Электронный словарь «Традиционный костюм Курской губернии»
«Это вся Вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!» Анатоль Франс По улице не ходит, В окно не глядит, Никого не спрашивает, Но всё знает. Кто его открывает, Тот все понимает. ЧТО ЭТО ? (нажми на стрелку-узнай отгадку ЗАГАДКА СЛОВАРЬ
Получить знания об особенностях народного костюма Курской губернии. Пробудить интерес и уважение к народному творчеству, к культуре своего народа, его традициям, обычаям. Ты можешь изучать словарь по разделам Этот виртуальный словарь для тебя, если ты хочешь:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Железногорск Курской области учитель начальных классов Сергеева Е.В. 2021г. Электронный словарь для младших школьников «Традиционный народный костюм Курской губернии»
Одежда простолюдина и крестьянина была скромная и бедная, одежда князей, бояр и царского двора - очень богатая и нарядная. Поскольку основным занятием русичей было земледелие и скотоводство, то главными видами тканей являлись лен и шерсть. Использовались ткани из пеньки и конопли. И все же лен был самый распространённой, самой любимой тканью среди русичей. Он был разной выработки и различного качества. Из белого льняного полотна шили нарядные одежды, из сурового (неотбеленного) – юбки и порты. Расположение Курской области во многом повлияло на ее культуру, обычаи, одежду. В русском народном костюме Курской области можно найти украинские, белорусские, поволжские черты. Одежда населения Курской области очень интересна и разнообразна. Костюм - это гармоничный ансамбль, представляющий собой систему элементов, предназначенных не только защитить человека от воздействий среды, но и выявить его индивидуальность с помощью информационно-эстетических свойств.
Головные уборы и украшения ЗАПОМНИ управляющие кнопки: (нажимай на них на слайдах!) Бонус Мужской народный костюм Женский народный костюм Переход на следующий слайд Возврат в меню В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка» Материал из Википедии еню В.В.Даль В.В.Даль В.В.Даль В.В.Даль В.В.Даль В.В.Даль Дополни свои знания Дополнительные сведения:
Мужской народный костюм картуз малахай грешневик колпак рубаха (прямой разрез) кушак порты рубаха-косоворотка
Колпак Мужской головной убор, который представлял собой меховую, валяную или плетёную шапку белого, реже коричневого цвета и напоминал колпак.В праздники молодёжь украшала свои головные уборы лентами. Богатые носили колпаки из атласа, обыкновенно белого; по окраине украшался жемчугом и золотыми пуговками. Зимой такой колпак подбивался мехом, который заворачивался наружу широкой полосой.В 90-х годах XIX века колпаки стали заменять картузами, молодые парни все больше заменяли колпак шляпами.
Грешневик (валенка) Валяная шапка (она же валенка) из войлока, полусферической, цилиндрической, конусообразной формы, с высоко загнутыми полями. Шапки «валенки» носили бедные мужики, из сукна или из войлока, зимой подбитые овчиной или каким-нибудь недорогим мехом. Курский традиционный мужской наряд, где шапка грешневик в торжественные события украшалась лентами, цветами, кистями или помпонами, представлял собой яркое, довольно необычное явление, ломающее представление о том, что богатством отличались только женские головные уборы, а также уборы знати.
Малахай Мужской головной убор, который представлял собой треуху из овчинной шерсти. В деревнях треухи - малахаи шили сами. Малахай — мужской головной убор, вариант шапки-ушанки, из овчины, телячьей, оленьей шкуры, меха лисицы, бобра, барсука, волка, а также из сукна, верверета. Шапка с четырёхугольным, реже остроконечным верхом из сукна, с четырьмя клапанами
Картуз Неформенная разновидность фуражки. Картуз пришёл на смену не очень практичным широкополым шляпам и представлял собой мягкий колпак с козырьком и с возможнос - тью прикрывать уши от холода. Часто молодые люди вставляли в перемычку пышный цветок, придававший образу особый вид «первого парня на деревне». Картуз - мужская фуражка с козырьком; легкая, особенная летняя шапочка разного вида, кожаная или из ткани, с козырьком. В.В.Даль
Рубаха с прямым разрезом Мужская одежда из домотканого холста, имеющая прямой разрез по положению ворота. Носили её на выпуск и подпоясывались узким поясом или цветным шнурком. Была она одновременно и верхней, и нательной одеждой. Рубаху выкраивали из отдельных деталей, которые сшивали. Небольшой разрез спереди стягивали на пуговицу или крепили шнуром. Мужские рубахи обычно шились из ткани одноцветной, клетчатой, или с мелким рисунком. Рубахи были повседневные и праздничные. Повседневные не украшали, только швы и края обшивали красной нитью, чтобы преградить дорогу злым силам.Праздничную рубаху расшивали цветными шелковыми нитями. Нагрудные узоры располагались вдоль разреза по центру груди и защищали сердце и легкие, наплечные охраняли руки.
Рубаха- косоворотка Это рубаха с косым воротом, то есть с разрезом сбоку, а не посередине, как в обычных рубахах. Для русской мужской рубахи, которая бытовала в Курском крае, был характерен разрез сбоку с застёжкой налево. Такой разрез, по версии академика Лихачёва, создавался специально для того, чтобы нательный крестик не выпадал во время работы. Мужчины носили туникообразные косоворотки с воротником-стойкой и планкой из фабричной ткани. Рукава рубахи были втачные, широкие, прямые. Иногда рукава мужской рубахи кроили вместе с плечевой частью. Для крестьянской работы, где характерны свободные размашистые движения, необходима широкая удобная одежда. Под мышки рубах вставлялись ромбические клинья – ластовицы, их меняли в процессе службы рубашки. Курская губерния, Суджанский уезд
Порты Неширокие штаны - «порты» из замашки, белого или серого в полоску цвета, завязывались на талии шнурком – гашником. Они шились из двух кусков прямых полотнищ домотканого полотна. Длина портков доходила до икр. Порты заправляли в сапоги или обертывали онучами,а поверх надевали лапти. В шагу мужских штанов – портов вставлялся широкий клин – ширинка, для свободы движения при ходьбе, наклонах, езде на лошади.
Кушак Широкий полосатый пояс , который служил для подпоясывания верхней одежды. По цветовой гамме, количеству и ширине полос можно было узнать место проживания хозяина.В былые времена кушак (пояс) и служил оберегом. Скрепляя два конца оборачиваемой вокруг талии полосы, человек замыкал своеобразный круг, служивший преградой для злых духов. Действие оберега усиливалось орнаментом, в котором не было ни одной детали, выполненной просто так. Курский пояс-кушак КУШАК - мужской пояс или опояска, широкая тесьма, либо полотнище ткани, иногда с бархатом по концам, для обвязки человека в перехвате, по верхней одеже. В.В.Даль В.В.Даль В.В.Даль
Женский народный костюм (предметы одежды) рубаха завеска понева душегрейка (епанечка) кушак и покромка сарафан
Рубаха Туникообразная рубаха имела форму прямоугольника и состояла из трех (четырех) полотен и отдельного полотна – рукавов. Женская рубаха Курского края состояла из двух частей: а) стан – верхняя часть; её шили из льна и украшали вышивкой; б) подстава – нижняя часть; её шили из замашного неотбеленного сукна. Ворот у рубах был отложной, с воротником стойкой или вообще отсутствовал. Повседневные рубахи не украшались вышивкой, а верхняя часть шилась из более тонкой материи.На праздничных рубахах, кроме украшений в верхней части, декорировался и подол. Иногда ширина узоров на подолах свадебной и покосной одежды достигала 30 сантиметров – это искусная вышивка и пришитые полоски из другой ткани. Рубаха в гардеробе каждого курянина обладала магической силой. По преданиям, если кто-то хотел причинить зло своему недругу, надо было лишь завладеть его рубахой и произнести ряд заклинаний! Отсюда, кстати, и вышивки-обереги на вороте, рукавах, подоле. Рубахи шились преимущественно из белой материи. После нескольких носок приходил черед стирке и отбеливанию. Женщины кипятили белье дома в котлах, затем в любую погоду шли на реку, где на специальных мостках стирали и полоскали одежду. В роли порошка-отбеливателя сотни лет курянам служили весеннее солнце и зола. Для выкручиания вещей придумали специальный предмет – пральник или, другими словами, валик.
Сарафан Женская одежда в виде платья без рукавов, которую одевали поверх рубахи. Сарафаны шили из черного или темного сукна, а праздничные сарафаны, которые называли «шубки», из красного или малинового атласа. Праздничный наряд предков в Курске называли «саян». Носились в нашей местности и прямые сарафаны. Шились они из нескольких прямых полотнищ, из покупной ткани: ситца, сатина. В основном служили будничной одеждой и были распространены в начале ХХ в.,а в некоторых местностях и в послереволюционное время.В Курской губернии сарафан был девичьим костюмом, только в некоторых сёлах и женщины носили сарафаны. . Областной краеведческий музей В XIX-XX веках был распространен косоклинный сарафан со швом впереди. Носили его на лямках, которые называли «мышками» Впереди сарафан имел иногда глубокий, почти до талии разрез, вверху которого пришивалась одна-две пуговицы. По верху сарафана, спереди и сзади шел широкий бархатный пояс, к которому пришивались лямки и полотнище. Девичьей одеждой девушек был глухой косоклинный сарафан Прямой круглый сарафан Глухой косоклинный сарафан Распашной косоклинный сарафан
Завеска Это передник,который одевался поверх рубахи, поневы или сарафана.Диалектные слова для названия женского фартука курских крестьянок – «передник», «завеса», «завеска», «запон». В Курском крае обязательной частью одежды был долготканный передник («запон») туникообразного покроя или высокий запан на шнурах. Чередующиеся полосы белого и красного тканья делали костюм ещё более декоративны.Его шили из полотнища холста, перегнутого пополам, в месте сгиба делали прямоугольной формы вырез для головы. Спинка была укорочена, иногда с отверстием «окошечком». «Занавески» были с длинными рукавами и без рукавов. Можно выделить три основных вида фартуков: а) поясной тип – длиной до талии; б) высокий фартук, доходивший до груди, иногда у такого фартука была грудка – плотная полоска, шириной примерно 7-10 см. в) плечевой тип, у которого были отверстия для рук, сзади для косы, и горловина.
Понёва Древний тип набедренной женской одежды, которая бытовала в Курском крае в XIX веке. Поверх рубахи курянки надевали поневу – юбку из домотканой шерсти, черного цвета с полосками или в клетку. Мастерицы обычно делали ее из двух полотен, шириной в 40–50 см, которые сшивались сзади. Между ними могла вшиваться полоса ткани, называемая бедро.Ее носили только замужние женщины. В Курском крае понёвы были глухие (все полотнища сшиты между собой) и распашные (чаще встречались). Понёва (панёва, понява, поня, понька — вероятно от «понять» в значении «обнять») — элемент русского народного костюма, женская шерстяная юбка замужних женщин из нескольких (2—3—4—6—8) кусков ткани с богато украшенным подолом.Ещё в конце XIX — начале XX веков была распространена в южно-великорусских (Тульской, Орловской, Рязанской, Тамбовской, Курской, Белгородской, Воронежской) и белорусских областях.
Душегрея (епанечка) Душегре́я (шугай, кацавейка, телогрейка, телогрея) — верхняя однобортная крестьянская женская одежда для праздников наподобие кофты. Широкое распространение получила на Руси в XVII веке. Душегрею иногда называли епанечкой. Правда, епанечка была с воротником, но во всём остальном повторяла душегрею.Короткая клешеная кофточка чуть ниже талии с рукавами или без рукавов, на лямочках, похожая на сарафанчик,спереди она застегивалась на пуговицу, надевалась поверх сарафана. Душегрея входила в праздничный наряд крестьянок и шили ее из дорогих парчовых и бархатных тканей, часто подбивали мехом, а для богатых она была повседневной одеждой. Епанча - женский широкий безрукавый плащ, круглый плащ, бурка. Женская епанча, епанечка - короткая, бористая, безрукавая шубейка; накидочка. В.В.Даль В.В.Даль В.В.Даль
Кушак и покромка Широкий пояс назывался кушак, а узкий – покромка. Центром изготовления поясов была Коренная ярмарка. В качестве аксессуаров курянки любили носить пояса из шерсти или шелка. Например, 2–3 пояса, каждый из которых завязывался сбоку бантом из пестрых ленточек-«застежек». Пояса были двух видов техники – плетения и ткачества. Пояса были самого различного размера: длиной от 15 см до трех и более метров и шириной от 3 до 35 см. Широкие кушаки имели два перехвата. К обнаряде одевалось по 2-3 пояса, иногда больше. Длинными поясами опоясывались дважды. В Суджанском уезде сарафан подпоясывали несколькими кушаками, которые создавали сзади своеобразный пёстрый «хвост».
