12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Виктория149
2

Тренинговое занятие для замещающих родителей "Счастье воспитания"

1.Тренинговое занятие для замещающих родителей

Тема: «Счастье воспитания»

Дата: 26.02.2020 года

Место проведения: ГОБУ «Старорусский ЦППМС»

Время проведения: 17.00-19.00

Участники: замещающие родители, кандидаты в замещающие родители

Цель: формирование ценностного отношения родителей к развитию у приемного ребенка «способности быть счастливым».

Задачи:

- побудить родителей к размышлениям о счастье с целью глубокого понимания и осознания сущности счастья в своей жизни;

- ознакомить родителей с педагогическими средствами развития в себе и в ребенке «способности быть счастливым»

Содержание мероприятия:

Приветствие: Добрый день, уважаемые родители! Счастливая семья, счастливые родители, счастливые дети… Как часто мы слышим и сами произносим эти слова, в которых выражаются наши самые сильные стремления, желания, надежды. Но задумывались ли мы по-настоящему над тем, что такое счастье и как быть счастливым? Есть много вопросов, на которые каждый человек хотел бы получить ответ и среди них вопросы о счастье занимают одно из важных мест.

Прежде чем мы поговорим о счастье

1.Знакомство (10 минут) ( Тренинг- что это такое? Правила работы группы, напомнить понятие «мозговой штурм» «Назови свое имя, расскажи какая вы? На каждую букву своего имени называю прилагательное, которое вас характеризует)

В чем состоит счастье человека? Где оно располагается? Как можно узнать, счастлив человек или нет? Почему счастье так мимолетно? Можно ли им поделиться или передать по наследству? Могут ли быть у счастливых родителей несчастливые дети и наоборот? Можно ли быть счастливым каждый день или это нужно заслужить? Все ли здоровые и богатые счастливы? Ты находишь в жизни счастье или счастье находит тебя? Может ли счастье быть смыслом жизни?

Попробуем найти ответы на это вопросы у классиков! Ведь попытки понять сущность счастья и его место в жизни человека предпринимаются ни одно тысячелетие и, тем не менее, каждое новое поколение мыслителей вновь решает эту задачу в масштабах человечества и каждый рожденный на Земле человек решает ее в масштабах своей индивидуальной жизни.

2.Упражнение «Мысли о счастье» (10 мин)

( Каждый из участников вытаскивает счастливый билет, в которых прописаны мудрые мысли о счастье), зачитывает всем участникам группы по кругу)





1.Самые лучшие дети бывают у счастливых родителей.

Хочешь быть счастливым?

-Выучись сперва страдать.

Счастье удается тому, кто много трудится.

Л. Да Винчи

2.Не гоняйся за счастьем, оно всегда находится в тебе самом.

Пифагор

3.Человек таков, каково его представление о счастье.

Счастлив тот, кто сделал счастливым наибольшее число людей.

Л. Бетховен

4.Счастье есть дело судьбы, ума и характера.

Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастлив, можно. Несомненное условие счастья есть труд: во-первых, любимый и свободный труд; во-вторых, труд телесный, дающий аппетит и крепкий, успокаивающий сон. Наука, культура, искусство для меня выше всего. Созидание для меня счастье. Собирайте капли знаний, укрепляетесь каплями терпения, Дарите капли любви, Ищите капли мудрости,

Ловите капли радости, Храните капли надежды. Пусть из этих капель, Собираются реки и моря Вашего душевного благополучия.

Астрогор

5.Рецепт счастья: возьмите чащу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошенько перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной Вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на жизненном пути.

Ирина Беляева

6.Счастлив тот, кто считает себя счастливым.

Г. Филдинг

7.Понятие счастья бесконечно разнообразно. Во все века, у всех народов, у всех классов иначе понимали счастье… Если сравнить воздушные замки крестьянина и философа, то архитектура окажется различной.

Г. Спенсер

8.Истинное счастье - в создании семьи.

Г. Разумихина

9.Счастье – в труде.

Здоровый нищий счастливее больного короля.

А. Шопенгауэр

10.Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь.

Поверь мне - счастье только там,

Где любят нас, где верят нам!

Стараясь о счастье других, мы находим собственное счастье.

Платон

11.Счастье - как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть.

И. Тургенев

12.Обычно счастье приходит к счастливому, а несчастье - к несчастному.

Ф. Ларошфуко

13.Всякое счастье составляется из мужества и труда.

О. Бальзак

Согласны ли с классиками?

С кем наиболее согласны?

Каждый по своему представляет счастье и сейчас вам предлагается подумать и нарисовать его, как вы его видите, может чувствуете.


3.Упражнение по арт-терапии: « Я счастлива»

Предлагаются листы бумаги, карандаши, краски, мелки. (30 мин)

Фон - (Музыка медленная)

Напоминаем правила:

Уважение к мнениям и точке зрения

Кондифенциальность

Внимательно слушать, не перебивать

Мы не комментируем рисунок, это делает сам участник

Рефлексия (Что вы чувствуете, глядя на рисунок, какие чувства испытывали при выполнения своего счастья? Приёмные родители по желанию высказываются)

Формирование у ребенка способности быть счастливым востребовано временем и духовно-социальной атмосферой общества, проживающего непростой период своей истории. На общем негативном фоне жизни в детской среде происходит замещение счастья иллюзиями и суррогатами удовольствия.

