12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Виктория149

Тренинговое занятие для замещающих родителей

Тема: «Как помочь ребёнку стать оптимистом?»

Участники: замещающие родители

Цель: обучить родителей техниками и приемами развития оптимизма у ребенка.

Задачи:

- дать представление об оптимизме и том, какими способами и приемами можно развивать оптимизм и позитивное мышление;

- повысить оптимизм родителей и обучить методам формирования позитивного мышления.


Содержание мероприятия:


1.Приветствие. Добрый день, уважаемые родители! Давайте вспомним, какую тему мы рассматривали на прошлом родительском клубе, что наиболее понравилось. (Замещающие родители высказываются)

(Говорили о важности положительной самооценки для развития ребёнка, упражнение «Принять себя каким есть и полюбить», самопринятие, самоуважение и самооценка, зависимость счастья от самооценки личности)

Познакомились с техникой эффективного взаимодействия с детьми «Открытые двери», «Техника «Активное слушание»

Сегодня мы с вами рассмотрим такие понятия как оптимизм и позитивное мышление, познакомимся с некоторыми методами позитивного мышления и узнаем, как можно помочь ребенку стать оптимистом.

Современные исследования убедительно подтверждают высокую степень родства оптимизма и счастья. В представлениях обыденного сознания главной характеристикой счастливого человека, в отличие от несчастливого, является, прежде всего, его оптимизм, то есть вера в лучшее будущее.

Оптимизм - обеспечивает человеку жизнерадостное миросозерцание, веру в людей, их силы и возможности, уверенность в прогрессе общества, веру в собственные силы и возможности как субъекта деятельности.

Оптимист - это не тот, кто всегда ходит с улыбкой, скрывающей мрачные мысли. Это человек с положительным отношением к жизни, которое рождается из энтузиазма и уверенности в себе. Оптимизм - это не столько внушение себе положительных мыслей, сколько та основа, на которой эти мысли базируются.

По последним исследованиям оптимисты живут в среднем на 6 лет дольше, оптимисты в 4,5 раза меньше болеют сердечно-сосудистыми заболеваниями. Оптимисты добиваются больших успехов в карьере, у оптимистов чаще лучше устроена личная жизнь и т. д. Понятно, что лучше мыслить позитивно. Но как это сделать, если постоянно скатываешься в негатив, брюзжание и недовольство окружающим миром? Как научиться мыслить позитивно?

2.Работа в круге. Цитаты об оптимизме (замещающие родители вытаскивают цитаты)

Я не могу изменить направление ветра, но я могу настроить мои паруса и всегда достигать своего назначения.

Джимми дин

Никто не может вернуться назад и начать всё заново, но любой может начать сегодня и сделать новый конец.

Мария Робинсон

Если бы вы поняли, как сильны ваши мысли, вы бы никогда не думали негативно.
Пис Пилгрим

Оптимизм это вера, которая приводит к достижению цели. Ничто не может быть сделано без надежды и доверия.

Хелен Келлер

Оптимист видит розы, а не её шипы, пессимист смотри на шипы, не обращая внимания на розы.

Халиль Джебран

Пессимист видит трудности в каждой возможности. Оптимист видит возможности в каждой трудности.

Уинстон Черчилль

Оптимист – человек, который везде видит зелёный свет, а пессимист – видит только красный останавливающий. По-настоящему мудрый человек страдает дальтонизмом.

Альберт Швейцер

Если вы сломали себе шею, если вам нечего есть, если ваш дом в огне, то у вас есть проблемы. Всё остальное – неудобства.

Роберт Фульгум

Начинайте каждый вид деятельности, без психического признания возможности поражения. Сконцентрируйтесь на своих сильных сторонах, а не на ваших слабостях…. на своих силах, а не проблемах.

Пол Дж. Мейер

Никогда не становитесь пессимистом, пессимист прав чаще, чем оптимист, но оптимист имеет больше удовольствия, но не один не может остановить ход событий.

Роберт Хайнлайн

И оптимист, и пессимист делают вклад в наше общество. Оптимист изобретает самолёт, а пессимист парашют.

