Статья «Русская народная культура как средство духовно-нравственного развития детей»

4
0
Материал опубликован 13 April 2018

Русская народная культура как средство духовно-нравственного развития детей

 

Проблема приобщения детей к истокам русской народной культуры является одной из наиболее актуальных. Её актуальность для общества выражается в необходимости противостоять негативным явлениям социальной среды, в которой формируется подрастающее поколение.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится о необходимости воспитания культурной, творческой личности, умеющей в дальнейшем найти своё место в сложной, постоянно изменяющейся действительности, о возникновении потребности в воспитании нравственной основы подрастающего поколения. 

Народное искусство, как часть материальной культуры, обладает неприходящей нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Вбирая в себя опыт многих поколений, оно имеет колоссальное значение для развития личности. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. Эмоциональный контакт очень важен для плодотворного общения взрослого и ребенка, важно установление добрых и доверительных взаимоотношений. В этом и помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанры: загадки, дразнилки, кричалки, песенки, заклички, потешки, пословицы, поговорки. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные фольклорные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него воспитательное воздействие.

Знакомство с детским фольклором развивает интерес к народному пению, воспитывает художественный вкус, развивает речь ребёнка, формирует его нравственные привычки, обогащает знания детей о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и вместе с тем обучают навыкам поведения. Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не толькоу детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, любви. 

 Ребёнку народное творчество доступно и понятно, а значит, и интересно. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Ребенок, напевая, оперирует такими понятиями, как «свет», «добро», «красота», пропускает смысл через себя, проникается этим добром, светом и чистотой. В потешках и песенках оживают явления природы. Пословица, по определению В. И. Даля, «это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская правда, своего рода судебник,никем не судимый». В пословицах и поговорках метко оцениваются жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Пословицы и поговорки в краткой, образной и ритмической форме отражают реальную жизнь во всем ее многообразии: быт, общественные явления, труд, взаимоотношения людей («Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Друзья познаются в беде», «Семеро одного не ждут», «Глаза боятся, а руки делают», «Хлеб всему голова», «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Нет такого дружка, как родная матушка»). Сказка — сокровищница народной мудрости. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Они расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение, развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, честность. Дети сразу же стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательную позицию. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту. Например, сказка «Репка» или «Теремок», учит малышей быть дружными, трудолюбивыми. Сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним ходить нельзя — можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Сказка «Зимовье зверей» показывает, как дружба помогает победить зло. Добрые и миролюбивые побеждают злых и коварных в сказке «Волк и семеро козлят». Народная сказка не ограничивается объективным изображением плохих и хороших сторон характера и поведения героев. Она стремится силой фактов убедить слушателей в правильности своей морали.

Таким образом, детская художественная литература дает огромные возможности для формирования нравственных представлений детей. Русская народная культура являет собой средство достижения определенной цели на пути пошагового развития нравственности.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации