Тренинг для педагогов по профилактике синдрома профессионального выгорания, или Как жить полной жизнью и не «сгореть» на работе

3
0
Материал опубликован 26 February 2020

Тренинг для педагогов по профилактике синдрома профессионального выгорания, или Как жить полной жизнью и не «сгореть» на работе

Подготовила: педагог-психолог 

высшей квалификационной категории Итаева Л.Р.

Цель: создание условий для профилактики синдрома эмоционального выгорания у участников тренинга и актуализация их личностных ресурсов стрессоустойчивости.

Задачи:

Сформировать представление о профессиональном выгорании, симптомах и факторах, способствующих его появлению.

Помочь проанализировать свой уровень профессионального выгорания.

Познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции;

Создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;

Совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.

Ход семинара - тренинга

СЛАЙД № 1

Педагог-психолог: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Наверное, каждый из вас попадал в стрессовые ситуации. Итак, наш сегодняшний тренинг направлен на развитие навыков стрессоустойчивости, на снятие эмоционального напряжения.

Для начала давайте:

Скажем «Здравствуйте» руками! (взяли соседа за руки)
Скажем «Здравствуйте» глазами! (посмотрели друг на друга)
Скажем «Здравствуйте» устами – (хором говорим, друг другу)
Стало радостней нам с вами!

Разминка. Упражнение «Аплодисменты»

Цель: повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.

Я попрошу выполнять различные задания тем, кто обладает определенным умением или качеством. Остальные участники в это время аплодируют другим.

Поднимите правую руку, кто любит посещать театр, кино.

Поднимите левую руку, кто знает, что обозначает его имя.

Руки в стороны у кого дома есть домашнее животное.

Руки за голову кто по утрам любит поспать.

Поднимите обе руки, кто занимается физкультурой или спортом.

Закройте руками глаза, кому не хочется ходить на работу.

Наклонитесь вправо, кто любит читать книги.

Наклонитесь влево, у кого глаза карего и голубого цвета.

Опустите голову вниз, кто любит шоколадные конфеты.

Встаньте все те, у кого сегодня хорошее настроение.

 

СЛАЙД № 2

Бывает – проснешься, как птица,
крылатой пружиной на взводе,
и хочется жить и трудиться;
но к завтраку это проходит.

Весь день суетой загубя,
Плетусь я к усталому ужину,
И вечером в куче себя
Уже не ищу я жемчужину… 
И. Губерман

СЛАЙД № 3

А начнем мы с упражнения «Незаконченные предложения про женщину».

Упражнение «Незаконченные предложения про женщину»

Жила-была Женщина

1.По утрам она просыпалась и думала_________________

2. Собираясь на работу, она__________________________

3. На работе она____________________________________

4. Весь рабочий день она мечтала_____________________

5. А когда рабочий день заканчивался, она_____________

6. Придя домой, она________________________________

7. Засыпая, она думала______________________________

8. А на самом деле она мечтала_______________________

Прочтите, пожалуйста, по очереди любое предложение. Спасибо.

Это была проективная методика, когда человек описывает что-либо на подсознательном уровне, имея в виду свои переживания и мнения. Прочтите еще раз про себя свои ответы. Они Вам нравятся? Если да, то замечательно. Если же что-то вызывает у Вас недовольство – дома вдумчиво перечитайте, подумайте и перепишите непонравившиеся предложения так, как бы Вам хотелось. Переведите все на позитив.


СЛАЙД № 4

Упражнение «Стиральная машина»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Инструкция: участники занятия выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу – это барабан стиральной машины.

