Статья «Формирование культуры здоровья дошкольников посредством традиционных народных праздников»
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТРАДИЦИОННЫХ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ
Автор: Лавренченко Юлия Александровна
Инструктор по физической культуре МБДОУ № 53 «Ивушка», г. Петропавловск-Камчатский; Домашний адрес: 683002, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ларина, 16/1, кв.13
Телефон: 8-914-620-18-65
E-mail: yuliya.lavrenchenko@mail.ru
Ключевые слова: культура здоровья, народные праздники, здоровьесберегающее пространство, традиции, обычаи.
Аннотация: Статья обращена к педагогам дошкольных образовательных учреждений. Цель - формирование культуры здоровья у дошкольников через знакомство с русскими традиционными праздниками и обычаями.
Сила традиций и сила творчества в их сочетании
– животворящий источник всякой культуры.
Пётр Савицкий
Жизнь человека и его здоровье являются наивысшими ценностями. Ценность человеческой жизни не зависит от субъективного суждения, она самоценна сама по себе и заключена в факте существования. Каждый человек – не просто совокупность сложнейших биологических процессов, но и дух, проявляющийся в акте самосознания. Разрушительные тенденции в обществе, направленные на принижение ценности человеческой жизни, произросли из отсутствия духовной составляющей в целостной характеристике образа человека. Общество погрязло в равнодушии, распущенности, пристрастии к вредным привычкам и сквернословию. Когда-то близкие друг другу народы стали врагами. Возникла вражда, ненависть. Стали осквернять памятники культуры, отменять священные праздники. А все это потому, что обществу необходимо вернуться к истокам духовности, к традициям народной культуры. Простейшие методы, которые практиковали наши прадеды для сохранения здоровья, утрачиваются, исчезают из повседневности. В народной традиции здоровый человек предстаёт как целостная личность, здоровая не только физически, но и нравственно. Здоровый образ жизни подразумевает и высокие духовно-нравственные характеристики индивида.
Ребенок дошкольного возраста имеет способность к подражанию. Посредством подражания с раннего детства формируется культура его здоровья. Поэтому ориентация ребенка на самостоятельное ведение ЗОЖ в будущем зависит от стиля жизни его родителей. Совместно с педагогами родители должны создать единое здоровьесберегающее пространство в семье и в детском саду, особую дружескую атмосферу сотрудничества, способствующую творческому развитию детей, повышению их активности и эффективному формированию культуры здоровья.
В наши дни, при значительном преобладании компьютерных игр и телевидения, все же увеличивается число детей, которые используют активные движения, игры.
Таким образом, формирование культуры здоровья дошкольников происходит наиболее успешно при условии сотрудничества педагогов и родителей, организующих педагогический процесс как активное проживание традиционных русских народных праздников.
В современном мире одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребёнка. Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. Фольклор как синтез этих трёх компонентов возможен только при усвоении взаимосвязи. Задача нашего поколения сохранить и использовать тот опыт, который был накоплен предыдущими поколениями. И педагоги дошкольных учреждений занимают не последнее место в осуществлении этой задачи.
Русская духовная культура с её христианскими праздниками, обычаями, поверьями могла бы стать животворящей силой для общества, которое ощущает духовный вакуум, вызванный разрушением старых идеалов и заменой их материальными ценностями.
Обращаясь к древнерусским текстам или произведениям русских классиков, нельзя не ощутить особого отношения русского человека к земле. Земля-матушка, Земля-кормилица – так называет её русский человек. Мы хотим воспитать в детях такую любовь к земле, к русским традициям, которая станет основой духовно-нравственного компонента культуры здоровья. Каждый народный праздник имеет особую эмоциональную окраску и неповторимый душевный настрой, связан с определенным моментом в кругообороте года. Традиционные русские праздники становятся не только основой духовно-нравственного компонента культуры здоровья, но и жизненным стержнем современного родителя – горожанина, возвращающегося к истокам русской христианской культуры.
Жизнь русских людей в далеком прошлом состояла из череды будней и праздников. Будни – это время, наполненное трудами и заботами. Будням противопоставлялся праздник – время отдыха, веселья, радости, ощущения полноты жизни, время, когда люди осознавали себя частью единого сообщества. Чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни.
Христианскими праздниками на Руси считались Пасха, День Ивана Купалы, Осенины и Рождество. Масленница считалась языческим праздником, но по немного позже она прочно вошла в календарь русского народа и отмечается в наши дни.
Народные праздники – самые древние. Они образуют три цикла: зимне-весенний, весенне-летний, осенний. У каждого из них не только свое время, но и свой смысл, своя идея.
Главное в праздниках зимне-весеннего цикла – культ Солнца, идея света и тепла. У весенне-летних праздников - культ воскрешающей природы, вместе с которой оживают души предков. Все обрядовые действа этого цикла связаны с поминовением усопших и с выражением идеи единства человека и растительного мира. Смысл осенних праздничных ритуалов - воздать должное человеческому труду и земле, которая вложила свои силы в полученный урожай.
