«Толерантность- норма жизни» Деловая игра
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №49 г.Орска»
имени «60-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.»
Классный час
«Толерантность- норма жизни»
Деловая игра
Автор: учитель начальных классов
высшей категории
Литвинова Галина Ивановна
«Толерантность- норма жизни»
Деловая игра
Цель: формирование культуры толерантности у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
- развивать стремления быть терпимым в обществе людей;
- воспитывать интернационализм; уважение к сверстникам, старшим;
- развивать навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.
Оформление:
дерево толерантности,
бумажные листья
конверты (с лучами солнца),солнце,
Музыка
карточки с ведущими понятиями игры
компьютер
мультфильм «Гадкий утёнок»
Эпиграф: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой».
Ход мероприятия:
1.Организационный момент. Дети входят в класс под музыку и рассаживаются по группам. В группе 5-6 человек.
(«Радость», «Удача», «Доброта», «Красота».)
Входит учитель с конвертами
2. Учитель: - Ребята, я рада вас приветствовать.
Ребята у меня в руках конверты, в них спрятаны некоторые черты личности, которые определяют одно из понятий. С этим понятием мы и познакомимся сегодня.
Мне нужны помощники, пожалуйста, прошу подойти ко мне 7 человек. Ребята, давайте посмотрим, что же находится в конвертах?
(дети достают из конверта «лучи» и зачитывают слова)
Учитель: Прошу всех участников занять свои места. А теперь, скажите,
пожалуйста, какое понятие объединяют все эти черты личности?
(Ответы детей)
Учитель: Хорошо, спасибо ребята.
Эту загадку поможет разгадать последний конверт. Кирилл, помоги, пожалуйста.
(Ребенок достаёт из последнего конверта «солнце» и зачитывает понятие – толерантность)
Учитель: Итак, тема нашего классного часа «Толерантность»
Ребята, как вы думаете, что такое толерантность?
Ответы детей
Мы уже с вами говорили о толерантности в ноябре. Сегодня мы расширим это понятие.
3. - Давайте узнаем, что означает это слово в разных языках. В каждой группе на столах лежат понятия толерантности в разных языках, зачитайте, пожалуйста.
В русском языке «толерантность» означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам»
В английском языке толерантность - "готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь".
Во французском - "уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов".
В китайском языке быть толерантным значит "позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других".
В арабском толерантность- "прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к другим.
В персидском - "терпение, выносливость, готовность к примирению".
?Какое из определений вам понравилось более всего? (Ответы)
?Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения толерантности различны? (Ответы).
?А что же объединяет эти определения? (Ответы).
Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимых от каких-либо отличий.
Слайд 1
Работа над стихотворением.
Учитель - Послушайте стихотворение С.Маршака «Всемирный хоровод».
Стихи для ребят Для эскимосов,
Всех народов и стран: Что в стужу и снег
Для абиссинцев Лезут
И англичан, В мешок меховой
Для испанских детей На ночлег;
И для русских, Для детворы
Шведских, Из тропических стран,
Турецких, немецких, Где на деревьях
Французских Не счесть обезьян;
Негров, чья родина- Для ребятишек
Африки берег; Одетых и голых-
Для краснокожих Тех, что живут
Обеих Америк. В городах и сёлах…
Для желтокожих, Весь этот шумный,
Которым вставать Задорный народ
Надо, Пусть соберётся
Когда мы ложимся в кровать, В один хоровод.
Север планеты
Пусть встретится с Югом,
Запад – с Востоком,
А дети – друг с другом!
- О чём это стихотворение?
Дети. О том, что дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.
Слайд 2
Учитель:
- Все мы очень разные. А хорошо это или плохо?
Высказывания детей.
- А что нас объединяет?
Дети. Дружба
- Почему все дети, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно?
Дети. Чтобы не было войны на Земле и все жили счастливо.
Слайд 3
Этноигры.
1). А сейчас отгадайте загадки разных народов. Мы их разгадаем и ответим на вопросы:
- Как относиться к разным народам?
Каждая команда получает карточку с загадками:
Казахская - “50 шалунов мне легли на ладонь, отпущу одного – сразу вспыхнет огонь”. (спички)
Татарская - “Старик – мужик, на улице стоять не велит, за нос домой тянет” (Мороз).
Русская - “Через речку лег, мне бежать помог”. (Мост)
Удмуртская - “Придет черная корова и всех повалит” (Ночь)
- Как вы думаете, для чего взрослые люди придумывают загадки для своих детей?
Дети -Загадки разных народов учат детей быть внимательными, наблюдательными, заставляют думать, размышлять.
2) А теперь попробуйте объяснить пословицы разных народов:
удмуртского народа:
Вместе и естся вкуснее, и работа идет быстрее.
Человек, меняющий лошадей, без лошади останется.
Доброму человеку все хороши, плохому – все плохи.
- Мудр удмуртский народ?
Яп. Отправляясь в чужую страну, узнай, что там запрещено.
Англ. Когда находишься в Риме, поступай как римлянин.
Итал. В стране, в которой бываешь, соблюдай обычай, который встречаешь.
