного стола было что-то чудное, не похожее ни на что другое, в ярких цветах и позолоте, что весело называлось “Масленица”. На большом круглом прянике-блине, от которого пахло медом – и клеем пахло!- с золочеными горками по краю, с дремучим лесом, где торчали на колышках медведи, волки и зайчихи, поднимались чудесные пышные цветы, похожие на розы, и все это блистало, обвитое золотой канителью…”
4) Вся масленичная неделя сопровождалась веселыми играми, забавами, шумными конкурсами и развлечениями Какими?
Катание с горок. В нем принимали участие и стар и млад. При массовых катаниях использовались большие сани, куда могли поместиться 10 человек. Катались также на небольших санках, деревянных чурбаках, толстых кусках льда. Катание сопровождалось озорными шутками, обрядовыми песнями.
На Масленицу гадали: берет девушка первый блин, выбегает на улицу, угощает первого встречного и спрашивает его имя. Так и суженого звать будут.
Обычными на масленичной неделе были песни, пляски, ряженые, хождение с козой.
5.Театрализованное представление:
Учитель: Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами: обрядовые и необрядовые действия, традиционные игры и затеи, обязанности и поступки до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на все, поскольку царила атмосфера предельной раскрепощенности, всеобщей радости и веселья. И сейчас мы попытаемся, хотя бы частично, воспроизвести праздничную атмосферу, описанную И.С. Шмелевым в своем произведении.
1-й участник. Выходи на праздник, честной народ, веселую весну славить, пирогами да блинами угощать, штурмовать ледяные крепости, где Дед Мороз лютый последнее прибежище себе устроил.
2-й участник. Выходи, честной народ, изгонять ледяных страшилищ, величать барыню-Масленицу.
Хоровод. Мы Масленицу состречали,
Мы Масленицу состречали,
Люли, люли, состречали,
Люли, люли, состречали,
На горущке мы бывали,
На горущке мы бывали,
Сыром гору набивали.
Сыром гору набивали.
Наши горушки катливы,
Наши горушки катливы,
Наши девушки игривы,
Наши девушки игривы,
Стары бабушки воркотливы,
Стары бабушки воркотливы,
Ены на печи сидят, а на нас-то воркотят.
Вы бабушки не ворчите,
Вы бабушки не ворчите,
Дайте маслену погулять.
Дайте маслену погулять.
3-й участник. Душа ты моя, Масленица!
4-й участник. Касаточка, ты же моя перепелочка.
5-й участник. Выезжала честная Масленица,
6-й участник. широкая боярыня,
7-й участник. на семидесяти семи санях козырных,
1й участник. во широкой лодочке
2-й участник. во велик город пировать,
3-й участник. душой потешиться,
4-й участник. умом повеселиться,
5-й участник. речью насладиться.
Хором. Приехала Масленица! Приехала!
Хоровод. Мы Масленую дожидали,
Нас Масленая подманила,
Люли, люли, подманила,
Люли, люли, подманила,
Мы думали семь неделек,
А Масленица семь денечков!
Люли, люли, семь денечков.
Люли, люли, семь денечков.
1-й участник. И каждый день Масленицы имел свое название.
2-й участник. Я – понедельник. В этот день гостей встречали. И застолье посвящалось началу Масленицы.
3-й участник. А я – вторник. Этот день назывался «заигрыши». Начинались катанья на санках.
На горках катаются,
Блинами объедаются:
Хаврошки – на кошках,
Анютки – на утках,
Аксиньи – на свиньях,
Яшки – на барашках,
Ванюшки – на телушках,
Ненилы – на кобылах, -
На горах катливых!
4-й участник. А я среда – «лакомка». По средам стряпали блины с очень вкусными приправами. Блин – это символ Масленицы. Откуда же это чисто русское ритуальное лакомство? В Библии упоминаются «млины». Царь Давид всему народу «даяше по млину сковрадному». Блин напоминал солнце. И сам он был символом весеннего солнышка. А солнцу всегда поклонялись, и славили его все народы мира.