Б. Штерн

Место, где процветает оптимизм больше похоже на сумасшедший дом.

Хейвлок Эллис

Оптимист думает, что это лучший из всех возможных миров. Пессимист боится, что это правда.

Роберт Оппенгеймер

Суть оптимизма в том, что он не оценивает настоящее, но это источник вдохновения, жизненной силы и надежды там, где другие смирились, он позволяет человеку держать голову высоко, требовать будущего для себя и не отказываться от него.

Дитрих Бонхерффер

Когда я смотрю вперёд, я очень оптимистичен, по отношению к тем вещам, которые там вижу.

Билл Гейтс

У меня есть свой собственный вариант оптимизма. Если я не могу пройти через одну дверь, я пройду через другую, или же я создам дверь. Что-то потрясающее придёт независимо от того, насколько тёмным представляется настоящее.

Джоан Риверс

Один из самых бесценных подарков, который может получить ребенок от родителей - это умение с оптимизмом относиться к окружающему миру.

Воспитание ребенка оптимистом приводит к тому, что он смотрит в будущее с надеждой, потому что верит: у него хватит навыков и возможностей для решения сложных задач. Ни для кого не секрет, что умение быть оптимистичным - это тот навык, который делает нашу жизнь намного легче.

Оптимизм создает позитивный настрой, который задает совершенно особый образ мышления. Он характеризуется жизнерадостным мироощущением, способностью воспринимать, аккумулировать и распространять только положительные мысли и эмоции.

Основным условием развития оптимизма у ребенка является оптимизм родителей. Вы являетесь примером для формирования модели поведения ребенка — его слов, мыслей, высказываний и реакций на непредсказуемые проблемы. Ваше настроение играет большую роль в формировании чувства оптимизма у ребенка.

Притча. Один очень богатый и влиятельный человек спросил у мудреца: «Что мне нужно отдать, чтобы испытать настоящее счастье и внутреннее спокойствие?» Мудрец ему ответил: «Есть хорошая новость и плохая. Хорошая новость: вам не надо расставаться с вашими вещами. Бедность не приведет вас к счастью. Плохая новость: вам придется поступить еще хуже. Вам придется расстаться с вашим образом мыслей».

Для того чтобы развить в себе оптимизм необходимо развенчивать и опровергать пессимистические мысли. И если вы научитесь этому, то сможете научить и ребенка.

Как только почувствуете, что впадаете в пессимистическое настроение, воспользуйтесь методом под названием «Фа-Мы-Ре-До-Э». Здесь «Фа» — фактическая реальность, «Мы» — ваши невеселые мысли по этому поводу, «Ре» — результат этих мыслей, «До» — доводы спокойного разума, «Э» — энергетическая встряска. Посмотрите, как, осознавая все важные компоненты неприятного события, можно развеять упаднические настроения и взбодриться.

Также очень полезно бывает спорить с собой. Чтобы тысячи негативных мыслей, возникающих ежедневно, не погубили нас, нам нужно научиться от них избавляться.

3.Ознакомление с существующими четырьмя способами сделать опровержение пессимистических мыслей убедительными.

Где доказательства?

Наиболее надежный способ опровергнуть пессимистические доводы — показать, что они не соответствуют действительности. Запомните, что ваши мысли не всегда правдивы. Не верьте всему, о чем думаете. Задавайте вопросы вашим мыслям: «Правда ли это? Знаете ли вы это наверняка? Как вы реагируете, когда верите в эту мысль? Каким бы вы были без этой мысли?»

Альтернативные объяснения

Почти все, что с нами происходит, обусловлено не одной, а множеством причин. Чтобы установить, насколько верны ваши подозрения, взвесьте все возможные причины. Подумайте и о том, что зависело от вас, и о специфических обстоятельствах, и о не зависящих от вас факторах. Возможно, отыскивая истинное объяснение неудачи, вам придется поломать голову и кардинально изменить первоначальную позицию. Помните: пессимистам свойственно фокусироваться на самой неприятной для себя причине вовсе не потому, что тому есть основания, а по складу характера. Нужно избавиться от этой вредной привычки и всегда находить как можно больше альтернативных, внушающих надежды объяснений.

