Тренинг «Как стать уверенней в себе»

2
0
Материал опубликован 19 February 2022 в группе

ТРЕНИНГ «КАК СТАТЬ УВЕРЕННЕЙ В СЕБЕ»


Цель: повысить уверенность в себе участников тренинга.

Задачи:

способствовать открытому, доброжелательному общению участников;

познакомить обучающихся с признаками, характерными для уверенного и неуверенного в себе человека;

формировать чувство уверенности в себе;

отработать навыки уверенного поведения.


Ход занятия

1. Приветствие участникам тренинга. Сообщение о целях планируемой работы. Выработка правил работы в группе.


2. Беседа

Что такое уверенность в себе ?
Не секрет, что уверенность в себе является самым важным ключом к достижению успеха в жизни. Уверенность в себе – это то, что чувствует человек, воспринимая самого себя, это его положительная оценка своих способностей и возможностей.

Уверенность в себе влияет на то, как человек действует публично, на людях.

Также она четко отражает поступки и поведение человека.

Здоровое чувство уверенности в себе играет важную роль в формировании личности.

Положительное развитие чувства уверенности в себе напрямую влияет на степень счастья человека.

Почему подростку необходима уверенность в себе?
Уверенность в себе дает подростку возможность смело сталкиваться со всеми проблемами и неопределенностями жизни, а также лучше преодолевать все разочарования, взлеты и падения.

Взаимоотношения, эмоции, давление сверстников, конкуренция и завышенные ожидания могут серьезно поколебать у подростка уверенность в себе.

Позитивная самооценка помогает ему добиваться своих стремлений и целей в жизни.

Чувство собственного достоинства помогает подростку наладить взаимосвязь и взаимоотношения, стать счастливым и внутренне сильным человеком.

Уверенность в себе – важная составляющая психологического комфорта и социального успеха подростка. Уверенность в себе тесно связана с самооценкой. Она влияет на то, как человек действует на людях, отражает психологическое состояние подростка, влияет на его уровень счастья и самоудовлетворения, помогает формировать здоровую личность и социально активного гражданина.

Для чего подростку нужно иметь уверенность в себе? Во – первых, она дает возможность смело сталкиваться со всеми проблемами, а также лучше преодолевать все разочарования и сложности. Во-вторых, хорошая уверенность в себе помогают подростку добиваться желаемых целей в жизни, не опускать руки, бороться за свои мечты.


3. Тестирование участников тренинга

А какова ваша степень уверенности в себе?

Это нам поможет определить тест.

«Насколько вы уверены в себе?»


1. Вы узнали, что ваш приятель говорил о вас плохо. Как вы поступите:

а) поищете удобного случая выяснить отношения;

б) перестанете с ним общаться и будете избегать встреч.


2. Когда вы входите в автобус или трамвай, вас грубо толкают. Вы:

а) громко протестуете;

б) молча пытаетесь пробраться вперед;

е) ждете, пока все войдут, и тогда, если получается, заходите сами.


3. Собеседник отстаивает противоположную вашей точку зрения. Вы:

б) не высказываете своего мнения, поскольку считаете, что не сможете убедить его;

д) отстаиваете свои убеждения, стараясь убедить его и других.


4. Вы опоздали на вечер, беседу, собрание. Все места уже заняты, за исключением одного в первом ряду. Вы:

б) стоите у двери и ругаете себя за опоздание;

д) без колебаний направляетесь в первый ряд;

е) долго оглядываетесь вокруг в поисках другого места, а потом все-таки садитесь в первый ряд.


5. Согласны ли вы с тем, что окружающие часто используют вас в своих интересах:

д) нет; е) да.


6. Трудно ли вам вступать в разговор с незнакомыми людьми:

д) нет; е) да.


7. Вы купили бракованную вещь. Легко ли вам возвратить покупку:

б) нет; в) да.


8. Можно ли сказать, что другие люди увереннее в себе, чем вы:

д) нет; е) да.


9. От вас требуют услуги, которая может принести вам неприятности.

Легко ли вам отказаться от ее исполнения:

б) нет; в) да.


