Деловая игра «Методический турнир»

1
1
Материал опубликован 4 March 2017 в группе

Деловая игра "Методический турнир"

Тема. Педагогическое общение: развитие коммуникативных умений учащихся и учителей. Коммуникативная атака.

Цель :

научить учителей пользоваться умениям вербального и невербального общения;

создание творческого самоощущения в общении;

совершенствовать владение профессионально-педагогической вниманием, само презентацией;

развивать профессиональную речь, мышление и богатство лексического запаса; умение ориентироваться во времени и в условиях общения.

 Оборудование: фишки-птички разного цвета, карточки, дерево, проектор, компьютер.

Ход игры

1.Положительный настрой на игру.

Упражнение "Три настроения"

Используется игровой персонаж. На трех стаканах воды демонстрируется его настроение:

а) чувствует себя хорошо, он всем доволен и всех любить. В это время его настроение похоже на чистую воду (показывает первый стакан с чистой водой);

б) когда в его голову приходят отличные идеи, то мысли становятся похожи на салют: они блестят и переливаются, как вода в другом стакане (бросает во второй стакан блестки и палочкой их размешивает);

в) его мысли грустные и неприятные. Тогда его мысли похожи на грязную воду (бросает кусочек глины в третий стакан).

После демонстрации ведущий задаёт вопросы

1. Был ли у вас такое состояние, как у персонажа? Когда?

2. Как вы выходили из него?

3. Что нужно делать, чтобы это прошло?

Открывается "секрет-правило", что помогает исправить плохое настроение: Подумай о хорошем, и все будет хорошо!

2. Организация игры. Деление на группы путем выбора желтых, синих и красных птичек.

2. Сообщение цели и задач

- Вам необходимо на листочках, вырезанных в виде птички , несколькими словами написать свои ожидания от игры, разместить их вокруг дерева. А под конец игры , если ваши ожидания оправдались, то посадите птичку на дереве , а если нет – оставьте птиц в полете.

( Научимся профессионально мыслить и завоевывать внимание аудитории своим профессионально-лексическим запасом; проверим, умеем ли по новому воспринимать учебный материал; владеем ли техникой педагогически целесообразного переживания, а также эмоциональным чутьём на разных этапах общения; умеем ли ориентироваться во времени в условиях общения)

3. Вступительное слово ведущего игры

Неоспоримой истиной для каждого из нас является тезис: "Со слова начинается человек". Очевидно, человек существует в языке, обнаруживает себя в языке, через язык, через общение прокладывает мостик для взаимопонимания с другими людьми. Именно через родной язык, который связывает невидимыми нитями современные и прошлые поколения в единое культурно-национальное сообщество русского народа, чувствуем себя дома, гражданами своего государства. Живем на русской земле, что кормит нас, в том неповторимом естественно-языковом мире, где родилась самобытная величавая русская песня, высоко взошла заря поэзии Пушкина, где веками лелеялась русская речь.

Вполне естественными и закономерными являются концептуальные положения непрерывности языкового образования. Они направлены на то, чтобы, начиная с материнской (семейной) школы и заканчивая профессиональным, социальным образованием ориентироваться на воспитание языковой личности , на создание русскоязычной среды во всех сферах общественной жизни, на стремление усовершенствовать висококультурное интеллектуальное общение на литературном русском языке.

Пользуясь ФГОС, учителя обязаны уделять значительное внимание развитию коммуникативных умений учащихся.

В труде педагога часто возникает ситуация педагогического общения, как средство воздействия на детей, средство воспитания.

"В руках воспитателя - слово, – читаем в статье "Слово о слове", – такое же мощное средство, как музыкальный инструмент в руках музыканта, как краски в руках живописца, как резец и мрамор в руках скульптора. Как без скрипки нет музыки, без краски и кисти – живописи, без мрамора и резца – скульптуры, так без живого, трепетного, волнующего слова нет школы, педагогики. Слово – это якобы тот мостик, через который наука воспитания переходит в искусство, мастерство." В.А. Сухомлинский

Искусство воспитания охватывает прежде всего искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу. Школьные конфликты, которые нередко заканчиваются большой бедой, начинаются с неумения учителя говорить с учениками. Речевая культура педагога – это зеркало его духовной культуры. Именно она обеспечивает успех в этой самой тонкой сфере воспитания, которую мы сегодня называем моделированием, преобразованием, переводу внешней деятельности на язык внутреннего образования человека. Учитель должен проявлять "творчество словом" и учить словесному творчеству учеников, чтобы они чувствовали красоту родного языка, заботились о его чистоте, бережно относились к слову.

Умеем ли мы завоевывать инициативу в общении и иметь целостное коммуникативное преимущество, что в дальнейшем обеспечит управление общения с аудиторией?

Для этого есть определенный метод, что называется коммуникативная атака.

Понятие "коммуникативная атака" в теории и практике педагогического общения предложил использовать В.А. Кан-Калик. Концепция педагогического общения, которую разработал ученый, предусматривает определение этапов общения во время проведения урока.

Реализация коммуникативной атаки возможна лишь тогда, когда у педагога сформированы коммуникативные умения.