повойник сорока кичка (кика) кокошник «гайтаны» позатыльник (позатылень) Женский народный костюм (головные уборы и украшения) головные уборы девушек «грибатка»
Головные уборы девушек Девушки по обычаю заплетали волосы в одну косу, макушку оставляли открытой. Поэтому их головной убор - это всевозможные венцы, повязки, обручи, которые украшались речным жемчугом, бисером. Девичий головной убор дополнялся «пушками» - шариками из белого гусиного или лебяжьего пуха, а также «кудрями» - яркими селезневыми перышками. «Венец». «Перевязка, головодец» «Коруна» Г.С.Седов «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем» 1882 г. (фрагмент картины) Более сложный, богато украшенный речным жемчугом, бисером, вставками стекла и фольгой венчик назывался коруной. Название, безусловно, происходит от слова «Корона». Исследователи считают, что коруны и венцы конца XVII — начала XIX века возникли в результате синтеза народных и великокняжеских головных уборов еще в домонгольское время.
Кичка (кика) Старинный русский головной убор замужних женщин, который имел форму коронки и одевался под сороку,что должно было предавать сороке определенную форму. Бытовавший на территории черноземных губерний до 20-х гг. ХХ в., в отдельных селах термин «кичка» относился ко всему головному убору, состоявшему из более, чем десятка деталей. На самом деле это твердый околыш разной формы - треугольной, округлой, лопатообразной, с двумя рожками, делался из простеганного проклеенного холста, луба, бересты. Кичку украшали "пуклями" — кисточками из гаруса синего, зеленого, розового, жёлтого цвета - по обеим сторонам на висках. Платок по кичке завязывался узлом назад так, что ободок кички был виден. "Кичку" носили замужние женщины и одевали ее после венца. В день свадьбы на молодуху надевалась «кичка», которая представляла невысокий головной убор с едва намеченным рогом (возвышением на лобной части). После рождения первого ребенка молодуха надевала рогатую кичку или высокий лопатообразный головной убор.
Повойник Старинный русский головной убор замужних женщин, главным образом крестьянок,(от повивать) - чаще всего платок, полотенце, повязанные поверх другого головного убора.Собственно же кичку, в классическом смысле этого слова, представлявшую собой твердое возвышение надо лбом, в сочетании с волосником, плотно облегавшим голову, называли повойником. Иногда повойником называли также мягкую шапочку из ткани (типа чепца), которая полностью закрывала волосы, заплетенные во время свадебного обряда из одной девичьей косы в две.Имел различную форму, но большей частью с круглым или овальным дном, околышем и завязками сзади. Как правило, повойник носили в будни(в праздники же надевали кокошники). Повойник был известен на Руси ещё в XIII веке как под своим названием, так и под термином «подубрусник». Уже тогда он был нижним головным убором замужних женщин. Поверх него надевался полотенчатый убор, кика, сорока или кокошник и только со 2-й половины XIX века стали использовать как самостоятельный головной убор, но и то прикрывая платком. Существовали две разновидности повойников: для будней и для выходного дня. Для изготовления повседневного повойника использовались недорогие ткани: холст, сатин, ситец. Праздничные же повойники шили из шелка,парчи, атласа