10. У вас есть возможность поговорить с известным человеком. Вы:

д) используете эту возможность; е) не используете.


11 . Вам надо позвонить по телефону в какое-нибудь учреждение. Вы:

б) под любым предлогом избегаете этого;

в) звоните без колебаний;

е) звоните после долгих мучительных колебаний.


12 . Вам поставили незаслуженно низкую оценку. Вы:

б) молча переживаете;

г) спорите с преподавателем по поводу этой оценки.


13. Вы не понимаете объяснений. Вы:

б) не будете задавать вопросов, потому что боитесь показаться глупым;

в) спокойно зададите вопрос сразу после объяснений;

г) зададите вопрос после занятий, когда вы останетесь с преподавателем наедине.


14 . Люди, сидящие возле вас в кинотеатре, во время сеанса громко разговаривают. Вы:

б) долго терпите, а затем срываетесь на крик;

в) вежливо просите их перестать разговаривать;

е) молча терпите.


15. Кто-то лезет впереди вас без очереди. Вы:

б) глотаете обиду; д) даете ему отпор.


16. Легко ли вам вступить в разговор с человеком противоположного

пола, который для вас очень привлекателен, очень нравится вам:

б) очень трудно; не знаю, что сказать;

в) легко;

г) начинаю с большим трудом, но потом «разговариваюсь» и не испытываю серьезных затруднений.


17. Умеете ли вы торговаться:

а) да; б) нет.


18. Волнуетесь ли вы, когда выступаете с докладом:

б) да; д) нет.


19. Вас хвалят за хорошую работу. Вы:

б) не знаете, что сказать в ответ;

д) благодарите за похвалу;

е) ужасно смущаетесь и еле слышно бормочете благодарность.


20. При хорошем знании предмета предпочтете ли вы сдавать письменный или устный экзамен:

а) устный;

б) письменный;

в) мне все равно, это не повлияет на мой ответ.



4. Мини-лекция.


Какое же поведение можно назвать уверенным?


Уверенное поведение – это собирательное понятие, включающее различные состояния. Оно:

целенаправленное: уверенный человек достаточно точно представляет свои цели и выстраивает собственные действия таким образом, что они позволяют приблизиться к намеченным целям. При этом они должны быть: реалистичными, конкретными и позитивными;

ориентированное на преодоление возникающих препятствий, а не на переживание по их поводу: уверенный человек способен менять стиль своего общения в зависимости от того, с какими собеседниками он контактирует и в каких условиях это происходит.

гибкое, подразумевающее адекватную реакцию на быстро меняющую обстановку;

социально ориентированное – направленное на построение конструктивных отношений с окружающими: движение «к людям». Такой человек стремиться к установлению гармоничных взаимоотношений с окружающими, основанных на доверии, взаимопонимании и сотрудничестве.

сочетающее спонтанность с возможностью произвольной регуляции, т.е. такой человек не стремится к постоянному подавлению своих эмоций и чувств, позволяет себе открыто выражать их. Но при необходимости готов взять их под контроль;

настойчивое, но не переходящее в агрессивное: человек прилагает усилия для достижения своих целей, но делает это по возможности не в ущерб интересам других людей, но готов отстаивать свои интересы весьма жёстко и идти на конфликт только по объективным причинам. Для него предпочтительнее не идти на принцип, а разрешать конфликт гибко.

созидательное: человек, проявляющий уверенное поведение, не тратит силы на борьбу с кем или чем бы то ни было, а вместо этого создаёт то, что считает нужным

Таким образом: «Под уверенностью в себе понимают способность человека выдвигать и претворять в жизнь собственные цели, потребности, желания, притязания, интересы, чувства в отношении своего окружения»

Признаки поведения уверенного и неуверенного человека

Человек, проявляющий уверенное поведение, выглядит спокойным, держится с достоинством. У него открытый взгляд, ровная осанка, спокойный и уверенный голос. Он не суетится, не заискивает, не выказывает раздражения.

Поведение неуверенного человека бывает двух типов: агрессивным и пассивно-зависимым.