Ребенок, не обученный элементарному взаимодействию с окружающим миром, не способный самостоятельно выбирать свой вариант поведения боится окружающей жизни или выбирает асоциальный вариант поведения.

Мы все видим, например, как:

·  раздражительны и агрессивны несчастливые при любой мелкой неприятности или оплошности окружающих, но спокойны и великодушны счастливые;

·  безразличны к окружающему миру потерявшие веру в добро несчастные, но активны, инициативны и энергичны счастливые;

·  легко попадают под влияние наркотиков, алкоголя несчастливые, счастливые же, минуют такого пути.

Отсутствие счастья как основания жизни ребенка ведет к понижению жизненного тонуса, пессимистическому отношению к будущему, агрессии, насилию, жестокости, суициду.

Не научившись проживать удовлетворенность от нормальной человеческой жизни, ребенок ищет счастье за ее границами: в мистике, наркотиках, преступлении.

Между тем, стремление к счастью это великая движущая сила деятельности человека на земле. Но потребность человека в счастье как ведущий мотив его творческой деятельности и личностного совершенствования нуждается в оснащении человека глубоким пониманием сущности счастья и огромным набором практических умений по воплощению того образа счастья, которое было человеком для себя создано.

Способность быть счастливым - не врожденное качество, оно не передается по наследству и не вручается ребенку родителями или педагогами, оно формируется в процессе его жизнетворчества.

Направленность родителей на развитие этой способности является плодотворной подготовкой к счастью в жизни ребенка. Особенно это важно в воспитании приемных детей.

Следствием депривации потребности ребенка в родительской любви является отсутствие у него чувства уверенности в себе. Ребенок, воспитывавшийся в условиях детского дома, перенесший психологическую травму несет в себе негативные установки, такие как: «я сирота», «я никому не нужен», «я ничего не могу».

Из-за отсутствия чувства базового доверия к миру, мир переживается им как непредсказуемый, опасный и ненадежный. Это приводит к тому, что он считает себя неспособным испытывать счастье в повседневной жизни, не в состоянии выбрать вариант успешного поведения, боится окружающей действительности, воспринимая ее как источник страданий. Поэтому именно вы, уважаемые родители, в первую очередь, должны сформировать у приемных детей позитивные установки успешного человека, содействовать счастью ребенка в его реальной жизни и научить его быть счастливым.

Забота о счастье ребенка способствует максимальному развитию его личности, реализации способностей и творческого потенциала, воспитанию субъекта и творца собственной жизни.

Прежде чем перейти к разговору о том, что же необходимо уметь делать родителям, чтоб их ребенок обладал этой способностью, мы должны понять, что значит быть счастливым.

4.Работа в подгруппах «Закончите предложение, выразив свое отношение: «Чтобы человек был счастлив, надо...»

Диагностировать наличие у человека способности быть счастливым можно с помощью несложного теста. Представьте себе половину стакана вашего любимого напитка. Что вы чувствуете - радость по поводу того, что он наполовину полон, или раздражение оттого, что он наполовину пуст? В этом - ваше отношение к собственной жизни. Если вы рады тому, что в ней есть, то вы - счастливый человек. А если вы огорчаетесь от того, чего нет в вашей жизни, то в плане самосовершенствования у вас еще все впереди.

Как говорил Лев Толстой - «У меня нет всего, что я люблю, но я люблю все, что у меня есть».

Как мы уже выяснили, каждый понимает счастье по-разному. Рассуждение на эту тему позволяют осознать свое отношение к жизни, свои планы, ценностные ориентации, нравственные принципы.

В обыденном представлении счастье ассоциируется с удовольствием. В философском аспекте: счастье — поиск истины, реализация своего творческого потенциала. В психологии счастье представляется как интенсивное переживание радости. Итак, что же такое счастье?

Попытаемся схематически наметить, в каких случаях употребляется это слово:

- выиграл в лотерею - счастлив, и чем больше выиграл, тем больше счастья. Однако неожиданно свалившееся богатство часто приносит несчастье.

- счастье в удовлетворении желаний. Однако именно неудовлетворенные желания побуждают к действию, мобилизуют интеллект, волевое начало. Бывает, что счастье ожидания больше, чем реализованное желание, ибо случается, осуществленные желания разочаровывают.

- счастье в любви. Но счастье в любви нередко выступает как зависимость от партнера, и тогда появляется желание освободиться от него. Может быть и наоборот: мы отдаемся на волю эмоций и тонем в любви - теряем себя как личность. В первом случае - утрачиваем объект привязанности, во втором - теряем ощущение своего пути, назначения.

- человеку, который тяжелым трудом добывает скудное пропитание, может казаться счастьем жизнь в стране лентяев. Но, поселившись на кисельных берегах молочной реки, он не находит там счастья. Когда подобное желание осуществляется, оно перестает ассоциироваться со счастьем.

- счастье иногда представляется погоней за синей птицей, которая теряет свое яркое оперение, как только ее поймали. По этому поводу Платон говорил: «Невозможно хотеть того, что у тебя есть».

- представление о счастье с возрастом меняется, изменяются вкусы, желания. С годами теряют ценность многие удовольствия, но зато возникают новые или приобретают значимость те, которыми раньше пренебрегали.

Общеизвестной истиной считается, что счастье - привилегия молодости. Но есть и обратное мнение: ощущение счастья приходит в старости, когда не мучают страсти, отступают заботы. Больше оснований полагать наиболее счастливой порой средний возраст, в этом возрасте человек еще не отягощен физическими недугами, менее зависит от внимания других людей, деятелен, свободен от иллюзий; в этом возрасте более чем когда-либо он может управлять своей жизнью.

- с одной стороны, счастье ассоциируется с приятными удовольствиями, с другой - не всякое приятное переживание приближает к счастью, а некоторые, в конечном счете, отдаляют от него, приносят страдания:

«Кто жаждет удовольствий - приобретает страдания» (Монтескье). Даламбер утверждал, что следует отказаться от удовольствий, чтобы избежать страданий.

Сколько бы мы ни приводили различных трактовок счастья, мы нигде не найдем единого определения применимого для всех без исключения.

Счастливая жизнь, таким образом, включает в себя положительные чувства, связанные с прошлым и будущим, приятные переживания в настоящем, духовное удовлетворение от реализации своих индивидуальных достоинств, а также использование последних в интересах служения великой и значительной цели.

Счастье имеет субъективную и объективную основу. Объективная основа зависит от внешних факторов: зависимость счастья от здоровья, социальных связей, социального положения, интересной работы, материального обеспечения, досуга, свободного времени и т. д. Субъективная основа включает в себя характеристики и свойства самой личности, которые являются условиями удовлетворенности жизнью в целом. Они в совокупности определяют способность человека быть счастливым. Эта сторона счастья поддается изменению. Мы все можем повысить свой уровень счастья, развивая в себе необходимые качества и умения, которые способствуют позитивным чувствам и переживаниям и ведут человека к жизни не только приятной, но и достойной, не только счастливой, но и исполненной смысла.

Итак, каким должен быть человек, чтобы быть счастливым?

Западные исследователи выделяют следующие качества, умения и способности, которые влияют на ощущение счастья:

- человек должен быть уверенным в себе, верить в свои возможности, уметь преодолевать трудности, нести самому ответственность за свою жизнь, находить в негативных ситуациях положительную сторону, жизнерадостно смотреть на будущее. То есть он должен быть оптимистом, с положительной самооценкой, с развитым чувством ответственности за результаты своей деятельности; обладать позитивным мышлением, что обеспечивает позитивный настрой.

- у человека должна быть развитая эмоционально-чувственная сфера, он должен уметь вносить больше положительных эмоций в свою жизнь.

- человек должен быть благодарным за все и уметь прощать старые обиды.

- человек должен знать сильные стороны своего характера, свои достоинства и уметь реализовать их в различных сферах жизнедеятельности: в семье, на работе, в учебе, в общении и т. д.

- человек должен понимать, что стремление получать в жизни только удовольствия не сделает его счастливым. Тысячи людей, живя в роскоши, умирают от духовного голода. Эти люди спрашивают: как найти счастье? Беда в том, что они неверно ставят вопрос. Путая удовольствие с духовным удовлетворением, люди надеются получить все сразу и без труда - жизнь превращается в погоню за наиболее доступными удовольствиями. Удовольствие - это мощный источник мотивации, однако оно не вызывает в нас внутренних перемен. Это сугубо консервативная сила, подталкивающая к удовлетворению сиюминутных потребностей, обеспечению комфорта и релаксации. Для истинного счастья необходимо стремиться к духовному удовлетворению, которое требует особых усилий человека, развития в себе положительных качеств.

- для получения духовного удовлетворения у человека должно быть любимое занятие, которое поможет ему раскрыть свои лучшие качества, самореализоваться.

- и, наконец, самое важное на наш взгляд, для подлинного глубокого чувства удовлетворенностью жизнью в целом человеку необходимо иметь смысл в жизни.

По мнению В. Франкла, именно смысл жизни служит основанием для счастья, и обладание им – предпосылка счастья и даже самой возможности его испытывать. «Отсутствие смысла лишает человека способности как переживать счастье, так и переносить страдания».

А для того, чтоб прийти к осмысленной жизни, занять, определённую жизненную позицию нам необходимо расширять ценностный кругозор жизни, находить за каждым объектом взаимодействия с окружающим миром, ценностное содержание.

5. Заключительная часть (обратная связь: Что нового для себя подчеркнули? (каждый высказывается по желанию)

Таким образом, мы выяснили, что способствует ощущению человеком счастья. Эти качества и умения мы должны развивать у своих детей. На следующем родительском клубе мы познакомимся подробнее с тем, как развить в ребенке способность быть счастливым. (Чаепитие, обмен опытом воспитания)



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.