Требования к развёрнутому устному ответу по физике и критерии его оценивания

0
0
Материал опубликован 16 September в группе

Требования к развёрнутому устному ответу по физике


Развёрнутый устный ответ по физике – это законченное монологическое высказывание в научном стиле речи, для которого обязательна композиционная завершённость и чёткая последовательность в изложении материала.

В устном развёрнутом ответе выделяется тезис (основная мысль, идея, то, что доказывается) и доказательство (подтверждение). Доказательная часть такого ответа должна включать в себя отсылки к физическим законам, теориям, фундаментальным опытам, а также подтверждающие примеры (из живой природы, техники, быта и т.п.) и их объяснения. Именно самостоятельный подбор необходимых примеров свидетельствует об осознанности усвоения изученного материала. При ответе рекомендуется использовать приведённые ниже обобщенные планы изучения понятий и терминов учебного предмета «Физика».

Перечень ошибок, допускаемых при устном ответе по физике

Грубые ошибки

Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов физических величии, единиц их измерения.

Неумение выделить в ответе главное.

Неумение определять причинно – следственные связи при описании явлений.

Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.


Негрубые ошибки

Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий.

Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

Пропуск или неточное название наименований единиц физических величин.

Искажение фамилий учёных, названий приборов (устройств) и их деталей, хронологической информации.


Критерии оценивания устного ответа по физике


Отметка 5 ставится, если обучающийся, отвечающий на вопрос учителя устно,

показал верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;

логично связал тезис и доказательную часть ответа;

сопровождал рассказ собственными примерами;

продемонстрировал понимание и правильное использование физической терминологии;

показал умение применять знания в новой ситуации;

правильно выполнил чертежи, схемы и графики;

сумел установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Отметка 4 ставится, если ответ обучающегося удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но

ответ был дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов;

обучающийся допустил не более двух негрубых ошибок и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.


Отметка 3 ставится, если обучающийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при этом

в ответе отсутствует одна из двух обязательных его частей (тезис или доказательство);

ИЛИ

в одной из двух обязательных частей ответа (тезисе или доказательстве) обнаружена ошибка;

ИЛИ

обучающийся допустил не более двух грубых ошибок;

ИЛИ

допустил не более одной грубой и не более двух негрубых ошибок;

ИЛИ

допустил не более 3 негрубых ошибок.


Отметка 2 ставится, во всех случаях, не соответствующих критериям выставления оценок 3, 4 и 5, а также в случае отказа от ответа без уважительной причины.



Обобщенные планы изучения понятий и терминов учебного предмета «Физика»

План изучения физического явления

Внешние признаки явления (признаки, по которым обнаруживается явление).

Условия, при которых протекает явление.

Сущность явления, механизм его протекания (объяснение явления на основе современных научных теорий).

Определение явления.

Связь данного явления (или характеризующих его величин) с другими явлениями (или величинами).

Количественные характеристики явления (величины, характеризующие явление; связь между этими величинами; формулы, выражающие эту связь).

Примеры использования явления на практике и/или проявления в природе.

Способы предупреждения вредного действия явления на человека и окружающую среду.

План изучения физической величины

Какое явление и свойство тел (веществ) характеризует данная величина.

Определение величины.

Определительная формула (для производной величины – формула, выражающая связь данной величины с другими).

Какая величина: скалярная или векторная.

Единица величины в СИ, её физический смысл.

Способы измерения величины.

План изучения физического опыта

Кем и когда проводился опыт.

Цель опыта.

Схема опыта (лабораторной установки).

Условия проведения опыта.

Ход опыта.

Результаты опыта (выводы).

План изучения физического прибора (устройства)

Назначение прибора (устройства).

Принцип действия (какое явление или закон положены в основу работы).

Схема устройства (основные части, их назначение).

Правила пользования прибором (устройством).

Область применения прибора (устройства).

План изучения физического закона

Связь между какими явлениями или величинами выражает данный закон?

Формулировка закона.

Математическое выражение закона.

Когда и кто впервые сформулировал данный закон?

Опыты, подтверждающие справедливость закона.

Границы (условия) применимости закона.

Примеры учёта и использования закона на практике.

План изучения физической теории

Основание теории: опытные факты, послужившие основанием для разработки теории, основные понятия теории.

Ядро теории: основные положения (постулаты, принципы, уравнения, законы); границы применимости теории.

Основные следствия: явления, объясняемые теорией; свойства тел, предсказываемые теорией.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.