Тренинг для обучающихся 9 класса «Формула выбора профессии»
Тренинг для обучающихся 9 класса «Формула выбора профессии»
Цель: профессиональное самоопределение девятиклассников
Объединение в группы происходит в начале занятия. Каждый ученик выбирает одну карточку из лежащих на столе и перевернутую изображением вниз. Карточки представляют собой разрезанные на 4-5 частей картинки. Нужно объединиться в группу, сложив картинку.
Групповая работа по теме «Профессии»
Как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль...) Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы.
Каждая группа получает список профессий на листе А4. По две группы выделят в списке «Самые модные профессии», «Самые забытые профессии» и «Профессии, которые всегда нужны». После чего мы послушаем, что у вас получилось.
Эколог | Веб-дизайнер | Полицейский |
Животновод | Автослесарь | Повар |
Слесарь-водопроводчик | Шорник | Юрист |
Менеджер | Массажист | Топ-модель |
Журналист | Дворник | Пекарь |
Бухгалтер | Парикмахер | Трубочист |
Конюх | Камердинер | Экономист |
Учитель | Телеведущий | Нефтяник |
Шофер (водитель) | Программист | Пластический хирург |
Бондарь | Ювелир | Врач |
Ключник | Ямщик | Строитель |
Примерные списки профессий:
Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтяник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.
Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т. п.
Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.
Вопросы для обсуждения:
- Как нужно делать выбор профессии: самую модную или самую нужную?
- Можно ли выбрать забытую профессию? Почему вы так считаете?
Основное упражнение «Формула выбора»
Каждая группа получает несколько бумажных геометрических фигур разного цвета и размера, можно выбрать каждому участнику группы. На них надо написать один из факторов, влияющих на выбор профессии, затем обсудить и сложить в группе Формулу, приклеив на лист А4, используя математические знаки (сложения, умножения, вычитания и деления)
Время выполнения работы: 5-7 минут.
Каждая группа выходит и рассказывает о своем решении.
Вопросы для обсуждения:
- Что вы заметили? Были факторы, которые повторялись в группа?
- В какой группе сказали о факторе, не указанным больше ни в одной другой?
- Для всех Формула выбора профессии должна быть одинаковой?
Рефлексия занятия
В группы раздаются карточки, каждый участник может выбрать одно или несколько предложений и продолжить их.
Думаю, что мне удалось преодолеть...
В процессе тренинга я осознал(а)...
Мне, как будущему специалисту, нужно...
На занятии мне понравилось…
Я узнал…
Мне было интересно…
Мне было сложно…
Мне бы хотелось…
Потамошнева Наталья Алексеевна