12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Некрасова Оксана Владимировна97
Россия, Хабаровский край, николаевск-на-амуре
Материал размещён в группе «Школьный психолог»
1

Тренинг «Гореть или жить» (для педагогических работников)

Цель:

  • Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками
  • Определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности, «перекосов» в распределении психической энергии.
  • Анализ проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.
  • Анализ собственных источников негативных переживаний на работе, выявление ресурсов проф.деятельности, направлений роста.
  • Снятие напряжения за счет высказывания накопившихся негативных эмоций, получение психологической поддержки.

1. «Цветные импровизации»

«Сыграть» оранжевый цвет любым способом, в любом жанре, не повторяя идеи участников по группе.

2. Теоретическая часть.

В течение жизни с каждым из нас происходят изменения, ничто в мире не остается постоянным. Мы меняется с возрастом, становимся немножко другими, когда меняется наш социальный статус. Но также и наша работа, профессия оказывает на нас влияние, оставляет в нас свой след. В чем это изменение? Мы получаем опыт, больше знаем о людях, о детях, о воспитательных процессах, знаем, как лучше выйти из той или иной затруднительной ситуации. Но в этих изменениях есть не только положительные стороны. Минусы подкрадываются незаметно. Они не отражаются в похвальных листах, грамотах, зачетных и трудовых книжках.

У любой профессии есть побочные эффекты. У шахтеров больные легкие, у наездников и жокеев кривые ноги. От этого никуда не деться. Нечто подобное происходит и с педагогами, учителями, воспитателями. Со всеми теми, кому приходится постоянно активно общаться с людьми. Это работа в сфере «человек-человек». Ученые заметили и выяснили, что работа в этой сфере меняет человека, деформирует его.

Как же это выражается? Сейчас я перечислю ряд признаков, которые такому изменению сопутствуют. А вы прислушайтесь к себе – может быть, что-то подобное происходит с вами. 

- снижение восприимчивости отсутствие любопытства в ответ на что-то новое, отсутствие страха в ответ на опасность.

- бессонница;

- постоянное сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

- пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности

- повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

- переживание негативных эмоций, для которых нет причин

- чувство беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

- чувство гипер ответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

- общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее - все труднее и труднее;

- постоянно, без необходимости, берете работу домой, но дома ее не делаете;

- чувство бесполезности, неверие в улучшения, безразличие к результатам работы;

- эмоциональная холодность, безразличие к коллегам и детям.

Вышеперечисленное – это признаки такого явления как профессиональное выгорание. Откуда оно берется. Происходит накапливание отрицательных эмоций (это не значит, что работа наша такая ужасная-ужасная и иметь с ней дело невозможно. Это не так. Но небольшие огорчения, волнения, переживания - есть всегда). И работая с детьми (да и их родителями), мы находится в таких условиях, что эти негативные переживания не могут найти свое проявления. Мы всегда должны оставаться спокойными, внимательными, понимающими, заботливыми. Всегда с хорошим лицом, потому что от нас зависят дети. Негатив накапливается, соразмерного выражения у него нет. Это истощает эмоционально-энергетические и личностные ресурсы. В результате работать становится труднее. Мы стараемся защититься, не работать на полную, не включаться всецело в общение с детьми, не сопереживать каждому из них, а лишь поверхностно воздействовать. Такая работа и самому педагогу не в радость, и для детей не полезно, и коллегам с таким человеком общее дело делать трудно. 
Чтобы было понятнее, приведу два образных сравнения (метафоры): 

Первая исследовательница профессионального выгорания назвала свою книгу об этом явлении: «Эмоциональное сгорание - плата за сочувствие». 
А еще это состояние описывают так: «Запах горящей психологической проводки».

Это не случается мгновенно. Вот тут нормальный, а тут всё – выгорел. Этот процесс начинается с самого начала трудовой деятельности. Конечно, это зависит от стажа, от времени работы. Но не только от этого. От свойств самого человека тоже. Кто-то легко и играючи переносит стрессовые ситуации, а кому-то нескольких лет (пробного захода в профессию) достаточно, чтобы истощиться. А кто-то интуитивно находит пути так необходимого выхода, высвобождения негативных эмоций. У каждого профессионала с большим опытом, наверное, есть свой «секрет», свое решение. 

Памятка:

«ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ ПРИ ВЫГОРАНИИ»

НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.

НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.

НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.

НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.

Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.

Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.

Постарайтесь сохранять благоприятный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

3. «Брачное объявление»

Всем членам группы дается 3-5 минут на то, чтобы написать «брачное объявление». Каждый пишет о себе, составляя психологический автопортрет, выделяя свои достоинства, которыми он мог бы заинтересовать другого человека (важно выделять психологические характеристики, а не увлекаться описанием внешнего вида наличием квартиры дачи и д.т.). Затем все по очереди зачитывают свои объявления, а группа помогает добавить то, что участник пропустил, т.е. идет редактирование объявлений.

4. «Мои барьеры».

Для того, чтобы получить материал для анализа собственных источников негативных переживаний на работе (посмотреть на них «со стороны»), а также для последующего выявления ресурсов проф.деятельности, предлагается выбрать один из «барьеров» проф.выгорания (наиболее актуальный) и изобразить в виде рисунка, схемы, символа. Желающие могут поделиться впечатлениями, но основной анализ изображений состоится после следующего упражнения.

5. «16 ассоциаций» (упражнение из тренинга Шубиной Елены, члена ассоциации профессионального тренинга, используется с добавлениями.)

Горизонтальный лист формата А4 делится на 5 равных вертикальных колонок. В первой колонке записывается 16 ассоциаций на слова «моя работа». Во второй колонке пишутся ассоциации на слова из первой колонки, объединяя их попарно: ассоциация на первое и второе слова, ассоциация на третье и четвертое слова, затем на пятое и шестое и т.д. Таким образом, во второй колонке получается уже восемь ассоциаций. В третьей колонке процедура повторяется, с тем лишь различием, что ассоциации находятся на пары из второй колонки, – в третьей колонке получаем 4 слова. Продолжаем до тех пор, пока в последней, пятой, колонке не останется только одна ассоциация.

Ее также необходимо изобразить в виде схематического рисунка.

Теперь у каждого есть два изображения – рисунок помехи к удовлетворению от работы и образное ассоциативное представление о самой работе. Их необходимо сравнить, выделить общие и различные элементы, проанализировать с точки зрения наличия сильных и слабых черт, возможных направлений роста.

6. «Я работаю педагогом»

Материалы: карты «Пути-дороги»

Выбрать три карты:

начало трудового пути (после окончания учебного заведения)

в настоящее время

через 5 лет

Присутствующие делятся в первую очередь собственными ощущениями от своих рисунков. Важно, чтобы они сами смогли увидеть возможные различия в содержании, разработанности, цветовой гамме изображенного.

7. «Тост»

Каждый должен сказать произнести хвалебный тост в свою честь.

Опубликовано в группе «Школьный психолог»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.