Статья «Заметки об изучении народной культуры в учреждениях дополнительного образования»
В настоящее время трудно представить себе учреждение дополнительного образования или общеобразовательную школу, в которых отсутствовали бы кружки или объединения, призванные приобщить детей и подростков к традиционной национальной культуре. По крайней мере, отдельные мероприятия данной направленности проводятся повсеместно.
Сейчас мы находимся на пике очередной волны интереса к народным традициям вообще и к традиционной художественной культуре в частности. Коренная перестройка экономической и политической систем, отказ от прежних идеологических установок заставили человека пересматривать ценностные ориентиры. Вполне закономерным является стремление обратиться к тем культурным ценностям, которые обладают устойчивостью в течение столетий или даже тысячелетий. Народная культура представляет собой целостную систему знаний о мире. Во все времена человеку необходимо знать, как устроен мир и каково место человека в этом мире. Мы не являемся исключением.
Призыв к возрождению народных традиций не следует понимать буквально: нам пришлось бы тогда отказаться и от научной картины мира, и от достижений цивилизации. Надо, однако, заметить, что далеко не все языческие представления о мире вступают в конфликт с современной научной моделью мира. Наши далёкие предки, как и современные учёные, утверждали, что жизнь на Земле невозможна без солнца. Отсюда – многочисленные изображения солярных знаков, хождение посолонь в обрядах и хороводах, обрядовые комплексы, приуроченные к важнейшим астрономическим датам. Но современного человека в большей степени привлекает не магическая функция этих изображений, текстов и обрядовых действий, а их художественно-эстетическая сторона. Не через магические контакты с иным миром, а через художественно-эстетическую составляющую народного искусства человек реализует потребность в гармонизации своих отношений с миром (это справедливо, по крайней мере, для большинства наших современников). Таким образом, включённые в систему ценностей современного человека элементы традиционной народной культуры при относительном сохранении внешних форм обладают сейчас иными функциями.
Одна из важнейших функций народного искусства в условиях глобализации – формирование национальной и региональной идентичности личности. Для того чтобы педагогическое воздействие в этом направлении было успешным, необходимо производить тщательный отбор и изучение образцов народного искусства, которые используются в работе с детьми и подростками.
Русское народное творчество представляет собой совокупность множества локальных традиций. Не только в пределах России, но и в пределах Архангельской области мы находим существенные отличия в узорах вязания, ткачества и вышивки, в стилистике росписи или резьбы по дереву, в песенной и обрядовой культуре. Наши современники нередко имеют представление лишь об условно народных, «усреднённых» вариантах обрядов, костюмов, песен и других явлений народной культуры. Этому усреднению следует противостоять, ибо именно оно ведёт к размыванию локальных традиций и, как следствие, к искажённому представлению о традиционной национальной культуре (вроде известного карикатурного набора: матрёшка, водка, балалайка, ушанка, валенки, медведь).
Разработка учебной программы, репертуарного плана, сценария, эскиза сценического костюма должна начинаться с исследования. Всякий раз необходимо установить, где и когда был создан, записан, впервые обнаружен образец, который будет использован в работе. У традиции есть адрес и возраст, и если это установить невозможно, то следует искать другие образцы. Каждый раз нужно убедиться в достоверности источника, найти подтверждение полученным сведениям, дополнение к имеющейся информации, сопоставить варианты.
Если же ясно, что в работе будет преобладать фантазия, а не следование традиционным образцам, то и конечный результат должен осознаваться участниками и зрителями именно как произведение любительского творчества, а не как акт возрождения народной традиции.
В современном приобщении к традиции наибольшее внимание уделяется её праздничной и радостной стороне. Но народное искусство – это не только праздник, это ещё и возможность выплакать горе, погрузиться в глубокие раздумья. Освоение «взрослых» жанров в традиционной культуре происходило постепенно, начиная с младенчества. Свадебные песни и причитания, протяжные лирические песни, былины запоминались, поскольку ребёнок слышал их многократно. В настоящее время этот естественный музыкальный фон отсутствует. Немногие жители города знают, как звучит протяжная песня, хотя этот жанр до сих пор существует в естественной среде и представляет собой высокую художественную и историческую ценность. В программы праздников и фестивалей эти «грустные и длинные» песни включаются чрезвычайно редко, а в радио и телепередачи – никогда (крохотные фрагменты – не в счёт, поскольку целостность композиции – существенная сторона художественного произведения). А что будут слушать и петь нынешние дети, когда закончится детство?
Современные технические возможности позволяют широко использовать аудиозаписи, сделанные в фольклорных экспедициях. Большое количество записей, в частности, издано Пушкинским домом в Санкт-Петербурге. Почему бы не послушать былину во время занятий живописью или рукоделием? Свадебный фольклор, записи протяжных и хороводных песен могли бы звучать на выставках с соответствующей тематикой. Возможно их использование в музыкальном оформлении спектаклей.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что изучение региональных традиций, вовлечение в эту деятельность детей и подростков – работа ответственная, сложная, но в то же время интересная и благодарная.