Одна пара разбивается, и один из них встает в начале шеренги — это «вещь», которую необходимо отмыть при чем вещь, обращаясь к остальным участникам заказывает необходимый для себя режим стирки: “деликатная стирка”, “интенсивная стирка”, “сильное загрязнение”, “полоскание” и др., а другой в конце — это «сушилка». «Вещь» начинает медленно двигаться внутри шеренги, а все ее гладят, трогают, говорят ласковые слова и т. д., т. е. «моют». «Сушилка» принимает в свои объятия вымытую «вещь» и «сушит» ее, крепко-крепко обнимая. Затем «вещь» и «сушилка» меняются местами. Игра продолжается до тех пор, пока через «стиральную машину» не пройдет каждый участник игры.

Что вы чувствовали в процессе стирки?

СЛАЙД № 5

Американский психолог Дон Пауэлл советует «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться». Лечебная сила смеха известна всем, но наша жизнь состоит не только из светлых полос, бывают и такие моменты, когда смех сменяет стресс и эмоциональное напряжение.

СЛАЙД № 6

Следующая техника "Ластик"

Для поддержания стабильного психологического состояния, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы "стирать" из памяти конфликтные ситуации.

Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т. д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно "стирать" с листа бумаги представленную ситуацию. "Стирайте" до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и "стирайте" до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

В результате выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.

Профессия педагог требует ежедневного, ежечасного расходования невероятного количества душевных сил и энергии. А умение владеть собой, держать себя в руках – очень важные показатели деятельности педагога, от которых зависят и его профессиональные успехи, и психологическое здоровье.

СЛАЙД №7

Экспресс-оценка «выгорания»

Инструкция: Прочитайте утверждения, за каждый положительный ответ оставьте себе 1 балл. Подсчитайте количество баллов, сравните с результатами интерпретации.

Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу. То остаток выходных уже испорчен.

Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, по инвалидности), я сделал(а) бы это без промедления.

Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры.

То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (ученики, родители и т.д.)

На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д.

Коллегам (ученикам, родителям и т.д.) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно.

С делами по службе я справляюсь одной левой. Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной.

О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.

Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее ко всем чертям.

За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое.

Оценка результатов:

0-1 балл – синдром выгорания вам не грозит.

2-6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.

7-9 б. – пришло время решить: либо сменить работу, либо стиль жизни.

10 б. – положение весьма серьезное, но, возможно в вас еще теплится огонек; нужно, чтобы он не погас.


СЛАЙД № 8

Что такое синдром профессионального выгорания?

Едва ли ни первой причиной, способствующей выгоранию, служит перегрузка. Однако нередко перегрузка не является неотъемлемым атрибутом нашей деятельности - во многих случаях мы сами взваливаем на себя непосильную ответственность. «Возникает парадоксальная ситуация: чем более истощенными мы себя ощущаем, тем больше дел стремимся на себя повесить». Попадая в ловушку вины за «нечестное» отношение к делу, мы пытаемся компенсировать недостаток энтузиазма за счет количества работы, продолжая увеличивать нагрузку, пока она не становится невыносимой».

Однако организм наш очень муд­рый, он быстро реагирует на наруше­ние баланса, и независимо от наше­го желания срабатывает определен­ный защитный механизм. Один из таких защитных механизмов - синдром эмоционального (профессионального) выгорания.

Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека, работающего с людьми.

Симптомы профессионального выгорания:

- чувство одиночества; чувство неуверенности; проблемы с концентрацией внимания; нет желания общаться с людьми; неустойчивость настроения; раздражительность и вспыльчивость» беспокойство; навязчивые действия; плохой аппетит или неуемное обжорство; боязнь тишины.

СЛАЙД № 9

Работа дала многое: раньше у меня не было ничего, а теперь — ничего и дёргающийся глаз.

СЛАЙД № 10

ПРИТЧА ПРО СТАКАН

В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а затем спросил: "Сколько, по-вашему, весит этот стакан?" - "50 грамм!", "100 грамм!", "125 грамм!" - предполагали студенты.

- Я и сам не знаю, - продолжил профессор, - чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут?

- Ничего, - ответили студенты.

- Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? - снова спросил профессор.

- У вас заболит рука, - ответил один из студентов.

- Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?

- Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, - сказал студент под всеобщий смех аудитории.

- Очень хорошо, - невозмутимо продолжал профессор, - однако изменился ли вес стакана в течение этого времени?

- Нет, - был ответ.

- Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах? Студенты были удивлены и обескуражены.

- Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли?

- Спросил профессор.

- Опустить стакан, - последовал ответ из аудитории.

- Вот, - воскликнул профессор, - точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами. Будете держать их в голове несколько минут - это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т.е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан!


СЛАЙД № 11

Упражнение «Зоопарк»

Цель: изучение расстановки приоритетов в профессиональной деятельности.

Упражнение лучше всего проводить в свободном помещении, где участники могли бы расслабиться. Необходимо, чтобы играла спокойная, расслабляющая музыка. Предварительная работа: педагогам раздаются бланки с квадратами разных размеров и цветные карандаши.

1 этап. Вводный.

СЛАЙД № 12

Слова ведущего: «Представьте себе, что вы работаете смотрителем или директором зоопарка. В зоопарк привезли новых животных:

1 - лев (царь природы, хищник).

2 - пингвины (нужны особые условия, очень пугливы, отлично развито стадное чувство).

3- обезьяны (очень крикливые, от них много суеты и шума).

4 - панды (красивые, забавные, спокойные, но необходимо специальное питание).

5 - попугаи - (яркие, разноцветные, постоянно хлопают крыльями, любят много разговаривать).

2 этап. Распределение животных.

Слова ведущего: «Как смотрителю зоопарка вам необходимо расселить по клеткам этих животных согласно условиям их обитания, запросов в еде и популярности среди посетителей».

3 этап. Неизвестное животное.

Слова ведущего: «Одна закрытая клетка оказалась без названия животного, находящегося в ней. Придумайте сами, что это за животное и поселите его в одну из оставшихся клеток.

СЛАЙД № 13

4 этап. Анализ упражнения.

Слова ведущего: «Каждый вид животных ассоциируется у вас с людьми, с которыми вам приходится работать. Подумайте, кто из животных, которых вы расселили, больше всего похож в вашей жизни на:

1 - директора,

2 - педагогов,

3 - родителей,

4 - детей,

5 - семью.

В зависимости от размера клетки и животного, находящегося в ней, вы уделяете тем или иным людям большее или меньшее внимание. Данное упражнение показывает расстановку ваших приоритетов в работе и семье.

Неизвестное животное - это вы сами. Если вы «сидите» в клетке в стороне, ваша работа вас угнетает; если же вы в клетке посередине, вы - человек, который старается контролировать все сферы своей профессиональной деятельности.

Если же ваше животное - хищник, то вы по своей натуре - борец и у вас еще достаточно сил работать и преодолевать все преграды. Если вы травоядное животное - то ваша работа забирает у вас слишком много сил и энергии, поэтому вам необходимо научиться расходовать свои силы».


​​​​​​​ Просмотр видеоролика. Релаксация


СЛАЙД № 14

Это не закат, это рассвет!

Так много еще впереди.

Есть опыт, знания, а душевные силы мы найдем,

ведь у педагога они неисчерпаемы

Хочется привести слова Уолтера Рассела: “Если делать то, что вы ненавидите, из-за ненависти в организме, начинают вырабатываться разрушительные токсины и в результате этого вы, начинаете страдать от хронического переутомления или заболеваете”.

Нужно любить всё, что вы делаете. Или иначе, делайте то, что можете делать с любовью.

Неурядицы, жизненные противоречия – это норма жизни. Они не должны занимать в нашем сознании больше места, чем того стоят.

В любом случае помните: стресс — это нормально, это часть нашего повседневного опыта.

СЛАЙД № 15

Не забывайте: работа - всего лишь часть жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой.


Всем спасибо. Желаю Вам душевного благополучия. Берегите себя для себя!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.