Позатыльник (позатылень) Прямоугольная полоса ткани, часто бархата, украшенная шитьем и бисером, повязывалась на темени с помощью тесемок и закрывала волосы сзади. Надевался на повойник, или собственно кичку,прикрывая затылок, и спускался на шею, на плечи, на спину,соответственно типу костюма. Он закреплялся для жесткости на картоне, к верхней части и боковым сторонам которого пришиты полосы шелковой ткани с завязками по краям. Их перекрещивают на лбу и несколько раз обвязывают вокруг рожек,чтобы скрепить кичку с позатыльнем. Эта была основа, которая придавала всему головному убору устойчивую и удобно сидящую на голове форму. Части курского головного убора - «налобник», «кичка», «позатыльник» Части курского головного убора - «налобник», «кичка», «позатыльник» Позатыльник - поднизь под кичку и кокошник, подзатыльник. В.В.Даль В.В.Даль В.В.Даль
Сорока Особо выкроенный и сшитый кусок ткани - красного сатина, атласа, штофа с вышитым золотой нитью или сделанным из широкого галуна очельем. Часто встречались сороки, у которых очелье и боковые крылья скреплены были вместе и образовывали нечто вроде шапочки, украшенные по бокам большими цветными шелковыми помпонами - махрами, что было характерно для Курской губернии.Сороки в Курской губернии представляли сложный убор из 8-11, даже 14 элементов, имевших собственные завязки. Молодая женщина в курском головном уборе «сорока» Соро́ка - старинный русский головной убор замужних женщин или его часть. Был широко распространен в центральной и южной России. Была самым богатым из женских головных уборов, к началу XX века сорока вышла из употребления. Сорока как головной убор — род кички, на лбу несколько пониже, а с боков несколько повыше обычной кички. Основными предметами, образующими в совокупности этот головной убор, были кичка, собственно сорока, позатыльник, налобник, платок. Дополнительными — различные украшения из бисера, перьев, лент, искусственных цветов.
Кокошник Старинный русский головной убор в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, который был парадным убором замужней женщины. Кику и кокошник замужние женщины одевали, когда выходили из дома, а дома носили, как правило, повойник (чепец) и платок. У курских крестьянок доминировал кокошник трех типов: курский двух гребенчатый, или седлообразный «шеломок», кокошник с высоким твердым очельем, мягко снижавшийся к затылку и напоминавший шапочку, и высокий цилиндрический кокошник с высоким прямоугольным гребнем на затылке. Кокошники украшались золотым галуном, расшивались блестками и бисером. Высота кокошника была разная: от 12 до 16 см в лобной части, что зависело от традиций той или иной сельской местности. Златоглав (с двумя гребнями) Обоянского уезда Курской губ. Здесь поперёк головы (в направлении от уха до уха) имеется не один, а два параллельно расположенных гребня. Задний из этих двух гребней всегда прямой, а передний кругловатый. Этот тип кокошника известен только южновеликоруссам. Встречается и другое название - «седлообразный златоглав»
Гайтаны (гирданы) Нагрудное украшение, делавшееся сначала из сплетенных колец металла, как бы цепочка с крестом или иконой, потом в простонародье сложилось искусство плетения его из бисера или нитей. Позже плоские украшения из разноцветного бисера, которые крепились вокруг шеи и спускались спереди до пояса и ниже. Два конца бисерной сетки соединяются подвеской с украшением - медальоном, бисерными кистями, в древности иногда со вставаранкой (костью от куриного крыла – оберег). Гайта́н (от лат. gaitanum «пояс»; укр. гердан) -шнурок, плетёная лента, тесьма, на котором обычно носят нательный крест. В южнорусских губерниях так называлось женское нагрудное или наспинное украшение — полосу ткани шириной до 10 см, украшенную бисером, вышивкой, тканым узором, или длинную, низанную из бисера полосу. В нагрудном гайтане два конца ленты соединялись медальоном, украшенным бисерными подвесками, иконкой, крестом и надевалось на шею. Спускалось они иногда до талии. К тесьме прикреплялся крестик или образок.
