12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гнездилова Татьяна Викторовна45
Люблю свою работу
Россия, Курская обл., г. Обоянь
2

Тренинговое занятие на развитие лидерских качеств "Что такое быть лидером"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОБОЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»




Тренинговое занятие на развитие лидерских качеств

"Что такое быть лидером"













                                             Подготовила: педагог – психолог Гнездилова Т.В.


Обоянь

Цель: создание условий для раскрытия лидерского потенциала старшеклассников, освоения ими активного стиля общения, умения убеждать.


Задачи:

•        Развивать коммуникативные способности, умение и желание разнопланового и бесконфликтного общения со сверстниками.

•        Развивать саморазвитие, самоконтроль, умения рефлексии.

•        Обогатить психологический словарь участников новыми понятиями – ЛИДЕР, ХАРИЗМА, АУТСАЙДЕР. Использовать их в своём опыте руководства группой.

•        Формировать активность, ответственность, инициативу и лидерские качества.

Ход занятия

Вступление.

Мы собрались сегодня, чтобы поговорить на тему "Лидер и лидерские качества".У вас будет возможность проявить лидерские качества, поупражняться в умении убеждать – навыке, необходимом для лидера. Чтобы немного разогреться, давайте поиграем в начале занятия?

1.Игра «Паутинка»

Встанем в круг. Наша игра называется "Паутинка". Каждый стоящий берётся двумя руками за верёвку. А теперь надо переместиться, запутаться. Но помните, что запутавшись, обычно приходится находить способ распутаться!

А теперь пришло время распутать "паутинку"! Сколько времени это займёт?

Отлично! Вы удачно разрешили свою трудную ситуацию! Из любой самой неразрешимой на первый взгляд ситуации есть выход!

А теперь эта же игра, но с усложнением! Найдётся ли тот, кто захочет САМ распутать нашу паутинку? Игра повторяется, участники запутываются. А один из ребят распутывает. Оглашаем время, за которое ребята справились.


Вопросы к "лидеру":

-Трудно ли было решиться распутывать «паутинку»?

-Часто ли ты проявляешь инициативу и активность?

-Помогает ли тебе это в жизни?

-Даже самые трудные жизненные ситуации можно распутать, правда?



2.Беседа о лидерстве.

-Лидер – это какая личность? ( сильная, авторитетная)

-Какая роль у лидера группы? ( принимающая решение, организующая, объединяющая)

-Какая основная функция лидера? ( влиять, вдохновлять, двигать )


Ли́дер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.


В психологии приняты различные классификации лидеров:

• по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель);

• по характеру деятельности (универсальный лидер и ситуативный лидер);

• по направленности деятельности (эмоциональный лидер и деловой лидер).


Различают:

• формальное лидерство — процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;

• неформальное лидерство — процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.


Выделяют стили лидерства:

Авторитарный — установление жёсткой дисциплины, чёткое распределение обязанностей, лидер не вступает в дискуссии, не прислушивается к мнению группы, навязывает свое мнение.

Демократичный — лидер советуется с коллегами, прислушивается к их аргументам, поощряет их инициативу, ориентируется на мнение группы, часть полномочий делегирует другим членам группы.

 Либеральный — лидер не предъявляет никаких требований к членам группы, ни на что не настаивает, принимает все предложения членов группы, не конфликтует. Группа практически не организованна, разобщена, функциональные обязанности в группе распределяются хаотично.


3.Тест «Лидер ли я?»

Инструкция к тесту: “Внимательно прочтите каждое из десяти суждений и выберите наиболее подходящий для вас ответ в буквенной форме. Работая с опросником, помните, что нет ни плохих, ни хороших ответов. Немаловажным фактором является и то, что в своих ответах надо стремиться к объективности и записывать тот ответ, который первым приходит в голов”.

Тестовый материал:

1. Что для вас важнее в игре?

А) Победа.

Б) Развлечение.

2. Что вы предпочитаете в общем разговоре?

А) Проявлять инициативу, предлагать что-либо.

Б) Слушать и критиковать то, что предлагают другие.

3. Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частные споры, не оправдываться?

А) Да.

Б) Нет.

4. Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно?

А) Да.

Б) Нет.

5. Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас?

А) Да.

Б) Нет.

6. В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой, придумываете что-либо такое, что интересно другим?

А) Да.

Б) Нет

7. Умете ли вы скрывать свое настроение от окружающих?

А) Да.

Б) Нет.

8. Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие?

А) Нет.

Б) Да.