Неуверенный в себе человек может быть агрессивным: кричать, оскорблять, размахивать руками, смотреть с презрением и т. п. Проявление агрессивности в поведении, как это ни покажется странным, показатель неуверенности. Такое поведение характеризуется требовательностью или враждебностью, человек «переходит на личности» и зачастую обращает внимание не столько на то, чтобы удовлетворить свои потребности, сколько на то, чтобы наказать другого.

Неуверенность проявляется также и через прямо противоположное, застенчивое поведение: такой человек может быть очень тихим, застенчивым, ходить, ссутулившись и опустив голову, избегать прямого взгляда, пасовать перед любым давлением на него. При таком поведении человек уходит от прямого обсуждения проблемы, склонен говорить о своих желаниях и потребностях в косвенной форме, «обиняками», пассивен, но при этом не готов принять и то, что может предложить партнер.

Уверенный в себе человек умеет отстаивать свою позицию, не прибегая ни к агрессии, ни к пассивно-зависимому поведению. Он откровенно высказывается о своих потребностях, а также о желаемых действиях со стороны партнеров, делая это без враждебности и самозащиты. Уверенного человека отличает также способность проявлять независимость, отстаивать свое личное мнение, а не покорно следовать за окружающими.


5. Тренинг


1. Упражнение «Приветствие»

Инструкция: Каждый должен за определенное время (1-3 мин.) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей. Внимание участников фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку. Необходимо подсчитать количество людей, с которыми ты поздоровался.

Анализ упражнения: "Кто поздоровался больше, чем с 10 людьми? А больше чем с 20?"


2. Упражнение «Мое положительное качество»

Инструкция: Участники по кругу называют свое имя и одно положительное качество, которым вы гордитесь (например, я-Таня – я-добрая), те, кто считает себя тоже добрым, произносят: «и Я».

Анализ: «В чем трудность этого упражнения?

Почему некоторые затрудняются найти в себе положительное качество?»

Вывод: необходимо знать свои положительные качества. Осознание своей силы умножает её.


3. Упражнение "Моё имя"

Инструкция: Участникам предлагается записать по буквам своё имя и подобрать начинающиеся на каждую из этих букв слова, характеризующие их. На размышления даётся 4-5 минут. Потом каждый называет своё имя и те характеристики, которые ему удалось придумать.

Анализ: «Трудно ли было искать характеристики? Кому хотелось бы добавить другие характеристики, которые вам очень подходят, но их названия не начинаются на буквы, входящие в ваше имя?»


4. Упражнение «Зато ты…»

Каждый из участников подписывает свой лист бумаги и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «Зато ты...» и далее какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты).

В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист.


5. Упражнение «Я могу быть разным»

Инструкция: «Каждому из вас нужно будет сыграть в предложенной мной ситуации определённую роль: уверенного, застенчивого или агрессивного человека»

Ведущий раздаёт всем карточки с ролями, затем зачитывает ситуацию №1, и трое участников обыгрывают её тремя способами, и т.д., пока все не поучаствуют в игре.

Затем идёт обсуждение, и делаются выводы:

- агрессивный ведёт себя грубо, нахально, нападает, угрожает, смотрит свысока и т.д.;

- застенчивый говорит тихо, выпрашивает, смотрит умоляющим взглядом и т.д.;

- уверенный частично уступает, предполагает, действует аргументированно и т.д.

Какие ощущения вызывают агрессивный, застенчивый и уверенный в себе человек?

Агрессивный вызывает неприятные ощущения; застенчивый вызывает жалость; уверенный даёт ощущение надёжности.


6. Упражнение «Помоги другу».

Инструкция: «Ребята, представьте, что вы работаете на популярном молодёжном радио, и вам позвонил подросток с проблемой, что он очень неуверенный, и просит у вас помощи и поддержки. Что бы вы ему пожелали? Сейчас вам предстоит записать на листочках бумаги свои пожелания и советы неуверенному подростку.»

Работа в группах. Выступления представителей групп.

Анализ: «Трудно вам было найти слова в поддержку неуверенного человека? На самом деле, чем больше вы поддерживаете других людей, тем сами становитесь увереннее.»

А вот ещё несколько подсказок как укрепить свою уверенность: 

1. Помните, идеальных людей не бывает, и Вы не исключение, поэтому позволяйте себе совершать ошибки. Относитесь к этому спокойно. Любая ошибка - это опыт, который позволяет Вам совершенствоваться!

2. Быть уверенным в себе не значит дерзко, агрессивно или оскорбительно относиться к другим.

3. Применяйте самовнушение.

4. Замечайте свои удачи и достижения, даже небольшие. Хвалите себя за них!

5. Не концентрируйтесь на том, что и как подумают или скажут о Вас окружающие.

Начните уже сейчас немного больше верить себе, ценить и любить себя и у Вас все получиться! 

6. Почаще улыбайтесь! Ведь улыбка — один из самых главных признаков уверенного в себе человека!


7. Упражнение «10 заповедей неудачника»

Очень многое в нашей жизни зависит от нашей установки. Если человек сам в себе сомневается и говорит «у меня не получится, я не смогу», то в его жизни вряд ли случится что-либо позитивное. «Неудачники» притягивают к себе проблемы.

Инструкция: «Ваша задача сейчас поработать в парах и изменить негативные установки неудачника на установки успешного уверенного человека.»


Всегда и везде жди от себя только неприятностей (больших и маленьких).

Если на тебя неожиданно свалится успех, сделай все, чтобы его не замечать, или, уж если это совсем невозможно, убеждай себя и всех вокруг, что это, конечно же, случайно, по ошибке и скоро кончится.

Будь во всем последовательным и принципиальным. Ни за что и никогда не меняй своих решений и не отступай от своих принципов.

Выбери одно из двух - или придерживайся чужих советов, или действуй напролом, как придется. Самое главное - не обращай внимание на то, что в действительности происходит.

Изо всех сил уклоняйся от возможностей проверить себя, свои способности. Избегай трудных ситуаций.

Со страстью занимайся коллекционированием своих бед и неприятностей. Холь и лелей каждую, ни об одной не забывай. Относись к каждой из них, как к своему личному достоянию.

Побольше занимайся самооправданиями. Помни, поиск самооправдания и того, на кого можно свалить вину, - одно из основных интеллектуальных занятий истинного неудачника. Во всех случаях задавай вопрос "Кто виноват?" и никогда "Что делать?".

Относись ко всему как можно серьезнее. Не позволяй себе легкомысленного взгляда на вещи.

Рассматривай каждый неуспех как окончательное поражение, которое окажет решающее влияние на всю вашу дальнейшую жизнь.

Избегай любви к себе!



8. Упражнение «Круг уверенности»

Представьте невидимый круг диаметром 60 сантиметров на полу примерно в полуметре от себя.

Зайдите в этот круг и вспомните прекрасное время, когда вы были на «волне успеха». В этой ситуации максимально проявились все ваши способности. Всё было хорошо, удача сопутствовала вам.

Развивайте полную визуальную, аудиальную и кинестетическую картину этого состояния. Отметьте для себя и запомните то, как вы видите, слышите и чувствуете окружающий мир в ситуации успеха. Как обычно уверенно звучит ваш голос, как устойчива и горда осанка. Представьте себя в наилучшем состоянии.

Вернитесь из круга в нейтральное состояние. Запомните комплекс в «Круге уверенности». Этот комплекс станет ключом к уверенности и спокойствию, когда они вам будут необходимы

Когда возникнет особая ситуация, требующая уверенности, войдите в своих мыслях в этот круг. Как вступив в картинку самого себя.


Рефлексия.

Изменилось ли ваше представление о себе?

Какой опыт вы получили для себя на данном тренинге сегодня?

Что нового вы узнали о себе?

Какие выводы вы сделали для себя?

Используемая литература:

Грецов А. Г. Тренинг уверенного поведения. СПб., 2008 г.

Смит М. Тренинг уверенности в себе. СПб., 1997 г.

​​​​​​​Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. М., 2000 г.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.