12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Старцева Ксения Николаевна190
Педагог-психолог 1 квалификационной категории. Работаю в коррекционной школе с детьми первой ступени обучения.
Россия, Пермский край, Березники

Автор: Старцева Ксения Николаевна

Цель: способствовать формированию установок толерантного сознания у педагогов.

Задачи:

1. Формирование навыков ведения позитивного диалога;

2. Развитие способности к самоанализу, самопознанию;

3. Развитие эмоциональной устойчивости и гибкости.

4. Развитие способности к рефлексии.

Оборудование: проектор, карточки «согласен», «не согласен», музыкальное сопровождение, релаксирующая музыка, листочки и ручки для каждого участника, книга предложений и впечатлений.

 

Ход занятия

Вводная часть.

Упражнение «Аплодисменты»

Цель: создать благоприятную групповую атмосферу.

- Предлагаю начать наше занятие с приветствия, которое содержит в себе заряд положительной энергии, с упражнения «Аплодисменты». Для этого необходимо поднять руки перед собой. Начинаем приветствие друг друга с тихих аплодисментов. Одним пальцем правой руки постучите по ладони левой руки. Прислушайтесь к этим тихим звукам. Теперь двумя пальцами, тремя – аплодисменты стали ярче, четырьмя, а теперь поприветствуйте друг друга целой ладонью. 

- Спасибо за аплодисменты, я почувствовала вашу энергию, поддержку, а это порой так необходимо в нашей жизни.

- В настоящее время, важнейшим условием, обеспечивающим своеобразие взаимодействия в педагогическом процессе, является характер отношений, который складывается между всеми его участниками: педагогами, детьми, администрацией, родителями. Эти отношения многообразны, каждое из них имеет мотивационно–ценностный, когнитивный и эмоциональный компоненты. Среди всего многообразия отношений особое место занимает терпимое отношение. Не случайно терпение, терпимость в народной педагогике возводятся в ранг одних из ведущих качеств личности.

 

Основная часть

- 16 ноября 1995 года утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО, декларация принципов толерантности.

Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди.
Б. Шоу

На слайде вы можете увидеть, что же каждая буква этого слова означает. Давайте каждый по очереди прочитает значение букв в этом слове.

Т – терпимость
О – ответственность
Л - лучшее качество человека
Е - единство, взаимопонимание и дружба
Р – равноправие
А – активность
Н - небезразличие к окружающим людям
Т - творческое общение

Н - наш мир
О – отличия
С - справедливость, сострадание
Т-труд

Ь - личное понятие толерантности

- Сейчас вам необходимо дать свое понятие толерантности.

Участникам предлагается подумать и дать свое определение толерантности, что они включают в данное понятие.

Обсуждение: толерантность в понимании каждого педагога.

- Итак, толерантность – терпение, выносливость, эмоциональная сдержанность.

- Хочется озвучить несколько определений на ведущих языках мира:

Английское – готовность быть терпимым, снисходительным.

Французское – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной.

Китайское – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим.

Арабское – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть и прощать.

Русское – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем – либо) принимать, признавать существование кого – либо, быть снисходительным к кому – либо.

- Теперь мы знаем, что определения существующие на разных языках, в целом совпадают, однако в каждом из них просматриваются свои национальные особенности.

- Необходимо отметить, что толерантные люди, лучше знают самих себя, причем не только свои достоинства, но и недостатки, поэтому они менее удовлетворены собой. В связи с этим потенциал для саморазвития у них выше.

- А сейчас я хочу обратить ваше внимание на то, что человек не всегда доволен своим поведением, это ведет к напряжению, тревожности, которые, накапливаясь, приводят к болезни. Есть много способов снимать это напряжение. Например: упражнение «Чайничек». Повторяйте слова и движения за мной.

Чайничек с крышечкой, крышечка с шишечкой, шишечка с дырочкой, с дырочки пар идет. (И обратно) Пар идет в дырочку, дырочка в шишечке, шишечка в крышечке, крышечка в чайничке.

- Задание усложняется. Предлагаю вам повторять слова на мотив песни «Сердце красавицы склонно к измене…»

- Будьте внимательны: заменяем слово чайничек на БУ-БУ-БУ, затем крышечка на ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ, шишечка на ШИ-ШИ-ШИ, дырочка на ДЫР-ДЫР-ДЫР. Набираем темп.

