Статья «Русская народная культура как средство духовно-нравственного развития детей»
Русская народная культура как средство духовно-нравственного развития детей
Проблема приобщения детей к истокам русской народной культуры является одной из наиболее актуальных. Её актуальность для общества выражается в необходимости противостоять негативным явлениям социальной среды, в которой формируется подрастающее поколение.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится о необходимости воспитания культурной, творческой личности, умеющей в дальнейшем найти своё место в сложной, постоянно изменяющейся действительности, о возникновении потребности в воспитании нравственной основы подрастающего поколения.
Народное искусство, как часть материальной культуры, обладает неприходящей нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Вбирая в себя опыт многих поколений, оно имеет колоссальное значение для развития личности. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. Эмоциональный контакт очень важен для плодотворного общения взрослого и ребенка, важно установление добрых и доверительных взаимоотношений. В этом и помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанры: загадки, дразнилки, кричалки, песенки, заклички, потешки, пословицы, поговорки. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные фольклорные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него воспитательное воздействие.
Знакомство с детским фольклором развивает интерес к народному пению, воспитывает художественный вкус, развивает речь ребёнка, формирует его нравственные привычки, обогащает знания детей о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и вместе с тем обучают навыкам поведения. Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не толькоу детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, любви.
Ребёнку народное творчество доступно и понятно, а значит, и интересно. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Ребенок, напевая, оперирует такими понятиями, как «свет», «добро», «красота», пропускает смысл через себя, проникается этим добром, светом и чистотой. В потешках и песенках оживают явления природы. Пословица, по определению В. И. Даля, «это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская правда, своего рода судебник,никем не судимый». В пословицах и поговорках метко оцениваются жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Пословицы и поговорки в краткой, образной и ритмической форме отражают реальную жизнь во всем ее многообразии: быт, общественные явления, труд, взаимоотношения людей («Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Друзья познаются в беде», «Семеро одного не ждут», «Глаза боятся, а руки делают», «Хлеб всему голова», «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Нет такого дружка, как родная матушка»). Сказка — сокровищница народной мудрости. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Они расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение, развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, честность. Дети сразу же стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательную позицию. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту. Например, сказка «Репка» или «Теремок», учит малышей быть дружными, трудолюбивыми. Сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним ходить нельзя — можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Сказка «Зимовье зверей» показывает, как дружба помогает победить зло. Добрые и миролюбивые побеждают злых и коварных в сказке «Волк и семеро козлят». Народная сказка не ограничивается объективным изображением плохих и хороших сторон характера и поведения героев. Она стремится силой фактов убедить слушателей в правильности своей морали.
Таким образом, детская художественная литература дает огромные возможности для формирования нравственных представлений детей. Русская народная культура являет собой средство достижения определенной цели на пути пошагового развития нравственности.