«Толерантность- норма жизни» Деловая игра

0
0
Материал опубликован 27 January


Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №49 г.Орска»

имени «60-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.»









Классный час


«Толерантность- норма жизни»

Деловая игра











Автор: учитель начальных классов

высшей категории

Литвинова Галина Ивановна






















«Толерантность- норма жизни»

Деловая игра


Цель: формирование культуры толерантности у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

- развивать стремления быть терпимым в обществе людей;

- воспитывать интернационализм; уважение к сверстникам, старшим;

- развивать навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.

Оформление:

 дерево толерантности,

бумажные листья

конверты (с лучами солнца),солнце,

Музыка

карточки с ведущими понятиями игры

компьютер

мультфильм «Гадкий утёнок»

Эпиграф: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой».


Ход мероприятия:

1.Организационный момент. Дети входят в класс под музыку и рассаживаются по группам. В группе 5-6 человек.

(«Радость», «Удача», «Доброта», «Красота».)


Входит учитель с конвертами

2. Учитель: - Ребята, я рада вас приветствовать.

Ребята у меня в руках конверты, в них спрятаны некоторые черты личности, которые определяют одно из понятий. С этим понятием мы и познакомимся сегодня.

Мне нужны помощники, пожалуйста, прошу подойти ко мне 7 человек. Ребята, давайте посмотрим, что же находится в конвертах?

(дети достают из конверта «лучи» и зачитывают слова)

Учитель: Прошу всех участников занять свои места. А теперь, скажите,

пожалуйста, какое понятие объединяют все эти черты личности?

(Ответы детей)

Учитель: Хорошо, спасибо ребята.

Эту загадку поможет разгадать последний конверт. Кирилл, помоги, пожалуйста.

(Ребенок достаёт из последнего конверта «солнце» и зачитывает понятие – толерантность)

Учитель: Итак, тема нашего классного часа «Толерантность»

Ребята, как вы думаете, что такое толерантность?

Ответы детей

Мы уже с вами говорили о толерантности в ноябре. Сегодня мы расширим это понятие.

3. - Давайте узнаем, что означает это слово в разных языках. В каждой группе на столах лежат понятия толерантности в разных языках, зачитайте, пожалуйста.


В русском языке «толерантность» означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам»


В английском языке толерантность - "готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь".


Во французском - "уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов".


В китайском языке быть толерантным значит "позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других".


В арабском толерантность- "прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к другим.


В персидском - "терпение, выносливость, готовность к примирению".

?Какое из определений вам понравилось более всего? (Ответы)

?Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения толерантности различны? (Отве­ты).

что же объединяет эти определения? (Ответы).

Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимых от каких-либо отличий.

Слайд 1

Работа над стихотворением.

Учитель - Послушайте стихотворение С.Маршака «Всемирный хоровод».

Стихи для ребят Для эскимосов,

Всех народов и стран: Что в стужу и снег

Для абиссинцев Лезут

И англичан, В мешок меховой

Для испанских детей На ночлег;

И для русских, Для детворы

Шведских, Из тропических стран,

Турецких, немецких, Где на деревьях

Французских Не счесть обезьян;

Негров, чья родина- Для ребятишек

Африки берег; Одетых и голых-

Для краснокожих Тех, что живут

Обеих Америк. В городах и сёлах…

Для желтокожих, Весь этот шумный,

Которым вставать Задорный народ

Надо, Пусть соберётся

Когда мы ложимся в кровать, В один хоровод.
Север планеты

Пусть встретится с Югом,

Запад – с Востоком,

А дети – друг с другом!

- О чём это стихотворение?

Дети. О том, что дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.

Слайд 2

Учитель:

- Все мы очень разные. А хорошо это или плохо?

Высказывания детей.

- А что нас объединяет?

Дети. Дружба

- Почему все дети, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно?

Дети. Чтобы не было войны на Земле и все жили счастливо.

Слайд 3

Этноигры.

1). А сейчас отгадайте загадки разных народов. Мы их разгадаем и ответим на вопросы:

- Как относиться к разным народам?

Каждая команда получает карточку с загадками:

Казахская - “50 шалунов мне легли на ладонь, отпущу одного – сразу вспыхнет огонь”. (спички)

Татарская - “Старик – мужик, на улице стоять не велит, за нос домой тянет” (Мороз).

Русская - “Через речку лег, мне бежать помог”. (Мост)

Удмуртская - “Придет черная корова и всех повалит” (Ночь)

- Как вы думаете, для чего взрослые люди придумывают загадки для своих детей?

Дети -Загадки разных народов учат детей быть внимательными, наблюдательными, заставляют думать, размышлять.

2) А теперь попробуйте объяснить пословицы разных народов:

удмуртского народа:

Вместе и естся вкуснее, и работа идет быстрее.

Человек, меняющий лошадей, без лошади останется.

Доброму человеку все хороши, плохому – все плохи.

- Мудр удмуртский народ?

Яп. Отправляясь в чужую страну, узнай, что там запрещено.

Англ. Когда находишься в Риме, поступай как римлянин.

Итал. В стране, в которой бываешь, соблюдай обычай, который встречаешь.

Рус. В какой народ приедешь, такую шапку и наденешь.

Учитель - Что общего?

-Как же относится к разным народам?

6.Динамическая пауза «Аплодисменты»

Цель: повышение настроения и самооценки, активизация участников группы

Учитель: А сейчас ребята, хочу предложить вам игру «Аплодисменты»

Прошу встать всех тех, кто обладает определенными умениями или качеством. Остальные члены группы аплодируют тем, кто встал.

Учитель:

Встаньте те, кто умеет:

- рисовать;

- играть на гитаре;

- танцевать;

- вышивать;

- плавать;

Встаньте те, кто мечтает стать:

- учителем;

- пожарником

- полицейским

- космонавтом;

- поваром

- научиться играть в большой теннис;

- кто мечтает пригнуть с парашютом.

7. УЧИТЕЛЬ- В первую очередь толерантность проявляется дома и в школе.

Работа в микро группах.

А сейчас попробуем решить некоторые ситуации. Учитель даёт листок с ситуацией дети читают и отвечают на вопрос: Как бы вы поступили в том или ином случае?

Ситуации. В классе ты уже ответил…

Тебе хочется ответить еще…

Ты предоставишь другим возможность ответить….

- Как вы поступите?

-Как вы поступите в такой ситуации: Ты не согласен с кем-нибудь..

Ты все-таки слушаешь его…

Ты не даешь ему говорить…

- Как вы поступите?

В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить 3 двойки. Кто-то говорит, что он «глупый», не будем с ним дружить!» Твои действия.

-Твои родители запрещают тебе дружить с мальчиком (девочкой), потому что их семья не такая обеспеченная. Что скажешь ты в защиту своего друга или согласишься с мнением родителей?

-Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдает уже месяц. Стоит ли напоминать ему о долге или лучше промолчать?


Какой вы дома… Например: Младший братишка сломал твою игрушку…

-Ты его прощаешь, он сделал это не нарочно…

-Ты ударишь его…

-Как вы поступите?

-Ты поссорился со своей сестрой…

-Ты пытаешься объясниться с ней…

-Ты обижаешься и мстишь ей за это…

-Как вы поступите?

-Тебе не хочется идти на прогулку со своими родными…

-Ты устраиваешь истерику, чтобы не идти гулять…

-Ты идешь с ними гулять, чтобы они были довольны…

-Как вы поступите?

8.Мультфильм

- Я предлагаю вашему вниманию фрагменты из мультфильма. По окончании просмотра, выскажите своё мнение.


- Вы наверно догадались, из какого это мультфильма?

- Как относились к  гадкому утёнку другие птицы? (Гнали его, клевали, щипали, говорили ему гадости, подсмеивались над ним).

- Почему они так к нему относились? (Потому что он был не похожим на других)

- Тяжело было утёнку, как вы думаете?

        Конечно, тяжело, он оказался изгоем в своём обществе, никому не нужным.

- Хотели бы вы оказаться на месте утёнка?

- Почему нет? (Никому не нравится, когда к нему плохо относятся)

- Толерантны ли были по отношению к гадкому утёнку птицы?

- А бывает в жизни так, что люди относятся плохо к какому-то человеку: говорят обидные слова, обижают его и человек чувствует себя изгоем в обществе,  никому не нужным?

- Хотели бы вы оказаться на месте этого человека?

- Какой же вывод можно сделать?

Вывод: Принимать других людей такими, какие они есть. 


Учитель: А сейчас, ребята, я хочу предложить вам подвести итоги.

Обратите внимание на доску. Вы видите символическое дерево без листьев.

А на столах у вас лежат листья с различными чертами личности. Вам необходимо сформировать крону символического дерева. Наклейте листья с теми чертами, которые присущи толерантной личности.

 Расположенность к другим

Снисходительность

Терпение

Чувство юмора

Чуткость

 Доверие

Терпимость к различиям

Умение владеть собой

Доброжелательность

Умение не осуждать других

Гуманизм

Умение слушать

Любознательность

Способность к сопереживанию


Рефлексия: Итак, посмотрите на наше дерево. Что можно сказать о нем?

Правильно, дерево преобразилось. Что оно символизирует?

Как же мы можем назвать это дерево? (Толерантность).

Верно. Давайте назовем это дерево деревом толерантности.

9. Подведение итогов мероприятия.

           Вот и подошло к концу наше мероприятие. Кто считает, что сегодня мы не провели время даром и говорили о серьёзных вещах?

           Разговор о толерантности не закончен, мы часто будем возвращаться к этой проблеме. Кроме того, мне бы хотелось сказать, что наш класс – это маленькая семья. И хотелось, чтоб в нашей семье всегда царили уважение, взаимопонимание, не было ссор, ругани. А радость, удача, доброта, красота, любовь были нашими постоянными спутниками.

С вашей помощью я составила  правила толерантного поведения. Кто со мной согласен – хлопните в ладоши.

 Уважай собеседника.

Старайся понять то, о чем говорят другие.

Отстаивай свое мнение тактично.

Будь справедливым, готовым признать правоту другого.

Стремись учитывать интересы других.



Классный руководитель: Г.И.Литвинова


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.