- Спасибо. Поделитесь впечатлениями.

- У нас замечательное настроение и теперь я вам предлагаю немного поразмышлять, а заодно - подвигаться.

Упражнение «Спорные утверждения». Я называю утверждение. Если вы с ним полностью согласны, то подойдите к надписи «согласен». Если не согласны, то к надписи «не согласен».

Каждый человек – эгоист.

Педагог всегда прав.

Деньги – залог успеха.

Я всегда говорю правду.

Женщина вправе поступиться семьей ради карьеры.

Учитель не имеет права на ошибку.

Задача женщины быть матерью и хранительницей очага.

- Вы услышали, как разнообразны могут быть мнения. И каждый человек имеет право на свою точку зрения.

- А теперь предлагаю упражнение на саморегуляцию «Формула покоя»

(играет спокойная мелодия)

Сядьте так, чтобы чувствовать себя удобно и спокойно.

Глубоко вдохните, медленно выдохните

Расслабьте спину, плечи, руки…

Закройте глаза.

Представьте, что вы оказались на большом широком лугу...

Ощутите траву, землю ступнями...

Они теплые, как солнце...

Вдали на лугу вы видите большой воздушный шар...

Подойдите к нему...

Он легко раскачивается на ветру...

Перед Вами плетеная корзина...

Остановитесь перед ней...

Поднимитесь в нее...Канат медленно развязывается...

И шар поднимается вверх.. .Все выше...

Ощутите воздух, который с шелестом обтекает вас...

Тихо... Здесь наверху совершенно тихо...

Ощутите свое дыхание.. .Совершенно спокойное и ровное...

Вдох и выдох... Вдох и выдох...

Шар поднимается выше... Все выше и выше...

Луг под вами становится все меньше...

Он кажется нарисованным...Разными красками...

Люди машут руками... Они - как точки...

Шар медленно, плавно летит дальше...

Он парит над лесом... Ели... Темная зелень...

Лиственные деревья.. .Густая и светлая зелень...

Там внизу блестит вода... Небольшая река или озеро...

Деревня, как из книги сказок...

Как будто собранная из игрушечного конструктора...

Далеко на горизонте поднимаются высокие большие горы...

Двигаетесь к ним... Подлетите к ним совсем близко...

Проплывите на своем шаре над ними...

Маленький клочок снега лежит в темной расщелине...

Вершины гор так близко, кажется,

будто можно дотронуться до них...

Все дышит покоем... Все совершенно спокойно...

Только нежный шелест воздуха сопровождает вас ...

Дыхание абсолютно спокойное и ровное...

Парите над горами... Ощутите легкость...

Наступает вечер...Опускаются сумерки...

Пора снова спускаться на землю...

Найдите место, где хотите приземлиться...

Шар медленно и спокойно опускается вниз...

Вы чувствуете себя спокойно и расслаблено...

Глубоко вдохните...

Запомните запах свежести и свои ощущения…

Теперь откройте глаза…

Потянитесь всем телом, зевните…

Вы снова здесь со мной. Поделитесь своими ощущениями.

- Г. Оллпорт выделил несколько критериев толерантной личности. Я предлагаю сейчас дать вам раскрыть каждый критерий:

 

Критерии толерантной личности 

Ориентация на себя (толерантный человек больше ориентирован на личностную независимость, меньше на – принадлежность внешним институтам и авторитетам),

Потребность в определенности (признает многообразие, готов выслушать любую точку зрения и чувствует меньший дискомфорт в состоянии неопределенности),

Меньшая приверженность к порядку (толерантный человек менее ориентирован на социальный порядок, менее педантичен);

Способность к эмпатии (склонность давать более адекватные суждения о людях);

Предпочтение свободы, демократии (для него не имеет большого значения иерархия в обществе);

Знание самого себя (толерантный человек хорошо осведомлен о своих достоинствах и недостатках и не склонен во всех бедах обвинять окружающих);

Ответственность (развито чувство ответственности, и не перекладывает ответственность на других;

Защищенность (ощущение безопасности и убежденность, что с угрозой можно справиться).

- Помимо выше перечисленных критериев имеют место и психологические критерии толерантной личности:

Социальная активность – готовность к взаимодействию в различных социальных межэтнических ситуациях с целью достижения поставленных целей и выстраивания конструктивных отношений в обществе;

Дивергентность поведения – способность нестандартно решать обычные проблемы, задачи (ориентация на поиск нескольких вариантов решения);

Мобильность поведения – способность к быстрой смене стратегии или тактики с учетом складывающихся обстоятельств;

Эмпатия – адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека;

Устойчивость личности – сформированность социально – нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных этнических и социальных общностей.

- Сейчас я предлагаю вам ответить на небольшой тест и узнать, терпимы ли вы.

 

Тест на терпимость

Но одно условие: отвечайте, быстро, не задумываясь.

1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь?

а) да;

б) нет.

2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочтете?

а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;

б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.

3. Спокойно ли воспримите неприятную для вас новость?

а) да;

б) нет.

4. Раздражают ли вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?

а) если они не переступают допустимых границ, меня это вообще не интересует;

б) мне всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.

5. Можете ли вы легко найти контакт с людьми с иными, чем у вас, профессией, положением, обычаями?

а) мне трудно было бы это сделать;

б) я не обращаю внимания на такие вещи.

6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь? а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники; б) если даже шутка и будет мне неприятна, я постараюсь ответить в такой же манере.

7. Согласны ли вы с мнением, что многие люди сидят не на своем месте, делают не свое дело?

а) да;

б) нет.

8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?

а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня;

б) я лишь радуюсь за него (нее).

9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как реагируете вы?

а) уходите пораньше под благовидным предлогом;

б) вступаете в спор.

А теперь подсчитайте очки. Запишите по 2 очка за ответы: 1б, 2б, 3б, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а.

От 0 до 4 очков. Вы непреклонны и, простите, упрямы. Возникает впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим во что бы то ни стало. Часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.

От 6 до 12 очков. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Но, безусловно, можете и вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Вы способны иногда, и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли брать за горло тогда, когда можно победить более достойно?

От 14 до 18 очков. Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к достаточно парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы их не одобряете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочны.

- Как вы считаете, что является основой толерантной личности? Исходя из того, что основа толерантной личности – признание права на отличие:

принятие другого человека таким, каков он есть, уважение другой точки зрения;

сдержанность к тому, что не разделяешь;

понимание и принятие традиций, ценностей и культуры представителей другой национальности и веры.

- Помимо обсуждаемого нами понятия ТОЛЕРАНТНОСТЬ имеет место и противоположное понятие - Интолерантность – это неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими людьми; интолерантность проявляется через деструктивное, конфликтное, агрессивное поведение. Интолерантному человеку трудно жить в согласии не только с самим собой, но и с другими людьми.

Проявление интолерантности:

оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;

игнорирование (отказ в беседе, в признании);

негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки – составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, на основе отрицательных характеристик;

этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);

поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу);

преследования, запугивания, угрозы;

расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);

ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавказофобия и др.), религиозных фобий, мигрантофобии (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что «чужаки» вредны для общества, преследование «чужаков»);

национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);

фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);

эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств);

осквернение религиозных или культурных символов;

религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);

изгнание (официальное или насильственное);

 

Заключительная часть.

- Таким образом, толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям.

- Сейчас мне бы хотелось получить от вас обратную связь, но в письменном виде. У меня есть книга пожеланий и впечатлений. Я вам раздам листочки из нее, а затем соберу книжку воедино, очень хотелось бы узнать ваше мнение. Спасибо, с вами было очень интересно и увлекательно.

 

Презентация

 

Фотоотчет

Цель: способствовать формированию установок толерантного сознания у педагогов.

Задачи:

1. Формирование навыков ведения позитивного диалога;

2. Развитие способности к самоанализу, самопознанию;

3. Развитие эмоциональной устойчивости и гибкости.

4. Развитие способности к рефлексии.

Ожидаемые результаты: формирование способности взглянуть на привычные вещи с другой стороны.

Узнаем что-то новое, что-то освежаем в памяти…

Обсуждаем разные мнения!

Немного расслабляемся

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»

Комментарии (2)

Гурьева Валентина Андреевна, 07.11.16 в 23:38 1 Ответить Пожаловаться
Доброго времени суток, Ксения Николаевна! Хорошо продуманное занятие. Спасибо!
Старцева Ксения Николаевна, 08.11.16 в 05:51 0 Ответить Пожаловаться
Здравствуйте, благодарю.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.