Грибатка Нагрудное украшение, изготавливали из шёлка, стекляруса, использовали низание. Шнуры для "грибаток" плели руками и расшивали блестками и бусинами. В Курской губернии ценились бусы из кости или кораллов, а те, кто мог себе это позволить, носили серебряные кольца. Волосы были предметом гордости. Хороший «колосок», прядок из 90, курянкам помогали плести подруги. Для украшения прически был выдуман «косник» – подвеска, аналог современной заколки. На Юге России — женское и мужское нагрудное и наспинное украшение характерное для костюмного комплекса одежды Воронежско-Белгородского пограничья. Изготавливалось из трёх полос чёрной тесьмы, обнизанных бесцветным прозрачным бисером. На концах тесьмы симметрично нашиты розетки в виде кружка, расшитого радиально цветным гарусом и золотными нитями, бисеринками, пайетками. В центр розетки вшивалась оловянная пуговка, по краю пришивался нанизанный на нить крупный стеклярус. Внизу грибатка соединялась тоненьким шнурком, на который вешали образок или крест, иногда грибатка могла завершатся одним сердцевидным или полукруглым «кустом» (расшитым кругом), а иногда и кисточкой.
шубка летник поршни коты сапоги холодай (холодайка) валенки зипумн лапти куцина (куцинка) кожух онучи чуни (чуны) Верхняя одежда и обувь
Летник Верхняя накладная одежда, которая имела прямой покрой, расширенный внизу за счет боковых клиньев до 4м. Её носили в основном состоятельные русские женщин. Особенность летника – широкие колоколообразные рукава, сшитые от проймы до локтя. Ниже они свободно свивали до пола остроугольными полотнищами ткани, которые украшали вошвами- треугольными кусками атласа ли бархата, расшитыми золотом, жемчугом, металлическими бляхами, шелком. Летник - длинная, сильно расширяющаяся книзу одежда. Очень широкие и очень длинные колоколообразные рукава, срезанные углом. Рукава назывались накапками. Чтобы рукава не волочились по земле, женщина должна была держать согнутыми в локтях руки. Летники шили из однотонных и узорных тканей, обычно из камки на тафтяной подкладке с вошвами. Вошва — четырёхугольный, круглый или другого вида лоскуток амсамита, бархата или тафты, вышитой у летника, роспашницы и других. Вошвы большей частью вышивались золотом, серебром и шелками; украшались нацветами, дробницами, препьями и иногда унизывались жемчугом с драгоценными камнями. К летнику мог пристегиваться небольшой круглый меховой воротник.
Холодай, холодайка Распашная однобортная одежда с цельной, расширяющейся к низу спинкой и такими же полами, без воротника, с круглым по шее воротом, длинными узкими рукавами. «Холодайки», «чинарки», называли в Курском регионе «кирсетами». «Холодайку» шили из черной ткани фабричного производства на вате с подкладкой. Она обычно не имела застежки, по вороту, по подолу ее украшали цветной машинной строчкой. Верхняя женская одежда для весны и осени, распространенная в Курской, Орловской и некоторых других губерниях юга Европейской России, а также на Дону.Она надевалась поверх рубахи. Рубаха – это летний вариант, а осенью-весной костюм утеплялся при помощи холодайки, жилетки, зипуна.
Шубка Традиционная русская верхняя одежда для знатных женщин, разновидность шубы. После появления на Руси европейских одежд, место душегреи в сундуках столичных модниц заняла пелерина, а вот на севере страны коротеньку носили аж до начала XX века. В Курской губернии шубы носили на запах, иногда – под пояс. По крою шубка напоминала летник. Длина до пят. Ширина подола расставлялась клиньями. От летника шубка отличалась формой рукавов. Рукава шубки не широкие, длинные и откидные. Выше талии делались специальные прорези для рук — рукава зачастую играли декоративную роль. Если шубку носили в рукава, то рукава собирали на руках в многочисленные поперечные складки. К шубке обычно пристёгивали круглый меховой воротник. А. П. Рябушкин Боярышня XVII века (1903). Русский музей. Шубка, горлатная шапка, рукавки — род муфты.
Зипун (Полукафтан) — в старину — верхняя одежда у крестьян. Представляет собой кафтан без воротника, изготовленный из грубого самодельного сукна ярких цветов со швами, отделанными контрастными шнурами.Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава до запястья. У зипуна не было воротника. У талии по бокам были по три складки или сборки.Пройма была прямой, рукав не имел оката. Зипун - м. стар. русский кафтан без козыря (колнера, стоячего ворота); ныне: вообще крестьянский рабочий кафтан, тяжелко, верхний кафт. от непогоды, из понитка, домотканого сукна, белого, серого, смурого; шабур, чапан, сермяга, азям: а собств. короткий, кафтан, чекмень, полукафтанье, с трубами или борами сзади или по бокам. У зипуна спинка короткая, почему его носят и бабы. Местами шабур или сермяга шьется из понитка, а зипун суконный. «Ест орехи, а на зипуне прорехи». В.В.Даль В.В.Даль В.В.Даль
Кожух Это меховая одежда типа полушубка, пониже колен, чаще крытая сукном. Он украшался нашивками и надевался на зипун.Излюбленным видом зимней женской одежды в Курской губернии был кожух. Праздничные кожухи имели белый и ярко-коричневый цвет, а будничные - черный. Украшенный вышивкой кожух (кажух). Кожу́х (также кожуша́нка, тулуп, беке́ша, кавал, байбара́к, шу́ба, губа́, ко́жанка) - традиционная славянская одежда, сшитая из овечьих и телячьих шкур.Кожухи шьют разной длины, с рукавами или без, преимущественно белого цвета. Для пошива одного кожуха нужно 6 — 7 бараньих шкур. С одной крупной кожи делают перегиб, то есть верх кожуха, кожу обрезают в виде трапеции и перегибают посередине. Сверху вырезают дырку для шеи, а спереди разрезают на половины. К этой основе кожуха пришивают клинья, рукава, воротник, полы. Всё это вырезается из остатков других кож.
Куцина Выходная праздничная верхняя одежда из домотканого или фабричного сукна черного цвета без воротника, с квадратным вырезом горловины, сшитая в талию. Спереди куцина была цельнокроенной. Со спины густо присборивалась в мелкую складку по талии, наглухо застегивалась до пояса на крючки, а от пояса до низа была распашной. Края рукавов, ворот, правая пола и подол изделия орнаментировались красной тесьмой, вышивкой золотой и серебряной, маленькими пуговичками. Её носили в Льговском уезде Курской губернии. Широко распространенным покроем верхней одежды у украинцев был клинообразный: клинья (уси) вшивались сзади по бокам ниже талии, острый конец клина доходил до пояса, а основание оказывалось на уровне подола. По этому образцу шились свита, куцинка, гуня.
Лапти Низкая обувь, сплетённая из древесного лыка или бересты. Самым распространенным видом обуви в Курской губернии были лапти. Назывались они «рачки», «коверзни», «ходоки», «ступни», «бахилы». Наибольшее распространение получали лапти московского типа с круглой головкой, высоким задником и толстым бортом. Использовались они во все времена года. Для прочности подошву подплетали лозой,лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка. В Курскую губернию лыко для лаптей завозили из Ярославской губернии, продавали связками. Одна связка на рынке стоила около 5 копеек. Готовые лапти в конце 19 века стоили от 3 до 10 копеек за пару.
Онучи Длинная, широкая (около 30 см) полоса ткани белого, чёрного или коричневого цвета (холщовой, шерстяной) для обмотки ноги до колена (при обувании в лапти). Онучи изготавливали из самого грубого, серого холста домашней выработки. Поверх онучей надевалась собственно обувь. Летом одевали холщовые онучи, а зимой – еще и суконные,обычно белого цвета, их называли – «суконки». Закреплялись онучи на ноге белыми или черными, как правило, пеньковыми веревками - оборами, крепившимися к заднику лаптя и на крест обматывавшими, доходившими длиной до четырех метров. ОНУЧА - часть обуви, обвертка на ногу, замест чулков, под сапоги и лапти; портянки, подвертки. В.В.Даль В.В.Даль В.В.Даль
Чуни (чуны) Род туфель, плетеных из пеньковых веревок. Для дома и летних полевых работ плели веревочные лапти – «чуни».Чтобы укрепить и утеплить лапти, их «подковыривали» конопляной веревкой. Считается, что само название «чуни» имеет финское происхождение, так как финнов на Руси звали «чухна» Плетеная обувь является традиционной для восточных славян. Лапти из пеньки были распространены в южных районах Курской области в связи с недостатком лыка. Их изготовление включает в себя сучение нити, витье веревки и собственно плетение лаптя на колодке. Используется простой полотняный способ переплетения нитей. Лапоть начинают плести с боковых сторон, потом плетут головку, подошву и пятку.
