Доклад на тему «Традиционное воспитание детей в семье»
Традиционное воспитание детей в семье
Основными видами в формировании личности ребенка являются семейное, трудовое, физическое, умственное и нравственно-эстетическое воспитание.
Фактором и средой воспитания ребенка является семья. В ней ребенок получает первые впечатления, первые знания и начинает развиваться его способности. Успех воспитательной работы в семье зависит от того, являются ли родители для детей примером поведения.
Хакасы проявляли большую любовь и привязанность к своим детям, заботились о них. Забота о ребенке, о его благополучии начиналось еще задолго до его рождения. Будущая мать должна вести спокойный образ жизни, избегать различных житейских неприятностей. А рождение ребенка считалось большим событием не только в семье, но и в жизни всего рода.
В воспитании детей взрослые всеми способами стремились показать детям хороший пример как в быту, так и в процессе практической деятельности, чтобы формировать у подрастающего поколения высокую нравственность.
Основными факторами нравственного воспитания являются воспитание справедливости, скромности, выдержки, чувств долга, чести, дружбы; глубокое уважение к труду и человеку труда; воспитание нравственности через обычаи к традиции, игровую деятельность, устное народное творчество; воспитание любви к окружающей природе, родному краю.
В семье приобщали к труду, создавая в процессе труда материальные и духовные ценности. В конечном итоге труд является для каждой личности источником воспитания, он способствует самовоспитанию и самообразованию, предъявляет определенные требования к выработке нравственных качеств доброты, честности, аккуратности, бережного отношения к труду других людей. Труд связан с физическим воспитанием. Хакасы, воспитывая детей в семье, не только хотели, чтобы они росли трудолюбивыми и здоровыми, но и стремились к развитию умственных способностей подрастающего поколения.
Труд считается главной целью и решающим средством воспитания. Трудовое воспитание является стержневой проблемой народной педагогики; включает в себя и умственное, и физическое, и нравственное воспитание, поэтому так широко воспевается в устном народном творчестве (в песнях, сказках, пословицах и поговорках), где труд выступает как универсальное средство воспитания, как главная и решающая цель формирования личности ребенка.
Особое место в народной педагогике занимает умственное воспитание. Народные знания и умения, добытые в результате практики, опыта, многих поколений, бережно передавались из поколения в поколение. Становление человека как социального существа совершенствуется его интеллектуальным развитием, которое происходит и формируется под воздействием окружающей среды и определяющим влиянием всех сторон воспитания. В процессе общения с природой, окружающей средой у ребенка развивается наблюдательность, определенные представления и понятия, у него расширяется кругозор, умственные способности.
Игра - как основной фактор в развитии умственных способностей детей, является из обязательных компонентов воспитания и развития подрастающего поколения, которая, вместе с трудом, является для детей своеобразной школой развития всех его задатков. Детские игры вырабатывают у ребят смекалку, находчивость, сообразительность, тренирует память, они воспитывают у них волю, дисциплинированность, внутреннюю организованность, коллективизм.
Продолжением игровой деятельности, являются сказки и загадки как один из важнейших источников развития умственных способностей. Значение загадок в умственном воспитании огромно. Загадки являлись и являются средством испытания находчивости, сообразительности, остроумия и наблюдательности детей. Они служат также своеобразной формой освоения и познания детьми реальной действительности.
Наши предки старались воспитать детей физически закаленными и смелыми, чтобы они были выносливыми и сильными. Здоровье всегда считалось самым большим счастьем, драгоценным богатством человека. Универсальным средством физического воспитания детей являются игры, различные спортивные соревнования, национальные виды спорта. Национальные игры развивают у детей и юношей наблюдательность, смекалку, физическую закалку, выносливость организма, глазомер, расчетливость.