Рус. В какой народ приедешь, такую шапку и наденешь.
Учитель - Что общего?
-Как же относится к разным народам?
6.Динамическая пауза «Аплодисменты»
Цель: повышение настроения и самооценки, активизация участников группы
Учитель: А сейчас ребята, хочу предложить вам игру «Аплодисменты»
Прошу встать всех тех, кто обладает определенными умениями или качеством. Остальные члены группы аплодируют тем, кто встал.
Учитель:
Встаньте те, кто умеет:
- рисовать;
- играть на гитаре;
- танцевать;
- вышивать;
- плавать;
Встаньте те, кто мечтает стать:
- учителем;
- пожарником
- полицейским
- космонавтом;
- поваром
- научиться играть в большой теннис;
- кто мечтает пригнуть с парашютом.
7. УЧИТЕЛЬ- В первую очередь толерантность проявляется дома и в школе.
Работа в микро группах.
А сейчас попробуем решить некоторые ситуации. Учитель даёт листок с ситуацией дети читают и отвечают на вопрос: Как бы вы поступили в том или ином случае?
Ситуации. В классе ты уже ответил…
Тебе хочется ответить еще…
Ты предоставишь другим возможность ответить….
- Как вы поступите?
-Как вы поступите в такой ситуации: Ты не согласен с кем-нибудь..
Ты все-таки слушаешь его…
Ты не даешь ему говорить…
- Как вы поступите?
- В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить 3 двойки. Кто-то говорит, что он «глупый», не будем с ним дружить!» Твои действия.
-Твои родители запрещают тебе дружить с мальчиком (девочкой), потому что их семья не такая обеспеченная. Что скажешь ты в защиту своего друга или согласишься с мнением родителей?
-Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдает уже месяц. Стоит ли напоминать ему о долге или лучше промолчать?
Какой вы дома… Например: Младший братишка сломал твою игрушку…
-Ты его прощаешь, он сделал это не нарочно…
-Ты ударишь его…
-Как вы поступите?
-Ты поссорился со своей сестрой…
-Ты пытаешься объясниться с ней…
-Ты обижаешься и мстишь ей за это…
-Как вы поступите?
-Тебе не хочется идти на прогулку со своими родными…
-Ты устраиваешь истерику, чтобы не идти гулять…
-Ты идешь с ними гулять, чтобы они были довольны…
-Как вы поступите?
8.Мультфильм
- Я предлагаю вашему вниманию фрагменты из мультфильма. По окончании просмотра, выскажите своё мнение.
- Вы наверно догадались, из какого это мультфильма?
- Как относились к гадкому утёнку другие птицы? (Гнали его, клевали, щипали, говорили ему гадости, подсмеивались над ним).
- Почему они так к нему относились? (Потому что он был не похожим на других)
- Тяжело было утёнку, как вы думаете?
Конечно, тяжело, он оказался изгоем в своём обществе, никому не нужным.
- Хотели бы вы оказаться на месте утёнка?
- Почему нет? (Никому не нравится, когда к нему плохо относятся)
- Толерантны ли были по отношению к гадкому утёнку птицы?
- А бывает в жизни так, что люди относятся плохо к какому-то человеку: говорят обидные слова, обижают его и человек чувствует себя изгоем в обществе, никому не нужным?
- Хотели бы вы оказаться на месте этого человека?
- Какой же вывод можно сделать?
Вывод: Принимать других людей такими, какие они есть.
Учитель: А сейчас, ребята, я хочу предложить вам подвести итоги.
Обратите внимание на доску. Вы видите символическое дерево без листьев.
А на столах у вас лежат листья с различными чертами личности. Вам необходимо сформировать крону символического дерева. Наклейте листья с теми чертами, которые присущи толерантной личности.
Расположенность к другим
Снисходительность
Терпение
Чувство юмора
Чуткость
Доверие
Терпимость к различиям
Умение владеть собой
Доброжелательность
Умение не осуждать других
Гуманизм
Умение слушать
Любознательность
Способность к сопереживанию
Рефлексия: Итак, посмотрите на наше дерево. Что можно сказать о нем?
Правильно, дерево преобразилось. Что оно символизирует?
Как же мы можем назвать это дерево? (Толерантность).
Верно. Давайте назовем это дерево деревом толерантности.
9. Подведение итогов мероприятия.
Вот и подошло к концу наше мероприятие. Кто считает, что сегодня мы не провели время даром и говорили о серьёзных вещах?
Разговор о толерантности не закончен, мы часто будем возвращаться к этой проблеме. Кроме того, мне бы хотелось сказать, что наш класс – это маленькая семья. И хотелось, чтоб в нашей семье всегда царили уважение, взаимопонимание, не было ссор, ругани. А радость, удача, доброта, красота, любовь были нашими постоянными спутниками.
С вашей помощью я составила правила толерантного поведения. Кто со мной согласен – хлопните в ладоши.
Уважай собеседника.
Старайся понять то, о чем говорят другие.
Отстаивай свое мнение тактично.
Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
Стремись учитывать интересы других.
Классный руководитель: Г.И.Литвинова