Поршни Коты Сапоги С 70-х гг. Х1Х в. кожаная обувь становится в Курской губернии преобладающей. Кожаные чоботы или коты – галошеобразные туфли на невысоком каблуке с подковками, орнаментированные сукном, украшенные спереди цветными шерстяными махориками. Носки сапог обычно были тупыми, а у знати иногда загнутыми вверх. В основном покупали черные сапоги с тупым носком и широким, устойчивыми каблуком.Для больших праздников предназначались сапоги из красной кожи, а также кожаные ботинки на шнуровке и невысоком каблуке. Но самой первой кожаной обувью на Руси были поршни. Их делали из цельного куска кожи, который присобирали по краю ремешком. В. И. Даль так описывает метод их изготовления: «поршни вообще не шьются, а гнутся из одного лоскута сырой кожи или шкуры (с шерстью), на вздёржке, очкуре, ременной оборе; обычно поршни из конины, лучшие из свиной шкуры, есть и тюленьи и прочие: их более носят летом, налегке, или на покосе, где трава резуча, а рыбаки обувают их и сверх бахил. Зовут поршнями и обувь из опорков сапожных, или берестяники, шелюжники (лапти), даже кенги, плетения из суконных покромок». В.В.Даль В.В.Даль В.В.Даль
Валенки Тёплые войлочные сапоги из смеси валяной овечьей, коровьей, козьей, кроличьей, верблюжьей и шерсти других животных, также из искусственной шерсти.В Курской губернии практичны были валенки из плотно свалянной шерсти, щетины и конского волоса. Самыми престижными считались черные чесанки – мягкие валенки с начесом из тонко волокнистой поярковой шерсти. Крестьяне победнее носили твердые и гладкие серые грубошерстные валенки, натертые пемзой. Для предохранения от сырости валенки подшивали кожей или надевали на них лыковые ступни, а в 20 веке резиновые галоши. Из пуда (16 кг) шерстяного войлока получалось 10 – 12 пар.Они делались на одну ногу (без различия правой и левой). Шерстяные волокна имеют верхний чешуйчатый слой — кутикулу, благодаря ему волокна могут сцепляться друг с другом под воздействием горячей воды и пара. На этом основан принцип войлоковаляния. Процесс изготовления валенок довольно длительный и требует определенных навыков. В кустарном производстве сырьём для изготовления валенок обычно служит овечья шерсть (так называемая литнина), или куски, снимаемые с овец летом. Сначала ее освобождают от примесей — травинок, колючек — и разбивают, превращая в мягкую и пушистую массу. Из разрыхленной шерсти лепят будущую модель. Далее её накручивают на скалку и долго валяют, раскатывают или катают. Процесс катания чередуют с вымачиванием для большего уплотнения и усадки шерсти. Только после такой процедуры войлочный сапог надевают на разборную деревянную колодку и исправляют деревянной колотовкой. Затем поверхность валенка трут пемзой и ставят в печь для просушки. Для окончательной обработки высушенный валенок еще раз натирают пемзой или деревянным бруском. Люди на производстве валенок традиционно называются пимокатами (раскатчиками, развальщиками войлока под формы обуви).
БОНУС Областная картинная галерея г. Курска носит его имя. Именем этого художника и скульптора назван проспект в г.Курске Уроженец г. Льгова, советский детский писатель, автор книги «Чук и Гек». ВСПОМНИ ИМЕНА ЗЕМЛЯКОВ - УРОЖЕНЦЕВ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ и на следующей странице ты увидишь их фамилии под номерами
6 5 3 4 2 1 Неверно! Ошибка! Что-то не так! Свиридов Г.В. Гайдар А.П. Плевицкая Н.В. Дейнеки А.А. Щепкин М.С. Клыков В.М. Выбрав номера , под которыми записаны фамилии знаменитых курян с предыдущего слайда, увидишь изображение женщины в курском народном костюме на картине художника Седова Г.С. (1836-1886)
Легоцкая Вера Сергеевна
Домашева Татьяна Васильевна
Дармина Елена Николаевна
Елена Гаврииловна Гончарова