Научные труды педагогов и психологов, специалистов в области ораторского искусства и театральной педагогики дают материал, который позволяет построить содержание коммуникативной атаки.

Многолетний опыт преподавательской деятельности.А. Кан-Калика дал возможность установить перечень факторов, наличие которых обеспечивает инициативу педагога в общении. К таким факторам относятся:

Четкость организации начального контакта с классом;

Оперативность в переходе от организационных процедур к деловому общению;

Оперативность в достижении социально-психологического единства с классом;

Введение личностных аспектов взаимодействия с учащимися;

Преодоление стереотипных и ситуативных негативных установок на отдельных учащихся;

Организация целостного контакта со всем классом;

Обеспечение внешнего коммуникативного вида учителя (подтянутость, собранность, опрятность);

Сокращение педагогических требований, которые что-то запрещают и расширение позитивно-ориентированных требований;

Реализация речевых и невербальных средств взаимодействия, активное включение мимики, микромимики, "контакта глаз" и т.д.

"Транслирование" личной привязанности к детям;

Формулирование ярких, притягательных целей деятельности и поиск путей их достижения.

4. Практическая часть: проведение коммуникативной атаки.

Работа в группах.

Задание 1

Существуют определенные требования к речи педагога и, прежде всего, к его интонационной выразительности, то есть выражение чувств и эмоций с помощью голоса. Обратить внимание на темп речи, паузы, логические ударения. На протяжении 3 минут:

- первая группа презентует активные методы обучения речи,

- вторая группа интерактивные технологии в методике чтения,

- третья группа личностно-ориентированное обучение чтению и речи.

От каждой группы выступает учитель ровно 1 минуту и пытается содержательно, выразительно, четко донести слушателям тему выступления.

Презентация задач всех групп.

Разбор ошибок по плану.

Неправильная дикция;

Неумение интонировать речь;

Неправильные ударения;

Чрезмерная или недостаточно громкое произношение;

Неправильное замедление темпа;

Не следят за временем.

Я в своей работе наибольшей значимости придаю укрупнению речи, которое проводится таким образом: нужную фразу надо развернуть, проговаривать медленно , удлиняя гласные звуки и сохраняя логическую стройность фразы:

Обязательно укрупняется главное слово;

Укрупнение многосложного слова требует того, чтобы его произносили по слогам;

Задание 2

Повторить фразу: "Как нет без звезд небосвода, как лазури без солнца нет, да и языка нет без народа, и народа без языка нет".

(Разбор ошибок по предыдущему плану)

 

Ведущий игры: Обязательным элементом, который требует яркого выражения, есть "мускульная" мобилизированность П.М. Ершов в книге "Режиссура как практическая психология" описал сущность и содержание мускульной мобилизованости. Были исследования в научных трудах П.В. Галаховой, В.А. Кан-Калика и Н.Д. Никандрова. Здесь выделены такие элементы:

общая подтянутость мускулатуры тела, в частности спины;

умеренная подвижность тела, что обеспечивает четко отработанную осанку;

полная согласованность в движениях конечностей и корпуса;

поставлена мимическая выразительность, отсутствие нервной и импульсивной подвижности мышц лица;

яркая внешняя выразительность, высокие динамические качества.

Задание 3

пантомима в программных стихотворений.

Первая группа "Чиж и голубь", Иван Крылов

Вторая группа " Стрекоза и Муравей» Иван Крылов

Третья группа "Лебедь, рак и щука» Иван Крылов

Продемонстрировать без голоса первую строфу произведений, другие группы распознают название произведения.

Ошибки:

скованность, ограниченность движений;

наличие отвлекающих жестов;

однообразная мимика;

невыразительность взгляда, суетливость.

Ведущий игры: Важно помнить, что обязательным элементом подготовки к коммуникативной атаке является педагогическая импровизация. В психолого-педагогических исследованиях ее определяют как интуитивно-логический процесс мгновенного создания и выполнения педагогически значимых элементов творческой деятельности.

Педагогическая импровизация, как показывает практика, прежде всего становится необходимой, когда нужно как можно быстрее найти выход из непредвиденной педагогической ситуации, которая внезапно возникла в процессе общения педагога с аудиторией.

Задание 4

Описать педагогическое поведение учителя в таких ситуациях:

Первая группа: звонок на урок учитель заходит в класс и наблюдает следующую картину: в классе летает воробей, ученики стараются его поймать...

Вторая группа: Ученик систематически не выполнял домашнее задание. При выставлении неудовлетворительных оценок в дневник он заявил: "Ну и ставьте двойку!". При очередном опросе ученик опять отвечал плохо. Учитель...

Третья группа: Дети решили сорвать урок, подготовленный плакат висел на доске вверх ногами. Все ждали реакции учителя...

Анализ выступлений групп.

5. Итог игры

Пятое задание группам составить "сенкан" с ключевым словом "коммуникативная атака"

Коммуникативная атака;

Интересная, поучительная;

Общались, творчески мыслили, умело презентовались;

Коммуникативная атака обучает нас профессиональному общению;

Общение.

6. Рефлексия.

Каждый участник игры или сажает свою птичку на дерево или оставляет её летать над деревом.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии