12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Оксана Юрьевна Юртаева106
Россия, Мордовия респ., Саранск
1

Урок по географии в 9 классе «Транспорт Мордовии»



Тема урока: Транспорт Мордовии.

Тип урока: урок-семинар

Цели и задачи урока: - раскрыть механизмы работы всех видов транспорта на территории республики Мордовия, - показать зависимость размещения тех или иных видов транспорта от географических условий, - рассмотреть принципы и механизмы работы основных видов транспорта республики, - продолжать формировать умения оценки транспортных сетей, - оценить работу транспорта в республике, - проанализировать воздействие транспорта на состояние окружающей среды в Республике Мордовия.

Оборудование урока: презентация

Ход урока:

1. Актуализация знаний. Вводная беседа.

Вопросы классу:

- Вспомните и назовите основные виды транспорта.

- Какова роль транспорта в экономике России?

- Подумайте, как влияют природные условия на работу различных видов транспорта.

2. Изучение нового материала.

Слово учителя:

Развитая транспортная система является необходимым элементом социально-экономического комплекса республики Мордовия. Эффективность ее работы определяется размещением производства и потребителя, сложившимися потоками грузов и пассажиров, качеством и пропускной возможностью транспортных путей. Способствуют этому удобное транспортно - географическое положение, равнинный характер рельефа республики, наличие некоторых собственных ресурсов для строительства дорог, отсутствие крупных речных систем.

Когда учащиеся вашего класса будут рассказывать о различных видах транспорта, развитых в нашей республике, вы внимательно их послушайте и попробуйте ответить на вопросы:

1. Какой из всех представленных видов транспорта наиболее распространен на территории Мордовии?

2. Какой наименее?

3. какой из перечисленных видов транспорта оказывает наибольшее отрицательное влияние на состояние окружающей среды?

4. Какой из видов транспорта наиболее экологичен?

5. Каким видом транспорта наиболее часто пользуетесь вы?

Выступление учащегося:

Железнодорожный транспорт.

По территории нашего края проходят крупные железнодорожные ма­рали, связывающие Центр страны с Уралом и Сибирью, Север Европейской части России с Поволжьем. Первая железная дорога Москва - Казань была построена еще в 1893 году. Она прошла через южную и восточную части современной Мордовии.

Ее длина составила 312 километров. Затем вступили в строй новые железные дороги - Ромоданово (Красный Узел) - Нижний Новгород, Рузаевка - Пенза. Закончилось формирование железнодорожной сети в 1808 г. с окончанием строительства участка Рузаевка - Казань. Сегодня общая длина железных дорог составляет 546 км, из них более половины электрифициро­вано. Грузы, перевозимые по ним, преимущественно транзитные. За год по железным дорогам Мордовии пе­ревозится до 2,5 млн. тонн грузов и около 3 млн. пассажиров. Данный вид транспорта служит основой на­дежных круглогодичных экономи­ческих связей республики с другими частями Волго-Вятского экономиче­ского района, - регионами России и странами СНГ.

Роль железных дорог проявляется и в росте городских поселений и по­селков городского типа, имеющих железнодорожные станции. Их эко­номические функции, как правило, тесно связаны с использованием пе­ревозимых грузов.

Главными железнодорожными уз­лами Мордовии являются Рузаевка и Красный Узел. Рузаевка стала од­ним из важнейших узлов на Трансси­бирской железнодорожной магистра­ли. Здесь сортируются и отправляют­ся поезда в пяти направлениях: в Москву, Самару, Пензу, Нижний Новгород, Казань. Красный Узел яв­ляется стыковой станцией, связыва­ющей Мордовию с Казанью и Ниж­ним Новгородом. С развитием про­мышленности в столице республики усиливается и значение станции Са­ранск.

Железные дороги составляют ос­нову всей транспортной системы Мордовии. Густота железнодорож­ных путей составляет 21 км на 1 000 км2. Это один из самых высо­ких показателей на территории Рос­сии. Но размещены железнодорожные пути очень неравномерно. Почти половина районов республики лишена железных дорог, что ска­зывается на развитии их производ­ственного потенциала. Расстояние от административных центров этих районов до ближайшей железнодо­рожной станции может достигать 100 и более километров.

Сообщение учащегося:

Автомобильный транспорт.

Уда­ленность от железных дорог многих населенных пунктов и небольшая площадь республики способствуют возрастанию роли во внутренних, и отчасти во внешних, перевозках автомобильного транспорта. Рассто­яние от Саранска до самого отда­ленного районного центра (село Теньгушево) составляет 216 кило­метров.

Протяженность автомобильных до­рог равна 6 979 км, из них 5 616 км имеют твердое покрытие. Для полного удовлетворения потребностей ре« публики дополнительно к существу­ющим требуется построить еще око­ло 500 км современных автомобиль­ных дорог.

Основой автомобильной транс­портной сети служат дороги широт­ных направлений: Саранск - Краснослободск - Торбеево - Зубова По­ляна; Саранск - Краснослободск –Темников – Теньгушево; Саранск- Чамзинка - Дубенки. В меридиональных направлениях действуют дороги, связывающие Саранск с Нижним Новгородом и Пензой. Сложившаяся география железных дорог восполняет недостатки размещения железнодорожных путей. Плотность автомобильных дорог с твердым покрытием - 215 км на 1 000км2.

Автобусным сообщением со столицей республики городом Саранском связаны все районные центры и большое количество других населенных пунктов. В течение года в республике перевозится около 80 млн. пассажиров. Еще 88 млн. человек перевозят городские троллейбусы. Перевозка грузов за последние годы в республике несколько сокращается.

Сообщение учащегося:

Авиационный транспорт.

Авиационный транспорт выполняет преимущественно внерегиональные связи. Его роль особенно велика в отправлении почты, срочных грузов. За год им перевозится около 1000 пассажиров. С вводом в эксплуатацию бетонной взлетно-поса­дочной полосы Саранский аэропорт имеет возможность принимать совре­менные тяжелые турбореактивные са­молеты. Авиалинии соединяют Мор­довию со многими крупными города­ми России - Москвой, Санкт-Петер­бургом, Самарой, Екатеринбургом, Казанью и другими городами.

Сообщение учащегося:

Трубопроводный транспорт.

Трубопроводный транспорт является относительно новым на тер­ритории республики. Первый газо­провод протянули до Саранска в 1960 г. из Поволжья. Это был учас­ток газопровода Саратов — Пенза — Саранск — Нижний Новгород. В на­стоящее время они пересекают Мор­довию с северо-востока на юго-за­пад. Проходят преимущественно по западным районам республики и связывают месторождения Западной Сибири с центральными и западными районами нашей страны. Крупнейшими из них являются Уренгой – Памары – Ужгород, Уренгой – Центр- Ямбург – Елец и «Прогресс». Сегодня природный газ подается в дома многих жителей республики, живущих в различных ее административных районах. Завершена газификация всей территории Мордовии.

3. Закрепление полученных знаний.

После выступлений учащихся заслушиваются ответы на вопросы, заданные в начале данного блока урока.

Далее анализируются карты, отражающие работу транспорта в республике.

В качестве закрепления учащимся предлагается ответить на вопросы в учебнике на странице 118.

4. Подведение итогов урока. Задание на дом.

В конце урока выставляются оценки наиболее активным учащимся и докладчикам.

Домашнее задание: Стр. 116 - 118 ответы на вопросы.

 


Транспорт Мордовии
PPT / 5.91 Мб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.