9. Удается ли вам в разговоре, дискуссии, убедить, привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?

А) Да.

В) Нет.

10. Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать советы) других?

А) Да.

Б) Нет.

Обработка и интерпретация результатов теста:

Подсчитать общее количество “А” и “B” ответов.

•        Высокий уровень лидерства - А = 7-10 баллов.

•        Средний уровень лидерства - А = 4-6 баллов.

•        Низкий уровень лидерства - А = 1-3 балла.

Преобладание ответов “B” свидетельствует об очень низком или деструктивном лидерстве.


4.Упражнение «Круг и Я»

Для этого упражнения требуется смельчак-доброволец, готовый первым вступить в игру. Группа образует тесный круг, который будет всячески препятствовать попаданию в него нашего доблестного добровольца. Ему же даётся всего три минуты, чтобы силой убеждения (уговорами, угрозами, обещаниями), ловкостью (пронырнуть, проскользнуть, прорваться, в конце концов), хитростью (посулы, обещания, комплименты), искренностью убедить Круг и отдельных его представителей впустить его в центр круга.

Наш герой отходит от круга на два-три метра. Все участники стоят к нему спиной, сжавшись в тесный и сплочённый круг, взявшись за руки. Начали!

- Спасибо за смелость. Кто следующий готов помериться с Кругом интеллектуальными силами? На старт. Начали!

В конце упражнения обязательно обсуждаем стратегию поведения наших игроков. Как они вели себя во время тренинга и как поступают в обычных житейских ситуациях?


5.Упражнение «Без командира»

Нередко нам приходится встречаться с людьми, которые, кажется, только и ждут, чтобы ими руководили. Их кто-то обязан организовывать, направлять, так как проявить собственную инициативу (и затем отвечать за свои решения и поступки) люди подобного типа боятся. Есть и другой тип – неуёмные лидеры. Эти всегда знают, кто и что должен сделать. Без их вмешательства и заботы “мир непременно погибнет!”. Понятно, что и мы с вами принадлежим либо к ведомым, либо к лидерам, либо к какой-то смешанной – между тем и другим типом – группе.

В задании, которое вы попробуете сейчас выполнить, тяжело придётся и явным активистам, и крайним пассивистам, потому что никто и никем не будет руководить. Абсолютно. Весь смысл упражнения в том, что при выполнении той или иной задачи каждый из участников сможет рассчитывать исключительно на свою смекалку, инициативу, на свои силы. Успех каждого станет залогом общего успеха.

Итак, с этой минуты каждый отвечает только за себя! Любой контакт между участниками запрещён: ни разговоров, никаких знаков, ни хватания за руки, ни возмущённого шипения – ничего. Работаем молча, Максимум – взгляд в сторону партнёров: учимся понимать друг друга на телепатическом уровне!

- Прошу группу построиться в круг. Каждый слышит задание, анализирует его и пытается решить, что ему лично предстоит сделать, чтобы в итоге группа максимально точно и быстро встала в круг.

Очень хорошо! Вы обратили внимание, что у некоторых прямо руки чесались, так хотелось кем-нибудь поуправлять. А кто-то из вас стоял в полной растерянности, не зная, что предпринять и с чего начать. Продолжим тренировать личную ответственность.

- Постройтесь, пожалуйста:

- в колонну по росту

- в два круга

- в треугольник

- в шеренгу по росту

- в четыре колонны с одинаковым количеством участников

- в шеренгу от самых светлых до самых тёмных волос

В живую скульптуру Звезда, Медуза, Черепаха.

Обсуждение.

- Скажите, можно ли было это упражнение назвать тестом на лидерство и почему?

- Кто из вас лидер по натуре?

- Легко ли вам было отказаться от руководящего стиля поведения?

- Каковы были ощущения людей, которые привыкли быть ведомыми?

 - Тяжело остаться вдруг без чьих бы то ни было советов, указаний?

- Как вы понимали, верны ваши действия или ошибочны?

- Понравилось ли вам отвечать за себя и самостоятельно принимать решения?


6.«Путешествие с дикими гусями»

Участники группы получают текст: “Дикие гуси летят особым “строем” - клином. Стаю ведёт вперёд вожак, который является вершиной птичьего клина, на нём же - основная тяжесть полёта – почему?