5-й участник. А я – четверг. Разгул, перелом, широкий четверг. Его название само за себя говорит. В четверг гуляли и славили Масленицу, катались с гор на санках.
6-й участник. А я – пятница, «тещины вечерки». В этот день ходили к теще на блины.
Масленица-кривошейка,
Состречаем тебя хорошенько!
С блинами, с караванцами,
С вареничками!
7-й участник. Я – суббота, «золовкины посиделки». В субботу навещали сестер мужа.
Масленица-блиноеда,
Масленица-жироеда,
Масленица-обируха,
Масленица-обмануха.
Обманула, провела, до поста довела, все ежи взяла,
Дала редьки хвост на Великий Пост.
1-й участник. Наконец, наступал последний день Масленицы – «Прощеное» воскресенье. В этот день ходили друг к другу не пировать, а просить прощенья за обиды, причиненные в текущем году. Получить прощение было очень важно, так как любовь и дружба ценились выше всего на свете.
4-й участник. - Прости меня, - говорит один.
5-й участник. – Бог тебя простит, - отвечает другой.
Летит петушок через реку,
Кричит петушок: ку-ка-ре-ку!
Масленица воротись,
Семь неделек протянись!
Хоровод. Прощай, Масленица-плутовка,
Погостила ты у нас недолго,
Погостила всего семь деньков,
А мы думали – погостишь семь годков!
Хором. Все!!!
- Удивительно интересно описал Шмелёв прошлое России. Как хочется очутиться в самой гуще Масленицы, покататься на санях, поесть горячих блинов, попить душистого чаю из самовара. Как хорошо и весело на душе
Учитель:
- Как раскрывается в этих описаниях личность И.С. Шмелёва?- Так описать православные праздники мог только человек, горячо любивший Россию, гордившийся её богатой культурой и традициями, свято веривший в великое будущее Родины.
- Книга И.С. Шмелёва «Лето Господне» наполнена добротой, солнечным светом, красотой русского языка. Язык Шмелёва так же, как язык И.С. Тургенева и И.А. Бунина, В.В. Набокова «благоухает»! Мы чувствуем запахи постного рынка, осенней антоновки, ранней весны. Сколько старинных обычаев, легенд узнали мы, читая гениальные шмелёвские строки!
Помни... помни... - звучит на протяжении всего романа колокольный звон. Память — основное богатство героев романа Лето Господне. Память – это наше основное богатство. Человек беспамятный – не только неблагодатный, но и обездоленный, опустошенный, несчастный. Помнить прошлое и строить настоящее по законам прошлого – в этом основа незыбленности мира.
6.Домашнее задание
Ребята, я задам вам последний вопрос : «Что у вас сейчас на душе ?» ( восторг, радость, ликованье, умиленье, свет.)
Пусть эти чувства, рожденные святынями великих художников живописи и слова, живут в ваших душах еще долго.
И будет великолепно, если тот свет, что зажегся в ваших сердцах, перельется в ваши сочинения. Давайте назовем это сочинение «Сказка былого». ( Сочинение можно написать на уроке или дома)
7.Рефлексия: Сегодня мы с вами лишь краешком глаза заглянули в творческую лабораторию писателя И.Шмелева. Но когда-нибудь двери в его рабочий кабинет широко распахнутся перед нами. Это непременно случится, если вы научитесь внимательно, вдумчиво читать, научитесь сопереживать писателю и его герою и отроете своё сердце.
Давайте и мы украсим наше солнышко (нарисовано на ватмане) нашими сердечками. На сердечке детям предлагаю написать свои эмоции, которые они получили на уроке. Дети по мере завершения работы подходят к доске и прикрепляют свои сердечки к солнцу. Учитель озвучивает эмоции, которые получили дети.
Ребята, вы сегодня замечательно работали, я вами очень довольна. Вы у меня молодцы!