Предлагаем вам проделать небольшое упражнение, которое поможет понять, что в любые ситуации можно трактовать по-разному. Это упражнение лучше делать в семейном кругу.

4. Упражнение в группе. «Хорошо-плохо». (Данное упражнение можно выполнять дома с детьми)

Ведущий начинает упражнение любым высказыванием, сопровождая его оценкой и обоснованием оценки. Например, «Сегодня хорошая погода. И это хорошо, потому что у всех приподнятое настроение». Следующий по кругу участник берет предыдущее обоснование в качестве основной фразы и дает ему противоположную оценку, в свою очередь обосновывая ее: «У всех приподнятое настроение, и это плохо, потому что отвлекает от работы». «Отвлекает от работы – и это хорошо, потому что …» - продолжает следующий, и так до того момента, пока всем не станет очевидно, что позитивная оценка явлений и событий гораздо приятнее, чем негативная. Результатом выполнения упражнения является веселое настроение всей семьи и развитое умение находить позитив.

Разбор последствий

Однако жизнь устроена так, что порой и факты свидетельствуют не в нашу пользу, и самые худшие опасения сбываются. В подобных случаях спросите себя: ну и что? Каковы последствия того, что произошло?

Напрасные переживания

Подумайте, разумно ли до бесконечности твердить себе, что мир несправедлив? А вот поразмыслить о способах уберечься от повторения ошибок - очень полезно. Даже если сейчас вам действительно есть от чего грустить, прикиньте, нельзя ли изменить ситуацию и как это сделать.

Попробуйте этот метод критического анализа пессимистических мыслей на практике. Предложить родителям выбрать, скажем, пять неприятных происшествий последнего месяца. Проанализировать свое настроение, оцените объективные последствия и вспомните, какие мысли приходили вам в голову.( родители высказываются) Помните: побеждая отрицательные эмоции, мы подпитываем себя энергией.

5.Упражнение «Отпускаем негативные мысли».

Возьмите ручку. Теперь крепко зажмите ее в руке. Ручка символизирует ваши мысли и чувства, а рука - ваше сознание. Заметьте, что, несмотря на то, что сжимать ручку не вполне удобно, через какое-то время вы привыкаете, и вам кажется это нормальным. Уже попробовали? Таким же образом ваше сознание крепко держит ваши мысли и чувства, и в конечном итоге вы привыкаете к этому и даже не осознаете. Теперь разожмите руку и покатайте ручку по ладони. Заметьте, что ручка не приклеена к ладони. Вы не являетесь вашими мыслями и чувствами. Теперь переверните руку и отпустите ручку. Что произошло? Ручка упала на пол.

Это было трудно? Нет, вы просто перестали держать ее. Вот что значит «отпустить». У нас настолько сильное стремление удерживать возле себя негативные мысли и чувства, что это проявляется даже в том, как мы говорим. Когда мы ощущаем грусть, мы говорим «мне грустно», когда мы несчастливы, говорим «я несчастлив». Мы все время убеждаем себя в том, что привязаны к нашим мыслям и чувствам. Однако это не так. Мы можем избавиться от этого. Задавайте себе мысленно вопросы: «Могу я отпустить это чувство?»; «Готов ли я отпустить их?»; «Лучше, чтобы это чувство осталось со мной, или лучше, чтобы я освободился от него?».

Помните, что освобождение - решение, которое вы можете принять и осуществить в любой момент.

Еще один путь развития оптимизма – это наполнение себя радостью и умением замечать позитивные стороны событий. Это хорошо иллюстрирует следующая притча.

«Один старый индеец рассказал своему внуку о борьбе, которая происходит в душе человека. Он сказал: — «Малыш, в нас борются два волка. Один представляет собой Несчастье — страх, тревогу, гнев, зависть, тоску, жалость к себе, обиду и неполноценность. Другой волк представляет Счастье — радость, любовь, надежду, безмятежность, доброту, великодушие, истину и сострадание». Маленький индеец на несколько мгновений задумался, а потом спросил: — «А какой волк в конце побеждает?» Старый индеец ответил просто: — «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

Из-за врожденной склонности лучше запоминать нега­тивные мысли, чувства и переживания, чем позитивные, мы часто кормим не того волка. Когда наш мозг представляет собой тефлоновую поверхность для положительных эмоций, счастье с нее просто «соскальзывает». Чтобы стать счастливее, вам нужно немного «уравнять счет», для этого настраивайте себя на радость.

Чтобы настроить себя на радость, старайтесь замечать и запоминать приятные переживания. Первое, что вы должны сделать, это сознательно решиться на их поиски.

6.Поиграйте с собой в такую игру. Замечайте все позитивные события вашей жизни(замещающие родители проговаривают) любые положительные мысли, все, что вы видите, чувствуете, слышите, пробуете на вкус. Приятные запахи, которые вы учуете; победы, которые вы одержали; достижения в понимании чего-либо; проявления ваших творческих способностей - это могут быть самые разные вещи. Такое стремление замечать хорошее приводит в действие ретикулярную активирующую систе­му, группу клеток в стволе головного мозга, отве­чающую за сортировку большого количества поступающей информации и донесение важных данных до нашего внимания. Случалось с вами когда-нибудь, что вы покупали машину и начинали замечать эту марку машины повсюду?

Один из самых эффективных способов настроить себя на радость - это опираться на мысль, которая делает вас счастливее. Когда в следующий раз вы столкнетесь с затруднительной ситуацией, дающей толчок негативным мыслям и неприятным чувствам, найдите правдивую мысль, которая заставит вас почувствовать себя лучше, и положитесь на нее.

Радость обостряет восприимчивость к миру, позволяет восхищаться и наслаждаться им. Радостный человек видит мир в его красоте и гармонии, что определяет сопричастность, принадлежность личности к окружающей действительности. Человек, оперирующий только положительными мыслями, склонен к распространению чувств доброты, любви, счастья, терпимости, сотрудничества.

Для повышения оптимизма и позитивного мышления необходимо уметь справляться с трудными ситуациями и всегда находить выход. Негативные события, происходящие с вами, воспринимать как урок в жизни или подарок судьбы.

Недаром в народе говорят: «Не было бы счастья, да несчастье помогло», «Нет худа без добра». Постарайтесь взглянуть на сложившиеся обстоятельства с другой точки зрения, подумайте, какие позитивные моменты можно в них найти. Почаще себе повторяйте и внушайте ребенку: «Всё, что ни делается – всё к лучшему».

Предлагаем вашему вниманию две техники, которые могут помочь в решении проблем.

7.Техника «Баланс»

Разделите лист на две части, в левой колонке напишите все минусы рассматриваемой ситуации, в правой – все ее плюсы. Это обусловлено тем, что в нашем подсознании, прошлое зрительно расположено слева, а будущее – справа. Располагая минусы слева, мы подсознательно фиксируем, оставляем их в прошлом. А плюсы справа ориентируют нас на позитивное будущее. Почему такой простой прием действует? Дело в том, что негативные эмоции в принципе сильнее позитивных, поэтому даже минимальное количество негативных событий субъективно воспринимается как преобладающее. «Все ужасно» - кажется нам. Создав на листе объективную картину происходящего, мы доводим до своего сознания, что на самом деле все совсем не так.

8.Техника «Оттолкнуться от дна»

Что делает тонущий человек? Изо всех сил пытается выгрести на поверхность. Он задыхается, бьет по воде руками, барахтается, кричит, теряя последние силы и запас воздуха. Если под человеком десятки метров воды, у него нет другого выхода, кроме как пытаться держаться на поверхности. Скорее всего, ему нужна помощь, чтобы спастись. Но если до дна 2 - 3 метра, то лучшее, что он может сделать, задержать дыхание и уйти вниз. Достав ногами до дна, нужно оттолкнуться и, используя инерцию этого толчка, выйти на поверхность.

Подобная ситуация происходит и в сознании человека, когда его одолевают негативные переживания. Если глубина его горя велика, то попытка «достигнуть дна» может кончиться трагически. Однако в большинстве конкретных ситуаций – дно совсем близко, мы просто боимся уйти с поверхности и отчаянно барахтаемся, воображая под собой неведомые глубины собственных переживаний.

Как оттолкнуться? Необходимо додумать до конца ответ на вопрос «что самое плохое, что может произойти в этой ситуации?» Например, человек панически боится потерять работу. Эта техника поможет ему увидеть «дно» этой ситуации. Это может быть другая - тяжелая, нелюбимая, неприятная - работа; смена квартиры на худшую, переезд в другой город и т. д. Как правило, оказывается, что ни одно из этих последствий не смертельно и не заслуживает того отчаяния, которое испытывает человек первоначально. Особенно, если сравнить их с возможными последствиями самих переживаний, которые могут привести к инсульту, инфаркту, потере здоровья, инвалидности, развалу семьи, авариям и другим, страшным и весьма вероятным следствиям паники и стресса.

Когда ваш ребенок будет впадать в уныние и проблемы будут казаться неразрешимыми, вы можете его обучить этим техникам. Также эффективным методом являются рассказ притч, метафор, которые побудят его задуматься. Иносказательно информация легче проникает в сознание.

Вспомните сказку про лягушат, упавших в банку со сливками. Помните? Один лягушонок сдался и утонул, а второй продолжал бороться – в результате его усилий сливки превратились в масло, и он с легкостью выбрался. Это, видимо, придало ему еще больше уверенности – после он неоднократно выбирался из самых различных ситуаций. Например, однажды он застрял в колее. Никто не верил в его спасение, друзья, плача, ушли домой. Но, когда они утром пришли, чтобы забрать его бездыханное тело, он был жив, здоров и свободен. «Как?» - изумились они. «Очень просто, - как всегда жизнерадостно ответил он, - появился грузовик, и я должен был выбраться».

Тематически удачно подобранные притчи и эффективно влияют на представления ребенка и научат его не сдаваться в трудных ситуациях.

Вот одна из таких притч. «Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель, я вынужден сообщить тебе печальную весть – ты потеряешь одного за другим всех своих близких!» Это слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя. Тот, выслушав сон, сказал: «Я счастлив, сообщить тебе радостную новость – ты переживешь всех своих родных!» Властелин был обрадован и щедро вознаградил толкователя. Придворные очень удивлялись: «Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой предшественник!» На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Очень многое зависит не от того, что сказать, а от того, как сказать».

Мораль: по сути - сказано одно и то же, но по форме разное. Все что нас окружает, может быть проинтерпретировано с совершенно противоположных позиций. Ваша задача в развитии оптимизма у ребенка состоит в том, чтоб самому научиться смотреть на неприятные события с позитивной точки зрения и научить этому ребенка. Внушайте ребенку, что у него все получится, вселяйте уверенность в себе. У детей, постоянно чувствующих родительскую поддержку, больше веры в себя.

И еще одна история, которую вы с удовольствием прочтете своим детям.

Однажды лягушонок упал в глубокую яму. Конечно, он тут же начал карабкаться наверх – ведь он был позитивный лягушонок. Его друзья стояли у края ямы. Сверху им было хорошо видно, как глубока яма, как гладки ее отвесные стены и как безнадежны усилия их друга. «Перестань! - кричали они ему, - не трать силы! у тебя все равно ничего не получится!». Но лягушонок продолжал карабкаться. Он падал, поднимался и начинал вновь. «Ты все равно погибнешь! – плакали друзья, - не надо так себя мучить!». Они махали ему, пытались докричаться, а он все не оставлял своих попыток. Наконец, он смог продвинуться чуть вверх, нащупал уступ, схватился за случайную травинку и – выпрыгнул! Он тут же бросился к изумленным наблюдателям. «Друзья! – закричал он, – спасибо вам! Я видел, как вы старались мне помочь! Я не мог услышать ваших советов – слова уносил ветер, но ваша поддержка спасла меня. Без нее, без вашей веры в меня, я никогда бы не смог спастись!»

9. Заключительная часть (обратная связь: Что нового для себя подчеркнули? (каждый высказывается по желанию)



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.