Народный праздник – особое состояние души. Праздники играли значительную социальную роль в жизни русского народа. Прежде всего, они способствовали консолидации людей, общее гуляние – сближало людей, поддерживала чувство коллективизма; способствовали укреплению родственных связей, развитию взаимопомощи. Праздник осуществлял образовательные функции. Расширялся кругозор жителей через общение, давал людям передышку в тяжелом труде, психологическую разрядку. Люди демонстрировали свои творческие способности, физические возможности, передавали свое умение молодым.
Сила праздника в его всеобщности, универсальности, в способности легко и плодотворно, свободно добиваться значительных результатов в деле формирования личностных качеств человека, а порою определять всю его судьбу.
Праздник - это народные традиции, передаваемые из поколения в поколения, которые содержат в себе разнообразные средства и формы воспитания.
Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Преемственность от старших к младшим основывается именно на традициях. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно «Свой обычай в чужой дом не вноси», «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе», «Обычай крепче закона». Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов. Раскрывая роль традиций в воспитании подрастающего поколения, мы берем в качестве отправной точки народную мудрость: «Без большого корня древа не бывает».
Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь. Их особенностью являются стойкость, основанная на вере людей в магическую силу ритуалов. Во всех праздниках очень важна совместность действий. Это выражается и в общем веселье, и в том, что каждый делает какой-то взнос в организацию праздника.
Многообразные воспитательные функции массовых народных праздников обуславливают целесообразность широкого использования этой формы эстетического и нравственного воздействия в системе воспитания подрастающего поколения и молодежи.
Народные праздники превратились в огромную массовую акцию, втягивающую в действия тысячи людей. Являясь своеобразной формой творческого отчета современных коллективов художественной самодеятельности, они превращаются в целенаправленную программу, служат формированию национальной гордости, патриотизма, единства народа. Именно такая педагогическая функция определяет их место в современной системе образовательно-воспитательной работы.
Важнейшим элементом воспитательной системы народного праздника являются средства театрализации, позволяющие обеспечить единство эмоционально-образного воздействия на его участников, породить атмосферу торжественности, эстетического творчества. Праздник, одновременно обращен и ко всей массе составляющих его индивидов, и к каждому в отдельности.
Общение в условиях праздничной коллективной организации становится важнейшим фактором приобщения личности к духовным ценностям народа. Общественный опыт передается индивиду и воспринимается им не только в процессе целенаправленного общественного воздействия и не только в «сознательной форме», в виде идей, понятий, взглядов, мнений, норм. Через общение он посредством подражания и заимствования, сопереживания усваивает человеческие эмоции и формы проведения.
В жизни каждого этноса праздник играет коммуникативную, регулятивную, компенсаторную, эмоционально-психологическую, идеологическую и нравственно-воспитательную роль.
В народной педагогической практике мы обнаруживаем осознанное и неосознанное стремление, каждую часть, область жизни использовать в воспитательных целях. Пособием для воспитания является вся жизнь с ее трудовыми буднями, праздниками, природой, животным миром, песнями, сказками.
Педагогический опыт людей закреплен в различных обрядах, связанных с новорожденным, с первыми шагами младенца, с его приобщением к интересам семьи. Можно говорить и о педагогической направленности общения, искусства, народного творчества, традициях гостеприимства и русского застолья, уважения к старшим - все это народная память, связывающая прошлое с настоящим и с будущим.
Календарные обряды начали складываться за много тысячелетий до принятия христианства. Те обряды, которые дошли до наших дней, в силу многих исторических причин претерпели значительные изменения. Нельзя допустить их полной утраты и забвения. Мы - потомки и духовные наследники людей, заложившие их основу великой культуры, должны ее сохранить, развивать и передать нашим детям.
Таким образом, народный праздник - неиссякаемый источник мудрости и красоты, неоценимое средство воспитания, приобщения детей к сокровищам устной, художественной, прикладной, фольклорной культуры.
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РУССКИХ - НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ
НАЗВАНИЕ ПРАЗДНИКА |
ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ |
Праздник Урожая |
Сентябрь |
Праздник Архангела Михаила |
Сентябрь |
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы |
14 октября |
Кузьминки |
Ноябрь |
День Святого Николая – Праздник добрых дел |
Декабрь |
Рождество |
Декабрь-Январь |
Колядки |
Январь |
Масленница |
Март |
Пасха |
Апрель |
Троица |
Май |
Литература:
А.Алексеева. О православном дошкольном воспитании в России. «Дошкольное воспитание» № 1, 2004 г
М.Меличева. Культура здоровья дошкольников в кругообороте праздников года. Методическое пособие для воспитателей детских садов, учителей начальной школы. С-Птб., 2007