Дело в том, что строй гусиной стаи отличается особой организацией. Клин позволяет гусям, следующим за вожаком, экономить физические силы. Каждому из гусей удаётся сохранить расход его собственной физической энергии за счёт работы крыльев его соседей. Каждая птица летит так, чтобы присоединиться к остальным, - в едином ритме. Это делается для того, чтобы энергетическое поле стаи увеличивалось движением каждой птицы. Гуси обмениваются энергией не только друг с другом, но и с энергетическим полем всего воздуха.

Размах крыльев соседа создаёт благоприятное аэродинамическое поле для летящего гуся: подсчитано, что полёт в стае сохраняет до 70% энергии в сравнении с полётом птицы-одиночки!!! Если во время перлёта одна из птиц отклоняется от чёткой линии клина, она немедленно начинает чувствовать на себе увеличившееся сопротивление воздуха. Тогда этот гусь торопится вернуться на своё место, “подправить” линию полёта.

Гуси, которые в дальнем полёте могут потерять до 30% своего веса, сохраняют таким образом свои физические силы для длительного путешествия.

Когда вожак устаёт, он выходит из вершины клина и занимает своё место в конце стаи. На место вожака заступает один из следовавших за ним гусей, который благодаря вожаку стаи мог до сих пор экономить свои физические усилия… Если же какая-то из птиц не имеет сил продолжить полёт, она опускается. Но всегда вместе с ней остаётся один из стаи – для защиты и помощи”.

- Что интересного вы видите в повадках гусей?

- Чем объясняется эффективность гусиного клина?

- Чувствуете ли вы себя в группе так же уверенно и защищено, как гусь в стае?

- Может ли твоя стая долететь до цели? Почему?

- Кто по вашему мнению, готов при необходимости занять место во главе стаи? Что позволяет вам так думать?




7.Упражнение «Десять шагов до цели»

- Ребята, давайте вспомним, какие качества личности присущи лидеру?

Сейчас мы попытаемся образно и зримо выразить их. Приглашаю из круга ко мне 3 человека. Один будет изображать зовущую цель. А два человека будут приближаться к "цели" по мере того, как развиты у вас эти качества лидера. Если вы считаете, что ЭТО качество у вас развито хорошо, то делайте большой уверенный шаг! Если ЭТО качество развито не очень сильно, то делайте шаг короче … Упражнение называется «Десять шагов к цели".


(Участники, оставшиеся в кругу, определяют рейтинг развития своих лидерских качеств в опорном конспекте) У вас напротив каждого качества шкала от 0 до 10 баллов. Чем лучше развито ваше качество, тем выше балл вы себе ставите!

(Вслух называются качества и 2 участника "идут к цели")

Эти качества и есть ХАРИЗМА, дары лидера! То, что привлекает к нему и увлекает за ним!


1. Уверенный в себе

2. Интеллигентный

3. Рациональный

4. Трудолюбивый

5. Заслуживающий доверие

6. Самоотверженный

7. Активный, инициативный

8. Надёжный

9. Общительный

10. Весёлый, с чувством юмора


Вопросы к участникам, дошедшим до "цели" :

-Как себя чувствуешь, дойдя до цели?

-Хотелось бы и в жизни достичь своих целей?

У нас есть возможность быстрее идти к цели и стать успешнее! Для этого нужно осознание, нужно желание и стремление!


На самом деле ЛИДЕР наделён и многими другими качествами, которые помогают ему преодолевать трудности, идти вперёд, невзирая на проблемы, вести за собой людей, влиять, вдохновлять, менять мир! Обращайте внимание на то, что помогает человеку стать успешным, эффективным лидером!

Лидер – не пассивная, отстранённая гениальная личность, а активно преобразующая мир личность. Дела, идеи лидера часто остаются в истории на века, или навсегда. Но даже если дело лидера изменило одну маленькую группу людей – это уже большая заслуга, вклад в их жизни!


8.Заключение.

- Понаблюдайте за собой, какие лидерские качества у вас проявляются ярче всего? Понаблюдайте за однокурсниками, у кого лидерские качества так же сильны? Заняты ли они в группе? Чем можно было бы их еще занять в соответствии с их интересами и талантами? Попробуйте привлечь к общей работе аутсайдеров – не принятых ребят, у кого лидерских качеств явно не видно, тех, кто обычно сидит «серой мышкой» в коллективе, увидеть их таланты и способности, задействовать их вместе с собой в поручениях !


Мне было приятна ваша активность и участие. Мы освоили несколько новых понятий – лидер, харизма, аутсайдер. Думаю, что будете использовать их в своей речи, наблюдать за собой, развивать себя!


СПАСИБО ВСЕМ ЗА УЧАСТИЕ!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.